Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина Коми АССР от 31.07.1990 № 165
"О КОНТРОЛЕ ЗА РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКОЙ В КОМИ АССР, МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИАЦИИ"
(вместе с "РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММОЙ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО И РАДИАЦИОННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ С ОЦЕНКОЙ ДОЗ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИСТОЧНИКОВ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА XIII ПЯТИЛЕТКУ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2005 ГОДА")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 29.10.2001 № 446.



СОВЕТ МИНИСТРОВ КОМИ АССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 1990 г. № 165

О КОНТРОЛЕ ЗА РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКОЙ В КОМИ АССР,
МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИАЦИИ

Во исполнение Постановления Верховного Совета Коми АССР от 26 мая 1990 г. Совет Министров Коми АССР постановляет:
1. Утвердить разработанную Коми научным центром Уральского отделения АН СССР "Республиканскую программу радиоэкологического и радиационного обследования внешней среды с оценкой доз внешнего и внутреннего облучения населения от источников естественного и искусственного происхождения на XIII пятилетку и на перспективу до 2005 года" как составную часть целевой комплексной программы "Экология-2005" (прилагается).
2. Обязать Коми научный центр Уральского отделения АН СССР (т. Рощевский), Сыктывкарский государственный университет (т. Тимофеев), Ухтинский индустриальный институт (т. Россохин), объединение "Полярноуралгеология" (т. Гранович), Штаб ГО Коми АССР (т. Меньшаков), республиканскую СЭС (т. Смолик), Коми республиканский центр по гидрометеорологии (т. Козел), Министерство производства, заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции Коми АССР (т. Карманов) обеспечить реализацию программы в установленные сроки.
Общее научное руководство возложить на Институт биологии Коми научного центра Уральского отделения АН СССР (т. Таскаев).
3. Рекомендовать рай(гор)исполкомам, министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям совместно с Госпланом Коми АССР и Министерством финансов Коми АССР при формировании планов на XIII пятилетку предусмотреть целевое финансирование программы по пунктам 2 - 8 с разбивкой по годам согласно приложению к программе № 5, средства перечислить на специальный счет природо-охранного назначения Госкомприроды Коми АССР.
4. Принять во внимание, что Министерство геологии СССР обязуется выполнить в 1990 году аэрогаммаспектрометрическую съемку территории Коми АССР.
5. Поручить Институту биологии Коми научного центра Уральского отделения АН СССР организовать республиканский центр индивидуального дозиметрического контроля в срок до 1 января 1991 г.
6. Выделить дополнительно в 1990 году Госкомприроде Коми АССР для оснащения республиканского центра дозиметрического контроля оборудованием 125 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Совета Министров Коми АССР и разрешить Госкомприроде Коми АССР направить дополнительно на эти цели из местного фонда охраны природы 125 тыс. рублей.
7. Обязать Комиглавснаб (т. Набокин) и Госснаб Коми АССР (т. Зольников) обеспечить в срок до 1 января 1991 г. службы контроля защиты и здравоохранения необходимыми приборами и оборудованием в полном объеме в соответствии с нормативными требованиями согласно приложению к программе № 4.
8. Поручить Министерству здравоохранения Коми АССР (т. Епифанов) и Госстрою Коми АССР (т. Котрунов) обеспечить радиометрические службы СЭС дополнительными площадями в соответствии с санитарными нормативами путем реконструкции существующих зданий и дополнительного строительства.
9. Коми республиканскому центру по гидрометеорологии, республиканской СЭС, Министерству производства, заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции Коми АССР, Госкомприроде Коми АССР совместно с Госкомиздатом Коми АССР и Гостелерадио Коми АССР обеспечить регулярное информирование населения о радиационной обстановке во всех районах республики начиная с 1 сентября 1990 г.
10. Институту биологии к очередной сессии Верховного Совета Коми АССР представить полную информацию о всех подземных ядерных взрывах и всех хранилищах радиоактивных отходов на территории республики; о влиянии Северного полигона, а также других источников радиации на почву, животный и растительный мир, здоровье людей.
11. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Госкомприроду Коми АССР.

Председатель
Совета Министров
В.ХУДЯЕВ

Зам. Управляющего Делами
Совета Министров
Б.ЛАДАНОВ





Утверждена
Постановлением
Совета Министров
Коми АССР
от 31 июля 1990 г. № 165

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО И РАДИАЦИОННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ С ОЦЕНКОЙ ДОЗ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО
ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИСТОЧНИКОВ ЕСТЕСТВЕННОГО И
ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА XIII ПЯТИЛЕТКУ И НА
ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2005 ГОДА

   -----T-------------------------------T---------------T------T-----------------T-------------------------¬

¦ № ¦ Направление и этапы работ ¦ Ответственный ¦Сроки ¦ Финансирование ¦ Ожидаемые результаты ¦
¦п/п ¦ ¦ исполнитель и ¦прове-+-------T---------+ ¦
¦ ¦ ¦ соисполнитель ¦дения ¦ тыс. ¦тыс. руб.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦работ ¦ руб. ¦конвер- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(годы)¦ ¦тир. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦валюты ¦ ¦
+----+-------------------------------+---------------+------+-------+---------+-------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L----+-------------------------------+---------------+------+-------+---------+--------------------------

1. Провести ретроспективный анализ Коми НЦ УрО АН 1990 - - - На основании анализа
радиационной обстановки в СССР, ПГО 1991 представленных материалов
республике по имеющимся данным "Полярноурал- будут сделаны выводы об
государственных органов и геология", рес- изменении радиационной
ведомств публиканская обстановки в отдельных
СЭС, республи- регионах республики и
канская ПИСХ, выявлены районы, требую-
республикан- щие первоочередного
ский центр по проведения радиоэкологи-
гидрометеороло- ческого и радиационного
гии и др. обследования и предложен
конкретный план
мероприятий

2. Организовать регулярные Коми республи- 1991 - 100 - Ежедневная (еженедельная)
наблюдения за уровнями внешнего канский центр 1995 информация Правительства
гамма-фона на всех 46 пунктах по гидрометео- и населения через респуб-
Коми республиканского центра по рологии, Коми ликанские и местные
гидрометеорологии НЦ УрО АН СССР, программы радио, телеви-
Штаб ГО дения и прессу. Оператив-
Коми АССР ный анализ и выявление
причин, вызвавших возмож-
ное повышение уровней
радиации. Принятие научно
обоснованных решений по
уменьшению влияния
действия радиации

3. Организовать регламентированный Республиканская 1991 - 300 - Создание автоматизирован-
контроль за загрязнением проектно - 1995 ной системы данных о
сельскохозяйственных угодий, изыскательская радиоактивном загрязнении
продукции растениеводства станция химиза- местной сельскохозяйст-
естественными и искусственными ции, Коми НЦ венной продукции и
радионуклидами УрО АН СССР разработка мероприятий по
снижению загрязненности
продукции

4. Продолжить радиационный Республиканская 1991 - 500 - Будет осуществляться
контроль за производимой и СЭС, Коми НЦ 1995 постоянный текущий
ввозимой продукцией во всех УрО АН СССР, контроль за продуктами
районах республики путем все предприятия питания и производимой
укомплектации соответствующих и организации продукцией
служб специалистами и штатным согласно
оборудованием решению СМ
Коми АССР от
29 мая 1989 г.
№ 6 "с"

5. Составить карты внешнего Мингео СССР, 1991 - 2000 - Будут выявлены районы
гамма-облучения на территории ПГО "Полярно- 1993 (Мингео радиоактивного загрязне-
республики в масштабе 1:1000000 уралгеология", СССР) ния по всей территории
и в масштабе Коми НЦ 1:200000 Коми НЦ УрО АН республики, обусловленно-
для промышленных УрО АН СССР, СССР, СГУ, УПИ го как естественными
узлов с использованием аэрогам- радионуклидами, так и
ма-спектрометрической съемки, искусственными радионук-
автомобильной гамма-съемки и лидами от глобальных
пешеходной гамма-съемки выпадений и подземных
ядерных взрывов на
территории республики и в
сопредельных районах. Ре-
шен вопрос о безопасности
использования оленьих
пастбищ, поверхностных
вод для питьевых целей,
болот и лесов для сбора
продукции. Оценено
воздействие радиационного
фактора на население

6. Провести радиоэкологическое Коми НЦ УрО АН 1991 - 600 130 (См. приложение № 2)
обследование отдельных районов СССР 1995 На базе автомобиля будет
республики с помощью метода создан передвижной
полевой полупроводниковой мобильный центр экспрес-
гамма-спектрометрии сного гамма-спектрометри-
ческого контроля и диф-
ференциальной дозиметрии
природной среды и объек-
тов с источниками ионизи-
рующего излучения. Будет
организован справочный
архивный банк для анализа
и экспертной оценки
данных о радиоактивном
загрязнении территории и
разработан пакет программ
для расчета дозовых
характеристик и оценки
коллективной дозы для
населения республики
(района, города,
предприятия)

7. Оценить масштабы и характер Коми НЦ УрО АН 1991 - 1500 300 Будет создан научно -
радиоактивного загрязнения СССР, ПГО 1995 методический центр,
территории республики в связи с "Полярноурал- определяющий и координи-
испытаниями ядерного оружия на геология", СГУ, рующий выполнение про-
Новой Земле, подземными УПИ, республи- граммы работ и мероприя-
ядерными взрывами на территории канская ПИСХ, тий по улучшению
республики, глобальными Штаб ГО Коми радиационной обстановки в
выпадениями и в результате АССР, республи- республике, информирующий
техногенной деятельности канская СЭС правительство и население
республики по всем воп-
росам, связанным с
радиационной обстановкой
и действием ионизирующих
излучений

7.1. Разработать систему комплексно-
го мониторинга источников
радиоактивного загрязнения
окружающей среды и их террито-
риального ареала влияния:
- сбор и обобщение материалов
по радиоэкологическому мони-
торингу;
- разработка концепции радио-
экологического мониторинга с
учетом имеющихся в республике
источников радиоактивного
загрязнения;
- разработка теоретических
требований к банку данных
радиоэкологического монито-
ринга;
- сбор и обобщение материалов о
методиках и аппаратуре для
целей радиоэкологического
мониторинга;
- инвентаризация источников
радиоактивного загрязнения
окружающей среды

7.2. Создать автоматизированную
информационную систему (АИС)
"ПРОР" (аббревиатура полного
названия "Показатели радиацион-
ной обстановки республики") для
хранения и оценки информации о
поверхностном радиоактивном
загрязнении почв, раститель-
ности, выпускаемой и поступаю-
щей продукции:
- программа сбора и предвари-
тельного анализа данных;
- центральная база данных с
программой их ввода и пере-
кодировки;
- набор программ выборки и
обработки результатов
измерений;
- комплекс графических
программ, предназначенных для
изображения результатов
расчетов в форме изолиний и
закрашенных карт местности

8. Провести исследования компонен- Коми НЦ УрО АН 1991 - 500 90 (См. приложение № 3)
тов радиационного фона произ- СССР, республи- 1995
водственных и жилых помещений, канская СЭС,
строительных материалов и ПГО "Полярно-
шахт: уралгеология",
- определение удельной актив- СГУ, УПИ
ности естественных и искусст-
венных радионуклидов в
местных и ввозимых строитель-
ных материалах;
- оценка вклада радона и
продуктов его распада в кол-
лективную дозу и разработка
мероприятий по его снижению в
помещениях и шахтах

9. Изучить закономерности миграции Коми НЦ УрО АН 1991 - За счет средств (См. приложение № 3)
полония-210 и свинца-210 в СССР 1995 АН СССР
цепочке "лишайник - олень -
человек" и разработать меро-
приятия по снижению дозовых
нагрузок на оленеводов

10. Провести исследование механиз- Коми НЦ УрО АН 1991 - За счет средств
мов формирования радиационной СССР 1995 АН СССР
обстановки в наземных и водных
экосистемах республики с целью
оценки ее влияния на фауну,
флору и человека:
- установить географические
закономерности загрязнения
глобальными выпадениями;
- изучить влияние повышенного
радиационного фона на функци-
онирование биогеоценозов;
- разработать систему оценки
радиационных нагрузок на
биогеоценозы и определить их
радиоэкологическую емкость;
- разработать мероприятия по
защите окружающей среды от
радиоактивного загрязнения и
рациональному использованию
биологических ресурсов

11. Создать республиканский центр Коми НЦ УрО АН 1990 - 250 160 (См. приложение № 1)
индивидуального дозиметрическо- СССР, Минздрав 1991
го контроля за профессионально Коми АССР
облученными лицами и населением

12. Осуществить мероприятия, Коми НЦ УрО АН За счет средств Снижение лучевых нагрузок
направленные на снижение СССР, министерств, для профессионалов и
лучевых нагрузок для профессио- Министерство ведомств и населения республики
налов, населения и недопущение здравоохранения отдельных
радиационных аварий на пред- Коми АССР, предприятий
приятиях, использующих источни- Минпрозаг Коми
ки ионизирующего излучения и АССР, Мингео
радиоактивные вещества: СССР, Миннефте-
- проводить систематический газпром СССР
анализ за радиационной
обстановкой и контроль за
содержанием радионуклидов в
пищевом сырье, продуктах
питания, воды и воздуха в
рамках системы СНЛК (службы
наблюдения и лабораторного
контроля государственных и
объектовых лабораторий мини-
стерств и ведомств);
- укрепить систему СНЛК
спектрометрическим, радио-
метрическим и дозиметрическим
оборудованием согласно
"Списку необходимого оборудо-
вания...";
- доукомплектовать лаборатории,
системы СНЛК специалистами
согласно "Списку...";
- довести площади лабораторных
помещений системы СНЛК до
нормативных;
- осуществить замену морально
устаревшего дефектоскопичес-
кого оборудования на совре-
менное, предусмотрев преиму-
щественную их замену на
рентгеновские и другие типы
дефектоскопов;
- провести замену морально
устаревших приборов с мощными
гамма- и нейтронными источни-
ками для каротажа скважин и
обеспечить все партии спец-
транспортом, хранилищами,
аварийными комплектами и
приборами для дозиметрии;
- навести регламентированный
порядок учета, хранения,
использования и контроля за
передвижением РИП (радиоизо-
топных приборов) - толщино-
метры, плотно- и уравномеры,
пожароизвещатели, нейтрализа-
торы статического электричес-
тва - на всех предприятиях;
- завершить замену морально и
технически устаревшего
рентгеновского оборудования
во всех рентгенкабинетах
республики и в республикан-
ском и Воркутинском онкодис-
пансерах, реконструкцию
рентген- и флюорокабинетов,
внедрение экранов усиливающих
и гамма-камер с короткоживу-
щими радионуклидами;
- возложить координацию всех
работ по радиационной
обстановке (сбор, обобщение,
анализ) в республике на Коми
НЦ УрО АН СССР; определить
консультативно-методическим
центром по контролю за содер-
жанием РВ в продуктах питания
республиканскую СЭС
Итого 5750 680





Приложение № 1
к республиканской программе
радиоэкологического и
радиационного обследования
внешней среды

ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОЗДАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБЛУЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ И НАСЕЛЕНИЕМ

Техногенное воздействие на природные экосистемы включает и радиационные нагрузки, возникающие в результате испытаний ядерных устройств, развития атомной энергетики и возрастающих масштабов использования источников ионизирующих излучений (ИИИ) и радиоактивных веществ (РВ) во всех областях народного хозяйства. Сегодня природные источники ионизирующего излучения вносят основной вклад в дозу облучения населения. Средняя эффективная эквивалентная доза, обусловленная природными источниками, составляет около 2/3 дозы от всех источников ионизирующего излучения, воздействующих в настоящее время на человека.
Точное знание дозы облучения людей от всех естественных и искусственных источников ионизирующего излучения и практических путей их снижения необходимо для разработки стратегии радиационной защиты в республике - направления средств, предназначенных для защиты в первую очередь от тех источников, для которых действительно можно ожидать наибольшей эффективности защитных мероприятий с точки зрения снижения суммарной дозы от всех источников и оценки возможных биологических (соматических, генетических) последствий хронического воздействия малых доз радиации.
Для достоверного выявления этих эффектов необходимы статистические достоверные данные об уровне облучения и состояния здоровья, полученные при длительном наблюдении за большими контингентами населения, проводимом по унифицированным дозиметрическим и радиационно-гигиеническим методикам.
В качестве показателей уровня риска всего населения республики в целом и отдельных ее категорий могут быть использованы коллективные и среднегодовые индивидуальные дозы. Изучение закономерностей их формирования, структуры и тенденции изменения для больших групп населения под силу лишь крупным центрам, оснащенным современной высокопроизводительной дозиметрической аппаратурой, персональными электронно-вычислительными машинами и имеющими подготовленные кадры специалистов.
В сложившейся в республике обстановке существует острая необходимость в критической, основанной на достоверном, конкретном материале, оценке состояния радиационной безопасности различных категорий персонала с учетом рабочей нагрузки, особенностей и профиля его работы и питания. Успешное решение этой задачи возможно только при помощи четко налаженного, систематического индивидуального дозиметрического контроля (ИДК). Имеющиеся в настоящее время в республиканской СЭС данные по ИДК профессиональных работников в основном носят разрозненный, фрагментарный характер. Из-за отсутствия стандартизации в этой области их трудно подвергнуть сравнительному анализу в целях получения объективного представления о состоянии радиационной обстановки в районах и городах республики. Всестороннее изучение сути проблемы и четырехлетний опыт работы по проведению массового ИДК в районе Чернобыльской аварии (БССР, УССР), а также в Латвийской ССР позволяет сделать обобщающий вывод о целесообразности создания республиканского центра ИДК в ближайшее время.
Создание республиканского центра ИДК позволит проводить дозиметрический контроль по единым методикам, осуществлять метрологическое обеспечение, что даст возможность получать сопоставимую дозиметрическую информацию, осуществлять сбор и анализ ее в масштабе всей республики и представлять ее на места и в контролирующие органы. Сосредоточение дорогостоящей и крайне дефицитной дозиметрической аппаратуры в республиканском центре позволит эффективно использовать оборудование, осуществляя большой объем работ квалифицированным персоналом, что даст большой прямой экономический эффект.

Состояние ИДК в республике

В настоящее время в республике ИДК осуществляется, в основном, децентрализованно и непостоянно, службами немногих предприятий и учреждений, оснащенных самым различным оборудованием. Измерения проводятся по нестандартным методикам, как правило, не являющимися специалистами в области дозиметрии и радиационной безопасности, либо не проводятся вообще (около 95%) и определение доз, получаемых персоналом, осуществляется не прямым, а косвенным методом: измерением мощности дозы на рабочем месте работников с регистрацией времени нахождения персонала в сфере действия ионизирующего излучения. Такая система имеет серьезнейшие недостатки, т.к. косвенный метод оценки индивидуальных доз не позволяет учесть пространственную неоднородность и нестационарность поля излучения. Отсутствие высококвалифицированных кадров и современного оборудования не дает возможности осуществлять должное метрологическое обеспечение, методическое руководство и координацию деятельности служб, сбор и сравнительный анализ в масштабах республики даже получаемой дозиметрической информации. Кроме того, существующая система ИДК не позволяет принимать эффективные меры в случаях выявления превышения норм радиационной безопасности, т.к. дозиметристы подчинены администрации соответствующего учреждения.

Рекомендуемая структура ИДК за
профессионально-облучаемыми лицами и населением

Имеющийся в стране опыт региональных центров и автоматизированных систем обработки, хранения и анализа информации ИДК, а также опыт отдела радиоэкологии Института биологии Коми НЦ УрО АН СССР свидетельствуют, что создание единой централизованной системы контроля за индивидуальными и коллективными дозами является актуальной и вполне разрешимой задачей уже в течение текущего года при условии оснащения республиканского центра импортной и отечественной дозиметрической аппаратурой.
Республиканский центр может решать широкий круг задач:
1. Измерение, учет и анализ доз, полученных персоналом во время работы с ИИИ и РВ.
2. Измерение, учет и оценка уровня облучения населения и отдельных их групп (оленеводы, шахтеры и др.) от естественного фона, глобальных выпадений, медицинского облучения и т.д.
3. Создание автоматизированной системы обработки, хранения и анализа информации ИДК персонала и населения на базе ПЭВМ.
4. Методическое руководство дозиметрией внутреннего облучения естественных и искусственных радионуклидов.
5. Измерение, учет и анализ доз на счет газообразных изотопов радона и продуктов их распада.
6. Разработка рекомендаций по оздоровлению условий труда и проживания.
7. Автоматизированный учет диспансерного наблюдения за лицами, работающими с ИИИ и РВ.
8. Повышение знаний в области радиационной безопасности лиц, обслуживающих и использующих ИИИ и РВ, а также населения республики.
9. Освоение, внедрение новой дозиметрической аппаратуры.
10. Унификация системы учета, обработки и передачи дозиметрических данных (документация и методы обработки).
Решение такого широкого круга задач сегодня в республике возможно только на базе отдела радиоэкологии Института биологии, имеющего более чем 30-летний опыт работы в области дозиметрии и располагающего высококвалифицированными кадрами и материально - технической базой.

Мероприятия и средства, необходимые для организации
республиканского центра ИДК

1. В составе Отдела радиоэкологии на первом этапе выделить группу в составе двух человек и возложить на нее функции республиканского центра ИДК. По мере приобретения дозиметрической техники и ПЭВМ принять меры к увеличению численности центра до 4 сотрудников. Указанного числа сотрудников достаточно для проведения контроля за 20 тыс. человек со всей республики при условии профилактического и текущего ремонта оборудования инженерами-электронщиками Института биологии.
В штатной структуре центра рекомендуется иметь следующий перечень специалистов, численность которых должна зависеть от количества подлежащих ИДК лиц:
старший специалист - организует и руководит работой, обеспечивает обработку, обобщение и анализ результатов ИДК, разрабатывает рекомендации по оптимизации ИДК и снижению уровня облучения персонала и населения;
инженер - составляет графики проведения ИДК, организует обмен, измерения и градуировку индивидуальных дозиметров, рассчитывает индивидуальные и коллективные дозы, разрабатывает автоматизированную систему учета, хранения и анализа информации на базе ПЭВМ;
лаборант-оператор - проводит измерения доз на измерительных приборах и передает их старшему группы;
лаборант - обеспечивает подготовку детекторов к отправке в контролируемые учреждения городов и районов республики, ведет протоколы измерений, картотеку лиц, подлежащих ИДК, журналы, делопроизводство.
2. Многообразие практически применяемых и воздействующих видов излучения, с одной стороны, и рост числа лиц, подвергнутых профессиональному облучению, с другой, определяют современные требования к методам ИДК. В связи с тем, что основной целью ИДК является объективное и достоверное определение величин, характеризующих действие излучения на организм человека, и в соответствии с современными концепциями по показаниям индивидуального дозиметра, носимого на поверхности тела, необходимо иметь возможность оценить дозы на отдельные органы, ткани тела человека. Из вышеизложенного вытекают основные требования к индивидуальным дозиметрам.
При выборе метода ИДК для республиканского центра необходимо учитывать следующие параметры дозиметра, имеющие решающее значение:
универсальность применения, т.е. возможность регистрировать различные виды ионизирующих излучений с одинаковой чувствительностью и независимо от их энергии, притом в широком диапазоне доз (от фоновых до аварийных);
независимость показаний от мощности дозы и угла падения излучения;
способность накапливать информацию во времени и сохранять ее в течение длительного времени;
независимость показаний от таких параметров окружающей среды, как температура, влажность, давление, освещение и др.;
автономность детектора излучения;
малые размеры и механическая прочность дозиметра;
удобство в эксплуатации и сравнительно небольшая стоимость.
С учетом перечисленных основных параметров выбор используемых в ИДК методов ограничен. Ни один из них не обладает идеальным полным набором параметров. Существующие работы, посвященные критическому сравнению различных методов ИДК, а также наш собственный опыт подтверждает преимущества метода термолюминесцентной дозиметрии (ТЛД) для этих целей, несмотря на сравнительно высокую их первоначальную стоимость. Стоимость индивидуальных дозиметров оценивается ведущими западными фирмами 5 - 10 долларов за штуку. Особо следует отметить, что при создании централизованного республиканского ИДК заслуживает внимания возможность автоматизации процесса измерений и регистрации показаний. Такая возможность реальна практически только по отношению к ТЛД.
В настоящее время отечественной промышленностью выпускается только комплект КДТ-02 м с дозиметрами типа ДПГ-03, которые рассчитаны на сравнительно большие уровни радиации. Поэтому комплектация республиканского центра отечественным оборудованием практически исключена.
С созданием республиканского центра необходимо сразу ориентироваться на приобретение комплекта ТЛД за валюту.
С учетом одновременного охвата индивидуальным дозиметрическим контролем 10 - 20 тыс. чел. необходимо изыскать 140 - 160 тыс. инвалютных рублей на приобретение соответствующего оборудования, а также решить вопрос о выделении 150 - 160 тыс. руб. на приобретение остального оборудования и материалов для оснащения республиканского центра.
В последующие годы централизованная система может быть дополнена штатными единицами для оперативного контроля на предприятиях и учреждениях, где существуют потенциальная опасность превышения установленных дозовых пределов или специфические условия работы.
В перспективе функции республиканского центра можно пересмотреть и возложить на него задачи, связанные с изучением радиационной обстановки в республике.





Приложение № 2
к республиканской программе
радиоэкологического и
радиационного обследования
внешней среды

ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
ПОЛЕВОЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИИ
ДЛЯ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ

Широкие радиоэкологические исследования в рамках формирующейся общесоюзной программы организации постоянного радиационного контроля на всей территории страны сейчас фактически только разворачивается. Сегодня речь прежде всего идет о контроле радиационной обстановки в районах, подвергшихся загрязнению после аварии на ЧАЭС и в районах действия предприятий с источниками ионизирующих излучений. Накопленный опыт проведения радиационного мониторинга на значительных территориях свидетельствует о перспективности использования для этих целей метода полевой полупроводниковой спектрометрии (ППС) фотонного излучения с детектором хорошего разрешения. Данный метод позволяет измерять удельную активность гамма-излучающих радионуклидов как естественного, так и искусственного происхождения, определять поверхностную концентрацию радионуклидов на местности, получать информацию о компонентах поглощенной дозы от радионуклидов естественного и искусственного происхождения, их пространственном распределении, осуществлять диагностику радиационной обстановки на предприятиях с ИИИ, выявлять источник радиоактивного загрязнения.
Измерения на местности методом ППС имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами определения радиационной обстановки - интегральной дозиметрией, лабораторной спектрометрией и т.п. В отличии от интегральной дозиметрии с помощью различных типов дозиметров метод ППС позволяет определить вклад в дозу каждого радионуклида. По сравнению с лабораторными измерениями радиоактивного загрязнения почвы, из-за увеличения площади обследуемой поверхности, метод ППС обладает высокой чувствительностью, что позволяет сократить время набора спектра, кроме того, результат ППС-измерений получается непосредственно на местности (что важно для принятия оперативных решений), где сравнение его с естественным фоном делает оценку радиационной обстановки более комплексной и объективной.
Для проведения измерений методом ППС используется гамма-спектрометр, состоящий из полупроводникового детектора с высоким энергетическим разрешением и многоканального анализатора импульсов. Считывание, хранение и обработка информации проводится на персональном компьютере типа IBM PC-AT. В отсутствие PC для хранения спектров можно использовать магнитофон. В этом случае информация обрабатывается в лаборатории на стационарной ЭВМ.
В настоящее время данными установками укомплектованы практически все ведущие организации, осуществляющие радиационный мониторинг в районе аварии. К сожалению, данное оборудование отечественной промышленностью не выпускается. Вместе с тем какое-либо серьезное радиоэкологическое обследование территории республики без данного оборудования не реально.
Из-за малого количества спектрометров в стране проведение обследования на территории республики другими организациями практически не осуществимо. Институт атомной энергетики им. И.Н.Курчатова дал согласие на проведение 10 измерений (каждое измерение 10 - 12 часов) на территории республики, запросив за это 50 тыс. руб.
С учетом изложенного первоочередной задачей является изыскание валютных средств в размере 120 - 130 тыс. инвалютных рублей на приобретение полевого полупроводникового гамма-спектрометра. Решение этого вопроса позволит провести выборочное обследование практически всех промышленных узлов и районов.





Приложение № 3
к республиканской программе
радиоэкологического и
радиационного обследования
внешней среды

ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО РАДИАЦИОННОМУ
ФОНУ ПОМЕЩЕНИЙ И ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
МИГРАЦИИ ИЗОТОПОВ РАДОНА И ПРОДУКТОВ ИХ РАСПАДА
В ПРИРОДНЫХ БИОГЕОЦЕНОЗАХ, ШАХТАХ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

1. Несмотря на ряд крупных аварий на ядерных реакторах, продолжающиеся испытания ядерного оружия, природные источники ионизирующего излучения по-прежнему вносят основной вклад в дозу облучения населения.
Средняя эффективная эквивалентная доза, обусловленная природными источниками, составляет около 2/3 дозы от всех источников ионизирующего излучения, воздействующих в настоящее время на человека. В виду того, что содержание ЕРН варьирует в широких пределах, индивидуальные дозы облучения в различных регионах, а также типах зданий одного и того же региона изменяются в очень широком диапазоне: от значений в два раза ниже среднего до значений в 100 раз и более превышающих средние.
Особое внимание необходимо обратить на облучение от природных источников в шахтах, в производственных и жилых помещениях, включая изучение возможностей и способов их снижения. Это обусловлено тем, что население промышленных районов около 80% времени проводит внутри жилых и производственных помещений. Поэтому и облучаются люди в основном внутри помещений. Основные компоненты радиационного фона помещений существенным образом зависят от деятельности людей (выбор строительных материалов, конструкций зданий (шахт), вентиляции помещений (шахт) и др.).
Для проведения широкомасштабных исследований компонентов радиационного фона помещений и характеристик строительных материалов, определяющих значение радиационного фона, необходимо иметь соответствующую аппаратуру и методы измерений. Эти методы должны позволять корректно определять измеряемые величины, обладать чувствительностью, достаточной для проведения измерений во всем диапазоне значений измеряемых величин, удобством и простотой, обеспечивающими возможность проведения массовых измерений. Имеющаяся в различных учреждениях республики аппаратура, широко используемая для проведения дозиметрических и радиометрических измерений в производственных условиях, малопригодна для исследований радиационного фона шахт, жилых и производственных помещений.
Для определения удельной активности естественных и искусственных радионуклидов в строительных материалах, определяющей уровень гамма-фона в помещениях, можно использовать различные методы: радиохимические, радиометрические, гамма-спектрометрические. Наибольшее распространение для этих целей получили гамма-спектрометрические методы, что обусловлено их малой трудоемкостью, высокой чувствительностью и точностью. К сожалению, гамма-спектрометров с Gc (Li)-детекторами, характеризующимися наилучшим энергетическим разрешением, ни в одном учреждении республики не имеется. В связи с этим необходимо принять меры по укомплектации ряда учреждений гамма-спектрометрами отечественного производства и по крайней мере одним гамма-спектрометром за конвертируемую валюту для контроля за всей остальной аппаратурой и объектами окружающей среды. Для этих целей потребуется 500 тыс. руб. и 250 тыс. инвалютных рублей.
2. Важную роль в формировании поглощенных доз играют газообразные изотопы радона с продуктами их распада (60 - 70% дозы от естественных источников обусловлено радоном). Поэтому проблема накопления радона в шахтах и в жилых помещениях привлекает к себе внимание в большинстве стран: наиболее высокие эквивалентные равновесные объемные активности радона обнаружены в жилых помещениях северных регионов. Так, оценка последствий облучения людей дочерними продуктами распада радона, находящимися в воздухе жилых помещений, показывают, что при наблюдаемом в Швеции среднем значении объемной активности дочерних продуктов радона в помещениях около 10% существующих в настоящее время случаев заболевания раком легких следует отнести за счет этого фактора. Повышенное содержание радона в помещениях обусловлено не только и не столько строительными материалами, сколько особенностями эксхаляции радона из почвы в здание, обусловленными в том числе и усиленным эманированием радона при низких температурах. С этой точки зрения остаются абсолютно не изученными механизмы накопления радона в шахтах нашего региона. Поэтому оценка вклада эффективной эквивалентной дозы природного радона и продуктов его распада в коллективную дозу от естественных источников радиации представляется весьма важной и в первую очередь для северных регионов республики и Ухтинского района, на территории которого длительное время добывался радий, являющийся материнским элементом по отношению к одному из изотопов радона.
Отсутствие отечественной аппаратуры, а также квалифицированных кадров может отодвинуть решение этой наиболее важной с точки зрения радиационного воздействия на население проблемы на неопределенное время. Этого допустить нельзя и целесообразно сформировать отдельный блок по этой проблеме в республиканской программе и поручить его выполнение отделу радиоэкологии Института биологии.
Учитывая изложенное, а также сложность создания и обслуживания оборудования для изотопного анализа радона и их продуктов распада необходимо в целевом порядке укрепить это направление исследований минимум 3 - 4 специалистами-инженерами, добиться скорейшего приобретения оборудования для экспрессного их определения в природных условиях. Однако отечественной промышленностью не выпускаются полевые альфа-анализаторы и радиометры для измерения концентрации изотопов радона и короткоживущих продуктов их распада на уровне фоновых и надфоновых их концентраций. По оценкам, для приобретения самого минимума необходимых приборов разного назначения необходимо 80 - 90 тыс. руб. конвертируемой валюты и 150 тыс. руб. на отечественное оборудование и материалы.
Без решения вопроса о приобретении приборов для контроля за содержанием радона и продуктов их распада начинать работу по этому наиболее важному направлению исследования радиационной обстановки в республике нецелесообразно.
3. До сих пор остается в научном плане нерешенным вопрос о возможных механизмах нарушения изотопного состава радона при его переходе по цепочке почвенный воздух - приземный воздух. Вся имеющаяся литература посвящена лишь физическим процессам переноса (диффузия, эксхаляция), которые не объясняют указанного нарушения и не объясняют "эффекта повышенной конкуренции радона в зоне тундры". Абсолютно не изученной остается роль живого вещества в этих процессах. Без решения этого вопроса трудно решить мало известный широкому кругу людей вопрос о повышенных концентрациях долгоживущих продуктов распада радона - свинце-210 и полонии-210 в районах Крайнего Севера. Критической цепочкой здесь для этих радионуклидов, как и в отношении искусственных радионуклидов цезия-137 и стронция-90, является: лишайник - олень - человек. По имеющимся данным, доза от полония-210 для оленеводов может достигать 10 бэр, что в два раза больше, чем для профессионалов, и сравнима с дозой, получаемой оленеводами в середине 60-х годов за счет глобальных выпадений от ядерных взрывов на Новой Земле.
Все это вместе взятое позволяет считать постановку перечисленных работ весьма актуальной с точки зрения оценки радиационной обстановки в республике, и особенно в северных ее регионах.





Приложение № 4
к республиканской программе
радиоэкологического и
радиационного обследования
внешней среды

СПИСОК
ОБОРУДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
РАБОТ ПО РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ

   ----T-------------------------T----------T---------T------T-----------------------------¬

¦ № ¦ Наименование ¦ Цена ¦Требуемое¦Сумма,¦ Оснащаемые организации ¦
¦п/п¦ и тип прибора ¦комплекта,¦количес- ¦ тыс. ¦ ¦
¦ ¦ ¦тыс. руб. ¦тво, шт. ¦ руб. ¦ ¦
L---+-------------------------+----------+---------+------+------------------------------

I. Отечественное оборудование

1. Комплект дозиметров тер- 37,5 2 75,0 Республиканский центр инди-
молюминесцентных видуального дозиметрического
КДТ-02-3М контроля за профессионалами
и населением

2. Портативный носимый до- 0,35 100 35,0 Коми республиканский центр по
зиметр ДРГ-01Т или его гидрометеорологии - 60 шт.
модификация ДБГ-06Т Республиканская, городские и
районные СЭС - 20 шт.
Республиканская ПИСХ - 2 шт.
Государственная ветеринарная
служба - 5 шт.
Коми НЦ УрО АН СССР - 8 шт.
Штаб ГО Коми ССР - 5 шт.

3. Дозиметр носимый 1,3 10 13,0 Радиологические отделения
ДРГ-05М республиканской СЭС - 4 шт.
Коми республиканский центр
по гидрометеорологии - 3 шт.
Коми НЦ УрО АН СССР - 3 шт.

4. Дозиметр ДКС-05 6,0 1 6,0 Коми НЦ УрО АН СССР (для
проверки дозиметров, поиме-
нованных в пп. 1 - 3).

5. Радиометр газов РГА-01П 3,5 2 7,0 Коми НЦ УрО АН СССР
6. Радиометр аэрозолей 4,6 2 9,2 Коми НЦ УрО АН СССР
РАС-04П
7. Измеритель загрязненности 2,6 1 2,6 Коми НЦ УрО АН СССР
воздуха и определения со-
держания продуктов рас-
пада радона ИЗВ-3М
8. Радиометр жидкостей 7,0 5 35,0 Радиологические отделения
РЖС-05 республиканской СЭС - 4 шт.
Коми НЦ УрО АН СССР - 1 шт.

9. Радиометр жидких и сы- 7,0 8 56,0 Радиологическое отделение
пучих проб РУБ-01П республиканской СЭС - 4 шт.
Республиканская ПИСХ - 1 шт.
Республиканская ветеринарная
служба - 2 шт.
Коми НЦ УрО АН СССР - 1 шт.

10. Универсальный радиометр- 11,0 3 33,0 Коми НЦ УрО АН СССР - 2 шт.
дозиметр МКС-01Р1 Республиканская СЭС - 1 шт.

11. Устройство детектирования 3,2 3 9,6 Коми НЦ УрО АН СССР -
УДИС-03П 2 шт.
Республиканская СЭС - 1 шт.

12. Гамма-спектрометры со 50,0 9 450,0 Радиологические отделения
сцинтилляционными или по- республиканской СЭС - 4 шт.
лупроводниковыми детекто- Государственная ветеринарная
рами и анализаторами служба - 1 шт.
АМ-А-03 Ф Республиканская ПИСХ -
1 шт.
ПГО "Полярноуралгеология" -
1 шт.
Коми НЦ УрО АН СССР -
2 шт.

13. Установка спектрометри- 20,0 5 100,0 Коми НЦ УрО АН СССР -
ческая СЕС-16П 2 шт.
Республиканская СЭС - 1 шт.
Республиканская ПИСХ -
1 шт.
ПГО "Полярноуралгеология" -
1 шт.

14. Радиометр альфа-активно- 4,5 2 9,0 Коми НЦ УрО АН СССР -
сти низкого уровня 1 шт.
РИА-01В Республиканская СЭС - 1 шт.

15. Геологоразведочный поис- 1,2 10 12,0
ковый прибор СРП-88н
16. Персональные ЭВМ типа 60,0 4 240,0 Республиканская СЭС - 1 шт.
PC/AT Коми НЦ УрО АН СССР - 1 шт.
Штаб ГО Коми ССР - 1 шт.
Республиканский центр ИДК -
1 шт.

Итого 1092,4

II. Импортное оборудование (конвертируемая валюта)

1. Автоматический прибор с 80,0 2 160,0 Республиканский центр ИДК
комплектом ТЛД типа за профессионалами и населе-
Model-2000 (Model-2271) нием (см. обоснование)
производства фирмы
Harshar США или аналогич-
ные приборы других фирм
2. Комплект аппаратуры для
определения Коми НЦ УрО АН СССР (см.
а) изотопов радона 130,0 1 130,0 обоснование)
2а) Аппаратура для спектро- 37,0 1 37,0
метрических измерений до-
черних продуктов распада
радона и торона Alpha
SMART (Model-750)
2б) Система модулей для ре-
гистрации спектра продук-
тов распада радона Alpha
PRISM (alpha radon
progeny integratiny
sampler Module)
2в) Портативный прибор для 5,0 2 10,0
измерения рабочих уров-
ней радона Radon Gas/WL
Analyzer RGA-400
2г) Анализатор радона и рабо- 14,0 1 14,0
чих уровней радона Radon
Gas/WL Analyzer RGA-400
2д) Детектор рабочих уровней 8,0 1 8,0
радона Working Level
Monitor WLM-30
2е) Альфа-спектрометр, Priach 23,0 1 23,0
grid chamber NU-148
3) Портативный рентгеновский 20,0 1 20,0
флуоресцентный анализатор
4) Гамма-спектрометр фирмы 250,0 1 250,0 Коми НЦ УрО АН СССР (для
с полупроводниковым Ge проведения высокоточных из-
(Li)-детектором высокого мерений и проверке отечест-
разрешения фирмы "Orctec" венного оборудования по
(или другой фирмы) пп. 12, 13)
5) Полевой полупроводнико- 130,0 1 130,0 Коми НЦ УрО АН СССР (см.
вый гамма-спектрометр с обоснование)
ПЭВМ IБM-PC (AT)

Итого 670,0

   -------------------------------

<*> Цены указаны по данным на декабрь 1989 г.





Приложение № 5
к республиканской программе
радиоэкологического и
радиационного обследования
внешней среды

ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ
РАЙ(ГОР)ИСПОЛКОМОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО
И РАДИАЦИОННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ С
ОЦЕНКОЙ ДОЗ ОТ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ОБЛУЧЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИСТОЧНИКОВ ЕСТЕСТВЕННОГО И
ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА XIII ПЯТИЛЕТКУ

   ----------------------T----------------------------------T--------¬

¦Наименование рай(гор)¦ Суммы финансирования по годам ¦Всего за¦
¦ исполкомов, ¦ пятилетки, тыс. руб./инвал. руб. ¦XIII пя-¦
¦ министерств и +------T------T------T------T------+тилетку ¦
¦ ведомств ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ ¦
+---------------------+------+------+------+------+------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L---------------------+------+------+------+------+------+---------

Сыктывкарский <*> 60/14 60/14 60/14 60/14 60/14 300/70
Воркутинский <*> 100/14 100/14 100/14 100/14 100/14 500/70
Интинский <*> 60/14 60/14 60/14 60/14 60/14 300/70
Печорский <*> 60 60 60 60 60 300
Ухтинский <*> 60/20 60/20 60/20 60/20 60/20 300/100
Усинский <*> 60/14 60/14 60/14 60/14 60/14 300/70
Вуктыльский <*> 60/14 60/14 60/14 60/14 60/14 300/70
Сосногорский <*> 60/14 60/14 60/14 60/14 60/14 300/70
Ижемский 20 20 20 20 20 100
Княжпогостский 20 20 20 20 20 100
Корткеросский 20 20 20 20 20 100
Койгородский 20 20 20 20 20 100
Сыктывдинский 20 20 20 20 20 100
Сысольский 20 20 20 20 20 100
Прилузский 20 20 20 20 20 100
Троицко-Печорский 20 20 20 20 20 100
Усть-Вымский 20 20 20 20 20 100
Удорский 20 20 20 20 20 100
Усть-Куломский 20 20 20 20 20 100
Усть-Цилемский 20 20 20 20 20 100
Итого 3800/520

   -------------------------------

<*> В финансировании участвуют министерства (Министерство геологии СССР, Министерство угольной промышленности СССР, Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР, Министерство обороны СССР, Министерство энергетики и электрификации СССР, Министерство электронной промышленности СССР, Государственный газовый концерн "Газпром", Министерство здравоохранения Коми АССР, Министерство производства, заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции Коми АССР, Государственный комитет Коми АССР по охране природы, Министерство финансов Коми АССР); ведомства (Воркутауголь, Интауголь, Полярноуралгеология, Севергазпром, Коминефть, Комиэнерго, Коми НЦ УрО АН СССР) и предприятия (Сыктывкарский ЛПК, фабрика нетканых материалов, завод "Орбита", Ухтинский нефтеперерабатывающий завод, завод "Прогресс", Сосногорский газоперерабатывающий завод и др.), располагающиеся на территории этих районов и заинтересованные в проведении мероприятий по обеспечению радиационного контроля и защите работающих от внешнего и внутреннего облучения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru