Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 09.06.2006
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА В.А.ТОЛЧИНСКОГО НА НАРУШЕНИЕ ЕГО ПРАВА В ЧАСТИ ЛЬГОТНОГО ПРОЕЗДА НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (КРОМЕ ТАКСИ) ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 3 МАРТА 2006 ГОДА № 29 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ В 2006 ГОДУ ДОСТУПНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (КРОМЕ ТАКСИ) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 20.06.2006, № 114
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 25.12.2006, № 12, ст. 4650






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2006 года

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА В.А.ТОЛЧИНСКОГО НА НАРУШЕНИЕ ЕГО ПРАВА
В ЧАСТИ ЛЬГОТНОГО ПРОЕЗДА НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОМОБИЛЬНОМ
ТРАНСПОРТЕ (КРОМЕ ТАКСИ) ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 3 МАРТА 2006 ГОДА № 29 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
В 2006 ГОДУ ДОСТУПНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ПАССАЖИРСКОМ
АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (КРОМЕ ТАКСИ) НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН,
ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
заслушав в судебном заседании заключение судьи С.Г.Толстова, проводившего на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение жалобы гражданина В.А.Толчинского,

установил:

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 827 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Во исполнение названного Постановления Правительства Российской Федерации и в соответствии с Законом Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2006 год" Правительством Республики Коми принято Постановление от 3 марта 2006 года № 29 "Об обеспечении в 2006 году доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) на территории Республики Коми для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки", которым предоставлено право проезда на территории Республики Коми по единому социальному проездному билету стоимостью в 100 рублей в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и междугородного внутрирайонного сообщения гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми и имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки.
2. В Конституционный Суд Республики Коми обратился гражданин В.А.Толчинский с просьбой о признании несоответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17, 22, 40 и 59 пункта 2 Постановления Правительства Республики Коми от 3 марта 2006 года № 29 "Об обеспечении в 2006 году доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) на территории Республики Коми для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки".
По мнению заявителя, ранее до 1 января 2005 года он, как инвалид II степени утраты профессиональной трудоспособности, имел право на льготный проезд на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) и пригородных поездах при предъявлении удостоверения инвалида не только по месту прописки, но и в любом населенном пункте Российской Федерации.
В настоящее время, то есть с 1 января 2005 года, право на льготный проезд на автомобильном транспорте реализуется возможностью приобретения единого социального проездного билета, воспользоваться которым можно только по месту регистрации.
В других населенных пунктах такие билеты недействительны, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 года (при замене льгот денежной компенсацией) должно быть обеспечено сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты, а условия предоставления мер социальной поддержки не могут быть ухудшены, то есть оспариваемый нормативный акт противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, взаимосвязь условий предоставления единого социального проездного билета с регистрацией по месту жительства не дает возможности пользоваться инвалиду льготой по проезду на транспорте в других регионах Российской Федерации.
3. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (последняя редакция от 31 декабря 2005 года) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из нормативных правовых актов, регулирующих меры социальной поддержки и социального обслуживания населения в Республике Коми, является Закон Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", который также устанавливает правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации мерам социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе.
Статьей 15 (часть 1, пункт 6) вышеназванного Закона предусматривается бесплатный проезд инвалидов III и II степени утраты профессиональной трудоспособности, а также ребенка-инвалида на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте при наличии медицинских показаний к месту лечения, обследования и обратно (кроме проезда к месту санаторно-курортного лечения) в случае отсутствия услуг по лечению и обследованию в Республике Коми в порядке, размерах и на условиях, определяемых Правительством Республики Коми.
Заявитель обоснованно утверждает в своей жалобе о том, что до 1 января 2005 года инвалиды пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, на всей территории Российской Федерации на основании статьи 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года) в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" была введена статья 28.1, предусматривающая ежемесячную денежную выплату инвалидам, а статья 30 этого Закона признана утратившей силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, при котором при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся ранее отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Как следует из преамбулы этого же Закона, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, установленная статьей 28.1 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мера социальной защиты в виде ежемесячной денежной выплаты является расходным обязательством Российской Федерации.
При этом из содержания указанного Закона не следует вывод о том, что ежемесячная денежная выплата является исключительно заменой бесплатного проезда инвалидов на городском и пригородном общественном автотранспорте.
Утрата статьей 30, предусматривавшей такую льготу, своей силы об этом не свидетельствует.
Напротив, часть суммы ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 7 статьи 28.1 может быть направлена на финансирование социальных услуг инвалида. Более того, согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе за счет субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте.
Излагая свою правовую позицию при рассмотрении одноименного вопроса, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 1 декабря 2005 года № 462-О указал, что в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанной категории граждан, в том числе и инвалидов.
4. Оспариваемое заявителем Постановление Правительства Республики Коми, принятое во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 827, не противоречит ему, а является одной из форм реализации переданных субъекту Российской Федерации полномочий по созданию эффективного правового механизма, позволяющего с учетом специфики правового статуса инвалидов обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантии их социальной защищенности.
При этом установленный порядок по доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки, не препятствует реализации права льготного проезда на всей территории Республики Коми.
Кроме того, указанный порядок льготного проезда таких граждан в процессе накопления практики его применения может меняться.
По смыслу статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 в качестве минимального стандарта при определении мер социальной поддержки инвалидов, подлежащих социальной защите, следует рассматривать объем предоставлявшихся по ранее действовавшему законодательству льгот, то есть предусматривавшихся статьей 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", действовавшей до 1 января 2005 года. При этом в случае изменения форм предоставления мер социальной поддержки объем указанных льгот в денежном выражении не должен уменьшаться. Применительно к настоящему делу это означает, что любые расходы граждан-инвалидов по льготному проезду сверх установленного законом минимального стандарта (ежемесячная денежная выплата) должны быть ему компенсированы.
Отказ от такой компенсации означал бы ни что иное, как отказ государства от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Что касается доводов заявителя о том, что регистрация граждан для получения социальных услуг и мер социальной поддержки является препятствием для реализации льготного проезда инвалидов на транспорте в другом населенном пункте, то данное обстоятельство регулируется статьями 6(1), 6(2), 6(3) и 6(4) Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В частности, статьей 6(3) названного Закона предусмотрен учет права граждан на получение социальных услуг, который осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, а ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержащего, в том числе адрес их места жительства, осуществляется для обеспечения качественного и эффективного расходования выделенных средств на эти цели (статья 6(4).
5. Проверка соответствия федеральному законодательству законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, определяющих меры социальной поддержки инвалидов, а также конкретная реализация указанных мер и условий их предоставления осуществляется судами общей юрисдикции, в полномочия которых входит и оценка достаточности и экономической обоснованности, а также эквивалентности этих мер объему льгот, которые предоставлялись инвалидам до 1 января 2005 года, и в компетенцию Конституционного Суда Республики Коми не входит.
6. Согласно части второй статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Коми является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми оспариваемая заявителем норма.
Поскольку в данном случае такая неопределенность отсутствует, жалоба гражданина В.А.Толчинского не может быть принята Конституционным Судом Республики Коми к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 39, частью второй статьи 66, частью первой статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.А.Толчинского как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
2. Определение Конституционного Суда Республики Коми по данной жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru