Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Коми от 26.11.1991
(ред. от 01.04.1993)
"О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Красное знамя", 10.12.1991, № 244



Утратил силу в связи с принятием Закона РК от 16.06.1998 № 26-РЗ.



26 ноября 1991 года
   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА КОМИ

ЗАКОН

О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

(в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)

Настоящий Закон регулирует вопросы проведения референдума Республики Коми и опроса (плебисцита) (далее - плебисцита) Республики Коми.
Проведение плебисцита Республики Коми регулируется аналогичными статьями о проведении референдума Республики Коми, за исключением случаев особо оговоренных настоящим Законом.
(преамбула введена Законом РК от 01.04.1993 № XII-14/17)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие референдума и плебисцита Республики Коми

(название в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)

Референдум Республики Коми (республиканский референдум) - народное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые республиканским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Республики Коми.
Плебисцит Республики Коми - выявление мнения населения по актуальным вопросам государственной и общественной жизни республики, проводимое путем голосования. Результаты плебисцита учитываются высшими органами государственной власти и управления республики при подготовке и принятии соответствующих решений;
(часть 2 введена Законом РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Референдум, плебисцит Республики Коми проводится на всей территории Республики Коми.
В необходимых случаях референдум, плебисцит может проводиться на отдельной территории.
На республиканский референдум и плебисцит не могут выноситься вопросы о границах Республики Коми, о налогах, бюджете, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения, о досрочном роспуске или приостановлении полномочий законно избранных органов власти, вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц.
(части 3, 4, 5 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)

Статья 2. Право граждан Республики Коми на участие в референдуме

В референдуме имеют право участвовать граждане Республики Коми, достигшие 18 лет. В референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 3. Общие принципы проведения референдума

Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане Республики Коми участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или временного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

Статья 4. Законодательство о референдуме и контроль за его соблюдением

В соответствии с Конституцией Республики Коми вопросы подготовки и проведения референдума регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Коми.
Контроль за соблюдением законодательства о референдуме осуществляют государственные органы и организации, на которые он возложен Конституцией Республики Коми, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Коми. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, общественных объединений, собраний граждан.

Статья 5. Агитация по поводу референдума

Республика Коми гарантирует общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам Республики Коми право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта закона или решения, выносимого на референдум.
Для ведения агитации указанные лица и объединения могут использовать собственные средства.
В день голосования агитация запрещается.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума

Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся референдума, а также проекты законов или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
Комиссии референдума своевременно информируют население о своей работе, месте нахождения и времени работы, списках граждан имеющих право участвовать в референдуме.
На заседаниях комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители общественных объединений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Вмешательство их в работу комиссий не допускается. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 7. Материальное обеспечение референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с момента принятия решения о его назначении производится за счет республиканского бюджета Республики Коми.
Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимое для подготовки и проведения референдума.

Глава 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Статья 8. Право назначения референдума

Право принятия решения о референдуме принадлежит Верховному Совету Республики Коми.
Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом Республики Коми по его собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Статья 9. Обязательное проведение референдума

Верховный Совет Республики Коми обязан назначить референдум по требованию не менее 5 процентов от числа граждан Республики Коми, имеющих право на участие в референдуме.
(часть 1 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Инициатива проведения референдума может исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан Республики Коми. В этом случае она может быть реализована через органы, которые обладают правом назначения, и лиц, обладающих правом требования референдума. Граждане Республики Коми не могут быть инициаторами проведения референдума Республики Коми на отдельной территории.

Статья 10. Реализация права требования референдума гражданами Республики Коми

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежит каждому гражданину Республики Коми или группе граждан, имеющим право на участие в референдуме. Граждане Республики Коми реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из граждан Республики Коми в соответствии с требованием настоящего Закона.

Статья 11. Образование инициативной группы референдума

В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан Республики Коми.
Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить Совет народных депутатов о месте и времени проведения собрания.
Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 100 граждан Республики Коми, имеющих право участвовать в референдуме.
Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимость проведения референдума, а также текст проекта решения, предлагаемого на референдум.
В случае принятия решения о необходимости проведения референдума и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума и поручает ей организацию сбора подписей.
Инициативная группа самостоятельно определяет председателя, представляющего ее во взаимоотношениях с государственными и общественными органами, самостоятельно осуществляет другие свои полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 12. Регистрация инициативной группы

Надлежаще оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группы направляются в Президиум Верховного Совета Республики Коми. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум, и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.
(часть 1 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Председатель Верховного Совета Республики Коми может поручить проверить правильность представленных материалов соответствующему Совету народных депутатов или специально созданной для этой цели комиссии. Решение Президиума Верховного Совета Республики Коми о регистрации инициативной группы должно быть вынесено не позднее месяца с момента получения им протокола собрания и соответствующих приложений к нему.
(часть 2 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего Закона.
Управление Делами Верховного Совета Республики Коми в течение семи дней с момента принятия решения о регистрации инициативной группы выдает представителям инициативной группы соответствующие удостоверения ее членам.
(часть 4 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Часть 5 исключена. - Закон РК от 01.04.1993 № XII-14/17.
При регистрации инициативных групп им должны быть присвоены порядковые номера и наименования, соответствующие наименованиям административно - территориальных единиц по месту образования инициативной группы. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.
Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума.
Часть 8 исключена. - Закон РК от 01.04.1993 № XII-14/17.

Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума

С момента получения свидетельства о регистрации, инициативная группа референдума вправе организовать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума в местах, установленных председателями местных Советов народных депутатов по предложению инициативной группы.
Общий период сбора подписей и представления в Президиум Верховного Совета Республики Коми итогового протокола по вопросу о данном референдуме не должен превышать двух месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
(часть 2 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан Республики Коми, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.

Статья 14. Подписной лист референдума

Листы для сбора подписей граждан Республики Коми под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или изложение существа предлагаемого проекта закона, или иного решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта закона или иного решения), а также полное наименование соответствующей инициативной группы.
(часть 1 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
В случае, если на референдум вносится несколько вопросов, проектов законов или иных решений, все проекты предложенных на референдум решений оформляются на различных подписных листах и подписываются гражданами независимо друг от друга.
(часть 2 введена Законом РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Гражданин Республики Коми, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания.
(часть 3 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы.
(часть 4 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума производится запись об общем числе заверенных подписей. Заверяющие подписи членов инициативной группы удостоверяются печатью местного Совета народных депутатов по месту сбора подписей данной инициативной группы.
(часть 5 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)

Статья 15. Оформление права требования референдума

По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование районных (городских) Советов народных депутатов, на территории которых производился сбор подписей и которым переданы на хранение подписные листы. Итоговый протокол вместе с требованием о проведении референдума направляется в Президиум Верховного Совета Республики Коми.
(часть 1 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Подписные листы, переданные по акту на хранение Совету народных депутатов хранятся в течение двух месяцев после опубликования решения референдума.
(часть 2 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Требование о проведении референдума адресуется Верховному Совету Республики Коми и должно содержать обоснование необходимости референдума, четкую формулировку вопросов либо проект закона или иного решения, предлагаемых на референдум.
Президиум Верховного Совета Республики Коми обеспечивает регистрацию полученных материалов и обобщение содержащихся в них сведений.
При необходимости Президиум Верховного Совета Республики Коми может поручить выборочную или полную проверку достоверности полученных документов соответствующим Советам народных депутатов. Данная проверка должна быть проведена в течение двух недель. При этом вызов лиц, подписавших требование о проведении референдума, не допускается. Результаты проверки, оформленные надлежащим образом, в трехдневный срок передаются в Президиум Верховного Совета Республики Коми.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.
Президиум Верховного Совета Республики Коми может направить поступившие по вопросу проведения референдума материалы для заключения постоянным комиссиям Верховного Совета Республики Коми.
Заключение комиссии передается в Президиум Верховного Совета Республики Коми, который обеспечивает включение вопроса о назначении референдума в повестку дня очередной сессии Верховного Совета Республики Коми. Надлежаще заверенные копии заключения, а также информация о времени рассмотрения Верховным Советом Республики Коми вопроса о назначении референдума незамедлительно направляются инициативным группам референдума.
(часть 8 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)

Статья 16. Принятие решения по требованию о проведении референдума

Верховный Совет Республики Коми по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:
а) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами референдума;
в) о принятии закона или иного решения, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, без последующего проведения референдума.
Верховный Совет Республики Коми рассматривает представленные материалы и принимает по ним решения. В случае внесения инициаторами референдума вопросов, выходящих за пределы компетенции Верховного Совета Республики Коми, Верховный Совет вправе отклонить требование о назначении референдума или принять решение о проведении плебисцита.
(часть 2 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Не позднее десяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется проект выносимого на референдум закона или иного решения.

Статья 17. Срок проведения референдума

Референдум не может проводиться ранее двух месяцев и позднее четырех месяцев со дня принятия постановления о его проведении.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен назначившим референдум органом.

Глава 3. ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Статья 18. Округа и участки референдума Республики Коми

Для проведения референдума Центральная комиссия референдума Республики Коми в течение недели со дня принятия решения образует округа с учетом территорий районов и городов республики.
Для проведения голосования и подсчета голосов на территории районов, городов, входящих в округа, делится на участки. Участки образуются также в воинских частях и входят в округа по месту расположения частей.
Участки образуются районными, городскими (кроме городов районного подчинения) Советами народных депутатов или их председателями по согласованию с окружными комиссиями. В воинских частях участки образуются местными Советами народных депутатов или их председателями по представлению командиров частей. Участки образуются не позднее чем за 35 дней до референдума. В воинских частях, а также в отдаленных и труднодоступных районах участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до референдума.
Участки образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.

Статья 19. Комиссии по проведению референдума

Для подготовки и проведения референдума образуются следующие комиссии:
а) Центральная комиссия референдума Республики Коми;
б) окружные комиссии референдума Республики Коми;
в) участковые комиссии референдума Республики Коми.
Полномочия Центральной комиссии референдума Республики Коми и окружных комиссий референдума Республики Коми могут осуществляться соответственно Центральной избирательной комиссией по выборам народных депутатов Республики Коми, районными и городскими избирательными комиссиями по выборам народных депутатов районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.
Полномочия комиссий референдума прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.

Статья 20. Образование комиссий референдума

Центральная комиссия референдума образуется Верховным Советом Республики Коми одновременно с принятием решения о назначении референдума. При этом учитываются предложения районных и городских Советов народных депутатов, республиканских органов общественных объединений, а также инициативных групп референдума. Центральная комиссия на период полномочий имеет право иметь свой технический персонал и штат консультантов.
(часть 1 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Окружные комиссии референдума Республики Коми образуются районными и городскими (городов республиканского подчинения) Советами народных депутатов или их председателями по представлению расположенных в округах общественных объединений, трудовых коллективов, коллективов учебных заведений и инициативных групп референдума. Окружные комиссии должны быть образованы в течение четырнадцати дней со дня принятия решения о назначении референдума.
Участковые комиссии референдума Республики Коми образуются не позднее чем за 30 дней до референдума в составе 5-19 членов. В необходимых случаях по решению соответствующих Советов народных депутатов или их председателей численный состав участковых комиссий может быть изменен.
Представители в состав участковых комиссий выдвигаются трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций или их советами, районными, городскими, районными в городах органами общественных объединений, их первичными организациями, коллективами учебных заведений, собраниями избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
В трудовых коллективах предприятий, учреждений, организаций численностью свыше 150 работающих выдвижение представителей в состав участковых комиссий может проводиться на собраниях коллективов цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений предприятий, учреждений, организаций. При этом возможно проведение совместных собраний нескольких коллективов.
Участковые комиссии образуются районными, городскими (городов республиканского подчинения), районными в городах Советами или их председателями.

Статья 21. Полномочия Центральной комиссии референдума Республики Коми

Центральная комиссия референдума Республики Коми:
обеспечивает на всей территории Республики Коми строгое соблюдение настоящего Закона, обращается в Верховный Совет Республики Коми с представлениями о необходимости его толкования;
образует округа референдума;
организует деятельность окружных комиссий референдума;
распределяет денежные средства по окружным комиссиям референдума;
контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения референдума;
устанавливает формы бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации референдума;
заслушивает сообщения министерств и ведомств Республики Коми, других государственных и общественных органов по вопросам подготовки и проведения референдума;
подводит итоги проведения референдума в целом по Республики Коми;
устанавливает результаты референдума, сообщает в печати, по телевидению, радио и другими способами о своей работе и о результатах референдума;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий референдума, отменяет решения этих комиссий, приостанавливает их действие либо принимает другие решения по этим вопросам. Решения Центральной комиссии референдума Республики Коми являются окончательными;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законами Республики Коми.

Статья 22. Полномочия окружной комиссии референдума Республики Коми

Окружная комиссия референдума Республики Коми:
организует деятельность участковых комиссий референдума;
заслушивает сообщения органов местных Советов народных депутатов, местной администрации, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам подготовки и проведения референдума;
контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум;
обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума;
устанавливает результаты референдума в округе, передает их в Центральную комиссию референдума, публикует результаты референдума в печати;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;
обеспечивает строгое соблюдение настоящего Закона на территории округа;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 23. Полномочия участковой комиссии референдума Республики Коми

Участковая комиссия референдума Республики Коми:
составляет списки участников референдума по участку;
проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
оповещает население о дне проведения референдума;
обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;
организует на участке голосование в день проведения референдума;
производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 24. Организация работы комиссий референдума

Председатель, заместители председателя и секретарь комиссии избираются на первом заседании соответствующей комиссии. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, организациями и должностными лицами.
Решения и действия комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию референдума, а в случаях, предусмотренных законом, - в суд.
До трех членов комиссии по ее решению могут быть освобождены на весь срок деятельности комиссии или часть срока от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Государственные и общественные органы и организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.
Лица, входящие в состав комиссий референдума, могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по представлению общественного объединения, трудового коллектива, коллектива учебного заведения, инициативной группы референдума, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии референдума производится в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 25. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
Списки составляются на основе данных, представляемых местной администрацией. Список по участку референдума, образованному в воинской части, составляется на основе данных, представляемых командиром воинской части.
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме и проживающие к моменту составления списков на территории данного участка. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список.
Списки представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 15 дней до референдума.
Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд не позднее чем за пять дней до референдума, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно.
Фамилии граждан указываются в списке граждан в порядке, удобном для организации голосования.

Статья 26. Открепительное удостоверение

В случае, если менее чем за 15 дней гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день референдума в помещение участка для голосования, где включен в списки для голосования, он вправе получить в участковой комиссии референдума открепительное удостоверение, о чем делается соответствующая отметка в списках для голосования. Получение открепительного удостоверения подтверждается подписью гражданина. Удостоверение заполняется на государственных языках Республики Коми.
(часть 1 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Гражданин Республики Коми по предъявлению открепительного удостоверения должен быть внесен в дополнительный список для голосования на любом участке на территории Республики Коми.
В дополнительный список включаются также граждане, не включенные в основной список в связи со сменой места жительства или в результате ошибки участковой комиссии. Дополнительный список граждан, имеющих право участвовать в референдуме составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.

Статья 27. Бюллетень для голосования

В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "за" и "против".
В случае постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно.
В случае проведения референдума по проектам различных решений, а также в случае проведения референдума Республики Коми в один день с местным референдумом все проекты предложенных на референдумы решений печатаются на различных бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.
Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются Центральной комиссией референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Бюллетени для голосования печатаются на русском и коми языках.

Глава 4. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Статья 28. Время проведения референдума

На всех участках голосование проводится с 7 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня референдума.
Голосование может быть закончено ранее 20 часов на участках, образованных в больницах, в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, когда проголосовали все внесенные в списки граждане.
В исключительных случаях с разрешения Центральной комиссии референдума Республики Коми голосование в отдаленных и труднодоступных районах может проводиться досрочно, но не ранее чем за 7 дней до референдума.

Статья 29. Голосование в день референдума

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующий при подходе к ним обязательно проходил через кабины или комнаты для голосования.
В помещении для голосования должен быть вывешен текст проекта Закона или текст иного решения, вынесенного на референдум.
В день проведения референдума председатель участковой комиссии до начала голосования в присутствии членов комиссии и представителей, осуществляющих контроль на участке, проверяет ящики для голосования, а затем пломбирует или опечатывает их.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии заявления, выраженного в любой форме, поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан.
Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется соответствие количества бюллетеней отметкам в списках для голосования.
Участник референдума, при голосовании вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или "против".
Если одновременно проводятся несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетень по каждому из них.

Статья 30. Подсчет голосов

После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени.
Участковая комиссия по основному и дополнительному спискам устанавливает общее число граждан, включенных в списки для голосования, и число граждан, получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования производится отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает:
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;
число голосов, поданных против;
число бюллетеней, признанных недействительными.
(часть 2 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба. Бюллетени неустановленного образца при подсчете не учитываются. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия путем голосования.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.

Статья 31. Протокол по итогам голосования

Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии, заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах. Протокол подписывается всеми членами участковой комиссии. Если проводилось несколько референдумов, по каждому из них составляется отдельный протокол.
Первый экземпляр протокола доставляется в окружную комиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии.
Окружная комиссия на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, первый из которых немедленно отсылается или передается другим способом в Центральную комиссию референдума Республики Коми.
Окружные и участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в соответствующие Советы народных депутатов, где они хранятся в течение двух месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы.

Глава 5. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Статья 32. Подведение итогов референдума

Центральная комиссия референдума Республики Коми на основании протоколов всех окружных комиссий референдума определяет:
число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
число граждан, получивших бюллетени;
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;
число голосов, поданных против;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум признается не состоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан Республики Коми, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два года.
Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.
При проведении плебисцита полученные результаты обобщаются и передаются Центральной комиссией плебисцита Республики Коми в Верховный Совет Республики Коми для сведения или принятия соответствующих решений.
(часть 5 введена Законом РК от 01.04.1993 № XII-14/17)
Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений, результаты референдума могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца.
(часть 6 в ред. Закона РК от 01.04.1993 № XII-14/17)

Статья 33. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме

Итоги референдума доводятся до сведения населения Республики Коми через средства массовой информации Центральной комиссией референдума не позднее семи дней со дня окончания голосования.
В случае признания результатов голосования по какому-либо округу или участку недействительными, Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующей комиссии референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке повторное голосование.
Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.

Статья 34. Изменение и отмена решения, принятого референдумом

Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом.

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином Республики Коми или группой граждан Республики Коми их права участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Председатель
Верховного Совета
Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
26 ноября 1991 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru