Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Министерства образования и высшей школы РК № 76-р, Минздравсоцразвития РК № 39 от 22.02.2006
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
№ 76-р

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
№ 39

ПРИКАЗ
от 22 февраля 2006 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1, Закона Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, Закона Республики Коми "Об образовании" от 4 декабря 2000 года № 78-РЗ, в соответствии с Уставом государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", с целью своевременного выявления и комплексного обследования детей с ограниченными возможностями и определения адекватных форм обучения и воспитания приказываем:
1. Утвердить Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (приложение).
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием, здравоохранения и социального развития обеспечить деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в соответствии с настоящим Положением.
3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра образования и высшей школы Республики Коми Козлова С.Н., заместителя министра здравоохранения и социального развития Южина А.И.

Министр
образования и высшей школы РК
А.ИЗЪЯНОВ

Министр
здравоохранения
и социального развития
С.КРАВЧУК





ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), которые создаются Министерством образования и высшей школы Республики Коми на республиканском уровне, органами управления образованием на муниципальном уровне, их взаимодействие с органами здравоохранения и социальной защиты населения в части психолого-медико-педагогической экспертизы детей и подростков.
1.2. ПМПК является структурным подразделением системы образования и реализует консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.
1.3. Методическое руководство работой системы ПМПК осуществляет Министерство образования и высшей школы Республики Коми, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Коми, государственное учреждение Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции".
1.4. ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным и Республиканским законами "Об образовании", Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Республики Коми, инструктивно-методическими письмами, приказами и решениями Министерства образования и высшей школы Республики Коми, настоящим Положением.
1.5. Психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится бесплатно в интересах ребенка, для реализации его права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его активное участие в жизни общества и получение им адекватного образования.
1.6. Основные принципы деятельности ПМПК:
- партнерство - деятельность специалистов на установление партнерских отношений с ребенком, его семьей, образовательным учреждением;
- добровольности - родители добровольно принимают решение об обращении в ПМПК;
- открытости - ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих законные интересы ребенка, обеспокоенных его развитием;
- конфиденциальности - информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передачу без согласия родителей (законных представителей);
- междисциплинарного взаимодействия.
1.7. Функции ПМПК:
- экспертно-диагностическая;
- консультативная;
- функция сопровождения (отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК);
- аналитическая;
- информационно-просветительная.

2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПМПК

2.1. Цель ПМПК - организация помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания, способствующих наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и интеграции его в общество.
2.2. Основными задачами ПМПК являются:
- выявление особенностей развития ребенка и его резервных возможностей;
- определение условий развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, адекватных выявленным индивидуальным особенностям;
- содействие в организации сопутствующей или основной помощи (медицинской, социальной и иной);
- отслеживание динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательном учреждении;
- консультирование и помощь родителям (законным представителям), педагогическим и медицинским работникам, представляющим интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
- содействие процессам интеграции в общество детей с отклонениями в развитии;
- формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

3.1. Республиканская ПМПК является головной по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПк) образовательных учреждений.
3.2. Состав ПМПК всех уровней должен включать: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, специалистов медицинского профиля (в зависимости от потребности - детского психиатра, невропатолога, офтальмолога, сурдолога и т.д.).
3.3. Персональный состав, порядок работы и лицо, ответственное за деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, утверждается:
- Республиканской комиссия - совместным приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми и Министерства здравоохранения и социального развития Республики Коми;
- Муниципальной комиссия - совместным приказом муниципальных органов управления образованием, здравоохранения и социальной защиты.
3.4. Направление детей и подростков на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), а также по направлению специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии, общественных и других организаций.
3.5. Психолого-медико-педагогическое освидетельствование детей и подростков производится в обязательном порядке при:
- комплектовании специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии;
- направлении детей и подростков в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;
- переводе ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в общеобразовательное учреждение;
- переводе ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в специальное (коррекционное) образовательное учреждение другого вида;
- переводе воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения в класс для детей со сложной структурой дефекта;
- переводе ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, из одного учреждения в другое независимо от ведомственной принадлежности.
3.6. Родители (законные представители) предоставляют ПМПК следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- копию коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума (если ребенок обучается или воспитывается в образовательном учреждении);
- подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда);
- заключение психиатра о нарушении развития (если ребенок уже состоит на учете у психиатра);
- педагогические характеристики (предоставляются только на обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, составляются педагогом, непосредственно работающим с ребенком, и заверяется директором образовательного учреждения).
К документам прилагаются образцы письменных работ по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельно-продуктивной деятельности ребенка.
Учреждение здравоохранения, образования и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых о ребенке.
3.7. ПМПК ведется следующая документация:
- журнал учета детей, прошедших обследование в ПМПК;
- карта (папка) развития ребенка с протоколами, дневником динамического наблюдения, заключениями специалистов и коллегиальным заключением ПМПК (хранится в ПМПК не менее 10 лет).
3.8. Члены комиссии рассматривают представленные сведения (клинические, функциональные, психологические, педагогические, социально-бытовые и другие данные) и проводят личное обследование ребенка. Обследование ребенка в ПМПК осуществляется каждым специалистом поэтапно или несколькими специалистами вместе, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.
3.9. Процедуры и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка. Время работы с ребенком на ПМПК составляет не более 1 астрономического часа.
3.10. При работе с детьми раннего возраста целесообразно практиковать выездные сессии ПМПК в образовательные учреждения, для создания комфортных условий обследования.
3.11. Если ребенок по состоянию здоровья не может явиться в учреждение, где проводится освидетельствование, но имеет основания для психолого-медико-педагогической экспертизы, Комиссия вправе провести освидетельствование по месту фактического нахождения ребенка (на дому, в стационаре и пр.).
3.12. Дети с нарушенным слухом, глухие, незрячие и слабовидящие, с амблиопией обследуются специалистами ПМПК на базе сурдологического и офтальмологического кабинета детской республиканской больницы.
3.13. Дети-сироты обследуются специалистами ПМПК на базе учреждения, в котором они воспитываются.
3.14. ПМПК осуществляет организацию диагностико-коррекционной помощи детям раннего дошкольного и школьного возрастов, не охваченных системой специального образования.
3.15. Обследование детей проводится в присутствии родителей или их законных представителей.
3.16. По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с учетом мнения каждого специалиста об определении у ребенка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальных для ребенка программы и вида обучения с учетом зоны ближайшего развития.
3.17. Результаты обследования ребенка обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют.
3.18. Заключение комиссии является основанием для направления ребенка в специальное образовательное учреждение, организации индивидуального (индивидуально-группового) обучения по социально-педагогическим показаниям или интегрированного обучения.
3.19. Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение I и II вида (неслышащих и слабослышащих детей), III и IV вида (незрячих и слабовидящих детей с косоглазием и амблиопией), VI вида (детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) проводится республиканской комиссией.
3.20. Периодическое освидетельствование ребенка проводится с согласия родителей (законных представителей):
- при наличии социально-педагогических показаний;
- в период обучения ребенка по коррекционной программе и других случаях;
- при переводе ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, из одного учреждения в другое (дом ребенка - детский дом - общеобразовательная школа-интернат или специальная (коррекционная) школа-интернат).
3.21. При выявлении текущего или прогрессирующего патологического процесса предусматривается направление ребенка в специальное лечебно-профилактическое учреждение.
3.22. В случаях, требующих сложных видов психолого-медико-педагогической диагностики, специальных методов обследования, а также получения дополнительных сведений, предусматривается направление в соответствующие федеральные диагностические центры за счет средств родителей (законных представителей).

4. РОДИТЕЛИ

4.1. Родители (законные представители) имеют право:
- присутствовать при обследовании ребенка;
- в случае несогласия с коллегиальным заключением муниципальной службы ПМПК обратиться в республиканскую ПМПК.

5. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

5.1. Анализ деятельности системы ПМПК проводит государственное учреждение Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции".
5.2. Анализ деятельности муниципальных ПМПК проводится председателем по итогам календарного года, а также по запросу органов управления образованием, органов здравоохранения и социальной защиты.
5.3. Основные критерии деятельности ПМПК:
- количество детей, прошедших обследование на ПМПК;
- распределение детей, прошедших обследование на ПМПК в течение календарного года, по возрастным категориям;
- распределение детей по видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений и другим формам получения образования;
- количество повторных обращений детей и подростков на ПМПК;
- количество дополнительных приемов детей и консультаций, проведенных специалистами индивидуально;
- сопровождение детей, прошедших обследование на ПМПК (формы сопровождения, динамика);
- просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры всех участников образовательного процесса.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru