Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 01.12.1995 № 396
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, ИЗЪЯТИЯ, УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИЯ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 21.12.1995, № 242


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 08.07.1998 № 249.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 1 декабря 1995 г. № 396

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, ИЗЪЯТИЯ, УТИЛИЗАЦИИ
И УНИЧТОЖЕНИЯ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И ОПАСНЫХ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Постановляю:
Утвердить Временное Положение о порядке экспертизы продовольствия, изъятия, утилизации и уничтожения недоброкачественных и опасных для здоровья человека и окружающей среды продовольственного сырья и пищевых продуктов на территории Республики Коми согласно приложению.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Утверждено
Указом
Главы Республики Коми
от 1 декабря 1995 г. № 396

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, ИЗЪЯТИЯ,
УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИЯ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ
И ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ПИЩЕВЫХ
ПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Введение

Настоящее Положение разработано в соответствии с решением Межведомственного Совета по защите прав потребителей в целях определения схемы и порядка экспертизы нестандартных и недоброкачественных пищевых продуктов и продовольственного сырья (далее именуется - продукция), установления порядка их использования и уничтожения, а также координации действий органов государственного надзора и контроля в этой области.
Положение направлено на охрану здоровья населения от негативного влияния некачественной продукции в результате нарушений условий ее использования, обезвреживания и утилизации.
Документ предназначен для руководителей, должностных, юридических и физических лиц, занятых производством, использованием и реализацией продовольствия на предприятиях всех форм собственности, независимо от их ведомственной принадлежности, а также для специалистов органов и учреждений государственного надзора и контроля.
Положение разработано в соответствии с требованиями Законов Российской Федерации "О защите прав потребителей" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю".
Основные положения документа определены действующими законами, нормативно - правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими права и обязанности производителей, поставщиков и продавцов продукции в области обеспечения и контроля качества и безопасности продовольствия, а также Положениями о соответствующих органах государственного надзора и контроля, уполномоченных проводить экспертизу продукции и принимать решения о возможности и условиях ее использования.

I. Термины и основные понятия

Недоброкачественная продукция - продукция, не соответствующая требованиям стандартов по своим потребительским свойствам, физико - химическим и (или) микробиологическим характеристикам.
Потенциально опасная и опасная для здоровья потребителей продукция - продукция, употребление (использование) которой представляет или может представлять опасность для здоровья и жизни людей.
Экспертиза продукции - оценка свойств, характеризующих потребительские свойства, пищевую и энергетическую ценность продукции, ее безвредность для здоровья человека и окружающей среды; экспертиза продукции может ограничиваться экспертизой сопроводительных документов и (или) осмотром партии; при необходимости проводятся лабораторные исследования образцов.
Виды экспертизы - товароведческая, гигиеническая, ветеринарная, ветеринарно - санитарная (ветсанэкспертиза). Экспертиза может быть плановой и внеплановой, в зависимости от вида экспертизы последняя проводится специально уполномоченными на то органами в соответствии с Положениями об этих органах в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Товароведческие показатели - показатели, характеризующие органолептические свойства товара, его физические параметры, состояние его упаковки, маркировки, срок годности (хранения).
Органолептические показатели - показатели, характеризующие качества товара по внешнему виду, цвету, запаху, консистенции, вкусу (определяется при отсутствии подозрений на недоброкачественность продукта).
Изъятие недоброкачественной (нестандартной) продукции - действия, направленные на предотвращение использования (реализации) недоброкачественной продукции.
Утилизация продукции - способы переработки (использования) нестандартной и недоброкачественной продукции с целью исключения возможности ее вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду; способы утилизации: промышленная переработка продукции, ее использование для технических нужд, передача продукции на корм животным и др.
Уничтожение продукции - действия, предпринимаемые в случае неприемлемости любых других решений по использованию или утилизации продукции.

II. Экспертиза продукции

Качество и безопасность продукции должны быть подтверждены соответствующими документами производителя (поставщика) продукции и сертификатом соответствия, выданным в установленном порядке.
Оценка качества продукции на основании экспертизы сопроводительных документов и внешнего осмотра партии, включая проверку состояния тары (упаковки) и маркировки продукции, осуществляется предприятием - получателем продукции при ее приеме для использования (реализации).
В случае установления несоответствия качества поступившего товара действующим требованиям руководитель (продавец) предприятия обязан приостановить его использование (реализацию) до проведения соответствующей экспертизы и принятия решения о возможности дальнейшего использования (реализации) продукции. Приостановление реализации недоброкачественных или сомнительных по качеству продуктов является также обязанностью любого органа государственного управления, осуществляющего надзор за работой предприятий, производящих и реализующих продовольственное сырье и пищевые продукты.
Лабораторные исследования, необходимые для установления качества товара и его опасности для здоровья потребителей, проводятся в аккредитованных для этих целей лабораториях (испытательных центрах) за счет изготовителя (поставщика, получателя) или продавца продукции, виновных в порче товара или ответственных за нарушения условий приема, хранения, транспортировки, отпуска и использования продукции.
Решение о возможности использования продукции, не отвечающей установленным требованиям по товароведческим показателям, принимается Коми республиканским управлением Госторгинспекции Российской Федерации в пределах ее компетенции и в соответствии с Положением о Госторгинспекции (для алкогольной продукции - совместно с Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации). В случае выявления продукции, не отвечающей требованиям нормативной документации, но не представляющей угрозу здоровью людей, госинспектор вправе перевести ее в нестандартную и определить условия дальнейшего использования и реализации продукции.
При наличии гигиенических (эпидемических) показаний, свидетельствующих об опасности продукции для жизни и здоровья потребителей, решение о пригодности продукта в пищу и о путях его дальнейшего использования принимается Коми республиканским центром санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации.
Решение об использовании продукции, не соответствующей требованиям ветеринарного законодательства, принимается Управлением ветеринарии с Госветинспекцией Республики Коми, в необходимых случаях (при наличии угрозы здоровью людей от использования такой продукции) - с участием специалистов госсанэпидслужбы. В компетенции органов государственного ветеринарного надзора находятся вопросы ветеринарно - санитарной экспертизы (на этапах заготовки, убоя, поставки и торговли) продукции животноводства и птицеводства, рыбы, продуктов пчеловодства, грибов и других растительных продуктов, реализуемых на рынках, базарах, ярмарках и пр.

1. Гигиеническая экспертиза продукции

Учреждения госсанэпидслужбы не устанавливают причину порчи и сортность пищевых продуктов, не проводят гигиеническую экспертизу продукции с потерей качества без документации предварительной товароведческой экспертизы.
Не проводится гигиеническая экспертиза подмоченных продуктов в мягкой проницаемой таре (мука, крупа, сахар, кондитерские изделия и пр.), консервов в битой стеклянной таре в случаях нарушения герметичности банок, а также гнилых овощей, фруктов, ягод, солений и др., как безусловно непригодных в пищу людям. Заключение о непригодности в пищу в перечисленных случаях выдается Коми республиканским управлением Госторгинспекции Российской Федерации или товароведами совместно с представителями общественности.
Специалисты госсанэпидслужбы не проводят гигиеническую экспертизу пищевых отходов (мучных, крупяных, зачисток от сливочного масла и т.д.), а также брака яиц и хлебобулочных изделий с измененной органолептикой (нестандартной влажности, повышенной кислотности, деформированного, с наличием плесени). Решение об использовании такой продукции принимается по результатам товароведческой экспертизы.
Органы и учреждения госсанэпиднадзора не проводят гигиеническую экспертизу пищевых продуктов, загрязненных амбарными вредителями и гельминтами.
Не проводится гигиеническая экспертиза и не выдаются разрешения на использование в пищевых целях продуктов, изъятых органами милиции у частных лиц или случайно обнаруженных, когда неизвестны условия их выработки, транспортирования и хранения. Такая продукция утилизируется (используется на технические цели) или уничтожается.

2. Ветеринарно - санитарная экспертиза

Ветеринарно - санитарная экспертиза всех подконтрольных грузов проводится только подразделениями Государственного ветеринарного надзора.
Все подконтрольные Госветнадзору грузы (продукты животного происхождения, мясо, мясопродукты, молоко и другие молочные продукты, рыба импортного происхождения, яйца, продукты птицеводства, консервы мясные, рыбные, мясорастительные, сыры, масло сливочное, маргарин, жиры, сухое молоко, детское питание, колбасные изделия, мясные концентраты, яичный порошок, рыбопродукты) перевозятся и реализуются при наличии ветеринарного свидетельства по разрешению и под контролем госветслужбы.
Ввоз в Республику Коми подконтрольных Госветнадзору грузов из-за рубежа осуществляется на основании письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации и его заместителей. Ввоз в Республику Коми из стран СНГ и России осуществляется на основании письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Республики Коми и его заместителей.
Мясная продукция подразделяется на две группы:
продукция с гарантированным сроком годности (хранения и реализации) до 30 суток включительно (скоропортящаяся);
продукция с гарантированным сроком годности более 30 суток (длительного хранения).
Перед реализацией продукция длительного хранения с госрезерва, с холодильников, торговых баз и других оптовых организаций проходит обязательную ветеринарную экспертизу.
Обязательная сертификация импортируемой мясной продукции осуществляется в соответствии с требованиями системы сертификации ГОСТ Российской Федерации и с учетом временного порядка ввоза на территорию Российской Федерации товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности.

3. Товароведческая экспертиза

Задачей товароведческой экспертизы является проверка соответствия товара нормативным требованиям стандарта.
Продукт считается доброкачественным, если он по всем показателям качества соответствует требованиям стандарта. Отклонение от требований стандарта указывает на снижение потребительской стоимости.
При больших объемах партии товаров из каждой однородной партии, от каждой даты выработки отбирается средний образец. Практически число единиц товара для составления среднего образца устанавливается действующим стандартом.
Товароведческие испытания качества проводятся двумя методами:
органолептическим методом (сенсорный);
лабораторный метод.
Органолептический метод представляет собой чисто физиологический процесс. Этим методом определяют вкус, запах, цвет, структуру, консистенцию и внешний вид пищевых продуктов.
Органолептическую оценку начинают с осмотра товара - его упаковки, маркировки, формы и цвета. Затем определяют вкус, запах и консистенцию продукта. Этот порядок может быть изменен в том случае, если может произойти изменение качества продукта - улетучивание ароматических веществ, тогда сначала определяют вкус и запах продукта.
Вкус. Различают четыре основных вида вкуса: сладкий, соленый, кислый, горький.
Для правильного определения вкуса продукта необходимо, чтобы температура его была близкой к температуре тела, так как более низкая или более высокая изменяет вкусовые ощущения. (В действующих стандартах на каждый вид дана оптимальная температура проведения органолептической оценки).
Запах. Запах (аромат) пищевых продуктов является одним из важнейших показателей качества товаров. Под понятием "запах" понимают любые ощущения, воспринимаемые органами обоняния. Под словом "аромат" понимают вызывающий приятное ощущение запах продукта. В настоящее время различают семь основных групп запахов: цветочный, мятный, эфирный, острый (муравьиный), гнилостный, камфорный и мускусный. Все другие запахи считают сложными, состоящими из основных.
Для каждого продукта стандартом устанавливается оптимальная температура оценка запаха. Ощущение запаха усиливается при вдыхании летучих веществ с влажным воздухом.
Цвет. Цвет продукта зависит от его способности отражать (полностью и частично) или пропускать световые лучи различной длины.
С помощью органов зрения определяют не только цвет (окраску) продуктов, но и их прозрачность или мутность, блеск, а также внешний вид товара, его форму, консистенцию, характер упаковки.
Лабораторные методы исследования применяются для определения химического состава и физических свойств продуктов. Лабораторные методы подразделяются на химические, физико - химические, микробиологические, физиологические и технологические.

III. Запрещение реализации (использования) и
изъятие недоброкачественной и опасной продукции

По итогам экспертизы документов, данным осмотра партии товара или результатам его лабораторного исследования, подтверждающим несоответствие товара действующим требованиям, соответствующими органами государственного надзора и контроля в пределах их компетенции принимается решение о приостановлении (запрещении) реализации продукта или условиях его дальнейшего использования.
О результатах осмотра партии некачественной продукции составляется акт, в котором указывается: место и время составления акта; должность, имя, отчество и фамилия экспертов, а также других лиц, участвующих в экспертизе; основание для проведения экспертизы; общие данные о партии (происхождение, размеры партии, состояние тары, наличие сопроводительных документов, даты отгрузки и прибытия партии продуктов и др.); результаты осмотра (условия хранения, количество вскрытых мест, данные органолептического исследования продукта и др.); данные об отборе образцов продукта для лабораторного анализа (если таковой проводился); заключение о продукте и условиях его использования (если последнее может быть выдано без лабораторного исследования).
По итогам экспертизы нестандартной продукции (товароведческой, гигиенической, ветеринарно - санитарной) может быть принято решение:
о пригодности продукта для питания людей при соблюдении определенных требований и условий (определение срока реализации, дополнительной проверки каждой единицы упаковки, продажа только в определенных местах, при условии особого контроля и т.п.);
о непригодности продукта для непосредственного потребления, но о возможности его использования в качестве сырья при переработке его на специально указанных предприятиях;
о безусловной непригодности продукта для питания, т.е. о необходимости уничтожения или технической утилизации продукта, или его передачи на корм скоту (при наличии положительного заключения органов госветнадзора).

IV. Порядок учета, использования, утилизации
и уничтожения продукции, условно годной
и непригодной для пищевых целей

Если продукт признается условно годным или направляется в промышленную переработку, заключение об этом оформляется в акте экспертизы. При этом в документе обязательно указывается на кого персонально возлагается ответственность за выполнение предложенных условий: сроков, условий хранения и использования и т.д.; определяется также предприятие, на котором будет проводиться переработка продукции. Та же информация должна быть указана в сопроводительных документах (накладной) на продукты при их отправке на указанное в заключении предприятие. В расходном документе (накладной, акте передачи продукта для переработки, на корм скоту) должно быть указано лицо, ответственное за точное соблюдение указаний о способе переработки (использования) продукции. После переработки продукта на предприятии в качестве сырья конечный продукт должен быть повторно предъявлен на экспертизу - для подтверждения его пригодности для использования в пищу.
Если партия продукта, признанная непригодной в пищу людям, передается на корм животным или на техническую утилизацию, руководитель хозяйственной организации обязан представить органу, выдавшему заключение, официальный документ, подтверждающий сдачу продукта (на корм, утилизацию), с указанием даты сдачи, количества сданного продукта и реквизитов его получателя.
Если пищевые продукты, признанные непригодными в пищу, подлежат уничтожению, оформляется решение соответствующего органа государственного надзора (контроля) об уничтожении забракованных продуктов с указанием порядка, способа, срока уничтожения продукта, а также порядка обжалования решения. В обязательном порядке в Постановлении четко указываются фамилия, имя, отчество и должность руководителя предприятия (или иного материально - ответственного лица), ответственного за сохранность продукта, подлежащего уничтожению, вес (размер партии, количество единиц упаковки), а также срок хранения.
Если решение об уничтожении обжалуется, допускается отсрочка уничтожения забракованных продуктов в том числе, когда хранение их опасно в санитарно - эпидемическом отношении, имеются должные условия для хранения и продукт по своему состоянию еще может храниться, не подвергаясь дальнейшей порче.
Продукция, признанная непригодной в пищу, до ее переработки, использования на корм скоту или уничтожения должна храниться в отдельном помещении, на особом учете, с точным указанием объема партии. Ответственность за сохранность продукции и ее дальнейшее использование несет руководитель предприятия (юридическое, физическое лицо).
На каждом складе готовой продукции должна быть заведена пронумерованная, прошнурованная и скрепленная печатью, подписанная руководителем предприятия книга по приемке, учете, хранению, использованию (переработке, передачи на корм животным, утилизации) и уничтожению дефектных товаров.
Во избежание возможности использования в пищу продуктов, подлежащих уничтожению и представляющих реальную угрозу здоровью и жизни потребителей (в случае незаконного направления их на пищевые цели), они должны быть денатурированы каким-либо резко пахнущим веществом, раствором какого-либо красителя (дающего окраску, несвойственную данному продукту) и пр. Инфицированные продукты, опасные для населения, перед уничтожением или в процессе уничтожения обеззараживаются (20-процентным раствором хлорной извести, 2,5-процентным раствором сернокарболовой смеси и т.д.).
Уничтожение (закапывание, сжигание) производится силами и средствами предприятия - владельца груза в присутствии комиссии, создаваемой приказом по предприятию. Санитарный врач или, по его поручению, помощник санитарного врача присутствует при уничтожении продуктов только в тех случаях, когда уничтожаются продукты, представляющие опасность для здоровья населения. По поручению санитарного врача при уничтожении продуктов может присутствовать представитель местной общественности (санитарный инспектор).
Об уничтожении партии продуктов составляется акт, в котором указываются: время и место составления акта; наименование предприятий, которым принадлежит продукт и откуда он был получен; имя, фамилия, отчество и должность членов комиссии; наименование и количество уничтоженных продуктов; способ уничтожения; документ, на основании которого уничтожен продукт. Акт об уничтожении в течение суток должен быть представлен органу, принявшему решение об уничтожении партии продукта.
Ответственность за невыполнение требований настоящего Положения наступает в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Республики Коми.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru