Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Коллегии Министерства образования РК от 02.11.1994 № 01-24/4-3
"О ХОДЕ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ, АТТЕСТАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ")
(Зарегистрировано в Минюсте РК 10.05.1995 № 24)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Зарегистрировано в Минюсте РК 10 мая 1995 г. № 24
   ------------------------------------------------------------------


КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 1994 г. № 01-24/4-3

О ХОДЕ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА
ОБРАЗОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ
В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Заслушав информацию Лянцевича В.М. - начальника отдела контроля за образовательными стандартами, коллегия отмечает, что отделом проведена определенная организационная работа по подготовке нормативно - правовой документации для организации работы с учреждениями образования. Осуществлена проверка Удорского, Троицко - Печорского, Койгородского и Сысольского районов, а также ряда инновационных заведений гг. Сыктывкара и Ухты. Отделом подготовлены материалы по проведению итоговой аттестации выпускников 11 класса независимыми аттестационными комиссиями. Работа этих комиссий получила в целом положительную оценку самих учащихся, учителей и руководителей учреждений образования гг. Ухты, Сыктывкара, Сосногорского и Корткеросского районов.
Вместе с тем, проведенный анализ результатов промежуточной аттестации учащихся и выявленный в большинстве проверенных учебных заведений критический уровень знаний выпускников по целому ряду учебных предметов свидетельствуют о серьезных упущениях руководителей образовательных учреждений по осуществлению внутришкольного руководства и контроля за состоянием преподавания учебных дисциплин, а также крайне недостаточной работе рай(гор)органов управления образованием по контролю за реализацией образовательных программ.
В значительной степени это обусловлено отсутствием в штатах большинства рай(гор)органов управления образованием должностей специалистов по контролю за образовательными и профессиональными стандартами.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию "О ходе контроля за выполнением базового компонента образования".
2. В связи с принятием Закона Республики Коми "Об образовании" (январь 1994 года) и необходимостью внесения существенных изменений во временное Положение о лицензировании, аттестации и аккредитации образовательно - воспитательных учреждений на территории Республики Коми отменить пункт решения коллегии № 01-24-1/4 от 24 февраля 1993 года.
3. Утвердить Положение об аттестации и аккредитации учреждений образования на территории Республики Коми (Приложение 1).
4. Считать целесообразным направить в адрес глав администраций районов и городов Республики Коми информацию о предполагаемых мерах по улучшению контроля за реализацией образовательных стандартов и предложения о введении специалистов по данным направлениям в штаты рай(гор)органов управления образованием (зам. министра Н.А.Садовский).
5. Сектору экономики общеобразовательных учреждений (т. Поповой О.А.) при формировании бюджета Минобразования на 1995 финансовый год предусмотреть выделение средств на разработку заданий - измерителей для проверки уровня реализации образовательных программ в учреждениях образования Республики Коми.
6. Отделу контроля за образовательными стандартами (т. Лянцевичу В.М.) привлекать на договорной основе научные учреждения, педагогические коллективы, творческие группы педагогов к разработке заданий - измерителей для проверки уровня реализации образовательных программ.
7. Предложить Коми РИППКРНО (т. Стаханов В.А.) рассмотреть вопрос об участии учебно - методических кабинетов и кафедр в подготовке заданий - измерителей для проверки уровня реализации образовательных программ в учреждениях образования Республики Коми на договорной основе.
8. Предложить руководителям рай(гор)органов управления образования при планировании и организации работы принимать всесторонние меры по изучению и оценке деятельности образовательных учреждений по конечным результатам уровня подготовки выпускников.
9. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на отдел контроля за образовательными стандартами Минобразования (Лянцевич В.М.).

Министр
А.ГУМЕН





Утверждено
Решением
коллегии МО РК
от 2 ноября 1994 г. № 01-24/4-3

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ, АТТЕСТАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение действует до принятия Министерством образования Российской Федерации аналогичного Положения и призвано обеспечить государственное регулирование деятельности учреждений образования (дошкольных и общеобразовательных учреждений, начального профессионального образования, учреждений дополнительного образования, учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негосударственных образовательных учреждений) на территории Республики Коми. Применение данного Положения за пределами Республики Коми требует согласования с Минобразованием Республики Коми.
1.2. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений проводится во исполнение Законов Российской Федерации и Республики Коми "Об образовании".
Лицензирование - предоставление прав учреждению образования на ведение образовательно - воспитательного процесса при обеспечении указанных в лицензии направлений образовательной деятельности, санитарно - гигиенических норм и охраны здоровья обучающихся.
Аттестация - комплексная экспертиза деятельности учреждения образования на соответствие уровня реализации образовательных программ и результатов подготовки учащихся требованиям государственных образовательных стандартов (не ниже минимально допустимого уровня образовательной подготовки).
Аккредитация - присвоение образовательному учреждению государственного статуса с правом выдачи выпускникам государственного документа (сертификата) о соответствующем уровне образования.
1.3. Целью аттестации и аккредитации являются:
- определение статуса образовательного учреждения;
- установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям Федерального (базового) и Республиканского (регионального) государственных образовательных стандартов;
- стимулирование деятельности образовательных учреждений по обеспечению качества образования и повышению ответственности за конечные результаты своей деятельности;
- обеспечение права родителей (лиц, их заменяющих) на выбор форм обучения и образовательного учреждения;
- установление порядка дифференцированного бюджетного финансирования с учетом присвоения образовательному учреждению категории.

2. Организация и содержание лицензирования

2.1. До получения лицензии вновь созданное государственное и негосударственное образовательное учреждение регистрируется районной (городской) администрацией в заявительном порядке.
2.2. Право на образовательную деятельность и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Коми, получает образовательное учреждение с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
2.3. Для получения лицензии государственное или негосударственное образовательное учреждение обязано представить в комиссию Министерства образования Республики Коми следующие документы:
1. Заявление учредителя или по его доверенности (поручению) руководителя образовательного учреждения о выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности.
2. Заверенную копию о регистрации образовательного учреждения как юридического лица.
3. Заверенную копию Устава образовательного учреждения, соответствующего ст. 13 Законов РФ и РК "Об образовании", Типовому положению об образовательном учреждении соответствующего типа.
4. Учебный план и краткое его обоснование.
5. Договор или другие документы, подтверждающие право владения или аренды помещений, пригодных для ведения учебного процесса по выбранным направлениям обучения (подготовки).
6. Сведения о материально - технической базе, оснащенности учебно - методическими пособиями и оборудованием (библиотека, компьютеры, программы и т.п.) и других условиях в соответствии с целями и задачами обучения.
7. Технический паспорт (копия), заключение СЭС и госпожнадзора о пригодности помещения для проведения учебного процесса.
8. Штатное расписание (не менее 50% должны составлять работники постоянного состава) и сведения о квалификации педагогических работников (Ф.И.О., год рождения, что и когда закончил, специальность по образованию, педагогический стаж, стаж работы по предполагаемой для преподавания специальности, ученая степень, звание, основное место работы для нештатного состава).
9. Заключение экспертной комиссии рай(гор)органа управления образованием (особо отметить соответствие условий для осуществления образовательного процесса требованиям законодательства; санитарные и гигиенические условия для охраны здоровья обучающихся и работников; оборудование учебных помещений; оснащенность учебного процесса; образовательный ценз педагогических работников). Заключение заверяется руководителем рай(гор)ОНО.
10. Гарантийное письмо об оплате услуг и экспертизы материалов по лицензированию. (Условия оплаты устанавливаются приказом министра МНО Республики Коми № 17 от 29 января 1993 года).
2.4. Учредитель (руководитель) лицензирования несет ответственность за достоверность представляемых сведений.
2.5. Предметом и содержанием экспертизы материалов при лицензировании являются:
- установление уровня (принадлежности к уровню) предлагаемых образовательным учреждением основных и дополнительных образовательных программ целям и задачам обучения;
- условия осуществления образовательного процесса, его финансовая и материально - техническая обеспеченность;
- охрана здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
- квалификационный состав, образовательный ценз педагогических работников и укомплектованность штатов и др.
2.6. Лицензионная комиссия при положительном решении выдает образовательному учреждению лицензию по установленной форме (Приложение 1), которая предоставляет право учреждению выполнять указанные в лицензии виды образовательной деятельности.
2.7. В лицензии, выданной образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, срок действия лицензии.
Осуществление не указанных в лицензии видов образовательной деятельности или образовательных услуг запрещается.
2.8. При нарушении требований, содержащихся в лицензии, она изымается у образовательного учреждения.
2.9. Разногласия, возникающие по вопросам выдачи и приостановлении сроков действия лицензии, рассматриваются в установленном законодательством порядке.
2.10. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
2.11. Лицензия не подлежит передаче другим юридическим и физическим лицам.
2.12. За затраты на проведение экспертизы и выдачу лицензии негосударственному образовательному учреждению взимается плата (приказ Министерства образования Республики Коми № 17 от 29 января 1993 года), оговоренная между председателем комиссии и руководителем (учредителем) образовательного учреждения.

3. Организация и содержание аттестации и аккредитации

3.1. Для проведения аттестации и аккредитации образовательных учреждений создается и утверждается комиссия, руководствующаяся в своей деятельности Законами Российской Федерации и Республики Коми "Об образовании", законодательными актами Республики Коми, нормативными документами и настоящим Положением.
3.2. Комиссия рассматривает заявки образовательных учреждений и устанавливает сроки аттестации и аккредитации; готовит измерители для проверки и проводит экспертизу реализации образовательных стандартов; выдает аттестационное заключение; ведет контроль и приостанавливает действие лицензии, аккредитованного свидетельства при нарушении статьи 38 Закона Республики Коми "Об образовании".
3.3. Администрация образовательного учреждения готовит самоанализ деятельности; предоставляет необходимую документацию и создает условия для работы комиссии.
3.4. Разделение компетенции при аттестации и аккредитации:
Министерство образования Республики Коми (с участием рай(гор)органов управления образованием) проводит аттестацию и аккредитацию инновационных (лицеи, гимназии, школы, имеющие классы для обучения и воспитания одаренных детей, экспериментальные площадки), начального профессионального образования и негосударственных учебных заведений через 3 года после открытия, затем - 1 раз в 5 лет.
Районные (городские) органы управления образованием проводят аттестацию и аккредитацию дошкольных учреждений, учреждений образования начального общего и основного общего образования 1 раз в 3-4 года; среднего (полного) общего образования - 1 раз в 5 лет, школ - новостроек - через 3 года после открытия.
3.5. Аттестация проводится на основании заявления образовательного учреждения по согласованию или по поручению учредителей с широким привлечением специалистов ведущих образовательных учреждений и общественности. В состав комиссии не могут входить работники аттестуемого образовательного учреждения.
3.6. Предметом аттестационной экспертизы является:
- потенциал образовательного учреждения и вид его деятельности (примерный перечень показателей определяется типом учреждения или содержанием лицензии);
- соответствие уровня основных образовательных программ, зафиксированных в лицензии, содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных федеральных и Коми республиканских образовательных стандартов;
- нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, психологическая и физиологическая "цена" достигнутых результатов обучения, эффективность реализации образовательного потенциала учащихся;
- наличие инновации (принципиальное отличное от традиционного содержание образования; новые средства; формы и технологии обучения; осознанность и творческий характер освоения программы учащимися, развитие навыков самообразования, практическое применение полученных знаний; иной, чем в массовой практике, уклад жизни);
- уровень и эффективность контроля администрации за соответствием содержания и качеством подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных стандартов, за обеспечением санитарно - гигиенических норм и охраны труда;
- степень соответствия кадрового, организационно - методического, финансового и материально - технического обеспечения образовательного процесса государственным требованиям к типу и виду аттестуемого образовательного учреждения;
- другие вопросы по усмотрению аттестационной комиссии.
3.7. Аттестационная комиссия работает непосредственно в образовательном учреждении в согласованные с администрацией сроки.
3.8. По итогам работы аттестационная комиссия готовит заключение о результатах аттестации (Приложение 2), доводит его до учебного коллектива и представителей учредителей и записывает одно из решений:
- "Образовательное учреждение аттестовано";
- "Образовательное учреждение аттестовано при условии... на период до...";
- "Образовательное учреждение не аттестовано".
3.9. Решение "Образовательное учреждение аттестовано при условии... на период до..." или "Образовательное учреждение не аттестовано" предполагает обязательное участие аттестационной комиссии при проведении итоговой аттестации выпускников.
Решение "Образовательное учреждение не аттестовано" влечет за собой прекращение действия лицензии соответствующей ступени образования, государственного финансирования и проведение повторной аттестации всех учащихся на предмет принятия учредителем мер по их дальнейшему обучению.
В случае закрытия образовательного учреждения решение о дальнейшем обучении учащихся и трудоустройстве педагогических и других работников принимается учредителем в соответствии с действующим законодательством.
3.10. По результатам аттестации комиссия рекомендует присвоить образовательному учреждению категорию или изменить его статус.
3.11. Итоговое заключение подписывают председатель и члены комиссии.
Заключение может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее, чем через 12 месяцев.
3.12. При положительном решении образовательному учреждению выдается сертификат установленного образца (Приложение 3). Решение о выдаче свидетельства о государственной аккредитации принимается органом управления образованием на основании результатов аттестационной экспертизы.
Образовательные учреждения аккредитируются по трем категориям:

   ----------------------------------------------------T------------¬

¦ Типы и виды учебных заведений ¦ Категория ¦
¦ +---T---T----+
¦ ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦
+---------------------------------------------------+---+---+----+
¦Дошкольные ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦Начального общего образования ¦ * ¦ * ¦ - ¦
¦Основного общего образования ¦ * ¦ * ¦ - ¦
¦Среднего (полного) общего образования ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦в т.ч. лицеи, гимназии ¦ - ¦ * ¦ * ¦
¦Спец. школы - интернаты ¦ * ¦ * ¦ - ¦
¦Школы - интернаты ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦Детские дома ¦ * ¦ * ¦ - ¦
¦Начального профессионального образования ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦Дополнительного образования ¦ * ¦ * ¦ - ¦
¦Негосударственные учреждения ¦ * ¦ - ¦ - ¦
L---------------------------------------------------+---+---+-----


Примечание. Образовательные учреждения могут быть различных типов и видов: государственными (республиканскими), муниципальными, негосударственными (частными, общественных, религиозных организаций и др.).
Тип образовательного учреждения определяется реализуемыми им основными и (или) дополнительными образовательными программами.
Вид образовательного учреждения определяется спецификой его деятельности в соответствии с типовым положением о данном типе образовательного учреждения.
Образовательное учреждение третьей категории обеспечивает основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива.
Образовательное учреждение второй категории предоставляет основные услуги в соответствии с требованиями, превышающими образовательный стандарт по приоритетному направлению их деятельности (создание специализированных, прогимназических классов, классов педагогической реабилитации и т.п.) и получает право на дополнительное финансирование из местного бюджета.
Образовательное учреждение первой категории предоставляет весь спектр образовательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта, обеспечивается дополнительным финансированием из местного бюджета и получает право на фирменное название.
Государственные (республиканские), муниципальные образовательные учреждения проходят государственную аккредитацию в обязательном порядке.
Негосударственные образовательные учреждения проходят государственную аккредитацию в заявительном порядке. Затраты на проведение аттестации и аккредитации негосударственных образовательных учреждений оплачиваются учредителем на договорной основе с соответствующим государственным органом управления образованием, проводящим аттестацию и аккредитацию.
Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное, муниципальное финансирование (на основе местных нормативов, определенных в расчете на одного обучающегося) с момента их государственной аккредитации.

3.13. Свидетельство о государственной аккредитации выдается государственными органами управления образованием в соответствии с разделением компетенции и действительно до следующей аттестации.
3.14. Аттестационная комиссия направляет образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество подготовки выпускников.
Основанием для рассмотрения вопроса о рекламации является решение общего собрания родителей, обращение как минимум одного класса (учебной группы) учащихся или официальное представление учредителей.
Решение о направлении рекламации принимается аттестационной комиссией и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ комиссии может быть обжалован заявителями в установленном законодательством порядке. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту регистрации образовательного учреждения. Решение суда данной инстанции является окончательным.
3.15. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях возлагается на рай(гор)органы управления образованием и отделы контроля за образовательными и профессиональными стандартами Министерства образования Республики Коми.

Согласовано
Юрист МО РК
М.М.КОЧЕДЫКОВ





Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ЛИЦЕНЗИЯ
НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящая лицензия выдана____________________________________
__________________________________________________________________
Адрес________________________________________________________
Тип образовательного учреждения______________________________
Лицензия разрешает администрации_____________________________
организовать учебно - воспитательный процесс с "___"_______199____
года и реализовать следующие виды образовательных услуг: _________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Администрация, в лице руководителя _____________________,
обязана соблюдать установленные законодательством и нормативными
документами требования по безопасности труда и охране здоровья
обучающихся и преподавателей, санитарные и противопожарные
правила.
Основание для выдачи лицензии - государственная регистрация
Администрацией _________________ № ____ от "___"___________199__г.
и заключение экспертной комиссии Министерства образования
Республики Коми по лицензированию от "____"___________199__года.
Срок действия лицензии с "__"______199_г. по "__"______199_г.
Регистрационный номер лицензии ___ от "___"________199__года.
Примечания. 1. Лицензия не освобождает юридическое
(физическое) лицо от всех видов ответственности.
2. Министерство образования несет ответственность за
заключение экспертной комиссии.
3. Владелец лицензии не имеет права передавать ее другому
юридическому (физическому) лицу.
4. Лицензия может быть изъята на основании ст. 33, п. 4
Закона РФ "Об образовании".

Министр
образования
Республики Коми
А.Г.ГУМЕН

Председатель
комиссии
по лицензированию
Н.А.САДОВСКИЙ





Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Экспертная комиссия в составе председателя___________________
__________________________________________________________________
и членов_____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
провела аттестацию образовательного учреждения_______________
(указать название)
________________________________________, расположенного по адресу
_________________________________________________________________,
и вынесла следующее заключение:______________________________
(указать название)
_________________________________________________________ считать:
__________________________________________________________________
(раскрываются основные характеристики работы образовательного
__________________________________________________________________
учреждения: содержание образования, используемые программы
__________________________________________________________________
и соответствие уровня подготовки учащихся требованиям
__________________________________________________________________
государственных образовательных стандартов; взаимодействие
__________________________________________________________________
между педагогами и обучающимися; кадровое обеспечение; создание
__________________________________________________________________
материально - технических и медико - социальных условий,
__________________________________________________________________
санитарно - гигиенических норм и охраны труда; уровень и
__________________________________________________________________
эффективность управленческой деятельности администрации;
__________________________________________________________________
другие вопросы по усмотрению экспертной комиссии)
__________________________________________________________________

По итогам аттестации комиссия вынесла заключение:
__________________________________________________________________
(записывается одно из решений)

"____"______________199__года

Председатель комиссии _____________________
Члены комиссии _____________________
_____________________
_____________________





Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

СВИДЕТЕЛЬСТВО № ___
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Настоящее свидетельство выдано_______________________________
__________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения, адрес)
__________________________________________________________________
В соответствии с заключением комиссии по аттестации от
"____" __________199__года________________________________________
(название образовательного учреждения)
аккредитуется как_________________________________________________
(указать тип и вид)
Комиссия по аттестации и аккредитации подтверждает уровень
реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и
качества подготовки выпускников требованиям государственных
образовательных стандартов.
Настоящим свидетельством_____________________________________
(полное название учреждения)
присваивается ____________________________ и предоставляется право
(категория)
принимать государственные экзамены и выдавать_____________________
(наименование
__________________________________________________________________
документа об образовании государственного образца)
Срок действия свидетельства до "____"_____________199___года.
Регистрационный номер свидетельства ___ от "___"______199__г.

Руководитель органа управления
образованием ________________ Ф.И.О.
(Гербовая печать) (подпись)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru