Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 24.10.2006
"О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА № 151-РЗ "О ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА ЧЛЕНОВ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ НА ПОСТОЯННОЙ ШТАТНОЙ ОСНОВЕ, И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, ЗАМЕЩАЮЩИХ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАН А.А.МИХАЙЛОВОЙ И Е.П.ЖИКИНОЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 18.11.2006, № 208,
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 26.02.2007, № 2, ст. 4722






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2006 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА № 151-РЗ "О ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ
РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА ЧЛЕНОВ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ
НА ПОСТОЯННОЙ ШТАТНОЙ ОСНОВЕ, И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ, ЗАМЕЩАЮЩИХ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" В СВЯЗИ
С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАН А.А.МИХАЙЛОВОЙ И Е.П.ЖИКИНОЙ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Т.А.Кырнышевой и С.Г.Толстова,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Коми от 26 декабря 2005 года № 151-РЗ "О предельных нормативах размеров оплаты труда членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению явилась коллективная жалоба граждан А.А.Михайловой и Е.П.Жикиной, являющихся муниципальными служащими, на ограничение их конституционного права на труд и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, выражающейся в неравных условиях оплаты труда муниципальных служащих.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми оспариваемое нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.Г.Толстова, объяснения представителя Государственного Совета Республики Коми А.В.Турковой, заведующей отделом социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми; представителя Главы Республики Коми Н.А.Соловьевой, заведующей отделом правового обеспечения Управления по вопросам местного самоуправления Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми; специалиста Н.Т.Арапова, кандидата юридических наук, исследовав представленные и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Граждане А.А.Михайлова и Е.П.Жикина, являясь муниципальными служащими муниципального района "Город Вуктыл", обратились в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на неконституционность статьи 2 Закона Республики Коми от 26 декабря 2005 года № 151-РЗ "О предельных нормативах размеров оплаты труда членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Республике Коми".
В жалобе заявители просят признать указанное нормативное положение в части установления предельных нормативов размеров оплаты труда муниципальных служащих с учетом классификации муниципальных образований по видам, а также по численности населения, проживающего на территории муниципального образования, не соответствующим статье 38 Конституции Республики Коми.
По мнению заявителей, размер должностного оклада муниципального служащего не может быть поставлен в зависимость от численности населения в муниципальном образовании, так как категория численности населения не оказывает определяющего влияния на объем полномочий, квалификационные требования к профессиональной подготовке, предъявляемые к должностям муниципальной службы.
Заявители также полагают, что установление размера должностного оклада муниципальных служащих в зависимости от численности населения, проживающего в муниципальном образовании, нарушает один из основных принципов муниципальной службы - принцип единства требований, предъявляемых к муниципальной службе, и принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих.
2. Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление, которое является одной из форм осуществления народом своей власти, самостоятельно в пределах своих полномочий (статья 3, часть 2; статья 12). Осуществление местным самоуправлением публичных функций включает, в частности, реализацию населением права на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, что предполагает организацию и прохождение муниципальной службы в соответствии с общими принципами организации муниципальной службы и основами правового положения муниципальных служащих.
Обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 64, пункты "а", "б", "к", "н" части 1 Конституции Республики Коми).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование. В соответствии с частью первой статьи 65 Конституции Республики Коми законы и иные нормативные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
3. Как следует из статей 95, 96 Конституции Республики Коми и статей 1, 90 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предназначение Конституционного Суда Республики Коми как судебного органа конституционного контроля в рамках его компетенции по разрешению дел о соответствии Конституции Республики Коми нормативных правовых актов в связи с жалобами граждан обусловливает необходимость защиты посредством конституционного судопроизводства нарушенных оспариваемыми нормативными правовыми актами конституционных прав и свобод в случаях, когда они не могут быть восстановлены в рамках иных судебных процедур.
Реализуя данное полномочие, Конституционный Суд Республики Коми принимает решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которой подвергается сомнению.
Как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 июля 2006 года, предмет рассмотрения указывается самим заявителем как непосредственным носителем подлежащего конституционно-правовой защите интереса и не может определяться по собственной инициативе Конституционным Судом Российской Федерации, который, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей, включая права и свободы других лиц, обязан действовать в рамках присущих конституционному судопроизводству имеющих высшую юридическую силу и прямое действие принципов состязательности и равноправия сторон.
Такими же принципами руководствуется и Конституционный Суд Республики Коми (статья 5 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми").
Вышеназванные принципы обязывают Конституционный Суд Республики Коми при проверке соответствия Конституции Республики Коми нормативного правового акта, исходя из его места в системе правовых актов, не выходить за пределы указанного заявителем обращения, решая исключительно вопросы права.
В соответствии с частью второй статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления, а в дотационных муниципальных образованиях определяются в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Российской Федерации.
Оспариваемый заявителями Закон Республики Коми от 26 декабря 2005 года № 151-РЗ, устанавливающий предельные нормативы размеров оплаты труда муниципальных служащих, принят в целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым и введены ограничения, связанные с установлением предельных нормативов размеров оплаты труда, в том числе и муниципальным служащим, в дотационных муниципальных образованиях.
Реализуя предписания Федерального закона и свои полномочия, законодательный орган Республики Коми в своем Законе конкретизировал федеральное законоположение и поставил в том числе предельные нормативы размеров оплаты труда муниципальных служащих в зависимость от количества населения, проживающего на территории муниципальных образований, что также согласуется с установлениями федерального законодательства.
Из информации Министерства финансов Республики Коми усматривается, что все муниципальные образования в Республике Коми (кроме муниципального образования городского округа "Город Усинск") являются дотационными, то есть имеют ограничения, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что в принципе не противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.
Проверять же факты дотационности муниципальных образований и на ее основе вводимых ограничений, связанных в том числе с установлением предельных нормативов размеров оплаты труда муниципальным служащим, означало бы не только выход за пределы определенного заявителями предмета обращения и тем самым - за пределы установленных Конституцией Республики Коми и Законом Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" полномочий, но и принятие Конституционным Судом Республики Коми на себя в нарушение статьи 96 Конституции Республики Коми функций, не свойственных органу правосудия.
4. Граждане-заявители по настоящему делу по существу оспаривают конституционность Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при этом вопрос об обращении Конституционного Суда Республики Коми в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности вышеназванного Закона в жалобе не ставится.
Не могут являться предметом рассмотрения и доводы заявителей о дискриминации их права на труд и на вознаграждение за труд.
Под дискриминацией заявители полагают неравенство в оплате труда муниципальных служащих в различных по количеству населения муниципальных образованиях.
Муниципальная служба, как и государственная, в силу своего публично-правового характера предполагает необходимость профессиональной подготовки служащих и наличие у них соответствующих качеств, что согласуется с положениями Европейской Хартии местного самоуправления 1985 года (статья 6) об обеспечении подбора высококвалифицированных кадров, основанного на принципах учета опыта и компетентности и не противоречит Конвенции Международной организации труда от 28 июня 1930 года № 29 (статья 2, часть 2, пункт "б").
Заключение трудового контракта с муниципальными служащими основан на добровольном согласии, поэтому некоторые особенности договора, обусловленные спецификой публично-правовой природы муниципальной службы, и в том числе различия по оплате труда не нарушают принципа равенства трудовых прав служащего и не выходят за пределы полномочий субъекта Российской Федерации, который вправе конкретизировать такие различия для отдельных категорий муниципальных служащих.
Установление размера должностного оклада муниципальных служащих Республики Коми в зависимости от численности населения, проживающего в муниципальных образованиях, не противоречит трудовому законодательству, так как в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Применительно к настоящему делу указанное обстоятельство означает, что от количества населения, проживающего в муниципальном образовании, напрямую зависит объем и нагрузка в работе муниципальных служащих.
Таким образом и поскольку предмет рассмотрения заявителями в жалобе конкретно не указан, а по собственной инициативе Конституционным Судом Республики Коми определяться не может, дело подлежит прекращению производством.
5. Дело по жалобе граждан А.А.Михайловой и Е.П.Жикиной было назначено к слушанию на 24 октября 2006 года.
17 октября 2006 года в Конституционный Суд Республики Коми поступило заявление от заявителей об отзыве жалобы, направленное по факсу.
19 октября 2006 года в Суд поступило заявление от А.А.Михайловой и Е.П.Жикиной почтовым отправлением с просьбой рассмотреть дело по их жалобе без их присутствия по причине транспортной отдаленности.
20 октября 2006 года в Суд поступило заявление, подтверждающее отзыв жалобы, направленной по факсу.
На основании статей 40, 63 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми должен прекратить производство по делу также и в связи с отзывом обращения заявителями.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 40 и 63 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

определил:

1. Производство по делу о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Коми от 26 декабря 2005 года № 151-РЗ "О предельных нормативах размеров оплаты труда членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Республике Коми" по жалобе граждан А.А.Михайловой и Е.П.Жикиной прекратить в связи с отсутствием предмета рассмотрения и отзывом обращения.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru