Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Вуктыльского городского суда РК от 22.05.2006 № 2-105/2006
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ ПУНКТОВ 1.1 И 1.2 РЕШЕНИЯ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ВУКТЫЛ" ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 112 В ЧАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТАМ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МО "ГОРОД ВУКТЫЛ", РАБОТАЮЩИМ И ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Сияние Севера", 05.07.2006, № 78






ВУКТЫЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2006 г. № 2-105/2006

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Фроловой Г.Н.,
при секретаре Янчук Л.С.,
с участием заместителя прокурора г. Вуктыла Авророва А.А.,
представителя Совета муниципального образования муниципального района "Вуктыл" Уляшовой Л.Н.,
представителя администрации муниципального района "Вуктыл" Уляшовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыле гражданское дело по заявлению Александровой Ларисы Анатольевны о признании противоречащими требованиям федерального законодательства некоторых пунктов решения Совета муниципального образования "Город Вуктыл" и не действующими со дня его принятия,

установил:

Александрова Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими требованиям федерального законодательства некоторых пунктов решения Совета муниципального образования "Город Вуктыл" "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" № 112 от 14 декабря 2004 года и не действующими со дня его принятия, указывая в своем заявлении, что она работает учителем в средней общеобразовательной школе села Подчерье Вуктыльского района Республики Коми. До 1 января 2005 года она как работник просвещения, проживающая и работающая в сельской местности, и совместно проживающие с ней члены ее семьи пользовались льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии со ст. 55 Закона "Об образовании", пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" /распоряжением Совета Министров СССР от 24 июля 1949 года № 11433-р вышеуказанное Постановление было распространено на учителей сельских средних школ/. Ей, как работнику просвещения, и совместно проживающим с ней двум членам ее семьи законодательством были предоставлены жилищно-коммунальные льготы - бесплатная квартира с бесплатным отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.
С 1 января 2005 года в соответствии с вышеуказанным решением Совета муниципального образования "Город Вуктыл" № 112 от 14 декабря 2004 года указанные льготы по освобождению от квартирной платы и по освобождению платы за услуги по отоплению и освещению стали предоставляться только ей, как специалисту образования, а совместно проживающие с ней члены ее семьи вынуждены в полном объеме оплачивать свою долю по квартплате, отоплению и освещению. Вышеуказанным решением также установлено, что жилищно-коммунальные льготы учителям предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья. Смысл данного дополнения противоречит федеральному законодательству, поскольку трактуется жилищно-коммунальными организациями как предоставление льгот только на площадь жилых комнат. В то же время, в части жилищно-коммунальных льгот учителям общеобразовательных школ, проживающим и работающим в сельской местности, федеральным законодательством не установлены какие-либо пределы социальной нормы площади жилья. Она полагает, что принятые вышеуказанным решением № 112 Совета МО "Город Вуктыл" формулировки не соответствуют федеральному законодательству в части лишения жилищно-коммунальных льгот совместно проживающих членов семьи учителей. Указанные пункты должны быть в соответствии с федеральным законодательством дополнены мерами социальной поддержки членов семьи педагогов, совместно с ними проживающих.
На основании вышеизложенного Александрова Л.А. просит признать решение Совета МО "Город Вуктыл" № 112 от 14 декабря 2004 года противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня его принятия, поскольку нарушает ее права. О нарушении своих прав она узнала 25 февраля 2006 года после получения из Коми республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ копии решения Сыктывдинского районного суда РК от 31 октября 2005 года по иску Васильевой Н.М. к МО "Сыктывдинский район".
В судебном заседании Александрова Л.А. уточнила свои требования и просит признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня его принятия пункты 1.1 и 1.2 решения Совета муниципального образования "Город Вуктыл" "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" от 14 декабря 2004 года за № 112 в части предоставления мер социальной поддержки специалистам образования муниципальных учреждений МО "Город Вуктыл", работающим и проживающим в сельской местности, при этом пояснила, что до 1 января 2005 года она была освобождена от оплаты за отопление, за найм и за квартплату на 2 членов семьи, а с 1 января 2005 года она этих льгот лишилась.
Представитель Совета муниципального района "Вуктыл" Уляшова Л.Н. с требованиями Александровой Л.А. не согласна, пояснила, что 14 декабря 2004 года было принято решение Советом муниципального образования "Город Вуктыл" "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" № 112 на основании Постановления Госсовета Республики Коми от 28.10.2004 № 3-4/19 "О Законе РК "О социальной поддержке населения в РК", которым было предложено органам местного самоуправления при принятии нормативно-правовых актов рассмотреть вопрос о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан /специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах/. Законом "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. До настоящего времени не разработан субъектом РФ - Республикой Коми - порядок, определяющий предоставление мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с отсутствием финансирования и было принято решение Совета МО "Город Вуктыл" № 112, в настоящий момент действие данного решения приостановлено.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РК от 31.12.2004 имеет номер 81-РЗ, а не 81-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Представитель администрации муниципального района "Вуктыл" в судебном заседании с требованиями Александровой Л.А. не согласна, считает, что решение № 112 принято в соответствии с Законом РК от 31.12.2004 № 81-ФЗ "О наделении на 2005 год органов местного самоуправления в РК государственными полномочиями в области обеспечения социальной защиты населения в Республике Коми". Данный Закон определяет, что органы местного самоуправления в Республике Коми несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Заслушав доводы сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего требования Александровой Л.А. удовлетворить, суд приходит к следующему:
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 решения Совета МО "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года за № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" установлены следующие меры социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений МО "Город Вуктыл" образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах:
100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений /в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади/ в пределах установленной социальной нормы площади жилья, указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах, независимо от вида жилищного фонда;
100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг /водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, электрическая и тепловая энергия/ в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива; указанная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида жилищного фонда.
Вышеуказанное решение было опубликовано в районной газете "Сияние Севера" 25 декабря 2004 года и вступило в законную силу с 1 января 2005 года.
В соответствии с пунктами "е" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральному законодательству. Аналогичные положения закреплены в пунктах "е" и "к" ч. 1 ст. 64 Конституции Республики Коми, согласно которым общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми. В соответствии с ч. 2 ст. 64 Конституции Республики Коми по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование.
На основании статьи 1 Закона Республики Коми от 31.12.2004 № 81-РЗ "О наделении на 2005 год органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в области обеспечения социальной защиты населения в Республике Коми" органы местного самоуправления в Республике Коми на 2005 год были наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки /в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг/.
Суд считает, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг только специалистам образования /в том числе педагогическим работникам/, работающим и проживающим в сельской местности, без учета совместно проживающих с ними членов семьи и только в пределах регионального стандарта социальной площади жилья, противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках /поселках городского типа/, на первоочередное предоставление жилья.
Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлениями Совмина СССР от 10.02.1948 № 246 и от 04.05.1971 № 255, распоряжением Совета Министров СССР от 24.07.1949 № 11433р, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР" являются действующими. Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам предусмотрено обязательное предоставление учителям, директорам /заведующим/ и заведующим учебной частью начальных, семилетних, средних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Из вышеуказанного следует, что федеральное законодательство не установило каких-либо ограничений льготного пользования жильем.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный федеральными законами.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления не вправе изменять и ограничивать право специалистов образования /педагогических работников/ на освобождение от квартирной платы и оплаты жилищных услуг в пределах регионального стандарта социальной площади жилья, а также в части предоставления льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги только специалисту образования без учета совместно проживающих с ним членов его семьи.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в статью 55 Закона РФ "Об образовании" о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 ст. 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, не предоставили право последним, а равно как и органам местного самоуправления, устанавливать новый порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением, а лишь позволили определить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этой меры социальной поддержки педагогическим работникам, и учитывать их в межбюджетных отношениях.
При вышеизложенных обстоятельствах п.п. 1.1 и 1.2 решения Совета МО "Город Вуктыл" "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" от 14.12.2004 № 112 в части предоставления мер социальной поддержки специалистам образования муниципальных учреждений МО "Город Вуктыл", работающим и проживающим в сельской местности, противоречат ст. 55 Закона РФ "Об образовании", Постановлениям Совмина СССР от 10.02.1948 № 246 и от 04.05.1971 № 255, распоряжению Совета Министров СССР от 24.07.1949 № 11433р и нарушают права истца, поэтому требования Александровой Л.А. о признании вышеуказанного нормативного правового акта не действующим в вышеуказанной части со дня его принятия подлежат удовлетворению.
Доводы представителя администрации МР "Вуктыл" о том, что органы местного самоуправления в Республике Коми несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами, суд считает несостоятельными, поскольку противоречат федеральному законодательству.
Доводы представителя Совета МО "Вуктыл" о том, что до настоящего времени не разработан Республикой Коми порядок, определяющий предоставление мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в связи с отсутствием финансирования и было принято решение Совета МО "Город Вуктыл" № 112, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления Александровой Л.А.
В судебном заседании установлено, что о нарушении своего права вышеуказанным решением Совета МО "Город Вуктыл" Александрова Л.А. узнала 25 февраля 2006 года, о чем подтвердил в судебном заседании свидетель Коптев В.Н.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Александровой Ларисы Анатольевны удовлетворить.
Признать пункты 1.1 и 1.2 решения Совета муниципального образования "Город Вуктыл" "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" от 14 декабря 2004 года № 112 в части предоставления мер социальной поддержки специалистам образования муниципальных учреждений МО "Город Вуктыл", работающим и проживающим в сельской местности, противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня его принятия.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в районной газете "Сияние Севера".
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в течение десяти дней через Вуктыльский городской суд.

Судья
Г.Н.ФРОЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru