Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 28.08.1995 № 323
"О КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 07.09.1995, № 170


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 18.02.2003 № 41.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 28 августа 1995 г. № 323

О КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В целях активизации внешнеэкономической деятельности в Республике Коми постановляю:
одобрить прилагаемую концепцию внешнеэкономической деятельности Республики Коми;
министерствам, ведомствам Республики Коми, главам администраций городов и районов принять концепцию к руководству;
рекомендовать коммерческим и некоммерческим организациям Республики Коми руководствоваться концепцией в практической работе.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Одобрена
Указом
Главы Республики Коми
от 28 августа 1995 г. № 323

КОНЦЕПЦИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Введение

Увеличение в Республике Коми числа субъектов внешних связей - экономических, культурных, спортивно - туристических и других - вызывает необходимость координации их деятельности, государственной поддержки, согласования интересов отдельных участников этой деятельности с интересами Республики Коми, ее населения в целом. Такая координация и согласование возможны в рамках концептуально оформленной внешнеэкономической политики. Одновременно данная концепция есть первая попытка осмысления сути и значения внешнеэкономической деятельности (в дальнейшем именуется - ВЭД) Республики Коми.
Концепция является основой для разработки отраслевых и функциональных программ ВЭД Республики Коми.

I. Цели, основные задачи и принципы
внешнеэкономической деятельности
Республики Коми

Внешнеэкономическая деятельность Республики Коми нацелена на развитие всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, регионами России и постепенное подключение к международному и межрегиональному разделению труда, на становление в Республике Коми социально ориентированной рыночной экономики, на достижение следующих целей:
роста благосостояния населения Республики Коми и обеспечение его занятости на основе развития производства, создания новых технологий;
насыщения потребительского рынка товарами и услугами;
сохранения природной среды обитания;
создания материальной базы для развития национальных культур и приобщения к общемировым ценностям культуры, экономики, науки, права.
Поставленные цели будут решаться в условиях:
сотрудничества Республики Коми с административно - территориальными образованиями России и стран СНГ, с другими странами;
всемерного и последовательного развития экспортного потенциала Республики Коми и улучшения структуры экспорта, предполагающей постепенное повышение удельного веса товаров с высокой степенью обработки;
рационализации импорта;
государственной поддержки экспортеров продукции предприятий Республики Коми;
привлечения российских и иностранных инвестиций, а также инвестиций стран СНГ;
обеспечения гарантий привлечения инвестиций в экономику Республики Коми, участия иностранного капитала в приватизации;
использования преимуществ международного разделения труда, потенциальных и инвестиционных возможностей развитых стран;
государственной поддержки развития экспортоориентированного и импортозамещающего производства;
создания необходимой правовой и организационной базы;
развития инфраструктуры и подготовки кадров для ВЭД.
В основу ВЭД закладываются следующие принципы:
формирование взаимосотрудничества Республики и предпринимателей: республика формирует максимально благоприятные организационно - экономические и правовые условия для хозяйственной инициативы предприятий и организаций; предприятия активно осуществляют торговую, производственную, инвестиционную и инновационную деятельность с учетом государственных и национальных интересов;
обеспечение экономической безопасности Республики Коми;
максимальная экономическая и народно - хозяйственная (в т.ч. экологическая) эффективность;
конкурентная основа и альтернативность выбора проектов (тендерная система), обеспечивающая свободный доступ к информации всех заинтересованных лиц.

II. Республика Коми в региональном и
международном разделении труда

1. География внешнеэкономической деятельности
Республики Коми и сферы ее интересов

География внешнеэкономических связей во многом определяется сложившейся отраслевой структурой экономики Республики Коми. Ее изменение во многом связано с необходимостью расширения рынка сбыта, выравнивания баланса экспорта - импорта в зависимости от степени развития экспортного потенциала Республики Коми и необходимости внедрения новых технологий и производств.
Интересы Республики Коми в формировании ее экономических взаимоотношений с государствами СНГ и странами дальнего зарубежья требуют учета политических и социально - экономических факторов.
Основные из этих факторов:
вхождение потенциальных партнеров в торгово - экономические союзы, блоки и признание ими международных правил торговли;
наличие договоров и соглашений, заключенных с Российской Федерацией, по защите инвестиций, торгово - экономическому сотрудничеству, клиринговым расчетам и т.п.;
наличие режима наибольшего благоприятствования в торговле;
политическая стабильность;
состояние внутреннего законодательства потенциальных партнеров, обеспечивающего выгодность экономических связей (налоговые, таможенные правила и т.д.);
складывающаяся конъюнктура рынков и их тенденции;
конкурентоспособность и специализация предприятий Республики Коми;
географическая близость, удобства и стоимость доставки грузов;
инвестиционный потенциал партнеров (по капиталу, инновациям и т.д.).

Регионы России

Принцип безусловного сохранения единого экономического пространства России - основа экономической политики Республики Коми.
Северо - Западный регион России (Архангельская, Калининградская, Мурманская, Вологодская, Ленинградская области, Республика Карелия, Санкт - Петербург).
В рамках данного региона Республика Коми имеет интерес для товарообмена с европейскими странами через транспортную и путепроводную транзитную инфраструктуру. Одновременно Республика Коми может стать для региона привлекательной для вложения инвестиций в ее топливно - энергетический комплекс. Разработка и поставка топливно - энергетических ресурсов областям региона решает проблему топливного снабжения и служит базой для развития промышленности.
Эти общие интересы Республики Коми и областей Северо - Западного региона России требуют усиления политического и экономического влияния региона на общероссийскую политику путем координации своих действий, нахождения и принятия взаимовыгодных решений, повышения статуса и активизации деятельности Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо - Запада Российской Федерации. В перспективе должна быть выработана единая концепция внешнеэкономической деятельности территорий Северо - Запада России.

Регионы Урала и Западной Сибири

Для данного региона Республика Коми может стать привлекательной для инвестиций в ее транспортную и путепроводную транзитную инфраструктуру для товарообмена с Центральным и Северо - Западным регионами Российской Федерации и европейскими странами.

Центральные регионы России

Представляют экономический интерес для Республики Коми в области взаимных поставок продукции и использования мощного научно - технического потенциала этого региона. Возможны государственные и другие инвестиции из данных регионов в топливно - энергетический и лесопромышленный комплексы Республики Коми.

Южные регионы России (Краснодарский, Ставропольский и
другие края и области)

Представляют экономический и социальный интерес для Республики Коми в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, отдыха и лечения граждан Республики Коми. Возможны государственные, республиканские и другие виды инвестиций в производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку на месте.
Другие регионы России могут стать привлекательными для Республики Коми в части создания дилерских компаний, таможенных складов и складов перевалки, новых рынков сбыта. Возможно создание финансово - промышленных групп для реализации перспективных проектов.

Страны СНГ

Все страны СНГ, в той или иной степени, заинтересованы во взаимных поставках продукции. Они привлекательны для Республики Коми тем, что имеют одинаковый технический уровень производства продукции, относительную прозрачность границ, отсутствие больших административных и языковых барьеров. Одновременно эти страны нуждаются в наших поставках. В настоящее время среди стран СНГ для Республики Коми наибольший интерес представляют Украина и Беларусь. Географическое положение, этническая близость народов, благоприятный климат, развитая промышленность и сельское хозяйство, наличие кратчайших железнодорожных путей в Восточную Европу и Черноморских портов делает привлекательной перспективу широкого и всестороннего сотрудничества и кооперирования во всех областях деятельности.

Страны Прибалтики

Страны Прибалтики традиционно входят в зону экономического интереса Республики Коми в силу их географической близости, удобства транспортного сообщения и развитости легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Перспективны экономические связи с Калининградом через Литву. Калининград как субъект Российской Федерации, объявленный свободной экономической зоной, с незамерзающим портом на Балтике становится притягательным как морские ворота России в Северную Европу.

Страны Восточной Европы (бывшие страны СЭВ)

Взаимозависимость экономик вследствие исторически сложившейся специализации промышленности в рамках бывшего СЭВ, схожие общественно - политические проблемы развития общества и, наконец, близкие по своему уровню развития и состоянию экономический базис создают особый политический и социально - экономический интерес Республики Коми, как и России, к этим странам.
Особое внимание необходимо уделить возможности восстановления, где это экономически выгодно, прежней специализации и разделения труда, что обеспечивает перспективу сбыта продукции лесопромышленного и топливно - энергетического комплекса Республики Коми на рынках этих стран. Сделаны первые шаги во взаимопроникновении капиталов. В Восточной Европе наиболее благоприятны для размещения капитала Венгрия, Словакия, Чехия, Болгария и Польша.
Перспективна организация совместных производств и торговых домов, торговых представительств отдельных фирм, регионов и административно - территориальных единиц.

Страны Северной, Центральной и Западной Европы

Экономическая привлекательность для Республики Коми данного региона определяется следующими факторами:
наличием большого инвестиционно - кредитного потенциала Германии;
потенциальной готовностью стран данного региона к расширению торгового сотрудничества и насыщению емкого российского рынка товарами народного потребления;
готовностью к продаже научно - технических и технологических достижений и оказанию технической помощи.
Одной из основных причин, сдерживающих развитие внешнеэкономических связей с развитыми странами, является, о чем говорилось ранее, слабый экспортный потенциал Республики Коми, основу которого, как и России, составляет природное сырье.
Ограниченные импортные возможности Республики Коми определяют ближайшие главные задачи республики и пути их решения:
максимальное использование инвестиционного и кредитного потенциала данных стран, имея в виду создание благоприятного инвестиционного климата;
приоритет и государственная поддержка импорта, дающего возможность структурной перестройки экономики республики, реконструкции, модернизации, внедрению новых технологий, в первую очередь, это относится к экспортопроизводящим и импортозамещающим производствам.

Финляндия

Для Республики Коми наиболее привлекательной для сотрудничества по-прежнему является Финляндия, что связано с географической близостью, сходными климатическими условиями, культурно - этнической близостью народов и традиционным торгово - экономическим партнерством в области приграничной торговли.
Образование новых государств на территории бывшего СССР усиливает значение Финляндии для Коми и России как торгово - экономического партнера, имеющего возможность связать Коми и Северо - Запад России с транспортной и технической инфраструктурой Северной Европы.
Приоритетными направлениями развития торгово - экономического сотрудничества Республики Коми и Финляндии являются:
разработка комплексных целевых программ по рациональному использованию природного потенциала республики и, в первую очередь, лесного, далее - топливного и горно - рудного;
внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
сельскохозяйственное производство и переработка его продукции.

Другие страны мира и регионы

При осуществлении ВЭД Республика Коми должна ориентироваться на высокие технологии не только стран Европы, но любых стран мира, на получение максимального эффекта во взаимоотношениях с ними.

2. Приоритеты развития отраслей
экономики Республики Коми

Внутренние экономические интересы и внешнеэкономические факторы вызывают необходимость поиска места и роли Республики Коми в межрегиональном разделении труда, а следовательно, к изменению приоритетов в разрезе отраслей народного хозяйства республики, которые вытекают из следующих посылок:
максимальной опоры на местные сырьевые ресурсы;
использования уникальных природных и рекреационных условий Республики Коми;
развития экспортного потенциала республики и его возможной конкурентоспособности;
использования накопленного ранее промышленного потенциала и сложившейся специализации;
наличия относительно высокого интеллектуального и кадрового потенциала;
развития отдельных импортозаменяющих отраслей и производств;
перспективы транспортной связи Урала и Севера Европы (транзит).
К приоритетным отраслям (комплексам) экономики Республики Коми следует отнести:
лесопромышленный комплекс - переход на неистощимое лесопользование, углубленную переработку древесины и ее отходов, вовлечение в переработку лиственных пород, тонкомерной древесины, развитие конечного товарного производства (мебели, книжно - журнальной продукция и других товаров народного потребления);
нефте - газовый комплекс - более глубокая переработка углеводородного сырья, повышение отдачи пласта, разведка и подготовка новых месторождений;
горно - рудные производства - организация добычи и переработки залежей титана, бокситов и других руд, а также драгоценных металлов;
туризм - превращение туризма в массовое явление, создание в связи с этим организационно - технической инфраструктуры;
пищевая промышленность - переработка и хранение сельхозпродукции местного производства, в том числе продуктов оленеводства и даров леса (ягод, грибов и т.п.);
пушное звероводство - разведение пушных зверей (норок, лис, песцов) и их последующая переработка.
Развитие отраслей, непосредственно удовлетворяющих спрос населения, необходимо вести с преимуществом частного, мелкотоварного производства, создающего необходимую конкурентную среду.

3. Механизм развития приоритетных отраслей

К числу важнейших направлений внешнеэкономической деятельности Республики Коми относится привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Их эффективное использование должно способствовать решению таких задач, как подключение новых источников финансирования модернизации экономики и социальной инфраструктуры при одновременной экономии валютных ресурсов республики.
В целях наращивания своего экономического потенциала и развития социальной инфраструктуры Республика Коми будет поощрять прямые инвестиции в форме создания на своей территории новых, принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам предприятий по производству конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг, продажу иностранным инвесторам предприятий и объектов незавершенного строительства, участие зарубежных инвесторов на равных условиях с отечественными в процессе разгосударствления и приватизации собственности.
При этом предпочтение будет отдаваться инвесторам, имеющим опыт работы в соответствующих отраслях производства и услуг, знание рынка, достаточные финансовые ресурсы, опыт управления предприятиями, способным продвинуть производимые товары и услуги на международные рынки.
Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо создать в Республике Коми благоприятный инвестиционный климат. При наличии политической стабильности, относительно высокого экономического, научно - производственного и кадрового потенциала, запасов многих видов сырья актуальными остаются задачи:
создание адекватной нынешним условиям переходного периода правовой базы инвестиционного процесса, упрощение процедуры регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготного налогообложения;
гарантии возврата капитала и репатриации прибыли, страхование от некоммерческих рисков, использование залоговых форм привлечения иностранных инвестиций, создание условий, стимулирующих реинвестиции;
формирование отвечающей международным стандартам бизнес - инфраструктуры (от удобных офисов, комфортабельных гостиниц и ресторанов до транспорта и современных средств связи);
разработка механизма государственных гарантий, которые Республика Коми может предоставить зарубежным инвесторам под особо значимые для республики инвестиционные проекты.
Особое место в сфере внешнеэкономических связей Республики Коми занимает зарубежная инвестиционная деятельность. С учетом своих возможностей Республика Коми намерена создавать или приобретать предприятия в странах традиционного производства товаров, импортируемых республикой. В первую очередь это касается продовольственных товаров, не производимых в регионе и России. Создание либо приобретение предприятий в странах традиционного производства этих товаров позволит сократить расходы на их импорт.

III. Государственное обеспечение
внешнеэкономической деятельности

1. Общие принципы и подходы

Новая модель внешнеэкономических связей требует иного осмысления роли государства в лице органов государственного управления, которая заключается в политическом и организационно - техническом обеспечении хозяйственной деятельности субъектов внешнеэкономических связей, при их материально - правовой ответственности и при регулирующем воздействии органов государственного управления.
Основная цель органов государственного управления на ближайшую перспективу в области ВЭД - создание и развитие механизма ее обеспечения, имея в виду организацию систем:
государственного республиканского экономического протекционизма;
конъюнктурно - экономического информационного обеспечения субъектов ВЭД всех форм собственности с целью их ориентировки на максимальную коммерческую выгоду;
стимулирования экспорта товаров высокой степени обработки;
защиты предприятий экспортеров и импортеров от внешнеэкономических рисков;
таможенного, организационного, валютно - финансового и технического обслуживания субъектов ВЭД;
законодательного обеспечения ВЭД;
подготовка кадров для ВЭД.

2. Создание правовой базы

Реализация задач внешнеэкономической деятельности Республики Коми предполагает создание и совершенствование соответствующей правовой базы.
Источниками регулирования ВЭД являются федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции федеральных органов управления, нормативные акты органов власти Республики Коми.
В соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Коми координация международных и внешнеэкономических связей Республики Коми находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми.
Активизация внешнеэкономических связей Республики Коми требует большой законотворческой работы, которая учитывала бы специфику республики и стимулировала участие отечественных предприятий и предпринимателей во внешнеэкономической деятельности.
В деле создания необходимой правовой базы свою важную роль должны сыграть соглашения о разделении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Коми в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенном деле.

3. Информационное обеспечение

Эффективность внешнеэкономической деятельности в немалой степени зависит от ее информационного обеспечения. Все субъекты, участвующие в экономическом сотрудничестве с зарубежными государствами, нуждаются в оперативной и достоверной информации, относящейся к различным аспектам внешнеэкономических связей. Программа информационного обеспечения должна включать в данном случае три необходимых компонента.
Прежде всего, это - информационная база, содержащая сведения двоякого характера. С одной стороны, она включает данные об участниках внешнеэкономической деятельности Республики Коми (своеобразный реестр отечественных производителей с их бизнес-предложениями), экспортном потенциале Республики, ее импортных потребностях, межправительственных соглашениях, заключенных экспортно - импортных контрактах и других сделках, выданных квотах и лицензиях, имеющихся в республике инвестиционных программах и инвестиционных проектах, валютных ресурсах, поступлениях и расходах валютных средств, законодательствах и других нормативных актах Российской Федерации и Республики Коми, регулирующих деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, а также деятельность иностранных компаний и физических лиц на территории республики.
С другой стороны - сведения о крупнейших зарубежных производителях продукции, об экономическом и финансовом положении реальных и потенциальных партнеров по внешнеэкономическим связям, законодательстве иностранных государств и международно - правовых актах, относящихся к сфере внешнеэкономической деятельности, конъюнктуре мирового рынка, ценах на основных рынках по видам продукции, обменных курсах валют, процентных ставках и т.п.
Оперативная и качественная обработка и анализ такого количества информации предполагает создание мощного республиканского информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи данных. Такую систему целесообразно сформировать при Министерстве внешних связей Республики Коми и связать ее при помощи сетевых средств с другими специализированными информационными системами Правительства Республики Коми.
Второй компонент информационного обеспечения - это проведение на постоянной основе маркетинговых и конъюнктурных исследований, предоставление по их результатам на коммерческих условиях информационных и консультационных услуг предприятиям, организациям и отдельным предпринимателям.
Третий компонент информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности заключается в широкой презентации Республики Коми, ее реальных и потенциальных возможностей в международном сообществе. Цель такой презентации - ознакомление общественности и деловых кругов зарубежных стран с республикой, предоставление бизнесменам всей необходимой информации о Республике Коми от экономического потенциала до гостиничного сервиса, раскрытие реальных перспектив взаимовыгодного торгово - экономического сотрудничества с предприятиями и организациями республики. Слабая, фрагментарная и разбросанная информация об этом представляет собой препятствие притоку в Республику Коми иностранных инвестиций.

4. Меры организационного обеспечения

Наряду с информационным и правовым обеспечением, повышением эффективности внешнеэкономической деятельности требуется осуществление ряда организационно - структурных инноваций. Одной из них было создание Министерства внешних связей Республики Коми. На очереди - создание ряда других крайне необходимых структур.
В перспективе следует рассмотреть вопрос об открытии за рубежом сети специализированных торгово - экономических структур с предоставлением этим структурам статуса представительства Республики Коми.
В целях организационной поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации правительственных программ в перспективе целесообразно создать специализированные внешнеэкономические объединения, например, по экспорту стратегических товаров - нефти и нефтепродуктов, лесоэкспорта, каменного угля и т.п., по импорту продукции сельского хозяйства, медицинского оборудования и препаратов.
Плодотворное внешнеэкономическое сотрудничество невозможно без создания системы быстрой и надежной международной связи с любым регионом мира. Республика должна будет выделить определенные финансовые ресурсы для такой системы и обеспечивать на коммерческой основе круглосуточной международной связью, действующей на территории Республики Коми, иностранных и отечественных участников внешнеэкономической деятельности.

5. Меры финансово - кредитного обеспечения

Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов Республики Коми будет поддерживаться экономическим стимулированием экспорта и импорта: предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд, страхования от риска, связанного с внешнеэкономической деятельностью.

6. Кадровое обеспечение

Внешнеэкономическая деятельность, как и всякая иная профессиональная деятельность, требует серьезного кадрового обеспечения.
Интерес Республики Коми в решении проблемы подготовки специалистов для ВЭД заключается в устранении сегодняшних и будущих потерь в доходах хозяйствующих субъектов, а следовательно, и в доходной части бюджетов районов и городов республики.
Подготовка кадров для ВЭД и повышение их квалификации требует государственной поддержки, включая финансовую.
Пути решения проблемы:
организация краткосрочных и долгосрочных курсов, с отрывом от основной деятельности для работников, уже включенных во ВЭД;
введение в учебных заведениях республики спецкурсов, позволяющих готовить молодых специалистов по ВЭД.
Экономической основой первого варианта является обучение на коммерческой основе с государственным финансированием. Обучение госслужащих должно происходить на договорной основе.
Реализация второго варианта заключается в усилении взаимодействия Правительства и учреждений образования разработки социального государственного заказа данным учреждениям, подкрепленного целевым бюджетным финансированием, в том числе и валютным.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru