Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Коми ССР от 26.11.1991
(ред. от 29.03.1993)
"О СТАТУСЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В КОМИ ССР"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Красное знамя", 18.12.1991, № 248



Утратил силу со дня начала работы Государственного Совета Республики Коми (Закон РК от 24.10.1994 № 2-РЗ).



26 ноября 1991 года
   ------------------------------------------------------------------


КОМИ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О СТАТУСЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В КОМИ ССР

(в ред. Закона Коми ССР от 28.02.1992;
Указа Президиума ВС РК от 29.03.1993 № 51-04)

Народный депутат Коми ССР, народный депутат местного Совета народных депутатов Коми ССР являются полномочными представителями органа власти и населения, проживающего на территории соответствующего Совета.
Государство гарантирует народному депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство.
В своей деятельности депутат руководствуется законами и интересами избирателей.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о статусе народных депутатов

Статус народных депутатов в Коми ССР определяется Конституцией Коми ССР, настоящим Законом, другими законодательными актами.

Статья 2. Срок полномочий народного депутата

Полномочия народного депутата начинаются со дня его избрания народным депутатом и заканчиваются в день выборов народных депутатов соответствующего Совета нового созыва за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Народный депутат Коми ССР, избранный в Президиум Верховного Совета Коми ССР, сохраняет полномочия народного депутата - члена Президиума Верховного Совета Коми ССР вплоть до открытия первой сессии Верховного Совета Коми ССР нового созыва.
Народный депутат местного Совета, избранный председателем Совета, сохраняет полномочия народного депутата - председателя Совета вплоть до открытия первой сессии Совета нового созыва.
По решению Совета о признании выборов данного народного депутата недействительными, принятому в связи с нарушением законодательства о выборах, полномочия народного депутата прекращаются с момента принятия решения.
Полномочия народного депутата не подлежат передаче другому лицу.

Статья 3. Депутатское удостоверение и нагрудный знак народного депутата

Народный депутат имеет депутатское удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим его личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Народный депутат Коми ССР" - для народных депутатов Коми ССР, нагрудный знак "Народный депутат" - для народных депутатов местных Советов, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. Положения об удостоверениях и нагрудных знаках народных депутатов, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета Коми ССР.

Статья 4. Сочетание деятельности народного депутата с выполнением производственных и служебных обязанностей

Народный депутат осуществляет свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.
По решению Совета с согласия депутата он может осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе.
Народный депутат, осуществляющий депутатскую деятельность в Совете или его органах на постоянной основе, может заниматься трудовой деятельностью только с согласия Совета, а народный депутат Коми ССР в период между сессиями Верховного Совета Коми ССР - Президиума Верховного Совета Коми ССР.

Статья 5. Взаимоотношения народного депутата с избирателями

Народный депутат поддерживает связи с избирателями своего округа, с коллективами и общественными объединениями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Депутат принимает меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей.
Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен.
Народный депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван в установленном законом порядке.

Статья 6. Взаимоотношения народного депутата с Советом и его органами

Народный депутат, являясь членом коллегиального представительного органа власти, обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Совета, образуемых им постоянных комиссий, других органов, несет обязанности перед Советом, выполняет поручения Совета и его выборных органов.
Совет вправе заслушать сообщения депутатов об их работе в Совете, о выполнении ими решений и поручений Совета и его органов.
Президиум Верховного Совета Коми ССР, органы соответствующих Советов народных депутатов, местной администрации оказывают депутатам необходимую помощь в их работе, информируют депутатов о деятельности Совета и его органов, о ходе выполнения планов и программ экономического и социального развития, о мерах, принятых по критическим замечаниям и предложениям депутатов, содействуют изучению депутатами законодательства, опыта работы Совета, общественного мнения.

Статья 7. Участие народного депутата в работе нижестоящих Советов

Народный депутат на территории Совета, в состав которого он избран, вправе участвовать с совещательным голосом в заседаниях нижестоящих Советов и их органов.

Статья 8. Право народных депутатов на объединение в депутатские группы и другие депутатские объединения

Народные депутаты на основе их взаимного согласия вправе объединяться по территориальному, функциональному либо иному признаку в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы и иные депутатские объединения, формирующиеся в Совете, и свободно выходить из них.
Порядок образования и деятельность депутатских групп, их права определяются регламентом соответствующего Совета, другими законодательными актами Коми ССР, актами, регулирующими вопросы депутатской деятельности.

Статья 9. Депутатская этика

Народный депутат должен строго соблюдать нормы этики и морали. Недопустимо использование народным депутатом своего статуса в ущерб интересам государства, общества, граждан.
В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата по поручению Совета рассматривается соответствующей комиссией.

Статья 10. Досрочное прекращение полномочий народного депутата

Полномочия народного депутата прекращаются досрочно в случаях:
1) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата данного Совета;
2) досрочного прекращения полномочий Совета;
3) избрания народного депутата более чем в два Совета;
4) утраты народным депутатом гражданства Коми ССР;
5) выезда народного депутата на постоянное жительство за пределы территории Совета (за пределы населенного пункта, в границах которого находится территория Совета);
6) личного заявления депутата о сложении полномочий;
7) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
8) отзыва народного депутата.
О досрочном прекращении полномочий народного депутата Советом принимается решение.

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА В СОВЕТЕ

Статья 11. Участие народного депутата в сессиях Совета

На сессиях Советов народные депутаты на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, отнесенные к ведению соответствующего представительного органа власти.
Депутат обязан участвовать в работе сессий Совета и в заседаниях его органов, в состав которых он избран. В случаях невозможности прибыть на заседание или сессию народный депутат Коми ССР сообщает об этом в Президиум Верховного Совета Коми ССР, а народный депутат местного Совета - председателю Совета.
Президиум Верховного Совета Коми ССР, председатель местного Совета заблаговременно в сроки, установленные регламентом соответствующего Совета, сообщают депутату о времени созыва и месте проведения сессии Совета, о вопросах, вносимых на ее рассмотрение, и представляют ему все необходимые материалы по этим вопросам.

Статья 12. Полномочия народного депутата на сессии Совета

Народный депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии соответствующего Совета.
Народный депутат вправе:
избирать и быть избранным в органы Совета;
высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом;
предлагать вопросы для рассмотрения Советом;
вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету;
ставить вопрос о доверии составу образованных или избранных Советом органов или избранным, назначенным или утвержденным им должностным лицам;
ставить вопросы о необходимости разработки нового решения Совета, внесения на рассмотрение Совета проектов новых решений Совета, а также о внесении изменений в действующие решения Совета;
участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать ему оценку;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
вносить поправки к проектам решений, других актов Совета;
оглашать на сессиях Совета обращения граждан, имеющие общественное значение.
Народный депутат, не выступивший на сессии Совета в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу для включения их в стенограмму или протокол сессии.
Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии Совета, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии проектов решений Совета. В случае их отклонения соответствующей постоянной комиссией депутату дается обоснованный ответ.
Народный депутат не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлениях при голосовании по рассматриваемым вопросам на сессии Совета или заседаниях его органов, если не допустил действий, прямо запрещенных законом.
Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом соответствующего Совета народных депутатов, настоящим Законом, другими законодательными актами.

Статья 13. Право законодательной инициативы народного депутата Коми ССР

Народный депутат Коми ССР обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете Коми ССР. Порядок реализации законодательной инициативы определяется Регламентом Верховного Совета Коми ССР.

Статья 14. Депутатский запрос

Народный депутат Коми ССР или группа народных депутатов имеют право внести на рассмотрение Верховного Совета обращение к Президиуму Верховного Совета Коми ССР, к Председателю Верховного Совета Коми ССР, к Совету Министров Коми ССР, к руководителям других государственных органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Коми ССР, а также к руководителям вышестоящих министерств, государственных комитетов и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Коми ССР, независимо от форм собственности по вопросам, отнесенным к ведению Коми ССР.
Народный депутат или группа народных депутатов местного Совета имеют право внести на рассмотрение Совета обращение к председателю Совета, к главе местной администрации, руководителям органов и структурных подразделений местной администрации, а также к руководителям расположенных на территории Совета государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета.
Обращение вносится в письменной форме и оглашается на сессии Совета.
Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами или должностными лицами Конституции Коми ССР, Конституции РСФСР, законов Коми ССР, РСФСР, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления Коми ССР и РСФСР, решений местных Советов народных депутатов либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение, то Совет может признать его депутатским запросом.
Депутатский запрос направляется для изучения в комиссии Совета либо решением Совета сразу включается в повестку дня.
Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ, который оглашается на сессии Совета не более чем в трехдневный срок. Народный депутат вправе дать оценку ответа государственного органа или должностного лица на запрос.
По результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом Советом принимается решение. Совет вправе обязать государственный орган или должностное лицо представить к установленному Советом сроку отчет о выполнении решения по запросу депутата.
Запрос, ответ на него, а также решение Совета, принятое по результатам рассмотрения депутатского запроса, могут публиковаться по решению Совета в средствах массовой информации или иным способом доводятся до избирателей.
Обращение, не признанное депутатским запросом, рассматривается в порядке, установленном статьей 15 настоящего Закона.

Статья 15. Рассмотрение предложений и замечаний народных депутатов, внесенных на сессии Совета

Предложения и замечания, высказанные народными депутатами на сессии Совета или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Советом, его постоянными комиссиями либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам.
Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии Совета, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в Совет.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется постоянными комиссиями Совета.

Статья 16. Деятельность народного депутата в органах Совета

Народный депутат, избранный в органы Совета, обязан принимать участие в их работе.
Народный депутат, не входящий в состав органа Совета, вправе принимать участие в его заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением органа Совета депутат может внести свое предложение в письменной форме в качестве поправки к проекту решения на сессии Совета. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются Советом, и по ним проводится голосование.
Народный депутат по решению Совета может быть выведен из состава органов Совета за систематическое неучастие в их работе в соответствии и в порядке, установленном регламентом Совета.

Статья 17. Участие народного депутата в выполнении поручений Совета и его выборных органов

Народный депутат по поручению Совета или его выборных органов участвует в проверках исполнения законов государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета. По требованию народного депутата при проведении таких проверок государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации образуют комиссии по изучению и рассмотрению поставленных вопросов. В состав названных комиссий включается также лицо, указанное народным депутатом.
О результатах выполнения поручений народный депутат информирует соответственно Совет или его выборный орган. В случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законности, невыполнение постановлений Верховного Совета Коми ССР, решений местного Совета, других актов органов государственной власти в Коми ССР.

Статья 18. Депутатское расследование

По требованию группы народных депутатов, а также по решению постоянных комиссий Совет назначает депутатское расследование.
Все государственные органы и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования, по требованию народного депутата или депутатской комиссии, ведущей расследование, обязаны беспрепятственно представлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклониться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование. Вмешательство в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях не допускается.
Результатом расследования является мотивированное заключение, решение по которому принимается соответственно Советом или его выборными органами.

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ

Статья 19. Рассмотрение народным депутатом предложений, заявлений и жалоб граждан

Народный депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению соответствующими органами и должностными лицами; ведет прием граждан, изучает общественное мнение, вносит предложения в соответствующие Советы народных депутатов, а при необходимости - в другие государственные и общественные органы.
В проведении приема граждан народным депутатом по его просьбе обязаны участвовать руководители и другие должностные лица государственных органов, местной администрации.

Статья 20. Отчет народного депутата перед избирателями

Народный депутат Коми ССР периодически, но не реже одного раза в год, а народный депутат местного Совета - не реже двух раз в год обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы, о работе Совета и тех органов, в которые он избран.
По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет народного депутата. Под требованием о внеочередном отчете необходимо собрать подписи избирателей данного округа: для народного депутата Коми ССР - не менее 50, для народного депутата городского Совета (городов республиканского подчинения) - не менее 30, для народного депутата районного, городского (городов районного подчинения) Совета - не менее 20 подписей.
Число избирателей, по требованию которых может быть проведен отчет депутата поселкового, сельского Совета, не ограничивается.
Отчеты народного депутата проводятся на созываемых соответствующими местными Советами народных депутатов собраниях избирателей округа. Собрание принимает по отчету решение, содержащее предложения и замечания избирателей депутату.

Статья 21. Содействие народному депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями

Народному депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе местная администрация или местные органы общественных объединений, администрация предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями или членами общественного объединения, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.
По просьбе народного депутата государственные и общественные органы, местная администрация, предприятия, учреждения, организации представляют ему необходимые для отчета и выступлений справочные и информационные материалы.

IV. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 22. Полномочия народного депутата

В целях осуществления своих полномочий народный депутат имеет право:
участвовать при рассмотрении в органах власти и управления, органах общественных объединений любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
участвовать в организации и контроле исполнения законов, постановлений Верховного Совета Коми ССР и его органов, решений Совета и других органов власти;
проверять по собственной инициативе, с привлечением представителей государственных органов, местной администрации, общественных объединений, сведения о нарушении законов, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности;
осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные органы, местной администрации, на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности, принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных и общественных органов, местной администрации, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности;
проводить собрания или конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и органами общественных объединений;
участвовать в работе различных объединений народных депутатов, избирателей, органов территориального общественного самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

Статья 23. Право народного депутата на беспрепятственное посещение государственных и общественных органов, местной администрации, предприятий, учреждений, организаций и на безотлагательный прием должностными лицами

По вопросам депутатской деятельности народный депутат пользуется правом беспрепятственного посещения на территории Совета государственных и общественных органов, местной администрации, предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, а также правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами.
Порядок посещения депутатами организаций, деятельность которых связана с государственной и иной охраняемой законом тайной, устанавливается законом.

Статья 24. Право народного депутата требовать устранения нарушения законности

Народный депутат при обнаружении нарушения закона, прав и законных интересов граждан, вправе на месте потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях - обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом или по его требованию представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.
Должностные лица государственных и общественных органов, местной администрации, предприятий, учреждений и организаций, к которым обращено требование народного депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.

Статья 25. Право народного депутата на получение и распространение информации

Президиум Верховного Совета Коми ССР, местный Совет, местная администрация обеспечивают народного депутата документами, принятыми Верховным Советом Коми ССР или местным Советом народных депутатов, а также официальными изданиями, информационными материалами Совета и местной администрации.
Местная администрация на территории Совета, в который избран депутат, другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, а также должностные лица при обращении народного депутата обязаны обеспечить его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, безотлагательно предоставлять необходимую информацию.
Местная администрация, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Совета, содействуют депутату на договорной основе в использовании имеющейся у них электронно - вычислительной, организационной, копировально - множительной и печатной техники для обеспечения депутатской деятельности.
Народный депутат на территории Совета имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в средствах массовой информации, учреждаемых Советами народных депутатов.
Выступления и отчеты народного депутата по его требованию подлежат обязательному опубликованию или передаче указанными средствами массовой информации данного региона в срок, согласованный с народным депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

Статья 26. Оказание народному депутату юридической помощи

Президиум Верховного Совета Коми ССР, Советы народных депутатов, местная администрация, предприятия, организации, учреждения, учебные заведения, правоохранительные органы на территории Совета оказывают народному депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.

Статья 27. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений народного депутата

Народный депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, к местной администрации, на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности, расположенные на территории Совета, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанные органы и должностные лица обязаны дать депутату ответ на его обращение безотлагательно или в согласованный с депутатом срок, но не позднее одного месяца со дня обращения.

Статья 28. Защита чести, достоинства и личности народного депутата

Неправомерное воздействие на народного депутата, членов его семьи, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, публичное оскорбление народного депутата, а также его личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, установленную законодательством РСФСР.

Статья 29. Неприкосновенность народного депутата

Народный депутат Коми ССР на территории Коми ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Коми ССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Коми ССР.
Народный депутат местного Совета на территории соответствующего Совета не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета.
В этом случае уголовное дело, а также производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое налагается в судебном порядке, в отношении народного депутата может быть возбуждено только прокурором соответствующего уровня или вышестоящим прокурором.
На территории соответствующего Совета не допускается привод и иное в какой бы то ни было форме задержание или ограничение свободы народного депутата, а также досмотр, обыск, выемка и арест его личных вещей, багажа, личного и используемого им транспорта, жилого и служебного помещений.
(в ред. Указа Президиума ВС РК от 29.03.1993 № 51-04)
Неприкосновенность распространяется на переписку, средства связи, используемые народным депутатом, а также на принадлежащие депутату документы.
В случае предъявления народному депутату после истечения срока его полномочий обвинений в нарушении закона, допущенного в период депутатской деятельности, привлечение к ответственности и другие процессуальные меры могут быть допущены только в порядке, предусмотренном настоящим Законом в отношении народного депутата.

Статья 30. Порядок получения согласия на привлечение народного депутата к ответственности

Для получения согласия Совета на привлечение народного депутата к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, соответствующий или вышестоящий прокурор перед предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест вносит в Совет представление.
Совет рассматривает представление не позднее чем в месячный срок.
При необходимости от прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопросов вправе участвовать народный депутат, в отношении которого внесено представление. Совет принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает прокурора.
Совет при наличии оснований может пересмотреть свое решение.
При несогласии с решением местного Совета народных депутатов вышестоящий прокурор вправе войти соответственно в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения и даче согласия на привлечение депутата к ответственности или на арест. Вышестоящий Совет вправе отменить решение Совета и принять по представлению собственное решение.
Если представление прокурора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотрено местным Советом народных депутатов в месячный срок, вышестоящий Совет по представлению соответствующего или вышестоящего прокурора принимает меры к обеспечению незамедлительного его рассмотрения.
Прокурор, вносивший представление в Совет, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Совету о результатах расследования или рассмотрения дела.
Получение согласия на привлечение народного депутата к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, не требуется, если преступление или административное правонарушение совершено депутатом вне территории того Совета, в состав которого он избран, и сам депутат находится вне этой территории. В тех случаях, когда к моменту решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, об аресте или применении мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, народный депутат находится на территории Совета, в состав которого он избран, получение такого согласия осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

Статья 31. Освобождение народного депутата от исполнения воинских обязанностей

Народный депутат в период его полномочий может быть призван на действительную военную службу, учебные и поверочные сборы только с его личного согласия или с согласия Совета.

Статья 32. Освобождение народного депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе

Освобождение народного депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе производится администрацией предприятий, учреждений и организаций по письменному заявлению депутата в указанный им срок без увольнения. В этом случае за ним сохраняются права члена данного трудового коллектива.
Народный депутат на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его выборных органах на постоянной основе по своему желанию может быть уволен с прежнего места работы или службы в связи с переходом на работу в Совет. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана уволить народного депутата в указанный им срок.
Народный депутат из числа военнослужащих или других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, осуществляющий депутатскую деятельность в Совете или его выборных органах на постоянной основе, на время осуществления депутатской деятельности прикомандировывается к Совету с оставлением или без оставления на действительной военной или другой службе. Прикомандирование производится в порядке, определяемом законодательством.

Статья 33. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей народного депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности

Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей народного депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления, направляемого администрации предприятия, учреждения, организации и в соответствующий Совет. Требование каких-либо других документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь период освобождения из расчета за последние 12 месяцев.
За период сессий Совета, а также выполнения депутатских обязанностей с народного депутата снимается обязанность выполнения работы, устанавливаемой в виде конкретных показателей.

Статья 34. Гарантии трудовых прав народного депутата, прав народного депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями

Народный депутат в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия Совета. В иных случаях перевод и перемещение допускается только с согласия самого депутата. Согласие Совета не требуется при увольнении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации.
(часть 1 в ред. Закона Коми ССР от 28.02.1992)
Народный депутат из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть по инициативе командования или администрации уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, лишен воинского звания без согласия Совета, а также перемещен по службе без его согласия. В указанный период ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности.
Народному депутату, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей либо уволенному с прежнего места работы (службы) или отчисленному из учебного заведения на время депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе, после ее окончания предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, учреждении, организации.
Народный депутат из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированный к Совету с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе, по окончании срока освобожденной работы (прикомандирования) направляется в распоряжение соответствующих министерств и ведомств для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой должности или, с его согласия, в равной или высшей должности.
Время выполнения народным депутатом своих депутатских полномочий в Совете или его органах на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы); стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате (должностному окладу), на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии); выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год; а также стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если народный депутат на момент перехода к осуществлению депутатской деятельности в Совете на постоянной основе находился на должности, работал по профессии либо работал (проходил службу) в местности, предусматривающей данную льготу.
За народным депутатом из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированным к Совету с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе, и членами его семьи сохраняются права, льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и других категорий граждан, непосредственно проходящих службу, и их семей.
С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой народным депутатом, заключается срочный трудовой договор на весь период выполнения народным депутатом депутатских полномочий в Совете или его органах на постоянной основе. Трудовой договор с таким работником расторгается со дня возвращения депутата на прежнюю работу.

Статья 35. Обеспечение материально - финансовых и других условий для осуществления народным депутатом его полномочий

Народному депутату возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Советом.
Народному депутату, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе без увольнения по основному месту работы (службы), за это время выплачивается денежное вознаграждение в размере, устанавливаемом Советом. За этот период заработная плата по основному месту работы не сохраняется.
Народному депутату из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированному к Совету с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе, за это время выплачивается заработная плата в порядке, предусмотренном законодательством.
Народному депутату, перешедшему на работу в Совет или его органы на постоянной основе, за время работы выплачивается заработная плата в размере, устанавливаемом Советом.
По решению Совета местная администрация в установленный Советом срок предоставляет народному депутату или группе народных депутатов для выполнения депутатской деятельности отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи.
На территории Совета народный депутат обеспечивается во внеочередном порядке гостиницами в течение одного часа.
Народному депутату, осуществляющему депутатскую деятельность в Совете или его органах на постоянной основе и не имеющему постоянного места жительства в населенном пункте, в котором расположен Совет, по его заявлению местной администрацией в течение двух месяцев предоставляется временная служебная жилая площадь для проживания с членами семьи.
Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на этот период бронируется.

Статья 36. Право народного депутата на бесплатный проезд

Народный депутат на территории Совета (населенного пункта, в пределах которого находится территория Совета) пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, воздушным, автомобильным, водным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов. Эти права распространяются и на лицо, сопровождающее народного депутата - инвалида первой группы.
Народный депутат, проживающий за пределами территории Совета, пользуется указанными правами для проезда на территорию Совета и возвращения к месту жительства.
По предъявлению удостоверения народного депутата билетные кассы железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней (как суточной, так и предварительной продажи), агентств гражданской авиации, аэропортов обязаны вне очереди предоставить народному депутату место в купейном или спальном вагоне поезда, в каюте первого или второго класса судов всех категорий, в салоне самолета или вертолета. Билеты на самолеты или вертолеты при следовании депутата на сессию Совета предоставляются не позднее чем за два часа до вылета, в других случаях - не позднее чем за сутки.
Проезд народного депутата в автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, где продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автостанций, транспортно - экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в автобус.
Проезд народного депутата на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и в пригородных поездах осуществляется по удостоверению народного депутата.
Местные Советы народных депутатов, местная администрация, предприятия, учреждения, организации на территории Совета обязаны предоставлять народному депутату по его заявке автотранспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей.
Народному депутату, использующему личный автотранспорт для депутатской деятельности, возмещаются расходы по его содержанию в порядке и размерах, устанавливаемых Советом.

Статья 37. Возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий

Расходы местной администрации, предприятий, учреждений, организаций, связанные с деятельностью народного депутата, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных народным депутатом, за счет бюджета соответствующего Совета.

Статья 38. Ответственность за невыполнение законных требований народного депутата, воспрепятствование исполнению депутатских обязанностей и иные нарушения прав народного депутата

Невыполнение законных требований народного депутата, воспрепятствование исполнению депутатских обязанностей, нарушение неприкосновенности и иных прав народного депутата влечет административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РСФСР.

Председатель
Верховного Совета
Коми ССР
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
26 ноября 1991 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru