Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Минархстройэнерго РК от 22.03.1995 № 30-ОД
<ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА РЕСПУБЛИКИ КОМИ>
(Зарегистрировано в Минюсте РК 31.03.1995 № 17)

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 10.07.1995, № 9, ст. 309


Утратил силу в связи с изданием Приказа Минархстройэнерго РК от 07.06.2004 № 103-ОД.



Зарегистрировано в Минюсте РК 31 марта 1995 г. № 17
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА, КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
(МИНАРХСТРОЙЭНЕРГО РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

ПРИКАЗ
от 22 марта 1995 г. № 30-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАСТРОЙКИ
ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО
ТИПА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

На основании Закона Республики Коми от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ "Об административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан за нарушение правил застройки и содержания городов и других поселений", распоряжения Главы Республики Коми от 25 августа 1994 года № 205-р приказываю:
1. Утвердить Правила застройки городов и поселков городского типа Республики Коми (приложение № 1).
2. Признать утратившими силу Правила застройки городов и поселков городского типа Коми ССР, утвержденные Председателем Госкомархстроя Коми ССР 10 июня 1992 года.

Министр
В.БИБИКОВ





Утверждены
Приказом
Минархстройэнерго
Республики Коми
от 22 марта 1995 г. № 30-ОД
(приложение № 1)

ПРАВИЛА
ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ
ГОРОДСКОГО ТИПА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общие положения

1.1. Строительство и реконструкция городов и поселков городского типа осуществляется по генеральным планам, разработанным проектными организациями и утвержденными в установленном порядке.
Генеральный план обязателен для всех организаций, осуществляющих проектирование и строительство на территории населенного пункта. Он служит основой для разработки проектов размещения строительства, схем генеральных планов промышленных узлов, промышленных предприятий, проектов планировки промышленных зон городов, проектов детальной планировки и проектов застройки отдельных частей селитебной и других функциональных зон, комплексных схем развития систем инженерного оборудования, благоустройства, транспорта и др.
В соответствии с генеральными планами разрабатываются проекты планировки и застройки отдельных кварталов, улиц, площадей, градостроительных комплексов, участков, составляемых государственными проектными организациями, персональными творческими мастерскими при Союзе Архитекторов России и другими проектными организациями, имеющими лицензии на проектирование.
В случае отсутствия в городе (поселке) генеральных планов, либо истечения срока их действия все вопросы строительства и реконструкции решаются местными органами архитектуры и градостроительства с утверждением комиссией местной администрации - (см. п. 1.6 настоящих Правил), при согласовании решений с Управлением градостроительства и территориального развития Минархстройэнерго Республики Коми.
1.2. Настоящие правила являются обязательными для всех застройщиков независимо от их ведомственного подчинения, а также для органов и должностных лиц, ведающих планировкой и застройкой городов и поселков городского типа.
1.3. Правилами застройки определяется порядок регулирования застройки городов, прокладки инженерных коммуникаций и дорог, предоставления в пользование земельных участков под все виды строительства, регулирования взаимоотношений между органами архитектуры и градостроительства, предприятиями, учреждениями, организациями и лицами, осуществляющими строительство и использование городской территории, а также служат основой для разработки архитектурно - планировочных заданий на застройку кварталов и строительство отдельных объектов.
1.4. На основе настоящих правил и проектно - планировочной документации устанавливаются конкретные требования к застройке на отдельные части города (поселка городского типа): центра города (поселка), площади, магистрали, жилых и промышленных районов, зоны отдыха и др.
1.5. При установлении порядка предоставления земельных участков заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям, а также отдельным лицам следует руководствоваться Земельным кодексом Республики Коми, утвержденным Постановлением Верховного Совета Коми ССР от 21 марта 1991 года, с учетом Положений и Указаний Минархстройэнерго и Комзема Республики Коми.
В соответствии с Основами Земельного законодательства землепользователям в установленном порядке выдаются государственные акты на право пользования землей, или договоры аренды земли.
1.6. Для разрешения вопросов, связанных с планировкой, застройкой, инженерным обеспечением, благоустройством и озеленением городов и поселков при соответствующих администрациях создаются постоянные комиссии по выбору участков в составе:
главы администрации города (района в городе, поселка) или его заместителя (председатель комиссии);
председателя районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству;
главного архитектора города (района);
начальника отдела (управления) коммунального хозяйства;
отдела культуры администрации города (поселка);
главного врача городского (поселкового) Центра Госсанэпиднадзора;
начальника инспекции Госпожнадзора;
председателя районного комитета охраны природы;
представителя заказчика.
1.7. Причиненные землепользователю убытки подлежат возмещению предприятиями, учреждениями и организациями, которым отводятся земельные участки в установленном порядке.
1.8. Топографо - геодезические работы и инженерно - геологические изыскания на территории города (поселка городского типа) производятся с разрешения органов архитектуры и градостроительства администраций города (района), действующих в соответствии с Положением о геолого - геодезической службе местных органов по делам строительства и архитектуры и выполняются в соответствии с действующими инструкциями и СНиПами. Подлинники съемочных материалов и инженерно - геодезических изысканий, полученные в результате проведенных работ, подлежат сдаче в органы архитектуры и градостроительства городской (районной) администрации.
1.9. Организации, производящие строительство и изыскательские работы на территории города (поселка городского типа), несут ответственность за сохранность наземных сооружений, подземных сетей и коммуникаций и геодезических знаков. Организации и лица, повредившие указанные сооружения, обязаны возместить причиненные ими убытки.
1.10. Все постоянные геодезические знаки (центры пунктов триангуляции и полигонометрии, марки и реперы), устанавливаемые при производстве геодезических и топографических работ изыскательскими организациями, подлежат сдаче на наблюдение за сохранностью органам архитектуры и градостроительства города (района).
1.11. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на главного архитектора города (района) и службу Госархстройнадзора.

2. Порядок оформления и предоставления земельных
участков

2.1. Предприятия, организации и учреждения, заинтересованные в предоставлении земельного участка, возбуждают перед администрациями города (района) ходатайство о согласовании места расположения строительства объекта, с указанием полной характеристики объекта, ориентировочной площади участка, сроков строительства, наименования проектной и строительной организации.
Нормы предоставления земель гражданам устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом Республики Коми.
2.2. На основании заявки заказчика органы архитектуры и градостроительства города (района) подготавливают предложения по возможному размещению объекта строительства на территории города (поселка городского типа) в соответствии с генеральным планом и другой проектно - планировочной документацией.
2.3. Выбор площадки (трассы) для строительства предприятием здания или сооружения осуществляется на первой стадии проектирования.
2.4. Заказчик на основании утвержденного акта выбора участка под строительство и решения администрации города (района) о согласовании участка на проектирование объекта <*>, с участием проектной организации согласовывает с соответствующими организациями, в том числе с органами Госсанэпиднадзора условия на подключение объекта к существующим инженерным сетям и коммуникациям, источникам электроснабжения, связи, газоснабжения, теплоснабжения и мест сброса сточных вод; мероприятия по охране окружающей среды; мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры. Заказчик получает от бюро технической инвентаризации по его заказу инвентаризационные данные о строениях, подлежащих сносу при застройке участка, данные о размерах и видах компенсации гражданам за строения, принадлежащие им на праве личной собственности.
Все перечисленные материалы заказчик представляет в органы архитектуры и градостроительства города (района).
   -------------------------------

<*> Рекомендуется срок согласования участка на проектирование 1,5-2 года.

2.5. После утверждения администрациями города (района) акта выбора площадки орган архитектуры и градостроительства готовит паспорт исходных данных на проектирование и землеустроительный паспорт, которые являются основными документами для проведения изыскательских и проектных работ.
2.6. Решение администрации города (района) о предоставлении земельного участка, отвод его в натуре и выдача государственного акта на пользование землей либо договора аренды земли по установленным формам, производится только после согласования и утверждения в установленном порядке проектной документации на строительство объекта, составления проекта отвода земель и выполнения всех условий, поставленных в решении администрации города (района) при согласовании размещения строительства объекта.
2.7. Запрещается пользоваться земельным участком до установления землеустроительными органами границ отводимых участков, отводимых в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право пользования земельным участком.
2.8. Прекращается право заказчика - застройщика на пользование предоставленным ему земельным участком в случае, если в течение двух лет не начато освоение этого участка или он используется не по назначению, а также в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Республики Коми.
Прекращение права пользования земельным участком производится по решению (постановлению) администрации города (района).
2.9. С момента закрепления за заказчиком - застройщиком земельного участка (по пункту 2.7) он несет полную ответственность за его содержание, санитарное состояние в соответствии с утвержденным проектом.
2.10. Передача земельных участков одними организациями другим, в том числе одного и того же министерства, ведомства, или изменение характера его использования без разрешения администрации города (района) запрещается.
2.11. Возведение на отдельных участках временных строений и сооружений, за исключением построек, непосредственно связанных с процессом производства строительства работ и допускаемых строительными правилами, воспрещается.
Временные здания и сооружения, а также железнодорожные подъездные пути, возводимые на период строительства, по окончании строительства должны быть разобраны застройщиком, а занимаемая территория приведена в соответствие с генеральным планом города (поселка городского типа) и генеральным планом отведенного под застройку участка.
2.12. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в пределах городской (поселковой) черты допускается в установленном порядке, как правило, в зонах малоэтажного индивидуального строительства в соответствии с генеральным планом города или поселка городского типа.
2.13. Заявление, по установленной форме, о предоставлении земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов в городах или поселках городского типа подаются гражданами администрации города (района).
Администрация города (района) в установленный срок рассматривает и принимает соответствующее решение.
2.14. В соответствии с решением администрации города (района) о предоставлении участка для строительства индивидуального жилого дома застройщик разрабатывает и согласовывает с архитектурными органами проект, получает разрешение на начало строительства и приступает к строительству после выноса проекта в натуру и закрепления земельного участка. После окончания строительства жилого дома оформляются государственный акт приемки его в эксплуатацию и технический паспорт в бюро технической инвентаризации.
2.15. Право пользования (владения) землей индивидуального застройщика оформляется государственным актом на право пожизненного наследуемого владения землей или другим документом, удостоверяющим право на землю, один экземпляр которого выдается индивидуальному застройщику, второй хранится в городском (районном) комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

3. Порядок согласования проектов

3.1. Проектно - сметная документация на строительство и реконструкцию жилищно - гражданских, промышленных и коммунальных объектов, независимо от источников финансирования, проектно - планировочная документация подлежит согласованию с органами вневедомственной и экологической экспертизы, архитектуры и градостроительства города (района) и санэпиднадзора.
3.2. Заказчик совместно с проектной организацией или проектная организация по его получению для согласования с органами архитектуры и градостроительства администрации города (района) предоставляет следующие проектные материалы и документы согласований:
генеральный план участка;
разбивочный чертеж;
чертеж вертикальной планировки;
совмещенный план инженерных сетей;
основные чертежи архитектурно - строительной части (планы, фасады, разрезы); паспорт внутренней и наружной отделки здания;
заключение органов Госсанэпиднадзора и Госпожнадзора в случае отступления от действующих нормативов;
экспертное заключение органов вневедомственной и экологической экспертиз.
Согласование проекта оформляется протоколом и штампом "Согласовано" на чертежах генерального плана, фасада и схемы инженерных сетей.
3.3. Проектно - планировочная документация - проекты детальной планировки, проекты застройки, схемы транспортных узлов, проекты индивидуального проектирования и др., рассматриваются на градостроительном совете с участием заинтересованных сторон, органов Госнадзора и общественных организаций.
3.4. Долгосрочные планы выпуска продукции предприятий строительной индустрии по номенклатуре изделий для жилых и общественных зданий утверждаются по согласованию с органами архитектуры и градостроительства администрации города (района).

4. Порядок выдачи разрешений на производство
строительно - монтажных работ

4.1. Заказчик - застройщик обязан получить от инспекции Госархстройнадзора разрешение на производство подготовительных, затем строительно - монтажных работ. Для получения разрешения заказчик - застройщик предоставляет инспекции Госархстройнадзора (ГАСН) на проектируемые объекты следующие документы:
заявление заказчика - застройщика по форме ГАСНа;
копию решения или постановления администрации города (поселка городского типа) о выделении земельного участка под застройку;
акт о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование либо договора аренды земли и акт об отводе его в натуре, представляется организациями, предприятиями, учреждениями, выступившими заказчиками;
государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей или другой документ, удостоверяющий право на землю, а также акт установления границ земельного участка в натуре;
проект на строительство здания, сооружения с протоколом его согласования органами архитектуры и градостроительства администраций города (поселка городского типа или района);
положительное заключение Государственной вневедомственной экспертизы Минархстройэнерго Республики Коми и экологической экспертизы Минприроды Республики Коми;
выписку из титульного списка на строительство здания или сооружения (для объектов, финансируемых за счет средств бюджетов);
акт геодезической разбивки сооружений;
бланк журнала работ;
копию приказов заказчика - застройщика и подрядчика о назначении технического надзора и производителя работ;
договор с проектной организацией на авторский надзор на объекты сметной стоимостью 200 тыс. руб. <*> и выше, а также на все объекты, строящиеся по индивидуальным проектам, вне зависимости от сметной стоимости.
   -------------------------------

<*> В ценах 1984 г.

4.2. Строительство на отведенном участке без разрешения органов Госархстройнадзора запрещается.
4.3. Основанием на строительство и реконструкцию промышленного здания и сооружения является:
утвержденный в установленном порядке титульный список, в соответствии с согласованной, утвержденной проектно - сметной документацией (для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств);
договор подряда (контракт) на капитальное строительство между заказчиком - застройщиком и строительный генеральный план объектов строительства;
решение об отводе земельного участка для строительства и государственный акт на право пользования землей или другой документ, удостоверяющий право на землю;
согласованный между заказчиком - застройщиком и генподрядчиком внутрипостроечный титульный список;
экспертные заключения вневедомственной и экологической экспертизы и городской (районной) администрации;
план капитального строительства и план финансирования;
договор подряда на капитальное строительство между заказчиком - застройщиком;
решение об отводе земельного участка для строительства, согласованный между заказчиком - застройщиком и генподрядчиком внутрипостроечный титульный список.
4.4. Проектом организации строительства кроме производства основных строительных работ должно быть предусмотрено выполнение комплекса внутриплощадочных работ:
создание геодезической разбивочной основы для строительства;
расчистка территории строительной площадки и снос неиспользуемых в процессе строительства строений;
создание общеплощадочного складского хозяйства и площадок укрупнительной сборки оборудования и конструкций;
монтаж инвентарных зданий, механизированных установок и временных сооружений;
инженерная подготовка строительной площадки с первоочередными работами по планировке территории и обеспечению временных стоков поверхностных вод, перекладке существующих инженерных коммуникаций, устройству временных дорог, прокладке сетей водо- и электроснабжения, телефонной и радиосвязи.

5. Порядок приемки в эксплуатацию законченных
строительством объектов

5.1. Производится в соответствии с порядком, установленным постановлением Совета Министров Республики Коми от 8 декабря 1993 года № 613.

6. Требования к застройке и благоустройству
промышленных, коммунальных, складских
и транспортных территорий

6.1. Размещение новых, расширение и реконструкция действующих промышленных предприятий должны осуществляться с учетом проектов районной планировки, генерального плана города или поселка городского типа, схем генеральных планов промышленных узлов.
6.2. При решении вопроса о размещении новых предприятий (независимо от их ведомственной принадлежности) в городе (поселке городского типа), их строительство должно осуществляться в составе группы предприятий с общими объектами вспомогательных производств и хозяйств, инженерными сооружениями и коммуникациями, отвечать градостроительным, санитарным и экологическим требованиям, обеспечивать экономное использование застраиваемой территории.
Качественный уровень архитектурных решений промышленных и агропромышленных зданий и сооружений должен обеспечивать комплексное формирование промышленных узлов, благоустройство и озеленение их территорий, создавать благоприятные условия для производительного труда и социально - бытового обслуживания работников предприятия.
6.3. Производственное строительство должно осуществляться в комплексе с жилищным, коммунальным и культурно - бытовым строительством, а также со строительством природоохранных объектов.
6.4. Решение о строительстве (реконструкции и расширении) предприятий и сооружений принимается на основании утвержденных технико - экономических обоснований (ТЭО), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность их строительства, по важнейшим народнохозяйственным объектам - на основании решений Правительства.
6.5. На территориях, предназначенных для промышленного, коммунально - складского строительства и их санитарно - защитных зон, запрещается жилищное строительство, а также строительство школ, детских дошкольных и лечебных учреждений, предприятий пищевой промышленности.
6.6. Промышленные предприятия, вредные в санитарном, опасные в пожарном отношениях, расположенные в жилых районах, а также мелкие промышленные, коммунальные предприятия и склады, размещенные в ветхих неприспособленных помещениях, не подлежат развитию и должны быть перемещены на другие территории.
6.7. Промышленные предприятия, возле которых по генеральному плану предусматривается создание защитных зон, городских дорог, проездов, тротуаров и других элементов благоустройства, обязаны своими силами и средствами осуществлять эти работы на основании проектов, согласованных с архитектурно - градостроительными органами городов (районов) и соответствующими органами Госнадзора. Зеленые насаждения, расположенные в границах санитарно - защитных зон промышленных предприятий и транспортных устройств, находится в ведении промышленных предприятий, на которые возлагается устройство, охрана и эксплуатация указанных зеленых насаждений.
6.8. По трассам железных дорог и автомагистралей, являющихся въездами в город или поселок городского типа, размещать временные сооружения и свалки запрещается.
Территории города или поселка городского типа, прилегающие к линиям железных дорог и автомагистралям, благоустраиваются и озеленяются, а временные и ветхие сооружения подлежат сносу.
Благоустройство и снос временных и ветхих сооружений производится организациями железнодорожного и автодорожного транспорта.
6.9. Строительство ограждений для предприятий, складов и баз разрешается при условии согласования проектов с органами архитектуры и градостроительства администрации города (района).

7. Требования к застройке и благоустройству
жилых районов и микрорайонов

7.1. Застройка, благоустройство и реконструкция жилых районов и микрорайонов должны осуществляться в полном соответствии с проектами детальной планировки и застройки, утвержденными в установленном порядке.
7.2. При застройке или реконструкции жилых районов и микрорайонов города (поселка городского типа) должно быть обеспечено:
органичное сочетание архитектурных решений зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры и природой, использование национальных традиций и приемов застройки, ландшафтной архитектуры и малых архитектурных форм, синтез архитектуры и монументального искусства, умелое сочетание в застройке различных типов жилых домов и общественных зданий, активно используя для этого возможности индивидуального проектирования с использованием традиционных местных строительных материалов.
7.3. В целях определения основы архитектурного и градостроительного замысла на первой стадии проектирования застройки или реконструкции жилых районов, архитектурных ансамблей, зданий и сооружений и их комплексов разрабатывается (преимущественно на конкурсной основе) эскизный проект по объектам, строящимся по индивидуальным проектам и объектам реконструкции.
7.4. Массовое жилищное строительство и реконструкция застройки должно осуществляться комплексно, крупными массивами, с учетом создания законченных градостроительных и архитектурных ансамблей с одновременным строительством учреждений обслуживания, благоустройством, озеленением и инженерным обеспечением территории.
7.5. Строительство муниципального жилья осуществляется в строгом соответствии с утвержденной плановой структурой жилищного строительства и соблюдением стоимостных показателей.
7.6. При разработке проектов застройки или реконструкции и осуществлении строительства необходимо предусматривать максимальное сохранение существующих жилых зданий, инженерных коммуникаций и сооружений на них, пригодных к эксплуатации, не допуская их необоснованного сноса.
7.7. В целях повышения эффективности использования городских (поселка городского типа) территорий (неудобных и подрабатываемых, со сложным рельефом и геологическими условиями, в условиях реконструкции) целесообразно применение малоэтажной (2-4 этажа) повышенной плотности застройки с использованием индивидуально разработанных проектов.
7.8. Комплексная реконструкция районов исторической застройки выполняется, как правило, по индивидуальным проектам, одновременно с работами по новому строительству, реставрации зданий, имеющих архитектурную и культурную ценность, по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту существующих зданий, развитию систем инженерного оборудования, благоустройству территории и использованию подземного пространства.
7.9. Строительство зданий в исторических районах, как правило, осуществляется с сохранением архитектурного облика застройки.
7.10. Титульные списки на реконструкцию районов исторической застройки утверждаются в целом на весь период реконструкции, независимо от общей сметной стоимости работ, с объединением в этих случаях средств, выделяемых на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию.
7.11. С целью планомерного и комплексного осуществления застройки города или поселка городского типа разрабатываются и предоставляются на утверждение проекты размещения строительства инженерного оборудования и благоустройства, на последующие два года и на каждый пятилетний период.
7.12. Строительство всех видов гаражей для хранения автомобилей, принадлежащих гражданам, на территории кварталов и микрорайонов допускается только с соблюдением действующих нормативов. Гаражи могут располагаться в подвальных и цокольных этажах жилых и общественных зданий и сооружений, а также боксового и подземного типа на территории микрорайона.
7.13. Строительство индивидуальных одно- двухэтажных жилых домов разрешается в районах малоэтажной застройки, предусмотренных для проведения реконструктивных мероприятий.
7.14. В районах индивидуальной малоэтажной застройки необходимо предусматривать строительство объектов торговли, бытового обслуживания, школ, детских дошкольных учреждений и объектов медицинского обслуживания за счет муниципальных средств и средств частных предпринимателей.

8. Требования к архитектурному решению и
формированию города (поселка городского типа), центра

8.1. Застройка территории общегородского (общепоселкового) центра производится в полном соответствии с проектом детальной планировки центрального района и проектами застройки отдельных магистралей, набережных и микрорайонов, утвержденных в установленном порядке.
8.2. Формирование застройки центра осуществляется поэтапно, с целью создания на каждом этапе завершенных ансамблей улиц, площадей, градостроительных комплексов и объектов озеленения, с учетом местных природных условий, включением памятников архитектуры, зданий и сооружений, имеющих историческую ценность.
8.3. Создание выразительного архитектурного облика города и формирование его силуэта при застройке центра, важнейших магистралей и планировочных узлов должно осуществляться с применением индивидуальных проектных решений, долговечных отделочных материалов, малых архитектурных форм, произведений монументального искусства и различных видов художественно - декоративного оформления на основе разработки специальных схем.

9. Требования к зонам расположения памятников истории
и культуры

9.1. При осуществлении любого вида работ по строительству и благоустройству в зонах расположения памятников археологии, истории, градостроительства и архитектуры, садово - паркового искусства и природного ландшафта следует руководствоваться Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", "Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", утвержденной приказом Минкультуры СССР от 24 января 1986 года № 33.
9.2. Определение границ охранных зон и зон регулирования застройки и установление их режима содержания возлагается на государственные органы охраны памятников с привлечением социализированных землеустроительных предприятий Комзема.
Проекты планировки и застройки на территории зон охраны памятников истории и культуры подлежат согласованию:
для зон охраны памятников Российского значения - с Министерством культуры России;
для зон охраны памятников республиканского значения - с Министерством культуры Республики Коми.
9.3. На территориях охраняемого ландшафта допускается хозяйственная деятельность, если эта деятельность не наносит ущерба и искажения ландшафту, не требует возведения новых капитальных построек.
Зоны охраны ландшафта включены в территории, в пределах которых должна быть сохранена или восстановлена характерная природная среда (рельеф, водные системы, поля, луга и т.д.), связанная с исторической архитектурно - планировочной композицией.
Режим содержания и использования охраняемого природного ландшафта определяется государственными органами охраны памятников.

10. Требования к строительству магистралей
и транспортных путей

10.1. Предприятия железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции транспортных сооружений и устройств обязаны строго соблюдать основные положения по размещению и организации всех видов транспорта, установленные утвержденным генеральным планом города или поселка городского типа.
10.2. При прокладке новых железнодорожных линий и подъездных путей на территории города (поселка городского типа) не допускается пересечение ими в одном уровне городских магистралей и проездов. При прокладке железнодорожных линий и подъездных путей строительство путепроводов, тоннелей и переустройство существующих путепроводов производится теми организациями, которые прокладывают железнодорожные линии и подъездные пути.
10.3. Предприятия и организации железнодорожного, воздушного транспорта и шоссейных дорог в соответствии с генеральным планом города или поселка городского типа обязаны осуществлять своими силами и средствами работы по благоустройству въездов в город или поселок городского типа, в сроки, установленные администрациями городов и районов.
10.4. Застройщики при реконструкции и строительстве городских (поселковых) магистралей, дорог и проездов обязаны своими силами и средствами переносить в сроки, установленные администрацией городов (районов), на новые трассы подземные и наземные коммуникации (водопровод, канализация, электросети и т.д.), а также строения, препятствующие прокладке магистралей, дорог и подъездов.

11. Требования к производству работ по прокладке и
переустройству инженерных сетей

11.1. Заказчик до начала строительных работ по прокладке и устройству инженерных сетей обязан получить разрешение на их производство от администрации города (района), предварительно получив в инженерных службах города или поселка городского типа разрешение на вскрытие уличных покрытий и дорог.
Для получения разрешения на производство работ необходимо предоставить в органы архитектуры и градостроительства администрации города (района) проектную документацию на строительство инженерных коммуникаций, утвержденную и согласованную в установленном порядке, а также документ, удостоверяющий право на временное занятие (пользование) земель.
11.2. Строительная организация, которой поручено производить работы по строительству или ремонту инженерных сетей на улицах, площадях, дорогах, скверах, бульварах и садах общественного пользования, обязана:
обеспечить организацию и выполнение работ в соответствии с проектом, соблюдение требований, указанных в разрешении на производство работ;
по окончании прокладки сетей произвести полное восстановление нарушенных покрытий улиц и площадей за счет своих средств и в сроки, указанные в выданном разрешении администрации города (района);
проинструктировать производителя работ об особых условиях ведения работ по прокладке сетей на улицах и ответственности его за соблюдение технических условий производства работ и правил по технике безопасности и охране труда.
Возместить землепользователям, землевладельцам потери и убытки, наносимые временным занятием земель при проведении работ.
11.3. Застройщик по прокладке инженерных сетей обеспечивает разбивку в натуре осей прокладываемых трасс коммуникации с участием представителя геослужбы города или поселка городского типа.
До засыпки траншей инженерных коммуникаций проводится исполнительная съемка геослужбой органов архитектуры и градостроительства администрации города (района).
Запрещается производить приемку в эксплуатацию инженерных сетей до производства исполнительной геосъемки.

12. Требования к озеленению и благоустройству города
или поселка городского типа

12.1. Все зеленые насаждения, расположенные в пределах городской (поселковой) черты, а также в пригородной зоне, составляют неприкосновенный зеленый фонд города или поселка городского типа.
Руководители организаций и ведомств предприятий, в ведении которых находятся зеленые насаждения, обязаны обеспечить их сохранность в порядке, установленном администрацией города (района).
12.2. При застройке различных участков и прокладке подземных коммуникаций существующие зеленые насаждения должны быть сохранены или перенесены на другое место. За повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений на отведенных земельных участках виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке.
12.3. На территориях городских лесопарков в установленных генеральным планом границах запрещается какое бы то ни было строительство, за исключением зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания отдыхающего населения, а также производства работ по организации дорожно - тропиночной сети, инженерного оборудования и благоустройства.
12.4. Формирование новых объектов озеленения, а также реконструкция существующего озеленения должны осуществляться по специальным проектам, разрабатываемым на основе архитектурно - планировочного задания, выданного органом архитектуры и градостроительства администрации города (района).
Ассортимент древесных растений для озеленения принимать в соответствии с научными рекомендациями Коми научного центра УрО РАН "Ассортимент древесных растений для озеленения населенных мест Республики Коми". (Л.Г.Мартынов. Препринт. Сыктывкар 1992 г.).
12.5. На залесенных участках, предназначенных под различные виды строительства, вырубка деревьев должна производиться только под здания, дороги и инженерные сети и сооружения с учетом максимального сохранения лесонасаждений и обязательного устройства ограждений вокруг деревьев на период строительства.
В реконструируемых кварталах города или поселка городского типа разрешается пересадка существующих деревьев с площадок проектируемых зданий и объектов по согласованию со службой зеленого строительства.
12.6. Ведомства, организации, владельцы индивидуальных жилых домов на отведенных жилых участках, а также вдоль тротуаров по границам участков обязаны за свой счет производить посадку зеленых насаждений, обеспечивать уход за ними и их сохранность.
12.7. Прилегающая к городской (поселковой) черте территория, включенная в границы пригородной зоны, застраивается и благоустраивается под наблюдением органов архитектуры и градостроительства администраций городов (районов). Схемы планировки, проекты застройки населенных пунктов, размещение учреждений отдыха, проекты использования водных бассейнов, строительство новых, использование лесных угодий подлежат обязательному согласованию администрацией города (района).

13. Требования к охране природы и улучшению городской
(поселковой) среды

13.1. Одним из важнейших требований к проектированию и строительству всех видов зданий и сооружений, к планировке и застройке в городах и поселках является охрана окружающей среды.
Размещение новых и реконструкция действующих предприятий, зданий и сооружений любого назначения и принадлежности должны производиться только при условии исчисления влияния для здоровья населения факторов, проведения мероприятий, направленных на охрану водоемов, почвы, атмосферного воздуха от загрязнения и соответствовать действующим нормативам в части соблюдения санитарно - защитных зон между предприятиями и жилыми зонами. Существующие в жилых районах и кварталах вредные в санитарном отношении производства не подлежат расширению и в дальнейшем должны быть перемещены на другие участки при невозможности осуществления мер по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы.
13.2. При размещении строительства жилищно - гражданских и промышленных объектов следует руководствоваться действующим законодательством России и Республики Коми об охране природы и окружающей среды, санэпидблагополучии населения и Законом Республики Коми "Об экологической экспертизе".
13.3. При осуществлении строительства, реконструкции и расширения промышленных предприятий и отдельных производств должны предусматриваться:
устройства для улавливания вредных выбросов в атмосферу;
утилизация и обезвреживание твердых промышленных и бытовых отходов;
шумозащитные меры;
мероприятия по защите населения от неблагоприятного воздействия электромагнитного поля и вибрации;
устройство, предупреждающее засорение, загрязнение и другие вредные влияния на водоемы, водохранилища, пруды, реки и прилегающие к ним земли, а также мероприятия, предупреждающие излишние расходы воды, затопление, подтопление, засоление и эрозию почвы;
организация санитарно - защитных зон и переселение из них проживающего населения.
13.4. Озеленение санитарно - защитных зон следует осуществлять газоустойчивыми древесно - кустарниковыми насаждениями. Озеленение и благоустройство санитарно - защитных зон следует разрабатывать в соответствии с "Руководством по проектированию санитарно - защитных зон промышленных предприятий" (ЦНИИПградостроительства. М. 1974 г.).
13.5. В районах с концентрацией токсичных веществ, превышающей ПДК, не допускается размещение новых жилых зданий, школ, оздоровительных и детских учреждений, а также промышленных предприятий.
Размещение курортных зон, санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных участков, организованного отдыха населения на открытом воздухе допускается на территориях с концентрацией вредных веществ не более 0,8 ПДК.
13.6. Размеры санитарно - защитных зон для группы или комплексов крупных предприятий I и II классов химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и других отраслей промышленности, а также тепловых электростанций с выбросами и факторами, особо вредными для здоровья населения, устанавливаются в каждом конкретном случае совместным решением Государственного комитета Санэпиднадзора и Центра Госсанэпиднадзора Республики Коми.
13.7. Охрана почвенного покрова города или поселка городского типа от возможных загрязнений и истощения включают защиту его от твердых промышленных отходов и шлаков, оседания на почву вредных выбросов промышленности, энергетики и транспорта, бытовых отходов и пестицидов.
13.8. Для защиты от наземных источников шума необходимо предусматривать следующие меры:
обеспечение территориальных разрывов между источниками шума и жилой или рекреационной зоной (создание санитарно - защитных зон);
функциональное зонирование территории, исключающее проникновение шума на селитебные и рекреационные территории;
использование естественного рельефа местности (выемки, балки, насыпи и т.д.) при проектировании улиц и дорог с большой интенсивностью транспорта;
применение шумозащитных зданий, сооружений и шумозащитных жилых домов.
13.9. В целях защиты населения от воздействия электромагнитной энергии организуются санитарно - защитные зоны между объектами излучения и жилой застройкой.
Основными источниками излучения энергии электромагнитного поля радиоволн являются передающие радио - телевизионные и радиорелейные станции, работающие в широком диапазоне частот, радиолокаторы, а также высоковольтные линии напряжением 330 и более кВ.

14. Требования к отделке фасадов зданий, внешнему
оформлению города или поселка городского типа
и улучшению его эстетического облика

14.1. В целях создания полноценной городской (поселковой) среды и высокого эстетического уровня застройки необходимо:
обеспечить гармоничное сочетание архитектурных сооружений и природного окружения;
всемерное сохранение ценностей в архитектурном облике города и бережное использование памятников архитектуры;
создание в жилых районах и микрорайонах условий для организации досуга, культурно - массовых и спортивных мероприятий;
в застройке кварталов и микрорайонов использование малых архитектурных форм, синтез архитектуры и монументального искусства;
уделять особое внимание качественной и долговечной отделке фасадов, балконов, лоджий и входов в здания;
обеспечить высококачественное проектирование и осуществление павильонов городского транспорта, киосков, летних кафе, рекламных стендов, скамеек, общественных туалетов.
14.2. Для обеспечения высокого эстетического уровня восприятия облика улиц, площадей, магистралей необходимо разрабатывать проекты цветного решения фасадов, проекты озеленения и оформления витрин.
14.3. Изменение использования (назначения) зданий и сооружений возможно с разрешения архитектурной службы города (района). Порядок оформления изменения, назначения зданий и сооружений аналогичен порядку оформления нового строительства.

15. Надзор и ответственность за нарушение правил
застройки города или поселка городского типа

15.1. Надзор за строительством и архитектурным содержанием существующей застройки населенных пунктов Республики Коми ведется службой архитектурного надзора в составе органов Государственного архитектурно - строительного надзора, а также органами охраны природной среды Госсанэпиднадзора Республики Коми и др. надзорных служб.
15.2. За нарушение правил застройки города (поселка городского типа), его архитектурного содержания и землепользования применяются меры административной ответственности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" от 14 июля 1992 года № 3295-1, Законом Республики Коми "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", "Об административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан за нарушение правил застройки и содержания городов и других поселений" от 6 декабря 1994 года, Законом Российской Федерации "О санэпидблагополучии населения" от 19 апреля 1991 года, Указом Президента Российской Федерации "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" от 16 декабря 1993 года № 2162 и Правилами благоустройства и санитарного состояния населенных пунктов Республики Коми.
15.3. На основе Правил застройки городов и поселков городского типа администрации городов и поселков могут разработать городской (поселковый) градостроительный устав, увязанный с конкретными условиями развития (строительства и реконструкции) населенного пункта.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru