Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 21.09.1995
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 22 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1995 ГОД", ПРИНЯТОГО 14 АПРЕЛЯ 1995 ГОДА И ПОДПИСАННОГО 28 АПРЕЛЯ 1995 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 15.12.1995, № 13, ст. 429






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 1995 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
СТАТЬИ 22 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
"О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
НА 1995 ГОД", ПРИНЯТОГО 14 АПРЕЛЯ 1995 ГОДА
И ПОДПИСАННОГО 28 АПРЕЛЯ 1995 ГОДА

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова,
с участием сторон: гражданина А.И.Швыдченко, направившего жалобу в Конституционный Суд Республики Коми, представителя Государственного Совета Республики Коми В.А.Потолицына - председателя Комитета Государственного Совета Республики Коми по законодательству и депутатской этике,
руководствуясь частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 статьи 3, статьями 90, 91, 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республике Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о конституционности статьи 22 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 1995 год", принятого 14 апреля 1995 года и подписанного 28 апреля 1995 года.
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", явилась жалоба гражданина А.И.Швыдченко на нарушение его конституционных прав и свобод статьей 22 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 1995 год".
Основанием к рассмотрению дела, согласно части 2 статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми оспариваемая норма.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Ю.В.Гаврюсова, объяснения сторон, выступления приглашенных специалистов, исследовав материалы дела, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. А.И.Швыдченко приказом Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 31 марта 1995 года был уволен в отставку как государственный служащий, достигший предельного для государственной службы возраста. В соответствии с ч. 2 статьи 19 Положения о государственной службе Республики Коми, утвержденного постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года "О Государственной службе Республики Коми" ему была установлена пенсия за выслугу лет в размере 80 процентов денежного содержания по должности, занимаемой на день прекращения государственной службы.
14 апреля 1995 года Государственным Советом Республики Коми был принят Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 1995 год", который был подписан Главой Республики Коми 28 апреля 1995 года. Статья 22 этого Закона гласит: "Установить, что с 1 июня 1995 года финансирование расходов, связанных с реализацией пункта 19 Положения о государственной службе Республики Коми, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года № 63-13 сп, производится в пределах ассигнований, предусмотренных для этих целей в соответствующих бюджетах. При этом общая сумма выплат независимо от времени назначения пенсии, включая выплаты из Пенсионного фонда Российской Федерации, не должна превышать 10 минимальных размеров пенсий по старости, установленных законодательством Российской Федерации, на одного получателя ежемесячно".
В соответствии с этой статьей Закона размер пенсии А.И.Швыдченко был пересмотрен.
По мнению заявителя, статья 22 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 1995 год" не может применяться в отношении государственных служащих, вышедших в отставку до 1 июня 1995 года.
2. Жалоба А.И.Швыдченко в соответствии с частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми и статьей 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" является допустимой, так как статьей 22 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 1995 год" затрагивается конституционное право граждан на дополнительное социальное обеспечение по возрасту.
Этот нормативный акт был применен в конкретном деле, на его основании А.И.Швыдченко был уменьшен размер пенсии.
3. Предметом исследования по настоящему делу является установление компетенции Государственного Совета Республики Коми, был ли он правомочен принимать законы, определяющие размер пенсий для государственных служащих.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми и пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 64 Конституции Республики Коми: "По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование.".
Во время принятия Положения о государственной службе Республики Коми Федерального закона о пенсионном обеспечении государственных служащих не было, соответственно правовое пространство оставалось свободным. Поэтому Республика Коми по этому вопросу могла осуществлять собственное правовое регулирование.
Органы, принявшие нормативный акт, вправе вносить в него изменения и дополнения. Тем более что изменения внесены законом - нормативным актом, обладающим более высокой юридической силой.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым нормативным актом не могло быть ухудшено его положение, являются не основанными на законе. В соответствии с частью 3 статьи 18 Конституции Республики Коми: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц...". Статья 22 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 1995 год" ограничила размер доплат к пенсии государственным служащим на 1995 год в целях обеспечения интересов других лиц, финансируемых из бюджета.
В статье 22 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете на 1995 год" впервые в соответствии с требованиями Конституции Республики Коми 1994 года было реализовано право на принятие закона, устанавливающего государственные пенсии и социальные пособия.
Статья 22 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете на 1995 год" соответствует Конституции Республики Коми.
4. 31 июля 1995 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", статья 19 которого гласит: "Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом... Условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются федеральным законом". Законодательство Республики Коми должно быть приведено в соответствие с этим федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь частями первой, второй и третьей статьи 67; частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать статью 22 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 1995 год", принятого 14 апреля 1995 года и подписанного 28 апреля 1995 года, соответствующей Конституции Республики Коми.
2. Обратиться в Государственный Совет Республики Коми и к Главе Республики Коми с предложением привести соответствующие нормативные акты в соответствие с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".
3. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Коми.

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru