Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 05.10.2006 № А29-5268/06А
<О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ РЕШЕНИЯ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УСИНСК" № 155 ОТ 04.10.2005 НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2006 года Дело № А29-5268/06А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Баублиса С.Л., судей Протащука В.Г., Князевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдак И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Сербиной Ларисы Александровны о признании недействующими пунктов 2, 3, 4 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005, пункта 3, пункта 4 в части подпункта 3; пункта 5 в части подпунктов 2, 3, пунктов 6, 9, 11, 14 - 17 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005; приложения № 2 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005,
при участии в заседании:
от заявителя - Изъюров С.А.,
от администрации МО ГО "Усинск" и Совета МО "Город Усинск" - Дружинин А.В.;
от прокурора - Волкова М.А.

установил:

Предприниматель Сербина Л.А. обратилась с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими пунктов 2, 3, 4 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 "Об утверждении Положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Усинск" (в дальнейшем - решение), пунктов 3, 4 (в части подпункта 3), 5 (в части подпунктов 2, 3), 6, 9, 11, 14 - 17 приложения № 1 и приложения № 2 к решению Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005.
По мнению заявителя, оспариваемый акт не соответствует положениям статей 3, 4, 6, 12, 15 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 57, 71 Конституции Российской Федерации; статьям 22, 25, 27, 34, 46 Земельного кодекса Российской Федерации; статье 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статье 32 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статьям 1, 460, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации; статье 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; статье 7 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции"; статье 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Коми.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлялся перерыв.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании установлено следующее.
Решением Совета муниципального образования "Город Усинск" от 4 октября 2005 года № 155 утверждено "Положение о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Усинск" (приложение № 1 к решению) и "Расчет стоимости права установки и эксплуатации малой формы архитектуры" (приложение № 2 к решению). Названный нормативный правовой акт опубликован в газете "Усинская новь" от 15 октября 2005 года № 293 - 295.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 2 обжалуемого решения утвержден "Расчет стоимости права установки и эксплуатации малой формы архитектуры" (приложение № 2), которым определен порядок установления размера оплаты за право установки и эксплуатации малой формы архитектуры.
По мнению заявителя, установление платы за право установки и эксплуатации киосков и павильонов на территории МО "Город Усинск" противоречит ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 4, 6, 12 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В пункте 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно статье 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" "местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе" относятся к собственным доходам местных бюджетов. В пунктах 4 и 6 этой же статьи уточняется, что к собственным доходам местных бюджетов относятся доли федеральных и региональных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.
Установленный размер оплаты за право установки и эксплуатации малой формы архитектуры на территории муниципального образования "Город Усинск" фактически является местным налогом, изменяющим и дополняющим законодательство о налогах, установление которого в силу вышеуказанных норм и в соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерным.
Исходя из изложенного пункт 2 решения и приложение № 2 к нему не соответствуют ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 "Об утверждении Положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Усинск" предоставляется первоочередное право перестановки на места, определенные в соответствии с п. 4 Положения (с учетом внешнего вида малой формы), предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим на момент принятия настоящего Положения торговлю в киосках хлебобулочными изделиями, молочными продуктами, овощами и фруктами, печатными изданиями, цветами.
По мнению заявителя, данный пункт противоречит ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания возникновения прав на землю.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в том числе не допускать установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии со ст. 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов.
Обжалуемым пунктом в нарушение названных норм введены ограничения, не предусмотренные действующим законодательством.
Исходя из изложенного пункт 3 решения не соответствует ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пунктом 4 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 установлено, что денежные средства, полученные по Договору на право установки и эксплуатации малой формы архитектуры и Договору аренды земельных участков, в полном объеме направляются в бюджет муниципального образования "Город Усинск".
По мнению заявителя, оспариваемый пункт не соответствует пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления" к собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
С учетом изложенного пункт 4 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 "Об утверждении Положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Усинск" соответствует п. 1, п. 2 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 3 приложения № 1 установлено, что Положение о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Усинск" определяет порядок предоставления мест для временной установки павильонов, киосков, киосков с автобусными остановками (далее - малые формы), предназначенных для организации торговли и других видов обслуживания населения.
Предоставление места для временной установки и последующей эксплуатации малых форм осуществляется на основании заявления или на аукционе.
Заявителем указано на несоответствие данного пункта статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в соответствии с Законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, пунктами 3, 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержание обжалуемого пункта не противоречит указанным нормам, а поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований по данному пункту не имеется.
Подпунктом 3 пункта 4 приложения № 1 установлено, что места возможной установки малых форм определяются Комиссией исходя из потребности в конкретном ассортиментном перечне товаров (продуктов) и конкретных видах обслуживания населения.
По мнению заявителя, данный подпункт не соответствует статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В качестве одного из основных условий законности предоставления земельных участков, исходя из содержания данной нормы, является обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации о земельных участках.
В соответствии со ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов.
Обжалуемым пунктом в нарушение названных норм введены ограничения, не предусмотренные действующим законодательством, а поэтому данный пункт не соответствует ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Подпунктами 2 и 3 пункта 5 приложения № 1 введена норма, согласно которой документами, разрешающими установку и эксплуатацию малой формы, являются:
- договор на право установки и эксплуатации малой формы;
- акт выбора земельного участка и План размещения малой формы.
Заявитель считает, что данные нормы не соответствуют статье 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статье 32 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку вводит обязанность по предоставлению дополнительных документов для получения разрешения на регистрацию и установку киосков, не предусмотренных действующим законодательством.
В п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В рассматриваемой ситуации ответчик вводит норму, направленную на понуждение к заключению договора, обязанность по заключению которого не предусмотрена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации либо иными нормативными актами, и ее реализация противоречит принципам свободы договора.
Следовательно, подпункт 2 пункта 5 приложения № 1 не соответствует п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2 и 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
В указанной статье не установлена обязанность заинтересованного лица при обращении с соответствующим заявлением предоставлять акт выбора земельного участка и План размещения малой формы, а поэтому подпункт 3 пункта 5 приложения № 1 не соответствует статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 6 приложения № 1 устанавливает, что на аукцион (коммерческий конкурс) выставляется право установки малой формы на земельные участки, на которые подано более 1-й заявки. Аукцион проводится в соответствии с правовыми актами, регламентирующими порядок проведения аукционов (торгов, коммерческих конкурсов).
Объектом аукциона является право установки и эксплуатации малой формы архитектуры на конкретном земельном участке.
В роли заказчика по аукциону выступает администрация МО "Город Усинск", в роли продавца выступает Комитет по управлению имуществом МО "Город Усинск".
Основанием для организации аукциона (конкурса) является решение Комиссии (оформляется протоколом) о продаже права.
Заявитель полагает, что оспариваемый пункт не соответствует положениям ч. 2 п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в том числе не допускать установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Как установлено пунктом 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов и сумму задатка. Согласно пункту 4 названной статьи порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса; выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Указанные нормы направлены на обеспечение прав и интересов граждан и юридических лиц при осуществлении предоставления земельных участков из государственной либо муниципальной собственности, что в полной мере отражено и в оспариваемом пункте, а поэтому пункт 6 приложения № 1 соответствует пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 34 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
В абзаце 1 пункта 9 приложения № 1 установлено, что Заявитель оформляет Акт выбора земельного участка, который в течение 30 дней согласовывается и утверждается в установленном порядке.
Заявитель полагает, что данный абзац не соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Пунктами 4 и 5 данной статьи установлено, что орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
При этом проект границ земельного участка, а также составление кадастрового плана осуществляются на основании статей 69, 70 Кодекса, а также Федеральных законов "О землеустройстве" и "О государственном земельном кадастре".
Указанные акты не содержат обязанности заявителей по оформлению актов выбора земельных участков при оформлении на них договоров аренды, а поэтому абзац 1 пункта 9 приложения № 1 не соответствует статьям 34, 69 и 70 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 приложения № 1 установлено, что ввод малой формы в эксплуатацию производится на основании постановления главы администрации муниципального образования "Город Усинск", при наличии заключения, подписанного органами, осуществляющими госпожнадзор и санэпиднадзор, и отделом потребительского рынка и услуг администрации МО "Город Усинск" при наличии договоров на подключение сетей и наличии биотуалета (для киосков), водоснабжения и канализации (для павильона).
Оформленное заключение должно быть предоставлено в администрацию МО "Город Усинск" в течение 1-го месяца со дня установки малой архитектурной формы.
По мнению заявителя, данная норма противоречит ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принята с превышением полномочий.
В силу статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 7, 13, 21, 30 части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится: организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной противопожарной службы относится к предметам ведения органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 10 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Исходя из смыслового содержания указанных норм, Совет МО "Город Усинск" принял оспариваемый пункт в пределах предоставленных ему полномочий, и данный пункт следует признать соответствующим статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктам 10 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 14 приложения № 1 установлено, что срок действия Договора на право установки и эксплуатации малой формы составляет для киосков - до 1 года; павильонов и киосков с автобусными остановками - до 3-х лет при соблюдении требований действующего законодательства и всех условий, оговоренных Договором и договором аренды земельного участка.
По истечении срока действия Договора владелец обязан убрать малую форму архитектуры в течение 2-х недель или за 2 месяца до истечения срока обратиться за продлением разрешения на установку в порядке, установленном настоящим Положением.
Заявитель считает незаконным то обстоятельство, что вместе с заключением договора аренды земельного участка хозяйствующий субъект должен в обязательном порядке заключить договор на право установки и эксплуатации малой формы архитектуры на определенный срок.
Частью 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием возникновения права аренды земельного участка является договор аренды, в котором оговариваются условия передачи земельного участка в аренду, имущественные объекты аренды, сроки действия договора, порядок его изменения или расторжения, ответственность сторон по договору и иные существенные условия.
Указанные нормы не устанавливают обязанность заключения дополнительных договоров, предусматривающих иные сроки действия договора и дополнительные обязанности хозяйствующего субъекта по окончании срока действия договора, поскольку эти условия согласовываются сторонами в договоре аренды земельного участка при его заключении.
С учетом изложенного пункт 14 приложения № 1 не соответствует части 2 пункта 2 статьи 1 и пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 15 приложения № 1 установлено, что Комитет на основании решения Комиссии (оформляется протоколом) расторгает Договор и Договор аренды в одностороннем порядке, направив не менее чем за 14 календарных дней уведомление владельцу малой формы архитектуры о намерении расторгнуть Договоры с указанием причин расторжения в следующих случаях: при нарушении срока внесения платежа, оговоренного Договорами; при использовании права с нарушением условий Договора и действующего законодательства; при ликвидации деятельности заявителя; за незаконный оборот алкогольной продукции; за нарушение Правил торговли от 1-го до 2-х раз; за эксплуатацию малой формы архитектуры с нарушением норм и правил пожарной безопасности, санитарных норм; за невыполнение работ по благоустройству прилегающей территории, обусловленной Договором; за самовольное изменение вида деятельности и использование малой формы архитектуры не по назначению, определенному в разрешительной документации и Договоре; в случае изменения плана размещения малой формы архитектуры;в случае изменения законодательной и нормативной базы, в соответствии с которой разработано настоящее Положение; в других случаях, предусмотренных законодательством РФ и РК. Одновременно с Договором расторгается Договор аренды земельного участка.
По мнению заявителя, действующее законодательство не связывает освобождение земельного участка в связи с истечением срока договора на право установки и эксплуатации малой формы архитектуры. Одностороннее расторжение договора на право установки и эксплуатации МФА не несет никаких правовых последствий для владельца земельного участка.
Согласно статье 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка может быть прекращена по общим основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (пункт 1), и по дополнительным основаниям, которые могут быть применены только к аренде земельных участков (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя, а в статье 620 Кодекса - по требованию арендатора.
Указанные нормы не содержат оснований досрочного расторжения договоров аренды, установленных пунктом 15 приложения № 1, что свидетельствует о его несоответствии статье 46 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 619 и 620 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 16 приложения № 1 установлено, что выявленные нарушения (п. 15) должны быть оформлены в установленном законом порядке уполномоченными органами и должностными лицами. Акты уполномоченных органов и должностных лиц о нарушениях один раз в квартал представляются в Комитет для последующей передачи их на рассмотрение Комиссии.
Заявитель полагает, что оспариваемым пунктом Совет МО "Город Усинск" превысил свои полномочия и данный пункт противоречит ст. 7 Закона РФ "О милиции", ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что местным органам самоуправления неподконтрольна деятельность административных органов по выявлению соответствующих нарушений с последующим оформлением актов, полномочия которых определены федеральными законами, а поэтому пункт 16 приложения № 1 не соответствует части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ.
Пунктом 17 приложения № 1 установлено, что в случае расторжения Договора владелец малой формы обязан вывезти указанный объект и привести освободившуюся территорию в первоначальное состояние в порядке, определенном Договором аренды земельного участка.
В судебном заседании представитель предпринимателя указал, что на требованиях по обжалуемому пункту не настаивает и отказывается от заявленных требований, в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Руководствуясь п. 4 ст. 150 и ст. ст. 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать пункт 2 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 и приложение № 2 не соответствующими ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации;
пункт 3 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 не соответствующим ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
пункт 4 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 соответствующим п. 1, п. 2 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
пункт 3 приложения № 1 к решению Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 соответствует ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации;
подпункт 3 пункта 4 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 не соответствующим ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
подпункт 2 пункта 5 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 не соответствует п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации;
подпункт 3 пункта 5 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 не соответствует статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации;
пункт 6 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 соответствующим пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 34 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации;
абзац 1 пункта 9 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 не соответствующим статьям 34, 69 и 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
пункт 11 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 соответствующим статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктам 10 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
пункт 14 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 не соответствующим части 2 пункта 2 статьи 1 и пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации;
пункт 15 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 не соответствующим статье 46 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 619 и 620 Гражданского кодекса Российской Федерации;
пункт 16 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 не соответствующим части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ.
Производство по пункту 17 приложения № 1 решения Совета муниципального образования "Город Усинск" № 155 от 04.10.2005 прекратить.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
В.Г.ПРОТАЩУК
А.А.КНЯЗЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru