Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 01.03.1996 № 63
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 31.08.1996, № 8, ст. 534


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 04.06.2003 № 133.
   ------------------------------------------------------------------

Действие Программы, утвержденной данным документом, было продлено на 2001 - 2005 годы Указом Главы РК от 23.10.2000 № 437.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 1 марта 1996 г. № 63

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

В целях обеспечения ведения государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и иную прочно связанную с ними недвижимость, защиты прав граждан и юридических лиц, осуществления государственного контроля за использованием земель, своевременного и полного сбора платежей за землю постановляю:
1. Утвердить республиканскую программу "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Республики Коми" согласно приложению.
2. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми совместно с научно - техническим центром АГИКС Республики Коми обеспечить соответствие Программы целям и задачам формирования автоматизированной геоинформационной кадастровой системы Республики Коми, предусмотрев создание единой республиканской информационной сети и установив перечень показателей, необходимых для создания комплексного территориального кадастра природных ресурсов и единой системы экологического мониторинга.
3. Министерству финансов Республики Коми обеспечить финансирование Программы в пределах фактического поступления средств централизации земельного налога и арендной платы за землю в республиканский бюджет Республики Коми, предусмотренных на ведение земельного кадастра.
4. Рекомендовать главам администраций городов и районов рассмотреть вопросы финансирования работ по созданию кадастровых планов и карт, созданию базы данных о земельных участках и автоматизированного ведения государственного земельного кадастра территории районов и городов за счет средств земельного налога, остающихся в распоряжении местных бюджетов.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 1 марта 1996 г. № 63

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА
ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Введение. Основания для разработки и реализации Программы.

Республиканская программа "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Республики Коми" (ГАС ЗК) является составной частью единой федеральной целевой программы "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Российской Федерации" разработана на основании и во исполнение:
Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР";
Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. № 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов правах на недвижимость";
Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
Постановления Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 "О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР";
Постановления Совета Министров Республики Коми от 16 сентября 1992 г. № 403 "О совершенствовании ведения земельного кадастра в Республике Коми".
Программа предусматривает разработку, создание и развертывание автоматизированной системы ведения земельного кадастра, как государственной информационной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию нового типа земельных отношений, основанных на многообразии форм собственности на землю, и поддерживающей функционирование современного механизма общественного производства.
По содержанию Программа включает взаимоувязанные правовые, научно - технические, производственные, землеустроительные, экономические и организационно - управленческие мероприятия, обеспечивающие эффективное действие автоматизированной системы в республике и государстве в целом.

1. Концепция Программы

1.1. Современное положение в области ведения государственного земельного кадастра в стране

Государственный земельный кадастр (ГЗК) и, в первую очередь, его главная часть - земельный реестр, является основой создания других государственных отраслевых кадастров природных ресурсов и многоцелевой информационной системы, включающей налоговый реестр, реестр зданий, сооружений и коммуникаций, реестр закладных и т.п. Комплекс ГЗК в его автоматизированном виде по своей сути является государственной информационной инфраструктурой, обеспечивающей наряду с другими действующими инфраструктурами - транспортом, связью, энергетикой - функционирование механизма общественного производства.
Начало становления нового, автоматизированного типа земельного кадастра в Российской Федерации было положено Законом РСФСР "О земельной реформе" и Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". В развитие этих документов республиканская Программа проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30, возложила ответственность за разработку и создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра (ГАС ЗК) на Российский центр по научному обеспечению земельной реформы (РосНИЦ "Земля"), образованный на основании этого же постановления Правительства. Однако из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов Программа была реализована только частично, затем необходимые ассигнования на эти цели перестали выделяться, и она была закрыта.
Несмотря на это, работы по созданию единой российской системы земельного кадастра в структуре Роскомзема активно продолжались. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. № 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" явились новыми основополагающими актами по разработке и созданию единой системы государственного земельного кадастра Российской Федерации, включая систему его автоматизации.
Этими документами установлено, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе на всей территории страны и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Организация ведения ГЗК, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ней недвижимость возложены на Роскомзем, которому было предложено совместно с Госкомимуществом России представить проект поземельной книги. Правительством Российской Федерации было утверждено Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра и определен период для осуществления поэтапного перехода на автоматизированную технологию.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 утверждена форма свидетельства, удостоверяющего право собственности на земельный участок и служащего основанием сделок купли - продажи, залога, аренды и иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (от 16 февраля 1995 г.) подчеркнута острая необходимость разработки современного земельного законодательства, как основы легализации рынка земли и его государственного регулирования.
До настоящего времени не принят главный документ, регламентирующий земельные отношения в обществе - новый Земельный кодекс Российской Федерации. В то же время основной специальный законодательный акт земельного законодательства - Земельный кодекс РСФСР (1991 год), морально устарел и не может далее играть роль кодификационного законодательного акта в данной сфере по следующим причинам:
будучи разработанным в 1990 году, он не мог не быть ориентирован на существовавшие в то время, оставшиеся по наследству от СССР экономическую, политическую, идеологическую и правовую системы;
с момента его принятия в названных системах произошли изменения (признаны объективно существующие экономические отношения собственности, идут процессы демонополизации собственности на основные средства производства, землю и другие природные ресурсы, формирование частного сектора в экономике вообще и в сельском хозяйстве в частности);
изменилась политическая система общества;
на принципе разделения властей перестраивается система законодательных, исполнительных и судебных органов;
принята новая Конституция, новый Гражданский кодекс Российской Федерации;
отразить эти изменения в старом кодексе нельзя как из-за его концептуальных особенностей, так и по техническим и юридическим причинам;
в Земельном кодексе РСФСР 37,8 проц. статей полностью и 5,5 проц. статей частично (всего 43,3 проц. статей) не действуют (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287).
Аналогичная ситуация сложилась в земельном законодательстве Республики Коми, которое не может развиваться в отрыве от российского.
Все отношения, связанные с ускорением и углублением земельной реформы, урегулированы сегодня преимущественно указами Президента Российской Федерации. В большинстве своем они носят характер политических документов, в ряде случаев содержат определенные противоречия.
Отсутствует база для проведения очевидно назревших работ по обновлению массива нормативно - правовых актов земельного законодательства, приведению их в соответствие с изменяющимися экономическими и политическими условиями, по их систематизации и новой кодификации.
В связи с этим не создана основа экономической системы управления земельными ресурсами, сохраняется неопределенная ситуация в реализации прав граждан на общую, совместную и общую долевую собственность на землю, практически не регулируются взаимоотношения федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на землю, нет закона об ипотеке и целого ряда других законодательных и необходимых подзаконных актов. Все это в значительной мере усложняет и сдерживает процесс развертывания государственной автоматизированной системы земельного кадастра России.

1.2. Изучение и анализ международного опыта создания и ведения земельного кадастра

Отсутствие российского опыта в создании и ведении современного земельного кадастра, особенно в области защиты прав собственности на землю и недвижимость, обусловило необходимость систематизированного изучения особенностей функционирования и анализа использования передовых зарубежных систем, и прежде всего в Европе. В этой связи были установлены контакты с национальными кадастровыми службами Швеции, Дании, Германии, Италии, Финляндии, Испании, Австралии, Канады, Новой Зеландии и др., оказавшими большую помощь в понимании сложностей решения поставленных задач и, что особенно важно, указавшими на возможные ошибки при разработке методологии ведения земельного кадастра, которых не избежали многие европейские страны.
По результатам предварительных исследований руководством Роскомзема было принято решение о проведении в рамках двухсторонних соглашений с участием иностранных специалистов работ по созданию действующих моделей земельного кадастра на примере небольших, типичных российских районов. Первое такое соглашение было заключено между Роскомземом и национальной земельной службой Швеции в середине января 1993 г. В качестве полигона был выбран Чудовский район Новгородской области. Успешное завершение этого пилотного проекта имело большой отечественный и международный резонанс. Затем последовали проекты с участием Дании, Германии, Канады, США и других стран.
Одновременно изучались особенности различных систем земельного кадастра развитых стран. В результате проведенных исследований принято решение о создании национальной системы земельного кадастра, отражающей особенности практики, традиций и законодательства России.
В течение более чем двухлетней совместной деятельности была разработана и испытана в разных вариантах модель регистрационной части кадастра Российской Федерации, технологически обеспечивающая защиту прав собственников на землю и недвижимость. Подготовлены проекты нормативно - правовых актов для поддержания системы земельного кадастра, организовано и проведено обучение технологиям кадастровых работ более 300 российских специалистов, создано, оснащено необходимым оборудованием и введено в эксплуатацию 11 кадастровых бюро в разных районах России. Эти работы выполнялись за счет грантов различных стран.
Анализ картографического обеспечения кадастра показал настоятельную необходимость полной замены существующей технологии топографо - геодезических работ и перехода к цифровым методам получения, обработки и представления кадастровых данных. Учитывая значительный объем разовых вложений в отрасль для модернизации технологических процессов, Роскомзем предпринял шаги к получению долгосрочного льготного кредита от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) под гарантии Правительства Российской Федерации. В результате более чем полуторагодичных переговоров разработан проект займа, получивший название "ЛАРИС", и подписано кредитное соглашение между Правительством Российской Федерации и МБРР.
В рамках этого проекта обновляются технологии 6 картографических предприятий Роскомзема, оснащаются программно - техническими комплексами кадастровые бюро в 100 районах России и проводится крупномасштабное обучение персонала. Московское картографическое предприятие Роскомзема оборудуется новой техникой и технологией за счет гранта, выделенного Правительством Швейцарии. Помимо этого, с помощью национальной земельной службы Швеции сформированы и полностью оснащены необходимым оборудованием Северо - Западный международный кадастровый учебный центр и Северо - Западный сканерный центр, расположенные в Новгороде.
Итогом изучения и освоения международного опыта стала разработанная в РосНИЦ "Земля" технология регистрации прав граждан и юридических лиц на землю и прочно связанную с ней недвижимость в качестве первоосновы земельного кадастра. Разработан проект Федерального закона "О регистрации прав на недвижимость", и подготовлены соответствующие программные средства и методические рекомендации по организации этого процесса в рамках земельных комитетов. В частности, решена проблема автоматизированного ведения системного журнала, в котором хранятся сведения о том, кто и когда ввел или изменил кадастровую информацию, то есть фиксируются обращения к базе данных.
На территории России (Новгородской, Пермской, Мурманской, Калининградской, Московской, Ярославской, Новосибирской и ряде других областей) проводятся широкомасштабные исследования, связанные с моделированием функционирования автоматизированной системы земельного кадастра на различных административных уровнях. Опыт пилотного проектирования будет учтен при разработке системного проекта ГАС ЗК.
В прошедшем году начато оснащение программно - техническими комплексами регистрации кадастровых бюро городских (районных) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. На основе итогов открытого конкурса на поставку средств вычислительной техники для ведения земельного кадастра оснащены программно - техническими комплексами и начали действовать первые 200 кадастровых бюро. Установленные комплексы используются сотрудниками земельных комитетов для организации выдачи в автоматизированном режиме свидетельств на право владения землей и наполнения земельно - кадастровых баз данных.
Тем не менее в настоящее время создание автоматизированной системы земельного кадастра Российской Федерации сдерживается по целому ряду объективных причин, в первую очередь, из-за отсутствия необходимой законодательной базы и сложностей экономического характера, связанных с общей ситуацией в стране.

1.3. Цели и задачи Программы. Направления реализации

Кадастр является основой функционирования цивилизованного рынка земли и недвижимости любого государства и в конечном итоге позволяет эффективно осуществлять государственную политику в области земельных отношений.
Цель Программы - разработка и развертывание государственной автоматизированной системы земельного кадастра, обеспечивающей на всей территории Российской Федерации проведение единой национальной политики в области земельных отношений.
Республиканская программа "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Республики Коми" направлена на формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей интересы государства, органов государственной власти, отраслей экономики и населения республики информацией о земле и недвижимости, защищающей права собственников, владельцев и пользователей земли, а также поддерживающей функционирование цивилизованного рынка недвижимости.
Основными задачами Программы являются:
предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю и недвижимость для органов управления, судов, банков, юридических и физических лиц;
обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции;
обеспечение установления и регистрации правового режима пользования земельными участками и их регистрации (сервитуты, ограничения, обременения);
обеспечение сбора земельного налога и налога на прочно связанную с ней недвижимость;
информационная и правовая поддержка функционирования рынка земли и другой недвижимости;
поддержка и упрощение операций с недвижимостью, обеспечение получения заемных средств под залог земли и недвижимости;
обеспечение определения залоговой стоимости земли и недвижимости, установление ставок земельного налога и нормативов платежей в местный бюджет;
учет количества и качества земли, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;
информационное обеспечение и поддержка разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов и оптимального регулирования развития территорий;
создание условий для установления территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный);
информационная поддержка распределения полномочий по управлению землями между федеральными органами, органами субъектов Российской Федерации и муниципалитетами;
обеспечение управления государственным земельным запасом;
ведение государственной статистики.
Основными направлениями реализации Программы являются:
разработка законодательной и нормативной базы для создания и функционирования государственной автоматизированной системы земельного кадастра Республики Коми;
создание организационных структур для управления системой;
разработка автоматизированных комплексов обработки и хранения кадастровой информации, включая системы защиты и связи;
развертывание системы на территории страны и обеспечение ее функционирования на всех уровнях;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
развитие международного делового сотрудничества в области создания и ведения земельного кадастра;
научное обеспечение.

1.4. Этапы развертывания системы на территории Республики Коми, обеспечение ее функционирования на всех уровнях

Этапы реализации системы определяются, в первую очередь, двумя основными факторами:
адекватностью затрат на создание тех или иных разделов ГАС ЗК и эффективностью их применения в хозяйственном механизме;
приоритетностью инвестиционной политики государства и реальными финансовыми ресурсами в конкретный период времени.
Развертывание системы предполагается осуществить в два этапа по мере готовности нормативно - правовой базы, программного и технологического обеспечения, подготовки технических средств и формирования баз данных.
На первом этапе создания и развертывания ГАС ЗК (1996-2000 годы) предусматриваются разработка и утверждение нормативно - правовых документов, обеспечивающих ее функционирование, подготовка технического проекта системы в целом и отдельных составляющих ее компонентов, выполнение картографирования и инвентаризации земельного фонда, разработка и внедрение системы регистрации прав на землю и на этой основе - ускорение поступлений в бюджет средств от платежей за землю и различных сделок с землей и недвижимостью. На этом же этапе завершается разработка программного обеспечения первой очереди системы всех уровней, проводится техническое оснащение кадастровых бюро, в первую очередь, в экономически наиболее развитых районах. Осуществляются разработка и утверждение состава и регламента обмена информацией внутри системы, порядок предоставления ее пользователям, а также решаются вопросы, связанные с взаимодействием со смежными информационными системами; организуется система переподготовки кадров.
Наполнение семантических и картографических баз данных обеспечивается организациями, имеющими лицензии на проведение земельно-кадастровых работ и обладающими производственными мощностями по сбору семантической и цифровой картографической информации.
Учитывая большой объем предпроектных исследований, который выполнен предприятиями, входящими в систему Роскомзема, а также его территориальными подразделениями в период 1991-1995 годов, реализацию первого этапа ГАС ЗК предполагается осуществить в три очереди.
Для развертывания и организации эксплуатации системы создан региональный кадастровый сервисный центр (РКСЦ) РосНИЦ "Земля" в г. Санкт - Петербурге. В его функции входит:
установка программного обеспечения компонентов системы;
организация и участие во внедрении автоматизированных технологий ведения кадастра;
оказание необходимых консультационных услуг в процессе эксплуатации системы;
организация и проведение обучения персонала;
организация и участие в гарантийном и послегарантийном обслуживании технических средств системы.
РКСЦ привлекают для выполнения перечисленных выше работ организации, имеющие необходимые возможности и расположенные непосредственно в областях, что позволит повысить оперативность сопровождения технических и программных средств системы.
При каждом РКСЦ образуются постоянно действующие учебные центры.
Первая очередь системы реализуется в 1996-1997 годах. Вторая очередь системы реализуется в 1997-1998 годах. Третья очередь ГАС ЗК реализуется с 1998 по 2000 год. На районном (городском) уровне внедряется технология регистрации земель на основе системы утвержденных регистрационных показателей с максимально возможным использованием средств вычислительной техники.
Расчет стоимости основных компонентов ГАС ЗК по очередям развертывания системы представлен в таблице 1.
После 2000 года будет проводиться разработка и развертывание второго этапа, главной задачей которого является создание земельно - информационного банка данных на всех уровнях, обеспечивающего поддержание учетной и оценочной частей государственного земельного кадастра.

2. Основные направления реализации Программы

2.1. Разработка нормативно - правовой базы

Дальнейшее развитие и совершенствование законодательной и нормативно - технической базы создания и функционирования ГАС ЗК будет основываться на новом Земельном кодексе Российской Федерации и Республики Коми. Его принятие будет означать и введение в действие важнейшего раздела Гражданского кодекса, регулирующего отношения с недвижимостью.
Нормативно - правовая база обеспечит систему законодательной поддержкой, инструкциями, наставлениями, положениями, правилами, указаниями и т.п., необходимыми для нормального функционирования земельного кадастра, и возможности использования его данных органами государственного управления, налоговыми, судебными и другими службами, юридическими и физическими лицами. Законодательная поддержка призвана обеспечить государственную защиту прав собственности на землю и прочно связанную с ней недвижимость, а также систему контроля и управления использованием земельных ресурсов.
Проекты законодательных и подзаконных актов разрабатываются Роскомземом с привлечением соответствующих министерств и ведомств.
К числу первоочередных законодательных актов относятся Земельный кодекс Российской Федерации и Республики Коми, а также законы:
"О государственном земельном кадастре";
"О государственной регистрации прав на землю";
"О государственных и муниципальных землях";
"Об аренде земли";
"О землеустройстве";
"Об ипотеке";
"О налоге на доходы от продажи земельных участков и прав их аренды";
"О порядке хозяйственного использования земель, подвергшихся радиоактивному и хозяйственному загрязнению";
"О порядке установления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)";
"О правовом статусе пригородных зон городов";
"О территориальном планировании использования земли".
Одновременно разрабатываются пакеты соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации и нормативно - технических актов ведомственного характера, обеспечивающих скорейшее и эффективное введение в действие перечисленных выше законов.
В последующие годы будет совершенствоваться действующее законодательство и будут разрабатываться другие правовые и нормативно - технические акты, обеспечивающие и поддерживающие эффективное функционирование ГАС ЗК.
Объемы и источники финансирования по данному и другим направлением реализации системы приведены в таблице 2.

2.2. Создание организационных структур для управления системой

Реализация такой сложной программы, какой является создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра, должна осуществляться на основе государственного управления и поддержки ГАС ЗК. Это объясняется не столько объемами самой системы, сколько ее значимостью для экономики и внутренней политики государства, теснейшей связью ее со всеми исполнительными органами власти. Информация, хранящаяся в базах данных кадастровых служб, является основой для ведения всех других видов кадастров и создания геоинформационных систем различного назначения и уровня.
Заказчиком системы является Роскомзем, на который законодательно возложена задача создания и ведения ГАС ЗК. Как орган федерального управления, он обладает разветвленной сетью (2497) районных и городских комитетов. В каждом из них создано кадастровое бюро, осуществляющее функцию ведения ГАС ЗК, и, в частности, регистрацию прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость. Роскомзем обладает вертикальной структурой управления и имеет в своей системе более 100 подчиненных ему организаций, обеспечивающих сбор и предварительную обработку кадастровой информации.
На территории Республики Коми ведение ГАС ЗК возложено на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Минприроды Республики Коми, который имеет 8 городских и 12 районных комитетов. В составе районных и городских комитетов приказом по Комзему от 7 апреля 1994 г. № 17 созданы кадастровые бюро, на которые возложено ведение земельного кадастра на подведомственной территории.
Для координации работ по созданию ГАС ЗК при Роскомземе формируется Межведомственный координационный комитет из представителей заинтересованных ведомств и организаций.
Непосредственное руководство разработкой и внедрением ГАС ЗК возложено на Российский центр по научному обеспечению земельной реформы (РосНИЦ "Земля"), созданный как государственное предприятие в развитие постановления Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30. Центр расположен в Москве и имеет в настоящее время 7 региональных отделений, обеспечивающих разработку, научно - методическое и программно - техническое сопровождение автоматизированных технологий ведения ГАС ЗК в субъектах Российской Федерации.
Основой современного информационного обеспечения рынка земли и недвижимости является система государственной оценки, реализуемая через соответствующее агентство, которое должно быть создано как государственное предприятие с разветвленной сетью отделений и развитой системой взаимодействия с риэлтерскими и банковскими службами оценки на основе лицензирования и единой методики.

2.3. Разработка автоматизированных комплексов обработки кадастровой информации

Государственная автоматизированная система земельного кадастра создается и будет функционировать на основе документов о правовом статусе и режиме использования земель и недвижимости, их количественных и качественных характеристик, а также земельно - кадастровых планов и карт открытого содержания.
Единство и сопоставимость кадастровых данных обеспечивается единством принципов и методов ведения государственного земельного кадастра, единой общегосударственной системой уникальной идентификации земельных участков, а также унификацией земельно - кадастровых документов. Связь между звеньями системы различных уровней организуется по электронным каналам.
Информация о земельных ресурсах максимально приближается к тем органам власти и управления, в ведение которых эти ресурсы должны быть переданы законодательством.
Кадастровая информация состоит из семантической и картографической составляющих, хранящихся в соответствующих базах данных. Семантическая информация, в основном, описывает правовую и оценочные части земельного кадастра. Картографическая база данных, состоящая из набора тематических цифровых карт, обеспечивает эффективную возможность пополнения и редактирования информации, а также совместимость с другими информационными системами, имеющими географический характер.
Информационная совместимость с аналогичными системами других ведомств осуществляется с помощью единой общегосударственной системы идентификации земельных участков, использования единых классификаторов, кодов, форматов обменных файлов.
Программные и технические средства должны быть доступны для работы с ними пользователей - непрофессионалов в области вычислительной техники.
Система проектируется как открытая, имеющая возможность расширения функций входящих в нее автоматизированных рабочих мест (АРМ), и модернизации всех видов обеспечения без ухудшения характеристик.
Защита информации от несанкционированного доступа обеспечивается проведением организационных мероприятий, ограничивающих доступ к информации посторонних лиц, а также программно - аппаратным путем. Для обеспечения сохранности и достоверности информации программно - технический комплекс районного (городского) уровня должен соответствовать следующим требованиям:
наличие сертифицированной системы защиты от несанкционированного доступа;
регламентация перечня эксплуатируемых программ;
обеспечение специальных процедур ввода информации;
периодическое создание архивных копий с пересылкой их в областной архив.
Сохранность информации при авариях должна обеспечиваться за счет ее дублирования на машинных носителях, а также техническими средствами.
При проектировании системы должны быть учтены следующие требования по стандартизации и унификации:
использование типовых проектных решений, типовых математических методов и моделей в алгоритмах обработки данных;
использование унифицированных форм документов, использование общегосударственных и отраслевых классификаторов технико - экономической и другой информации;
обеспечение унификации форм обмена информацией, включая унификацию форм документов;
обеспечение максимальной интеграции обработки данных, то есть однократности ввода информации при многократном ее использовании.
Комплекс технических средств, обеспечивающих работу подсистемы каждого из уровней, реализуется в виде локальной сети персональных и при необходимости более мощных ЭВМ. Количество автоматизированных рабочих мест, емкость запоминающих устройств и другие технические характеристики должны определяться конкретными условиями, и, в первую очередь, количеством землепользований, их площадью, административной структурой и т.п.
Для эксплуатации цифровой картографической системы будет использоваться дополнительное оборудование: графопостроители, сканеры, дигитайзеры и др. Программное обеспечение (ПО) системы в максимальной степени должно автоматизировать технологические процессы ведения ГАС ЗК и обеспечивать возможность реконфигурации и развития системы с минимально необходимыми затратами и без потери ранее накопленной информации.
На первом этапе между звеньями системы будет осуществляться прямая модемная связь, а также связь с использованием электронной почты.
Развертывание первого этапа планируется осуществить в 1996-2000 годах по мере создания нормативно - правовой базы программного и технического обеспечения, картографирования и инвентаризации земельного фонда. Второй этап создания системы (после 2000 года) предусматривает создание земельно - информационного банка данных, обеспечивающего поддержку учетной и оценочной частей государственного земельного кадастра.

2.4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров

Одной из важнейших задач Программы является подготовка и переподготовка кадров, обеспечивающих разработку, создание и эксплуатацию системы.
Для успешной работы системы в целом необходимо в сжатые сроки осуществить подготовку квалифицированных специалистов по оценке земли и недвижимости, созданию цифровых кадастровых карт, управлению земельными ресурсами, регистрации прав на землю и недвижимость. Для решения этой задачи в северо - западном регионе Роскомземом организован Международный кадастровый учебный центр в г. Новгороде. На первом этапе развертывания системы (1996-2000 годы) все специалисты Комзема Республики Коми должны пройти там переподготовку.
В настоящее время штатная численность Комзема Республики Коми составляет 130 человек. Для функционирования системы потребность в кадрах составит около двухсот человек, в том числе специалистов по оценке земли и недвижимости - 20 чел., специалистов по современным наземным съемкам и созданию цифровых кадастровых карт - 45 чел., специалистов по цифровой системе регистрации, умеющих применять кадастровые и земельно - информационные системы - 45 чел., специалистов, поддерживающих программное обеспечение - 15 чел., специалистов по управлению земельными ресурсами - 40 чел., специалистов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель - 35 чел., в том числе юристов - 5 человек.
В долгосрочном плане подготовка кадров для работы в составе подразделений системы земельного кадастра, в основном, будет осуществляться в системе высшего и среднетехнического образования по специальностям: земельный кадастр, городской кадастр и земельное право.
Оперативную подготовку и переподготовку персонала создаваемых подразделений осуществляют постоянно действующие учебные центры.
В настоящее время специалистов указанного профиля готовят учебные центры в Новгороде, Новосибирске и Москве (ГУЗ). Планируется создание учебных центров при каждом региональном кадастровом сервисном центре с использованием возможностей местных высших и средних учебных заведений.
Предусматриваются специальное изучение современных технологий и, в первую очередь, системы регистрации с привлечением ведущих специалистов - разработчиков, а также стажировка и практическое освоение передовых технологий на ведущих отечественных и иностранных фирмах.
На втором этапе (после 2000 года), когда организационная и технологическая структура ГАС ЗК сформируется, кадровое обеспечение будет поддерживаться за счет выпускников высших и средних специальных учебных заведений, подготовленных по уточненным программам, а также налаженных курсов переподготовки и повышения квалификации кадров.

2.5. Научное обеспечение Программы

Решение такой сложной задачи, какой является создание ГАС ЗК, не может осуществляться без соответствующего научного сопровождения. Государство обладает системой научных предприятий, способных решить поставленные задачи в короткие сроки и обеспечить постоянное научно - техническое сопровождение системы земельного кадастра. В рамках Программы предусматривается:
разработка и совершенствование методов ведения земельного кадастра, сбора и обработки первичной информации на основе применения цифровых и ГИС технологий;
разработка и внедрение методики государственной оценки земли и недвижимости;
разработка современного механизма управления земельными ресурсами на основе данных земельного кадастра и информации о функционировании рынка недвижимости;
разработка научного обоснованных рекомендаций по принципам и методам проектирования рационального использования территорий;
совершенствование теории, методов и нормативной базы землеустройства в новых экономических условиях;
разработка научно - методической базы мониторинга земель и охраны почв.
В качестве основных исполнителей предусматривается привлечение научных организаций системы Роскомзема, РАН, РАСХН, Роскоминформа, ФАПСИ, Минсельхозпрода, Государственного университета по землеустройству, Федеральной службы геодезии и картографии и др.

3. Финансовое обеспечение и социально - экономическая
эффективность создания системы

3.1. Источники финансирования системы

Источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета - 34,9 проц.;
средства республиканского бюджета - 70,9 проц.,
в том числе:
целевые отчисления от платежей за землю (в размере 20 проц. поступлений средств) - 56,9 проц.;
целевые отчисления от прироста платежей за землю за счет деятельности ГАС ЗК (в размере 20 проц. от прироста платежей) - 14,0 проц.; кроме того:
сборы от земельно - регистрационных, информационных и иных услуг, оказываемых кадастровыми бюро земельных комитетов (в размере 10 проц. от суммы сборов) - 3,5 проц.;
внебюджетные источники - 2,0 проц.
Поскольку республика в федеральной программе ГАС ЗК включена в третью очередь развертывания системы (1998-2000 годы), финансирование первой и второй очереди предусматривается, в основном, за счет средств республиканского бюджета.
Сводные данные по компонентам системы, определяющим затраты на ее создание и сопровождение, представлены в таблице 2. Общая стоимость программы составляет 111,3 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета направляются на полное финансирование разработки нормативно - правовой базы, специального программного обеспечения и НИОКР, кадровое обеспечение, формирование программно - технических комплексов, а также на частичное финансирование кадастрового картографирования.
Средства республиканского бюджета направляются на финансирование работ по инвентаризации земель, частично на формирование программно - технических комплексов и эксплуатационные расходы (подготовка и оборудование рабочих мест, коммунальные услуги).
Сводный расчет затрат на компоненты системы и источникам финансирования Программы приведен в таблице 3.

3.2. Социально - экономическая эффективность

Как уже отмечалось, ГАС ЗК проектируется и создается как государственная информационная инфраструктура, обеспечивающая реализацию новых земельных отношений, развитие экономики рыночного типа в Российской Федерации. Основные задачи системы определяют и эффективность ее функционирования. Наличие исчерпывающей кадастровой информации о составе, состоянии и движении земельных ресурсов позволит принимать более эффективные решения в области организации, развития и размещения общественного производства на всех уровнях, начиная от федерального и кончая каждым конкретным хозяйством. Только за счет этого ввод в действие единой кадастровой системы может способствовать росту общественного производства и снижению затрат, исчисляемых сотнями триллионов рублей. Кадастровая информация позволит внести существенные изменения в налоговую систему, повысить ее стимулирующую роль в развитии производства. Тем самым будут задействованы дополнительные факторы роста объемов и увеличения эффективности общественного производства. Обеспеченность развернутой кадастровой информацией позволит активно воздействовать на рынок земли и недвижимости, будет способствовать преодолению его диспропорций и негативных тенденций, обеспечивать надежность рыночных операций с землей, прежде всего в сфере ипотечного кредита. Тем самым будут использованы дополнительные факторы стимулирования инвестиционного процесса не только в агропромышленном комплексе, но и во всех сферах общественного воспроизводства. За счет этого фактора общество и хозяйствующие субъекты также получат большой экономический эффект. Достоверная кадастровая информация позволит более точно прогнозировать и моделировать рыночную цену земли, что важно само по себе не только с точки зрения более обоснованного взимания налоговых платежей, но и пополнения федерального и местного бюджетов. Не менее существенны и последствия правильной общественной ориентации в данном вопросе для надежного функционирования рыночного механизма ценового саморегулирования. Сегодня этот механизм в связи с отсутствием адекватного представления о рыночной цене земли функционирует с существенными искажениями, что влечет за собой неэквивалентный товарообмен, угнетение наименее конкурентоспособной аграрной сферы общественного производства, поступление ложных ценовых рыночных сигналов со всеми вытекающими из этого огромными экономическими потерями.
Устранению этих негативных процессов содействует создание единой кадастровой системы, которая предоставит необходимую для моделирования и прогнозирования рыночной цены земли не только физико - техническую, но и обширную социально - экономическую и социологическую информацию. Кадастровая система позволит восстановить территориально - отраслевую целостность, системность организации и управления хозяйственным организмом страны в целом и ее крупных регионов в частности. За счет данного фактора можно добиться повышения эффективности использования финансовых, трудовых, материально - технических и иных производственных ресурсов на 15-20 процентов.
Подробная земельная кадастровая информация позволит отслеживать процесс движения земельной собственности и в случае социально опасных перекосов и диспропорций в ее распределении принимать на федеральном, республиканском и местном уровнях обоснованные решения, которые позволят предотвратить опасные социальные конфликты.
В условиях рынка кадастровая информация сама по себе становится товаром. Ее потребителями будут научно - исследовательские, учебно - консультационные, консалтинговые и проектные организации разных форм собственности и различного направления деятельности, осуществляющие операции с землей и недвижимостью, отечественные и зарубежные финансово - кредитные и коммерческие структуры, хозяйства, службы экономического контроля. Прямой экономической выгодой следует считать прирост поступлений в бюджет всех уровней от внедрения ГАС ЗК. По экспертной оценке за счет сокращения сроков выдачи новых свидетельств и других актов регистрации обеспечивается существенное ускорение платежей за землю в размере 25 проц. от суммы собираемого налога. Расчетная динамика поступления в республиканский и местные бюджеты средств от платежей за землю (земельный налог, арендная плата, плата от продажи земли, регистрационные сборы, платежи при отводе сельхозугодий) в 1994-2000 годах представлены в таблице 5.
Кроме того, эксплуатация системы предусматривает взимание сборов за регистрацию прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость, за осуществление сделок с земельными участками, предоставление различных информационных и технических услуг.
Следует отметить, что до настоящего времени ставки платежей за землю находятся на крайне низком уровне, при земельных платежах не учитывается наличие полезных ископаемых в недрах, а также имеется большое количество необоснованных льгот по освобождению от платы за землю, которые должны быть отменены.
Сопоставление затрат по очередям развертывания ГАС ЗК с расчетной динамикой поступления средств во все уровни государственного бюджета показывает, что только за счет прямых источников прироста поступлений от платы за землю и сборов за все виды регистрационных услуг государственная автоматизированная система земельного кадастра себя полностью окупит на стадии третьей очереди в 2000 году, после которой ГАС ЗК начнет функционировать на принципе полной окупаемости. Во всех странах мира автоматизированные системы земельного кадастра наряду с выполнением функций правового и информационного характера, а также управления земельным фондом служат фискальным целям, принося государству значительные доходы.



Таблица 1
к Программе

РАСЧЕТ
СТОИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА ГАС ЗК
(ПО ОЧЕРЕДЯМ РАЗВЕРТЫВАНИЯ) В МЛРД. РУБЛЕЙ

   ---T--------------------------------T------T---------------T---------------T------------------¬

¦NN¦ Показатели ¦Итого ¦ 1 очередь ¦ 2 очередь ¦ 3 очередь ¦
¦пп¦ ¦1996 -+-----T----T----+-----T----T----+-----T----T-------+
¦ ¦ ¦2000 ¦Всего¦1996¦1997¦Всего¦1997¦1998¦Всего¦1998¦1999 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. ¦г. ¦ ¦г. ¦г. ¦ ¦г. ¦2000 г.¦
L--+--------------------------------+------+-----+----+----+-----+----+----+-----+----+--------

1. Разработка нормативно - правовой
базы, программного обеспечения
и НИОКР, всего 1,4 0,7 0,4 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4
в т.ч. федеральный бюджет 1,4 0,7 0,4 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4

2. Формирование программно -
технических комплексов
(капвложения), всего 4,5 1,5 0,5 1,0 3,0 3,0
в т.ч. федеральный бюджет 1,5 1,5 1,5

3. Кадровое обеспечение, всего 0,4 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
в т.ч. федеральный бюджет 0,4 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

4. Информационное обеспечение
(картографические работы и
инвентаризация земель), всего 97,0 22,6 9,1 13,5 22,4 22,4 52,0 52,0
в т.ч. федеральный бюджет 31,6 4,3 1,0 3,3 9,6 9,6 17,7 17,7

5. Эксплуатационные расходы, всего 8,0 1,8 0,8 1,0 2,6 2,6 3,6 3,6
в т.ч. федеральный бюджет

Итого 111,3 26,8 10,9 15,9 25,4 25,4 59,1 3,0 56,1
в т.ч. федеральный бюджет 34,9 5,2 1,5 3,7 10,0 10,0 19,7 1,5 18,2



Таблица 2
к Программе

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ЭТАПА ГАС ЗК
ПО ОСНОВНЫМ КОМПОНЕНТАМ СИСТЕМЫ

   -----------------------------------------T------------------------¬

¦ Компоненты системы ¦Затраты на 1996-2000 гг.¦
¦ ¦ (млрд. рублей) ¦
¦ +-----T----T-----T-------+
¦ ¦Всего¦1996¦1997 ¦1998 - ¦
¦ ¦ ¦г. ¦г. ¦2000 г.¦
L----------------------------------------+-----+----+-----+--------

Разработка нормативно - правовой базы,
программного обеспечения и НИОКР, всего 1,4 0,4 0,3 0,7
в т.ч. федеральный бюджет 1,4 0,4 0,3 0,7

Формирование программно - технических
комплексов (капвложения), всего 4,5 0,5 1,0 3,0
в т.ч. федеральный бюджет 1,5 1,5

Кадровое обеспечение, всего 0,4 0,1 0,1 0,2
в т.ч. федеральный бюджет 0,4 0,1 0,1 0,2

Информационное обеспечение
(картографические работы, инвентаризация
земель), всего 97,0 9,1 13,5 74,4
в т.ч. федеральный бюджет 31,6 1,0 3,3 27,3

Эксплуатационные расходы, всего 8,0 0,8 1,0 6,2
в т.ч. федеральный бюджет

Итого 111,3 10,9 15,9 84,5
в т.ч. федеральный бюджет 34,9 1,5 3,7 29,7
республиканский бюджет 70,9 9,4 11,1 50,4
в т.ч.:
целевые отчисления от платежей
за землю (20% от суммы сборов) 56,9 7,6 8,9 40,4
целевые отчисления от прироста
платежей за землю за счет
деятельности ГАС ЗК (20% от
суммы сборов) 14,0 1,8 2,2 10,0
Целевые отчисления от оказания
земельно - регистрационных услуг
(10% от суммы сборов) 3,5 0,6 2,9
Внебюджетные источники 2,0 0,5 1,5



Таблица 3
к Программе

СВОДНЫЙ РАСЧЕТ
ЗАТРАТ НА КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ В 1996-2000 ГГ.
(МЛРД. РУБЛЕЙ)
   ---T-----------------------T-------------------------------------T--------------------¬

¦NN¦ Компоненты системы ¦Затраты по источникам финансирования ¦ ¦
¦пп¦ +-----T------T------------------------+------------T-------+
¦ ¦ ¦Всего¦Феде- ¦ Республиканский бюджет ¦Отчисления ¦Другие ¦
¦ ¦ ¦ ¦раль- +------------T-----------+от оказания ¦внебюд-¦
¦ ¦ ¦ ¦ный ¦ целевые ¦ целевые ¦услуг ¦жетные ¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджет¦ отчисления ¦отчисления ¦земельно - ¦источ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦от платежей ¦от прироста¦регистраци- ¦ники ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за землю ¦платежей за¦онного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (20% от ¦землю (20% ¦характера ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦суммы сборов¦ от суммы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сборов ¦ ¦ ¦
L--+-----------------------+-----+------+------------+-----------+------------+--------

1. НИОКР 1,4 1,4
2. Формирование ПТК 4,5 1,5 2,5 0,5
3. Кадровое обеспечение 0,4 0,4
4. Информационное
обеспечение, всего 97,0 31,6 54,9 8,5 2,0
в том числе:
картографические работы 46,0 31,6 3,9 8,5 2,0
инвентаризация земель 51,0 51,0
5. Эксплуатационные
расходы 8,0 2,0 3,0 1,0 2,0

Итого 111,3 34,9 56,9 14,0 3,5 2,0



Таблица 4
к Программе

РАСЧЕТ
ЦЕЛЕВЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ ОТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗЕМЛЮ
И ОКАЗАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО - РЕГИСТРАЦИОННЫХ УСЛУГ ДЛЯ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА
ПРОГРАММЫ

   ---T---------------------------T---------------T-------------------------------------------------------¬

¦NN¦ Показатели ¦ Справочно, ¦ Расчет целевых отчислений, (в млрд. рублей) ¦
¦пп¦ ¦ (в млрд. руб.)+---------------T---------------T-----------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ 1 очередь ¦ 2 очередь ¦ 3 очередь ¦
¦ ¦ +-------T-------+-------T-------+-------T-------+-------T-------T-------+
¦ ¦ ¦1994 г.¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦
¦ ¦ ¦ отчет ¦план ¦начало ¦конец ¦начало ¦оконч. ¦начало ¦ ¦оконч. ¦
L--+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

1. Земельный налог, арендная
плата, продажа земель при-
ватизированным предприятиям
компенсационные платежи,
из них 9,8 28,7 35,8 44,4 56,4 67,1 78,5

1.1. целевые отчисления от
платежей за землю на ГАС
ЗК (20% от суммы сборов -
п. 1) 7,6 8,9 11,3 13,4 15,7
2. Прирост налогов за счет
деятельности ГАС ЗК, из них 9,0 11,1 14,1 16,8 19,6

2.1. целевые отчисления на
финансирование Программы
(20% от суммы сборов -
п. 2.1) 1,8 2,2 2,8 3,3 3,9

3. Сборы от предоставления
земельно - регистрационных
услуг, из них 6,4 8,3 10,2 10,6

3.1. целевые отчисления на
финансирование Программы
(10% от суммы сборов) 0,6 0,8 1,0 1,1

4. Внебюджетные источники 0,5 0,5 0,5 0,5

Всего на финансирование
(п.п. 1.1, 2.1, 3.1 и 4) 9,4 12,2 15,4 18,2 21,2



Таблица 5
к Программе

РАСЧЕТ
СТОИМОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
"АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ" НА 1996-2000 ГОДЫ

   ---T-------------------------T---------T-----------T------------T--------------------¬

¦NN¦ Показатели ¦Общая ¦ Площадь, ¦ Стоимость ¦В том числе по годам¦
¦пп¦ ¦площадь ¦ на которой¦ работ, ¦------T------T------+
¦ ¦ ¦земель, ¦ необходимо¦(млрд. руб.)¦1996 -¦1997 -¦1999 -¦
¦ ¦ ¦(тыс. га)¦ проведение¦ ¦1997 ¦1998 ¦2000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ работ, ¦ ¦гг. ¦гг. ¦гг. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. га) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+-------------------------+---------+-----------+------------+------+------+-------

1. Разработка нормативно -
правовой базы,
программного обеспечения
и НИОКР 1,4 0,7 0,3 0,4

2. Формирование программно -
технических комплексов 4,5 1,5 3,0

3. Кадровое обеспечение 0,4 0,2 0,1 0,1

4. Информационное
обеспечение 1174,9 726,2 97,0 22,6 22,4 52,0
в том числе:
обеспечение планово -
картографическими
материалами, инвентари-
зация земель городов и
населенных пунктов,
составление цифровых
карт 204,7 186,3 76,1 17,7 20,4 38,0
кадастровые съемки на
землях сельскохозяйст-
венного назначения,
составление цифровых
карт 970,2 539,9 20,9 4,9 2,0 14,0

5. Эксплуатационные расходы 8,0 1,8 2,6 3,6

Итого 1174,9 726,2 111,3 26,8 25,4 59,1


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru