Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 08.09.1995
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСКОМАРХСТРОЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ № 3 ОТ 24 МАЯ 1994 ГОДА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ ТСН 1-94 "ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 20.11.1995, № 12, ст. 384






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 1995 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСКОМАРХСТРОЯ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ № 3 ОТ 24 МАЯ 1994 ГОДА
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
НОРМ ТСН 1-94 "ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И
ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В. - председателя Конституционного Суда Республики Коми, судей Батмановой Л.В., Кырнышевой Т.А., Пунегова П.Ф.,
с участием сторон: заявителя Игнатова М.И., представителя Министерства архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми Ильяшенко Г.Н., а также приглашенных в качестве участников процесса представителя Государственного Совета Республики Коми Четвериковой Л.В., председателя Арбитражного Суда Республики Коми Горбатого Ф.П., эксперта - специалиста в области градостроительства - главного архитектора проекта АО "Комигражданпроект" Сливовской Э.С., свидетелей Сенькина В.И., Петрова В.В., Резниченко И.И.,
руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 части первой статьи 3 и статьями 90, 91, 95, 96 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Коми Постановления Госкомархстроя Республики Коми № 3 от 24 мая 1994 года "Об утверждении территориальных строительных норм ТСН 1-94 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Республики Коми".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Игнатова М.И. на нарушение конституционных прав его и жителей домов N№ 43 и 45 по улице Оплеснина в г. Сыктывкаре в связи со строительством дома № 54 на придомовой территории указанных домов и запрос Сыктывкарского городского суда о проверке конституционности Постановления Госкомархстроя Республики Коми № 3 от 24 мая 1994 года "Об утверждении территориальных строительных норм ТСН 1-94 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Республики Коми" в связи с рассмотрением гражданского дела по иску жильцов домов N№ 43 и 45 по улице Оплеснина о запрещении строительства жилого дома № 54 на этой же улице.
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми Постановление Госкомархстроя Республики Коми № 3 от 24 мая 1994 года "Об утверждении территориальных строительных норм ТСН 1-94 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Республики Коми".
Заслушав сообщение судьи - докладчика Батмановой Л.В., объяснения сторон, выступления эксперта и специалистов, исследовав представленные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Гражданин Игнатов М.И. обратился в Конституционный Суд Республики Коми с заявлением о проверке конституционности территориальных строительных норм ТСН 1-94, утвержденных Госкомархстроем Республики Коми, которые, по его мнению, нарушают его конституционные права и права жителей домов N№ 43 и 45 по улице Оплеснина, увеличивая плотность застройки микрорайона по сравнению с установленными СНиП 2.07.01-89 нормами. Заявитель оспаривает также компетенцию Госкомархстроя Республики Коми в принятии строительных нормативов и действие ТСН 1-94, считая их неопубликованными.
Обращение допустимо в соответствии со статьями 90 и 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", поскольку в Сыктывкарском городском суде рассматривается гражданское дело по иску жильцов домов N№ 43 и 45 по улице Оплеснина о запрещении строительства жилого дома № 54 по той же улице.
Кроме того, в связи с рассмотрением названного гражданского дела Сыктывкарский городской суд обратился с запросом о проверке конституционности Постановления Госкомархстроя Республики Коми № 3 от 24 мая 1994 года "Об утверждении территориальных строительных норм ТСН 1-94 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Республики Коми" (далее - ТСН).
Заявление гражданина Игнатова и запрос Сыктывкарского городского суда объединены в одно производство.
2. Исследование вопроса предполагает уяснение компетенции Республики Коми, и в частности Госкомархстроя Республики Коми, по утверждению территориальных строительных нормативов, соответствие конкретного норматива - плотности населения на межмагистральной территории (микрорайон, квартал) г. Сыктывкара - установленным требованиям, а также порядок опубликования нормативного акта.
В соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд выносит решения только по предмету, указанному в обращении, следовательно, другие положения ТСН 1-94, помимо норматива плотности населения, предметом рассмотрения по данному делу быть не могут.
3. Учитывая, что Российской Федерацией 14 июля 1992 года принят Закон "Об основах градостроительства в Российской Федерации" и статья 5 этого Закона предоставляет право республикам в составе Российской Федерации разрабатывать строительные нормативы с учетом региональной специфики в соответствии с настоящим Законом, Градостроительным кодексом, другими законодательными актами, у суда есть основания полагать, что вопрос относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми. Таким образом, в Республике Коми могут приниматься нормативные акты, конкретизирующие установленные в градостроительстве нормативы и требования. Положением о Государственном Комитете Коми ССР, утвержденным Постановлением СМ Коми ССР от 25 марта 1991 года № 118, полномочием разрабатывать и устанавливать требования, стандарты и нормативы в области строительства, проектирования наделен Госкомархстрой, ныне - Минархстройэнерго Республики Коми. Следовательно, Постановление № 3 от 24 мая 1994 года "Об утверждении территориальных норм ТСН 1-94 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Республики Коми" принято Госкомархстроем Республики Коми в пределах его компетенции.
4. Проведенными Судом исследованиями, в том числе экспертизой, установлено, что ныне действующие в градостроительстве нормативы при застройке городских поселений в Российской Федерации установлены Строительными нормами и правилами "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" СНиП 2.07.01-89 (далее - СНиП). В соответствии с пунктом 2.15 СНиП при проектировании жилой застройки в городах расчетную плотность населения на территории жилого района и микрорайона, чел./га, следует принимать в соответствии с региональными (республиканскими) нормами с учетом рекомендуемого приложением 4, и, как правило, этот показатель не должен превышать 450 чел./га. В ТСН 1-94 для строительно - климатического района 1В с высокой плотностью застройки он установлен в количестве 540 чел./га.
Суд уяснил, что показатель 450 чел./га установлен для всей территории бывшего Союза ССР, и полагает, что исключения из этого правила возможны для районов с особыми условиями, к которым относится Республика Коми. Это подтверждается термином "как правило" пункта 2.15 СНиП и приложением 4 СНиП, где этот же показатель для микрорайона не может быть ниже 420 чел./га. В соответствии с приложением 4 возможно превышение показателя плотности населения на 20% для районов севернее 58 градусов с.ш. Суд полагает, что увеличение на 20% показателя плотности населения возможно как на базовые 420, так и на 450 чел./га (450 х 20% = 540). Этот вывод Суда подтверждается экспертным заключением.
5. В соответствии со ст. 7 Конституции Республики Коми любые нормативные правовые акты Республики Коми, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В средствах массовой информации, официальных источниках или "Информационном бюллетене Минархстройэнерго" ТСН 1-94 опубликованы не были.
ТСН 1-94 изданы Госкомархстроем Республики Коми отдельной брошюрой с пометкой "издание официальное". Брошюра разослана в города и районы Республики Коми, а также строительным, контролирующим и научным организациям в количестве 41 экземпляра.
Таким образом, полагать, что нормативный документ опубликован для всеобщего сведения, у Суда оснований нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 7, 64, 65, 100 Конституции Республики Коми и статьями 68, 69, 72, 73, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать Территориальные строительные нормы ТСН 1-94 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Республики Коми", утвержденные Постановлением Госкомархстроя Республики Коми от 24 мая 1994 года № 3, в части механизма их принятия и установления норматива плотности населения на территории жилого района и микрорайона соответствующими Конституции Республики Коми.
2. Признать Территориальные строительные нормы ТСН 1-94 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Республики Коми" не подлежащими применению до их официального опубликования для всеобщего сведения.
3. Решение Конституционного Суда Республики Коми окончательное, вступает в силу немедленно после провозглашения и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".

Председательствующий
Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:
П.Ф.ПУНЕГОВ
Л.В.БАТМАНОВА
Т.А.КЫРНЫШЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru