Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 10.11.2005
"ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАНКИ Л.Т.ЛАПИНОЙ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ТАРИФАМ ОТ 17 МАРТА 2005 ГОДА № 2/2 "О ТАРИФАХ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ, УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ", СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УХТА" ОТ 22 ИЮЛЯ 2005 ГОДА № 5 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТАВОК ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ НАСЕЛЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ МО "ГОРОД УХТА"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 16.11.2005, № 210-211
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 27.06.2006, № 6, ст. 4482






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2005 года

ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАНКИ Л.Т.ЛАПИНОЙ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПО ТАРИФАМ ОТ 17 МАРТА 2005 ГОДА № 2/2 "О ТАРИФАХ
НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ, УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ,
ОКАЗЫВАЕМЫЕ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ",
СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УХТА" ОТ 22 ИЮЛЯ
2005 ГОДА № 5 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТАВОК ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ,
ОКАЗЫВАЕМЫЕ НАСЕЛЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ МО "ГОРОД УХТА"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председателя Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием гражданки Л.Т.Лапиной, представителей Службы Республики Коми по тарифам Д.А.Попова, П.П.Секретарева, Совета МО "Город Ухта" А.А.Кетовой, Ю.П.Святуна,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90 - 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытых судебных заседаниях дело по проверке конституционности решений Службы Республики Коми по тарифам от 17 марта 2005 года № 2/2 "О тарифах на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые энергоснабжающими организациями потребителям", Совета МО "Город Ухта" от 22 июля 2005 года № 5 "Об установлении ставок платы за услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, оказываемые населению на территории МО "Город Ухта".
Поводом к рассмотрению явились жалобы гражданки Л.Т.Лапиной на нарушение ее конституционных прав положениями вышеназванных нормативных правовых актов в части установления тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению энергоснабжающей организацией - МУП "Ухтаэнерго".
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.А.Кырнышевой, объяснения сторон и их представителей, выступления приглашенных в судебные заседания представителей ГУП "Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве" А.В.Иванцовой, МУП "Ухтаэнерго" И.Н.Новиковой, представителя Прокуратуры Республики Коми Е.Г.Эдигер, специалиста Н.Т.Арапова, кандидата юридических наук, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Гражданка Л.Т.Лапина обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобами на неконституционность решения Совета МО "Город Ухта" от 22 июля 2005 года № 5 "Об установлении ставок платы за услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, оказываемые населению на территории МО "Город Ухта", а также решения Службы Республики Коми по тарифам от 17 марта 2005 года № 2/2 "О тарифах на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые энергоснабжающими организациями потребителям", поскольку последнее положено в основу определения ставок платы за услуги централизованного отопления, оказываемые населению на территории муниципального образования "Город Ухта". Так как на территории данного муниципального образования действуют различные ставки платы за услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения в зависимости от поставщиков тепловой энергии, которые разнятся в несколько раз, то, по мнению заявительницы, нарушается принцип равенства, закрепленный в статье 17 (часть 1) Конституции Республики Коми. Заявительница также считает, что при установлении тарифов на тепловую энергию и ставок платы за услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения не учитываются принципы защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей, предусмотренные Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Л.Т.Лапина считает, что, имея в мкр. Югер, в котором она проживает, единственного поставщика тепла - МУП "Ухтаэнерго", она вынуждена оплачивать необоснованные расходы, связанные с недоиспользованием производственных мощностей этого предприятия, что является нарушением основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2. В соответствии со статьей 64 (часть 1, п. "к") Конституции Республики Коми жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование (часть 2 статьи 64 Конституции Республики Коми). Федеральными законами, регулирующими вопросы определения платы за коммунальные услуги, в том числе на тепловую энергию, являются Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ и Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ. Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует не только непосредственно жилищные отношения, но и отношения, которые вытекают из жилищных (статьи 1 и 4), в том числе отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, к которым законодатель относит и установление платы за услуги предоставления тепловой энергии. Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) определяет полномочия в сфере регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию. Согласно статье 6 названного Закона тарифы на услуги на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В Республике Коми таким органом является Служба Республики Коми по тарифам, осуществляющая согласно Положению о Службе Республики Коми по тарифам (утверждено Постановлением Правительства Республики Коми от 17 декабря 2004 года № 234) государственное регулирование в области цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен (тарифов) в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодательством. Служба Республики Коми по тарифам своим решением от 17 марта 2005 года № 2/2 установила тариф на услуги по передаче тепловой энергии, поставляемой энергоснабжающей организацией - МУП "Ухтаэнерго" - для населения в размере 1053,42 руб. за 1 Гкал.
3. В ходе судебных заседаний и при исследовании материалов установлено, что Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 392, а также на основе статей 154 (часть 4) и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе рассчитывать размер платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Совет МО "Город Ухта" своим решением от 22 июля 2005 года № 5 "Об установлении ставок платы за услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, оказываемые населению на территории МО "Город Ухта", определил с 1 сентября 2005 года для поставщиков тепловой энергии размер платы за централизованное отопление и горячее водоснабжение для расчетов с населением за 1 кв. метр жилой площади, исходя из тарифов, установленных республиканским регулирующим органом.
Проверяя в соответствии со статьей 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" конституционность нормативных правовых актов с точки зрения разграничения полномочий между органами государственной власти Республики Коми и органами местного самоуправления, Конституционный Суд Республики Коми установил правомочность Совета муниципального образования "Город Ухта" в определении ставки платы за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, исходя из тарифов, установленных Службой Республики Коми по тарифам.
Таким образом, правовой неопределенности в вопросе о правомочии Совета МО "Город Ухта" устанавливать размер платы за коммунальные услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению не имеется.
4. Заявительница подвергает сомнению как само содержание тарифов, установленных Службой Республики Коми, так и размеров платы за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению в связи с их чрезмерностью по сравнению с действующими тарифами по передаче тепловой энергии и размерами платы за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, поставляемому другими энергоснабжающими организациями на территории муниципального образования "Город Ухта". Этим, по мнению гражданки Л.Т.Лапиной, нарушается принцип равенства прав и свобод граждан, закрепленный в статье 17 Конституции Республики Коми.
Провозглашенный в статье 17 Конституции Республики Коми принцип равенства перед законом предполагает, как указано в Постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 4 декабря 2003 года по делу о проверке конституционности пункта 1 решения Совета муниципального образования "Сысольский район" от 22 сентября 2003 года "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению" и статьи 3 Закона Республики Коми от 17 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Республике Коми", прежде всего, равенство отношения закона к гражданам, обеспечение им равных условий правовой защиты. Так, при существующей в Российской Федерации одинаковой для всех граждан правовой и экономической системе все граждане имеют равные социальные и экономические права и возможности. Однако реализация экономических возможностей тесно связана с различными ситуациями их осуществления, множественностью факторов. К таковым можно отнести, в частности, различную себестоимость жилищно-коммунальных услуг на разных территориях Республики Коми, зависящую, например, от удаленности тепло- и водоисточников, состава энергоносителей (газ, мазут, дрова) и т.п. При таких обстоятельствах субъектам права (как гражданам, так и муниципальным образованиям) предоставлены равные права выбирать и конструировать оптимальную экономическую модель возможного поведения. Таким образом, различные экономически возможные ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в различных районах Республики Коми нельзя признать нарушением принципа равенства прав и свобод граждан.
Принципы, предусмотренные Федеральным законом "О государственном регулировании на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" при регулировании тарифов, не противоречат конституционному принципу равенства прав и свобод. Однако в данном конкретном деле превалирующее значение имеют такие принципы, как обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение тепловой энергии при установлении тарифов на тепловую энергию.
При регулировании тарифов в соответствии с федеральным законодательством должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков тепловой энергии и потребителей; обеспечения экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение тепловой энергии; доступности жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав и другие. При этом при установлении тарифов используется метод экономической обоснованности расходов, под которым следует понимать те правила, которые прописаны в Основах ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 года № 89. Согласно пункту 12 указанного нормативного правового акта в тарифы не включаются расходы организаций, связанные с привлечением этими организациями избыточных ресурсов (в том числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов), недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.
По результатам экспертизы экономической обоснованности тарифа на услугу по теплоснабжению МУП "Ухтаэнерго" этот тариф утвержден в размере, почти втрое превышающем тарифы, установленные для других энергоснабжающих организаций на территории одного муниципального образования.
При таких обстоятельствах заявительницей Л.Т.Лапиной правомерно оспаривается обоснованность указанного тарифа и ставится вопрос о нарушении принципа невключения в него необоснованных расходов по недоиспользованию производственных мощностей котельной, вырабатывающей тепло для населения микрорайона Югер.
Однако установление указанных фактических обстоятельств является прерогативой судов общей юрисдикции.
В соответствии с частью третьей статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов, и решает исключительно вопросы права.
Таким образом, в судебном заседании выявлены основания для прекращения производства по делу, так как поставленный вопрос не может быть разрешен Конституционным Судом Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, статьей 63, частью второй статьи 66, статьей 68, статьями 69, 71, 72, 80, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

определил:

1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности решений Службы Республики Коми по тарифам от 17 марта 2005 года № 2/2 "О тарифах на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые энергоснабжающими организациями потребителям", Совета муниципального образования "Город Ухта" от 22 июля 2005 года № 5 "Об установлении ставок платы за услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, оказываемые населению на территории МО "Город Ухта" в связи с жалобами гражданки Л.Т.Лапиной.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru