Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 25.01.2006 № А29-5214/05-3э
<УБЫТКИ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПОДЛЕЖАТ ВЗЫСКАНИЮ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАСХОДОВ ИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 25 января 2006 года Дело № А29-5214/05-3э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 23 января 2006 года апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2005 по делу № А29-5214/05-3э, принятое судьей Каменевым А.Л.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25 ноября 2005 года по делу № А29-5214/05-3э частично удовлетворены исковые требования МУП "Водоканал", с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми взыскано в пользу истца убытков в сумме 27 496,07 руб., возникших в связи с предоставлением населению истцом льгот по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению в соответствии с Законом Республики Коми "О донорстве крови и ее компонентов" и Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов"; с Министерства финансов Российской Федерации взыскано 72 867,96 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением истцом льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство финансов Республики Коми не согласно с решением суда первой инстанции в части взыскания с него 26 594,38 руб., возникших в связи с предоставлением населению истцом льгот по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", а также в части взыскания с него государственной пошлины.
Заявитель указывает, что источником финансирования вышеназванного Закона является федеральный бюджет, в связи с чем убытки у истца возникли по причине недостаточного финансирования из федерального бюджета. Кроме того, порядок финансирования реализации данного Закона был определен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004, тогда как бюджет Республики Коми на 2004 год был утвержден 25.12.2003, следовательно, Республика Коми не могла предусмотреть расходы на указанные в Постановлении цели.
Министерство финансов Российской Федерации не согласно с решением суда первой инстанции в части взыскания с него убытков, возникших в связи с предоставлением истцом льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает, что истцом не доказаны фактически понесенные им расходы. Заявитель полагает, что в рассматриваемом случае убытки, возникшие у истца, должны быть возмещены за счет средств местных бюджетов.
Истец в отзывах на апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Коми просит отставить решение суда первой инстанции без изменения, Министерство финансов Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению, Финансовое управление Министерства финансов РК в городе Сосногорске в своем отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Коми, считает, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.
Дело рассматривается с участием представителя Министерства финансов Республики Коми, остальные лица извещены о дате и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Законность принятого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном пунктом 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что обжалуется судебный акт только в части и при отсутствии возражений другой стороны спора.
Оценив правовые позиции сторон, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя Министерства финансов Республики Коми, данные в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Коми удовлетворению не подлежат, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что в течение 2004 года МУП "Водоканал" во исполнение статьи 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" предоставляло гражданам, проживающим в г. Сосногорске, льготы по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 № 426 расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год.
Согласно статье 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных вышеназванным Законом, в сумме 1110 485,0 тыс. руб. Данной нормой также закреплено, что предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что со стороны бюджета субъекта производились расходы на погашение убытков, возникших у истца, в связи с предоставлением рассматриваемых льгот. По данным Управления Федерального казначейства по Республике Коми в 2004 году на реализацию данного Закона в бюджет муниципального образования было перечислено 96 266 руб., которые представляют собой субвенции, выделенные из федерального бюджета, из которых 11 052,93 руб. перечислены истцу.
Сумма убытков, возникших у истца, подтверждена актом сверки задолженности между Управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Сосногорск" и МУП "Водоканал".
Таким образом, исходя из положений ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки в сумме 26 594,38 руб. (без НДС), возникшие у истца в связи с реализацией Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", подлежат взысканию с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми, в связи с чем выводы суда первой инстанции являются правильными.
Обоснованным является и вывод суда первой инстанции о взыскании государственной пошлины с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в сумме 1 414,58 руб. в доход федерального бюджета и в сумме 1 081,92 руб. в пользу истца в силу следующего.
Судебные расходы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, а в данном случае Министерство финансов Республики Коми является ответчиком по делу, поэтому государственная пошлина за рассмотрение дела подлежит взысканию с него.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Коми являются несостоятельными.
Из материалов дела усматривается, что в течение 2004 года МУП "Водоканал" предоставляло гражданам, проживающим в г. Сосногорске, льготы по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 № 431. Согласно данному нормативно-правовому акту для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Согласно двустороннему акту сверки задолженности сумма льгот, предоставленных в соответствии с вышеназванным Указом, составляет 72 867,96 руб. (без НДС).
Пунктом 3 Указа Президента РФ предписано Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Однако такой порядок в настоящее время отсутствует, источник финансирования расходов не определен, в связи с чем требования истца подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Органы местного самоуправления могут нести ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий, переданных от органов государственной власти, в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами, в связи с чем расходы истца возникли из-за отсутствия финансирования из бюджета Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил возникшие у истца убытки в связи с реализацией названного Указа на федеральный бюджет.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
За рассмотрение дела в апелляционной инстанции с Министерства финансов Республики Коми следует взыскать в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины. Министерство финансов Российской Федерации уплатило государственную пошлину в сумме 1 000 руб. при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем государственная пошлина взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2005 по делу А29-5214/05-3э оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в доход бюджета Российской Федерации 1 000 руб. государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.
2. Разъяснить, что Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
С.В.ТУГАРЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru