Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 21.07.2006
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЯ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КОЙГОРОДСКИЙ РАЙОН" ОТ 16 НОЯБРЯ 2005 ГОДА № 2 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАВОК АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ НА 2006 ГОД НА ТЕРРИТОРИИ КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА С.М.БЕЛЫХ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 16.08.2006, № 148
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 23.01.2007, № 1, ст. 4689






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2006 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЯ
СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КОЙГОРОДСКИЙ РАЙОН"
ОТ 16 НОЯБРЯ 2005 ГОДА № 2 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАВОК АРЕНДНОЙ
ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ НА 2006 ГОД НА ТЕРРИТОРИИ КОЙГОРОДСКОГО
РАЙОНА" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА С.М.БЕЛЫХ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, С.Г.Толстова,
с участием сторон - гражданина С.М.Белых, представителей Совета муниципального района "Койгородский" - первого заместителя руководителя администрации муниципального района "Койгородский" Н.В.Костиной и председателя Комитета по управлению имуществом и природными ресурсами администрации муниципального района "Койгородский" О.В.Турубановой,
руководствуясь статьей 96 (часть 3) Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой, частями второй и третьей статьи 3, статьями 32, 66, 67, 68, 90, 91, 92, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности решения Совета муниципального образования "Койгородский район" от 16 ноября 2005 года № 2 "Об утверждении ставок арендной платы за землю на 2006 год на территории Койгородского района" (в настоящем имеющего правовой статус муниципального района).
Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданина С.М.Белых о нарушении его конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, предусмотренного статьей 35 Конституции Республики Коми. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые заявителем положения решения Совета муниципального образования "Койгородский район" от 16 ноября 2005 года № 2 "Об утверждении ставок арендной платы за землю на 2006 год на территории Койгородского района".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.В.Гаврюсова, объяснения сторон, выступление приглашенного ведущего специалиста Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми И.Г.Тепляковой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Гражданин С.М.Белых обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на нарушение его конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, предусмотренного статьей 35 Конституции Республики Коми, решением Совета муниципального образования "Койгородский район" от 16 ноября 2005 года № 2 "Об утверждении ставок арендной платы за землю на 2006 год на территории Койгородского района". По его мнению, установив разные коэффициенты к зачетной ставке арендной платы для различных видов арендаторов (для заготовительной и перерабатывающей деятельности повышающий коэффициент составляет для юридических лиц 10, а для физических лиц - 30), Совет муниципального образования "Койгородский район" нарушил принцип равной защиты разных форм собственности, установленный статьей 12 Конституции Республики Коми.
Согласно частям второй и третьей статьи 68, статье 80, частям первой и второй статьи 90, статьям 91 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан проверяет конституционность закона или отдельных его положений в той части, в какой они были применены в конкретном деле, и принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, при этом Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Заявитель является арендатором земельного участка для заготовительной и перерабатывающей деятельности в поселке Зимовка Койгородского района. В отношении его произведен расчет арендной платы за пользование земельным участком на 2006 год с применением повышающего коэффициента к базовой ставке арендной платы по категориям арендаторов - 30.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми по настоящему делу являются положения решения Совета муниципального образования "Койгородский район" от 16 ноября 2005 года № 2 "Об утверждении ставок арендной платы за землю на 2006 год на территории Койгородского района", которыми установлены различные повышающие коэффициенты для арендаторов земельных участков в зависимости от категории арендатора: физических или юридических лиц.
2. Конституция Республики Коми, закрепляя основы конституционного строя Республики Коми, в статье 13 установила, что земля, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Коми как основа жизни и деятельности народа Республики Коми.
Эта норма Конституции Республики Коми находится в корреспондирующей связи со статьей 9 Конституции Российской Федерации, что подчеркивает особое назначение земли как объекта права и требует повышенной точности при правовом регулировании земельных отношений.
При этом необходимо учитывать, что в системной связи с конституционным положением о назначении земли как основы жизни и деятельности народа находятся и другие конституционные нормы, регулирующие порядок использования земли. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Коми (статья 13 Конституции Республики Коми); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 17 Конституции Республики Коми); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (статья 35 Конституции Республики Коми).
3. Арендная плата земельных участков регулируется федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. На основании статьи 65 этого же Закона использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления правом устанавливать арендную плату за земельные участки не означает нахождение их в полной дискреции этих органов. Учитывая особую значимость земли в жизни человека, установление арендной платы за землю в отсутствие каких-либо ограничений противоречило бы провозглашенным в статье 11 Конституции Республики Коми целям социального государства, социальная и экономическая политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При установлении арендной платы за земли органы местного самоуправления ограничены требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Несоблюдение указанных принципов порождает чрезмерное ограничение конституционных прав, в том числе право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (статья 35 Конституции Республики Коми).
Содержание названных принципов раскрывается в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1993 года, от 25 апреля 1995 года, от 17 декабря 1996 года, от 8 октября 1997 года, от 11 марта 1998 года и в ряде постановлений Конституционного Суда Республики Коми.
4. Конституция Республики Коми, закрепляя основы конституционного строя Республики Коми, устанавливает, что местное самоуправление является одной из форм прямого волеизъявления граждан и обеспечивает возможность самостоятельного решения населением вопросов местного значения с учетом исторических и иных традиций, оно признается и гарантируется им в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Республики Коми (статья 9 Конституции Республики Коми). Вместе с тем конституционная природа Российской Федерации и Республики Коми (одного из ее субъектов) как социальных государств, политика которых направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, предопределяет необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства в пределах своих полномочий, самостоятельности населения в решении вопросов местного значения, с одной стороны, и гарантированности равным образом всем гражданам социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (статья 11; статья 17, часть 2; статья 92, часть 3 Конституции Республики Коми).
Равное положение граждан независимо от места проживания обеспечивается федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Правительства Республики Коми от 9 февраля 2004 года № 19 "Об арендной плате за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Коми" расчет годового размера арендной платы за пользование земельными участками определяется по формуле:

А = СЗН x К x ПЗУ, где

А - арендная плата за земельный участок (руб.);
СЗН - ставка земельного налога, действующая с учетом его местоположения (в том числе главных транспортных магистралей) и зон различной градостроительной ценности территорий (руб./кв.м);
К - коэффициент, корректирующий размер арендной платы по видам использования земель;
ПЗУ - площадь земельного участка (кв.м или га).
Таким образом, арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, устанавливается в зависимости от местоположения участка (его стоимости) и вида использования земли. Различие в зависимости от вида арендаторов (физических или юридических лиц) не устанавливается. Более того, Постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года № 45 "О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года" предусмотрен переход к установлению арендной платы за пользование земельными участками на основе кадастровой стоимости земельных участков - в 2006 - 2010 годы, на основе рыночной стоимости земельных участков - до 2015 года.
В соответствии с частью третьей статьи 90 Конституции Республики Коми Правительство Республики Коми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми и законов Республики Коми издает постановления и распоряжения, обязательные в Республике Коми, в том числе и для органов местного самоуправления. Однако Совет муниципального района "Койгородский" игнорировал постановления Правительства Республики Коми, что породило возможность устанавливать различную арендную плату за находящиеся рядом земельные участки, принадлежащие различным видам пользователей, имеющие одинаковые кадастровую стоимость и использование. Такое правовое регулирование противоречит принципам государства с рыночной экономикой (статья 8 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, приложение к решению Совета муниципального образования "Койгородский район", в котором перечислены повышающие коэффициенты для арендаторов земельных участков, противоречит пункту 4 решения Совета муниципального образования "Койгородский район". Совет принял решение применить повышающие коэффициенты к расчетной ставке для арендаторов земельных участков, использующих их в зависимости от вида деятельности и местоположения, что соответствует постановлениям Правительства Республики Коми, а в приложении к решению установил коэффициенты и в зависимости от категории арендаторов.
В настоящее время не содержит правовых норм, устанавливающих размер арендной платы за землю в зависимости от категории арендаторов, и федеральное законодательство. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года "О плате за землю" в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 года определение арендной платы устанавливалось по видам используемых земель и категориям арендаторов. Однако эта статья утратила силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
В соответствии с частью второй статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами. На основании статей 40, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации все участники земельных отношений (и собственники, и пользователи земельных участков на иных, предусмотренных законом правах) имеют равные права и обязанности по использованию земельных участков в части обеспечения охраны и целевого использования земель.
5. Таким образом, положения решения Совета муниципального образования "Койгородский район" от 16 ноября 2005 года № 2 "Об утверждении ставок арендной платы за землю на 2006 год на территории Койгородского района" в части установления зависимости арендной платы за землю от категории арендатора противоречат ряду положений Конституции Республики Коми. Противоречат они и отдельным положениям Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В частности, в судебном заседании представители стороны, издавшей оспариваемый акт, заявили о том, что установление арендной платы в зависимости от категории арендатора связано с желанием предоставить преимущество юридическим лицам, которыми являются организации потребительской кооперации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 64 Конституции Республики Коми в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Если в Конституции Республики Коми рыночный характер экономических основ конституционного строя не нашел отражения, то в соответствии с частью первой статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Конституции Республики Коми законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит и статье 65 Конституции Республики Коми.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать решение Совета муниципального образования "Койгородский район" от 16 ноября 2005 года № 2 "Об утверждении ставок арендной платы за землю на 2006 год на территории Койгородского района" в части установления зависимости арендной платы за землю от категории арендатора (юридических и физических лиц) не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 12, 17 (часть 2), 35, 65 (часть 1).
2. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru