УКАЗ Главы РК от 01.12.1995 № 398
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА" НА 1996 - 2000 ГОДЫ"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ СИЛАМИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ (ВЕДОМСТВЕННОЙ, ДОБРОВОЛЬНОЙ) ПОЖАРНОЙ ОХРАНОЙ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 09.10.2000 № 425.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 1 декабря 1995 г. № 398
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА" НА 1996 - 2000 ГОДЫ
В целях создания необходимых условий для повышения уровня пожарной безопасности в Республике Коми, укрепления материально-технической базы пожарной охраны и обеспечения социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы постановляю:
1. Утвердить республиканскую программу "Пожарная безопасность и социальная защита" на 1996 - 2000 годы согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканских бюджетов, главам администраций городов и районов республики при формировании местных бюджетов на 1996 - 2000 годы предусмотреть выделение средств на реализацию данной программы.
3. Министерству экономики Республики Коми, Министерству архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми предусматривать ежегодное включение в планы капитального строительства объектов пожарной охраны, предусмотренных программой.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 01.12.95 № 398
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА НА 1996 - 2000 ГОДЫ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА"
Паспорт программы
Наименование программы Пожарная безопасность и
социальная защита
Дата принятия решения о 24 июля 1995 г.
разработке программы
Государственный заказчик МВД Республики Коми
Исполнитель МВД Республики Коми
Соисполнители Министерство финансов
Республики Коми,
Министерство экономики
Республики Коми,
другие министерства и
ведомства в части их
касающейся, главы
администраций городов
и районов, страховые
общества и фирмы
Разработчики МВД Республики Коми
Сроки и этапы реализации 1996 - 2000 годы
Основные программные Сохранение и укрепление
мероприятия материально-технической
базы пожарной охраны,
укрепление пожарного
добровольчества,правовая
и социальная защита
личного состава
государственной
противопожарной службы
Ожидаемые конечные Достижение в борьбе с
результаты реализации пожарами результатов,
программы характерных для регионов
Северо-Запада России,
относительное снижение
потерь от пожаров на
40 - 45 процентов
Объемы финансирования 109 млрд. 642.5 млн.рублей
всего
Система контроля за Один раз в год МВД
исполнением программы Республики Коми
представляет
Главе Республики Коми
сведения о ходе освоения
средств и реализации
намеченных мероприятий
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА НА 1996 - 2000 ГОДЫ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА"
I. Цель Программы
Настоящая Программа разработана во исполнение статей 17, 18 Закона Российской Федерации "О пожарной безопасности".
Основной целью Программы является создание необходимых условий для повышения уровня пожарной безопасности в Республике Коми на основе совершенствования нормативно-правовой базы, организации профилактики и тушения пожаров, укрепления материально-технической базы пожарной охраны и обеспечения социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
II. Сущность проблемы
В настоящее время в Республике Коми наблюдается устойчивая тенденция спада уровня пожарной безопасности.
Несмотря на меры, принимаемые пожарной охраной, администрациями городов и районов, за последние три года в республике зарегистрировано более 10,2 тыс.пожаров, ущерб от которых составил 6,2 млрд.рублей. При пожарах погибли 495 человек, уничтожено более 2,5 тыс. строений, около 1,2 тыс. голов скота.
Ежегодные темпы прироста количества пожаров за последние 5 лет составляют в среднем 5 процентов, оказывая заметное негативное влияние на результаты проводимых социально-экономических преобразований. При сохранении существующих тенденций, по оценкам специалистов, ежегодные материальные потери от пожаров к 2000 году составят 25 - 30 млрд. рублей (без учета инфляции), количество пожаров возрастет на 30 - 40 процентов. Число погибших при пожарах людей превысит 250 человек в год.
Относительный уровень потерь от пожаров в Республике Коми является одним из самых высоких среди регионов Северо-Запада России, превышает сопоставимые показатели в Республике Марий Эл на 58 процентов, Карелии - на 42 процента, в Кировской и Архангельской областях - на 10 - 15 процентов. Сложившееся положение с пожарами в республике обусловлено комплексом проблем нормативно-правового финансового и материально-технического характера, накапливавшихся десятилетиями и не получавших своего разрешения, тем более, что масштабы потерь от пожаров и их негативное влияние на социальную защищенность населения не осознаются общественностью и многими государственными структурами.
Предпринятые органами государственной власти России и Республики Коми меры в области пожарной безопасности (принятие Закона Республики Коми "О пожарной безопасности", издание Указов Главы Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О пожарной безопасности", "О мерах по обеспечению безопасности граждан на территории республики при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях") не являются достаточными для того, чтобы сдержать снижение существующего и весьма слабого потенциала противопожарной защиты.
Возрастает стремление предприятий к экономии финансовых средств за счет отказа от содержания пожарной охраны и ограничения расходов на выполнение противопожарных мероприятий. В результате за последние 4 года численность объектовых (договорных) подразделений Государственной противопожарной службы уменьшилась на 435 единиц.
С целью предотвращения дальнейшего распада объектовой пожарной охраны Указом Главы Республики Коми от 13 февраля 1995 г. № 63 определен перечень жизненно важных и пожароопасных объектов, на которых в обязательном порядке организуется договорная (объектовая) пожарная охрана МВД. Однако эта проблема до конца не снята.
На сегодня по известным причинам 4 бывших болгарских поселка со всей инфраструктурой: Усогорск, Благоево, Верхнемезенск, Междуреченск, а также поселки Нижний Одес, Вой-Вож, Верхняя Омра Сосногорского района, поселок Кожва Печорского района, город Микунь и ряд других остались без профессиональной пожарной охраны. Идет распад добровольных пожарных формирований, имеющих на своем вооружении выездную пожарную технику.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" минимальная общая численность Государственной противопожарной службы, содержащейся за счет бюджета Республики Коми, должна составлять 1889 единиц (из расчета 1 сотрудник пожарной охраны на 650 человек населения). Фактически требуется дополнительное содержание 737 человек к имеющейся численности, что в свою очередь требует заключение договора между Управлением Государственной противопожарной службы МВД Республики Коми и органами государственной власти республики на содержание территориальных подразделений Государственной противопожарной службы за счет средств бюджета Республики Коми.
На сегодня в связи с созданием в 80-х годах военизированной пожарной охраны в городах Республики Коми за счет союзного (ныне федерального) бюджета республика не несет никаких расходов на ее содержание в городах Печора, Ухта, Вуктыл, Воркута. Ранее в них за счет бюджета Республики Коми содержалось 390 единиц численности пожарной охраны. В настоящее время расходы федерального бюджета на эти цели в 2,9 раза больше, чем расходы бюджета Республики Коми (соответственно - 36,6 и 10,9 млрд. рублей).
Ограничения в ресурсном обеспечении пожарной охраны привели к нарастанию кризисных ситуаций в сфере организации пожарно-профилактической работы и в деле тушения пожаров, сдерживают рост боеготовности оперативных пожарных подразделений. Потребность в технических средствах тушения пожаров из-за недостаточного финансирования и высокой стоимости продукции по многим видам удовлетворяется лишь на 50 процентов; до 60 процентов объектов пожарной охраны нуждаются в капитальном ремонте, необходимо построить 19 пожарных депо, 294 единицы пожарной техники подлежат списанию и обновлению.
За исключением Сыктывкарского гарнизона пожарной охраны, практически полностью отсутствует современная специальная пожарная техника. Необходимо приобретение оборудования для газодымозащитной службы, включая аппараты защиты органов дыхания (886 ед.), а также 3300 единиц средств связи (переносные, стационарные радиостанции, телеграфные аппараты).
В сельской местности, где практически нет боеспособных подразделений государственной пожарной охраны, выполняемый объем противопожарных работ не оказывает заметного воздействия на состояние оперативной обстановки с пожарами: при количестве пожаров на селе в 3 раза меньше, чем в городах, убытки от них составляют 42 процента. На сегодня житель села в сравнении с городским защищен от пожаров значительно хуже, а степень риска для сельскохозяйственных производственных объектов быть поврежденным или уничтоженным огнем значительно выше. Фактически люди, проживающие в сельской местности (за исключением райцентров), в подавляющем своем большинстве являются "заложниками огня". В случае пожара помощь может прийти, при наилучших стечениях обстоятельств (исправность телефонной связи, переправ и т.п.), только через 1,5 - 4 часа.
Финансирование по федеральному и республиканскому бюджетам осуществляется не в полном объеме: только на заработную плату и частично на ГСМ. Задолженность оплаты за теплоэнергоносители по федеральному бюджету составляет около 3 млрд.рублей. План строительства и реконструкции пожарных депо, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Коми от 18 сентября 1991 г. № 360, не выполняется.
Негативный отпечаток оставляет отсутствие базы по осуществлению качественной подготовки пожарных специалистов, большинство которых готовится за пределами республики, неся при этом значительные и неоправданные расходы. В то же время строительство пожарного учебного центра, начатое в 1988 году и на котором завершены все общестроительные работы, в последние 2 года не велось, а средств, выделенных на 1995 год (1 млрд. рублей) для его завершения, явно недостаточно.
В настоящее время противопожарная защита населенных пунктов и объектов народного хозяйства республики осуществляется, в основном, подразделениями Государственной противопожарной службы, а именно:
военизированной пожарной охраной, финансируемой из федерального бюджета - 887 единиц со сметой расходов по ее содержанию (на 1995 год) в 36,6 млрд. рублей;
пожарной охраной, финансируемой за счет бюджета Республики Коми и частично местных бюджетов - 1114 единиц (по республиканскому - 938 единиц, по местному - 176 единиц) со сметой расходов по ее содержанию (на 1995 год) в 10,9 млрд. рублей (из них по республиканскому - 9,6 млрд. рублей, по местному - 1,3 млрд. рублей);
объектовой (договорной) военизированной пожарной охраной, финансируемой по договорам с отдельными субъектами хозяйствования и созданной на крупных пожаровзрывоопасных объектах: АО "Сыктывкарский ЛПК", АО "Ухтинский НПЗ", АО "Коминефть", ДП "Севергазпром", РАО "Газпром" - всего 890 единиц со сметой расходов по ее содержанию (на 1995 год) в 7,7 млрд. рублей;
объектовой договорной профессиональной пожарной охраной, финансируемой по договорам с отдельными субъектами хозяйствования и созданной на крупных пожароопасных объектах ПО "Воркутауголь", ПО "Интауголь", АО "Жешартский фанерный комбинат" - всего 928 единиц со сметой расходов по ее содержанию (на 1995 год) в 5,7 млрд. рублей.
Материальные ценности, ежегодно спасаемые личным составом противопожарной службы от огня, не говоря о здоровье и жизни людей, в денежном выражении на порядок превышают затраты на содержание пожарной охраны. Только в 1 полугодии текущего года на пожарах спасено материальных ценностей на сумму 136 млрд. рублей и 272 человека, при плановых (но не фактических) затратах на содержание пожарной охраны в 26,7 млрд. рублей, то есть каждый вложенный на противопожарную защиту рубль дает экономический эффект более 5 рублей (без учета инфляционных процессов, потерь от гибели и травмирования людей).
Предусмотренные в настоящей Программе мероприятия имеют характер первоочередных и ставят своей целью решение наиболее острых проблем, создание необходимых условий для стабилизации пожарной обстановки в населенных пунктах и предпосылок по снижению части пожаров, защите жизни и здоровья граждан от пожаров.
III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ПРОГРАММЫ НА 1996 - 2000 ГОДЫ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА"