РЕШЕНИЕ Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 28.06.2006 № 28/06-462
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ - СЫКТЫВКАР" НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
(вместе с "ПОДПРОГРАММОЙ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" НА 2006 - 2010 ГОДЫ", "ПОДПРОГРАММОЙ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ", "ПОДПРОГРАММОЙ "ДОМ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ", "ПОДПРОГРАММОЙ "ПОДДЕРЖКА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ МО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР" В 2006 - 2010 ГОДАХ")
Официальная публикация в СМИ:
"Панорама столицы", 10.08.2006, № 31 (опубликован без приложения)
"Панорама столицы", 05.10.2006, № 39/1 (спецвыпуск)
Утратил силу в связи с изданием решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 27.02.2007 № 33/02-566.
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием решения Совета МО ГО "Сыктывкар" от 23.11.2006 № 31/11-508, утвердившего новую муниципальную программу "Жилище - Сыктывкар" на 2006 - 2010 годы.
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР"
РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2006 г. № 28/06-462
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ЖИЛИЩЕ - СЫКТЫВКАР" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", а также приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", в целях развития жилищной политики и содействия приобретению жилья в городе Сыктывкаре Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" решил:
1. Утвердить муниципальную программу "Жилище - Сыктывкар" и ее подпрограммы на 2006 - 2010 годы согласно приложению.
2. Установить, что финансовое обеспечение программы из бюджета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" производится в соответствии с решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об утверждении бюджета на очередной финансовый год.
И.о. главы МО ГО "Сыктывкар" -
председатель Совета
С.Н.ИВКИН
Приложение
к решению
Совета МО
городского округа "Сыктывкар"
от 28 июня 2006 г. № 28/06-462
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ЖИЛИЩЕ - СЫКТЫВКАР" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦Муниципальная программа ¦
¦ ¦"Жилище - Сыктывкар" на 2006 - 2010 годы¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Дата принятия решения о¦Постановление главы МО городского округа¦
¦разработке Программы,¦"Сыктывкар" от 19.05.2006 № 5/1614 "О¦
¦дата ее утверждения ¦разработке муниципальной Программы¦
¦ ¦"Жилище - Сыктывкар" и входящих в нее¦
¦ ¦подпрограмм на 2006 - 2010 годы";¦
¦ ¦решение Совета МО городского округа¦
¦ ¦"Сыктывкар" от 28.06.2006 № 28/06-462 ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство архитектуры, строительства¦
¦заказчик по реализации¦и коммунального хозяйства Республики¦
¦федеральной целевой¦Коми (далее по тексту - Минархстрой¦
¦программы "Жилище" на¦Республики Коми) ¦
¦территории Республики¦ ¦
¦Коми ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основные разработчики¦Рабочая группа по разработке Программы,¦
¦Программы ¦утвержденная Постановлением главы¦
¦ ¦администрации МО городского округа¦
¦ ¦"Сыктывкар" от 19.05.2006 № 5/1614 ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Заказчик ¦Совет МО городского округа "Сыктывкар" ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Муниципальный заказчик ¦Администрация МО городского округа¦
¦ ¦"Сыктывкар" ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Цели и задачи Программы¦Основная цель Программы - комплексное¦
¦ ¦решение проблемы перехода к устойчивому¦
¦ ¦функционированию и развитию жилищной¦
¦ ¦сферы, обеспечивающее доступность жилья¦
¦ ¦для граждан, безопасные и комфортные¦
¦ ¦условия проживания в нем ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Основными задачами Программы являются: ¦
¦ ¦ создание условий для развития¦
¦ ¦жилищного и жилищно-коммунального¦
¦ ¦секторов экономики и повышения уровня¦
¦ ¦обеспеченности населения жильем путем¦
¦ ¦увеличения объемов жилищного¦
¦ ¦строительства и развития¦
¦ ¦финансово-кредитных институтов рынка¦
¦ ¦жилья; ¦
¦ ¦ создание условий для приведения¦
¦ ¦жилищного фонда и коммунальной¦
¦ ¦инфраструктуры в соответствие со¦
¦ ¦стандартами качества, обеспечивающими¦
¦ ¦комфортные условия проживания; ¦
¦ ¦ обеспечение доступности жилья и¦
¦ ¦коммунальных услуг в соответствии с¦
¦ ¦платежеспособным спросом граждан и¦
¦ ¦стандартами обеспечения жилыми¦
¦ ¦помещениями ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2006 - 2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм ¦1. Обеспечение земельных участков¦
¦ ¦коммунальной инфраструктурой в целях¦
¦ ¦жилищного строительства ¦
¦ ¦2. Модернизация объектов коммунальной¦
¦ ¦инфраструктуры ¦
¦ ¦3. Дом для молодой семьи ¦
¦ ¦4. Поддержка жилищного строительства и¦
¦ ¦приобретения жилья ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Объемы и источники¦В 2006 - 2010 годах общий объем¦
¦финансирования ¦финансирования Программы по оценке¦
¦Программы ¦составит 3 035,3 млн. рублей, ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦в 2006 году - 344,8 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2007 году - 369,2 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2008 году - 742,1 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2009 году - 800,3 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2010 году - 778,9 млн. рублей. ¦
¦ ¦Предполагается привлечь за счет средств:¦
¦ ¦федерального бюджета Российской¦
¦ ¦Федерации - 522,1 млн. рублей, ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦в 2006 году - 55,2 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2007 году - 72,2 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2008 году - 177,5 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2009 году - 114,3 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2010 году - 102,9 млн. рублей. ¦
¦ ¦республиканского бюджета Республики¦
¦ ¦Коми - 187,6 млн. рублей, ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦в 2006 году - 11,1 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2007 году - 25,8 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2008 году - 50,0 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2009 году - 55,0 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2010 году - 45,7 млн. рублей. ¦
¦ ¦средств бюджета МО городского округа¦
¦ ¦"Сыктывкар" - 281,2 млн. рублей; ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦в 2006 году - 32,1 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2007 году - 58,0 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2008 году - 63,1 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2009 году - 68,0 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2010 году - 60,0 млн. рублей. ¦
¦ ¦за счет внебюджетных источников -¦
¦ ¦2 044,3 млн. рублей; ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦в 2006 году - 246,4 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2007 году - 213,2 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2008 году - 451,5 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2009 году - 563,0 млн. рублей; ¦
¦ ¦в 2010 году - 570,3 млн. рублей. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Кроме того, в качестве механизмов¦
¦ ¦реализации мероприятий Программы¦
¦ ¦возможно размещение муниципальных¦
¦ ¦облигационных займов, а также¦
¦ ¦предоставление муниципальных гарантий по¦
¦ ¦заимствованиям, осуществляемым на¦
¦ ¦обеспечение земельных участков¦
¦ ¦коммунальной инфраструктурой и¦
¦ ¦модернизацию коммунальной инфраструктуры¦
¦ ¦в целях жилищного строительства ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Важнейшие целевые¦ Увеличение объема ввода жилья за счет¦
¦индикаторы и показатели¦всех источников финансирования. ¦
¦ ¦ Снижение темпа роста средней цены 1¦
¦ ¦кв.м жилья. ¦
¦ ¦ Сокращение доли вторичного рынка¦
¦ ¦жилья. ¦
¦ ¦ Увеличение доли средств внебюджетных¦
¦ ¦источников в общем объеме инвестиций в¦
¦ ¦сферы жилищного строительства и¦
¦ ¦коммунальной инфраструктуры; ¦
¦ ¦ Рост числа молодых семей, улучшивших¦
¦ ¦жилищные условия по подпрограмме "Дом¦
¦ ¦для молодой семьи". ¦
¦ ¦ Рост числа семей работников бюджетной¦
¦ ¦сферы МО городского округа "Сыктывкар",¦
¦ ¦улучшивших жилищные условия (в том числе¦
¦ ¦с использованием ипотечных кредитов) при¦
¦ ¦оказании содействия за счет средств¦
¦ ¦бюджета МО городского округа¦
¦ ¦"Сыктывкар" ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦ Реализация Программы должна¦
¦результаты реализации¦обеспечить достижение в 2010 году¦
¦Программы и показатели¦следующих показателей (по сравнению с¦
¦социально-экономической¦2000 годом): ¦
¦эффективности ¦ улучшение жилищных условий граждан¦
¦ ¦(рост жилищной обеспеченности с 20 кв.м¦
¦ ¦на человека до 21,7 кв.м); ¦
¦ ¦ повышение доступности приобретения¦
¦ ¦жилья, когда средняя стоимость¦
¦ ¦стандартной квартиры общей площадью 54¦
¦ ¦кв.м будет равна среднему годовому¦
¦ ¦совокупному денежному доходу семьи из 3¦
¦ ¦человек за 4,3 года (в 2004 году - 5¦
¦ ¦лет); ¦
¦ ¦ увеличение доли семей, которым будет¦
¦ ¦доступно приобретение жилья,¦
¦ ¦соответствующего стандартам обеспечения¦
¦ ¦жилыми помещениями, с помощью¦
¦ ¦собственных и заемных средств - с 9 до¦
¦ ¦30 процентов; ¦
¦ ¦ снос ветхого и аварийного жилья к¦
¦ ¦2010 году более 65,0 тыс. кв.м; ¦
¦ ¦ увеличение годового объема ввода¦
¦ ¦жилья с 95 тыс. кв.м общей площади жилья¦
¦ ¦до 190 тыс. кв.м; ¦
¦ ¦ снижение темпов роста стоимости 1¦
¦ ¦кв.м жилья с 30% до 10%; ¦
¦ ¦ снижение среднего времени ожидания¦
¦ ¦предоставления жилых помещений¦
¦ ¦социального использования с 20 лет до¦
¦ ¦5 - 7 лет; ¦
¦ ¦ повышение качества коммунальных¦
¦ ¦услуг, безопасности и комфортности¦
¦ ¦проживания (снижение уровня износа¦
¦ ¦основных фондов коммунального хозяйства¦
¦ ¦с 60 до 50 процентов); ¦
¦ ¦ увеличение объема средств местного¦
¦ ¦бюджета, выделенных в год на улучшение¦
¦ ¦жилищных условий работников бюджетной¦
¦ ¦сферы МО городского округа "Сыктывкар",¦
¦ ¦с 5 млн. рублей до 18,2 млн. руб.; ¦
¦ ¦ совершенствование нормативной¦
¦ ¦правовой базы МО городского округа¦
¦ ¦"Сыктывкар" в целях повышения¦
¦ ¦доступности жилья для населения ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ЖИЛИЩЕ - СЫКТЫВКАР" на 2006 - 2010 годы
Муниципальная программа "Жилище - Сыктывкар" на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", руководствуясь приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Программа представляет увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в рамках реализации муниципальной жилищной политики.
Введение
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития города Сыктывкара требуют реализации комплекса мер. На сегодня существующие проблемы можно решить в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", привлекая различные источники финансирования.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов, наряду с развитием образования и здравоохранения, определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории МО городского округа "Сыктывкар" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению их жилищных условий.
I. Основные итоги реализации федеральной целевой Программы "Жилище" на территории МО "Город Сыктывкар" в 2002 - 2005 годах
В рамках реализации Программы (2002 - 2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты");
подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В целом, за 2002 - 2005 годы за счет всех источников финансирования было обеспечено жильем 1 214 семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем; за указанный период удалось ввести в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования общей площадью 508,2 тыс. кв.м.
Реализация Подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" позволила в 2004 - 2005 годах освоить 139,8 млн. руб., из них за счет федерального бюджета - 34,4 млн. руб., местного бюджета - 48,5 млн. руб. и внебюджетных средств - в сумме 56,9 млн. руб.
В 2005 году введены в эксплуатацию жилые дома по ул. К.Маркса, 201 и 199 общей площадью 7,6 тыс. кв.м, впервые на условиях софинансирования из федерального бюджета были предусмотрены средства на приобретение квартир для переселения граждан, проживающих в ветхом аварийном жилищном фонде, в сумме 4,9 млн. рублей и привлечены внебюджетные средства в сумме 16,3 млн. рублей (приобретено 17 квартир общей площадью 780 кв.м и переселено 45 человек).
С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" в 2004 - 2005 годах осуществлялось финансирование 186 объектов. В ходе реализации подпрограммы за счет всех источников финансирования удалось провести реконструкцию, капремонт 22,3 км сетей водоснабжения и канализации. Проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.
Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" стало предоставление субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
Общее количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в 2003 - 2005 годах, составило 71, из них 22 семьи воспользовались правом на получение субсидии по программе "Дом для молодой семьи".
В ходе реализации целевой муниципальной программы поддержки жилищного строительства и приобретения жилья в г. Сыктывкаре на 1 января 2006 г. улучшила жилищные условия 61 семья (общая площадь приобретаемого жилья составила 2,7 тыс. кв. метров).
Вместе с тем в 2002 - 2005 годах на территории МО "Город Сыктывкар" не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;
износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне более 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства (объем ввода в эксплуатацию жилья в 2005 году составил 99,1 тыс. кв.м, в 2000 году - 120,9 тыс. кв.м, в 1990 году - 158,7 тыс. кв.м.);
недостаточная нацеленность мероприятий Программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;
недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан;
недостаточность ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Основной проблемой реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" явилось отсутствие четко отработанного механизма прохождения денежных потоков, не в полной мере использовались рыночные инструменты решения задачи. Возникли сложности в работе с частными застройщиками, так как они были не готовы участвовать в указанном проекте.
Основными проблемами реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования.
II. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации
Цели и задачи муниципальной Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Федеральной целевой программы "Жилище".
Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России. Основной целью муниципальной Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы МО городского округа "Сыктывкар", обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями, установленными законодательством.
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по следующим основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
усиление социальной поддержки жителей г. Сыктывкара, связанной со строительством и приобретением жилья на территории муниципального образования.
Для развития жилищного строительства и поддержки необходимо обеспечить:
формирование системы территориального планирования, совершенствование системы землепользования, разработка градостроительной документации для жилищного строительства на территории МО городского округа "Сыктывкар";
развитие конкуренции и внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;
модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
эффективную систему оценки инвестиционных проектов участников программы;
внедрение инструментов мониторинга на всех этапах реализации программы.
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:
создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальным комплексом;
разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами;
развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;
совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;
финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры;
финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;
развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг.
В целях усиления социальной поддержки жителей г. Сыктывкара, связанной со строительством и приобретением жилья на территории муниципального образования, следует:
развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру жилищного кредитования и рынка жилья;
обеспечить доступность современного жилья посредством привлечения средств кредитных организаций в развивающуюся систему ипотечного кредитования;
обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения;
оказывать бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья;
совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
По каждому из этих приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом.
На протяжении всего периода реализации Программы осуществляются:
совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы;
широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;
реализация подпрограмм и отдельных мероприятий.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений и приоритетов государственной жилищной политики.
III. Механизм реализации Программы
Общая координация хода реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, текущее управление и оперативный контроль над ходом ее реализации обеспечиваются заказчиком Программы.
Исполнение и текущий контроль над ходом реализации программы возлагается на муниципального заказчика, который совместно с заказчиком осуществляет следующие функции:
сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедрение информационных технологий управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а также осуществление контроля над ходом программных мероприятий, размещение информации на официальном сайте администрации МО городского округа "Сыктывкар" в сети Интернет;
организация в установленном порядке отбора исполнителей Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и организаций, участвующих в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
предоставление в установленные сроки государственному заказчику отчета о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, отчета об использовании бюджетных средств.
При реализации мероприятий Программы возможно:
размещение муниципальных облигационных займов;
предоставление муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства.
IV. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы приведена в приложении № 1.
Значения целевых индикаторов Программы приведены в приложении № 2.
Подпрограмма
"Обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства"
на 2006 - 2010 годы
1. Характеристика проблемы
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются недостаточная площадь земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, несовершенство механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
В рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" (далее - подпрограмма) предполагается обеспечить в приоритетном порядке коммунальной инфраструктурой земельные участки, предназначенные под жилищное строительство на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом.
Подпрограмма должна обеспечить комплексный подход к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройки городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
2. Цели и задачи подпрограммы
2.1. Целью подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
2.2. Задачами подпрограммы являются:
реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
3. Критерии эффективности достижения цели и задач подпрограммы
Подпрограмма
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"
на 2006 - 2010 годы
1. Характеристика проблемы
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В настоящее время деятельность коммунального комплекса г. Сыктывкара характеризуется невысоким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Планово-предварительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
Также существует проблема, выражающаяся в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки данных ресурсов для потребителей.
Остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, связанная с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков.
2. Цели и задачи подпрограммы
2.1. Целью подпрограммы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
2.2. Задачами подпрограммы являются:
повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;
реализация мероприятий, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
переселение граждан из муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа.
3. Целевые индикаторы и показатели, ожидаемые результаты
Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: в 2010 году - до 50 процентов.
Доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры к 2010 году - до 50 процентов.
Снос ветхого и аварийного жилья:
в 2006 - 2010 гг. - 65,1 тыс. кв.м, из них муниципальный жилищный фонд - 37,5 тыс. кв.м.
Увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров до 30% от общего количества организаций коммунального комплекса.
Реализация инвестиционных проектов и осуществление мероприятий в рамках подпрограммы должны оцениваться с использованием индикаторов состояния коммунальной инфраструктуры, инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры (интегральный метод оценки предполагает суммирование их значений).
4. Объемы и источники финансирования подпрограммы:
Подпрограмма
"Дом для молодой семьи" на 2006 - 2010 годы
1. Характеристика проблемы
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов и связана в основном с недостаточностью доходов населения. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов является для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, влияет на улучшение демографической ситуации. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создает для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
2. Цели и задачи подпрограммы
2.1. Целью подпрограммы является создание системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации.
2.2. Задачами подпрограммы являются:
разработка организационного и финансового механизма поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве (приобретении) жилья;
разработка механизмов, способствующих улучшению жилищных условий молодежи, формированию условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала города;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
3. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации подпрограммы
На текущий момент в администрации МО городского округа "Сыктывкар" состоят на учете 44 молодые семьи, подпадающие под действие подпрограммы.
В результате реализации подпрограммы за 2006 - 2010 гг. улучшат свои жилищные условия с использованием механизма субсидирования за счет бюджетных средств, по оценке, 60 молодых семей, в т.ч.:
2006 - 2008 - 30 семей;
2009 - 2010 - 30 семей.
Объем финансирования подпрограммы должен составить 129,8 млн. рублей, в том числе в 2010 году - 39,0 млн. руб.
<3> На условиях федеральной целевой программы "Жилище" и республиканской целевой программы "Дом для молодой семьи"
<4> Расчет финансирования приведен для молодой семьи, имеющей одного ребенка
Подпрограмма
"Поддержка жилищного строительства и приобретения жилья
на территории МО городского округа "Сыктывкар"
в 2006 - 2010 годах
1. Цели и задачи подпрограммы
Цель - обеспечение в 2006 - 2010 годах доступности современного жилья посредством привлечения средств кредитных организаций в развивающуюся систему ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья.
Для достижения целей настоящей подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
формирование самодостаточной и саморазвивающейся системы жилищного кредитования (совершенствование механизмов наполнения подпрограммы оборотными и кредитными ресурсами);
развитие новых рыночных институтов и механизмов, формирующих инфраструктуру жилищного кредитования и рынка жилья.
2. Ожидаемые результаты от реализации подпрограммы
В жилищную сферу г. Сыктывкара по системе ипотечного кредитования в целом за 2006 - 2010 годы должно поступить по оценке 3,0 млрд. рублей совокупных инвестиций, из них в 2010 году - 1,0 млрд. рублей. Объем инвестиций определен согласно методике и стандартам ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее по тексту - АИЖК) пропорционально численности населения, уровню доходов, индексу доступности жилья и доле муниципального образования в общем объеме рынка ипотечного жилищного кредитования в Республике Коми.
В целом, спрогнозирована выдача ипотечных кредитов на сумму 2,1 млрд. рублей, в том числе по стандартам АИЖК - 523,1 млн. рублей (в 2010 году - 734,7 млн. руб. и 183,7 млн. руб. соответственно).
<1> По данным ОАО "Коми ипотечная компания"
<2> Коммерческая ипотека, осуществляемая по стандартам АИЖК за счет средств федерального бюджета РФ.
Одним из направлений подпрограммы является поддержка работников бюджетной сферы МО городского округа "Сыктывкар" путем предоставления из бюджета МО городского округа "Сыктывкар" денежных средств (субсидий) для компенсации части затрат на строительство и приобретение жилья на территории МО городского округа "Сыктывкар".
Приложение № 1
к муниципальной программе
"Жилище - Сыктывкар"
на 2006 - 2010 годы
Система индикаторов
оценки социально-экономической эффективности
муниципальной программы "Жилище - Сыктывкар"
на 2006 - 2010 годы
-----------------------T------------------------------------------¬
¦ Предмет оценки ¦ Индикаторы оценки ¦
L----------------------+-------------------------------------------
1. Развитие ипотечного жилищного кредитования
населения и рынка жилья
Доступность отношение средней рыночной стоимости
приобретения жилья стандартной квартиры (общая площадь 54
кв.м) к среднему годовому совокупному
денежному доходу семьи, состоящей из 3
человек
Динамика цен на рынке средние цены на первичном и вторичном
жилья рынках жилья
Степень развития количество сделок купли-продажи на
первичного и первичном и вторичном рынках жилья
вторичного рынков
жилья
Эффективность доля жилья, вовлеченного в сделки на
функционирования рынка рынке жилья в течение года, в общем
жилья объеме частного жилищного фонда
Развитие частного доля частного арендного фонда в общем
арендного сектора, а объеме жилищного фонда;
также найма и аренды доля жилья, предоставляемого по договорам
жилья в найма или аренды, в общем объеме
государственном и государственного и муниципального
муниципальном жилищных жилищных фондов
фондах
Развитие ипотечного количество ипотечных кредитов и займов,
жилищного кредитования выданных за год;
объем задолженности по ипотечным кредитам
(займам);
общее количество выданных ипотечных
кредитов на 10000 человек
Развитие системы количество выделенных субсидий на
субсидий на приобретение жилья на 100 семей
приобретение жилья, в работников бюджетной сферы МО ГО
том числе на погашение "Сыктывкар"
первоначального взноса
при получении
ипотечных кредитов
2. Развитие жилищного строительства
Объем ввода жилья и динамика ввода жилья и реконструкции
реконструкции жилищного фонда
жилищного фонда
Инвестиции в жилищное объем инвестиций в жилищное строительство
строительство на 1000 жителей;
общий объем кредитов, выданных
застройщикам;
доля жилья, построенного за счет кредитных
ресурсов, в общем объеме жилья, введенного
в эксплуатацию
Финансирование объем предоставленных кредитов для
обеспечения земельных обеспечения земельных участков
участков коммунальной коммунальной инфраструктурой в целях
инфраструктурой в жилищного строительства;
целях жилищного уровень тарифов на подключение к системам
строительства коммунальной инфраструктуры
Открытые аукционы на количество проведенных аукционов;
получение прав на площадь жилья, которое планируется
земельные участки для построить и/или построено на земельных
жилищного участках, права на которые предоставлены
строительства на аукционах
Снижение средняя продолжительность сроков
административных согласования документации по планировке
барьеров в жилищном территории, на основании которой
строительстве подготавливаются земельные участки для
проведения аукционов;
средняя продолжительность сроков получения
разрешений на строительство с даты
предоставления проектной документации на
государственную экспертизу (экспертизы) до
даты получения таких разрешений;
средние общие расходы застройщиков на
проведение государственной экспертизы
(экспертиз) и согласование проектной
документации
Открытость системы количество публичных слушаний по проектам
градорегулирования документов градостроительного
для населения проектирования (генеральные планы, правила
землепользования и застройки, документация
по планировке территории)
3. Совершенствование работы жилищно-коммунального комплекса
Эффективность динамика тарифов на коммунальные услуги;
функционирования динамика аварийности систем коммунальной
коммунального инфраструктуры;
комплекса количество концессионных соглашений в
коммунальном комплексе;
динамика привлечения частных инвестиций в
коммунальный сектор
Качество жилищного доля жилищного фонда, оборудованного
фонда основными системами инженерного
обеспечения (водопровод, канализация,
горячее водоснабжение, электроснабжение),
в общем объеме жилищного фонда;
доля ветхого и аварийного жилищного фонда
в общем объеме жилищного фонда
Управление жилищным количество многоквартирных домов,
фондом управляемых профессиональными управляющими
организациями;
количество проведенных конкурсов по выбору
управляющих жилищных компаний в
государственном и муниципальном жилищных
фондах
Оплата населением уровень оплаты населением жилого помещения
жилого помещения и и коммунальных услуг;
коммунальных услуг и уровень собираемости платы за жилое
предоставление помещение и коммунальные услуги;
гражданам субсидий на объем средств, выделенных из бюджетов всех
оплату жилого уровней на предоставление жилищных
помещения и субсидий населению;
коммунальных услуг количество получателей жилищных субсидий
(жилищных субсидий)
Внедрение приборов данные об установке приборов учета в
учета потребляемых системах холодного и горячего
ресурсов водоснабжения, тепло- и газоснабжения
Приложение № 2
к муниципальной программе
"Жилище - Сыктывкар"
на 2006 - 2010 годы
Значения целевых индикаторов
муниципальной программы "Жилище - Сыктывкар"
на 2006 - 2010 годы
--------------------------------T---------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬
¦ ¦ Единица ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦2010 ¦
¦ ¦измерения¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
L-------------------------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------
Уровень обеспеченности кв.м на 20,3 20,7 20,9 21,1 21,3 21,5 21,7
населения жильем человека
Коэффициент доступности жилья лет 5,0 4,9 4,9 4,8 4,7 4,5 4,3
(соотношение средней рыночной
стоимости стандартной квартиры
общей площадью 54 кв.м и
среднего годового совокупного
денежного дохода семьи,
состоящей из 3 человек)
2. Индикаторы, характеризующие развитие ипотечного жилищного
кредитования населения и рынка жилья
Объем выдаваемых в год млн. 94,0 133,8 191,2 267,3 375,3 524,0 734,7
ипотечных жилищных кредитов рублей
Площадь приобретаемого жилья по тыс. кв.м 13,2 14,6 17,2 20,6 25,3 32,1 40,9
системе ипотечного кредитования
Доля площади приобретаемого процентов 35,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0
жилья на первичном рынке
Количество молодых семей, семей 7 8 10 10 10 15 15
улучшивших жилищные условия с
использованием механизма
субсидирования за счет
бюджетных средств
Количество семей работников ед. 0 0 20 20 20 20 20
бюджетной сферы, улучшивших
жилищные условия с
использованием механизма
субсидирования за счет средств
бюджета МО городского округа
"Сыктывкар"
3. Индикаторы, характеризующие совершенствование работы жилищно-коммунального
комплекса
Уровень износа коммунальной процентов 65,0 68,0 70,0 65,0 60,0 55,0 50,0
инфраструктуры
Доля частных инвестиций в общем процентов 15,0 20,0 25,0 35,0 45,0 60,0 65,0
объеме инвестиций в
модернизацию коммунальной
инфраструктуры
Доля семей, получающих субсидии процентов 11,0 5,1 6,0 6,5 6,8 7,0 7,3
на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг