Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Министерства образования и высшей школы РК от 21.10.2005 № 03-17
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПИСЬМО
от 21 октября 2005 г. № 03-17

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Министерство образования и высшей школы Республики Коми направляет для практического применения "Рекомендации по разработке рабочих учебных программ по учебным предметам в системе общего и начального профессионального образования".
Рекомендуем использовать настоящие материалы в работе с педагогическими и руководящими кадрами подведомственных образовательных учреждений и принять организационно-управленческие меры по улучшению качества образования в системе общего и начального профессионального образования.

И.о. министра
Н.СТРУТИНСКАЯ





Приложение
к письму
Минобразования
и ВШ РК
от 21 октября 2005 г. № 03-17

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (КУРСАМ) В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО
И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" "содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно". Это означает, что образовательное учреждение самостоятельно выбирает образовательную программу и ее содержательное наполнение в виде учебных предметов учебного плана. Следовательно, учебный план - официальный документ, отражающий объем и содержание обучения в образовательном учреждении.
В системе общего и профессионального образования применяется три вида учебного плана: базисный, примерный /типовой/ и рабочий.
Базисный учебный план - форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты общего или начального профессионального образования.
Примерный учебный план - документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объем учебных предметов применительно к ступени образования либо к профессии и специальности с учетом минимального (базового) срока обучения и определяющий степень участия государственных и муниципальных органов управления образованием, а также образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.
Учебный план (в УНПО - рабочий учебный план) - документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного учебного плана с учетом видовой специфики образовательного учреждения и требований регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта.
Учебный план каждой ступени образования представлен перечнем предметов, разработка примерных учебных программ по которым отнесена к компетенции Российской Федерации (ст. 28 Закона РФ "Об образовании").
Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному учебному предмету примерного учебного плана.
Примерная учебная программа предназначена для реализации требований минимума содержания и уровня подготовки выпускников по конкретному учебному предмету (курсу). Данный документ является единым для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.
На основании примерной учебной программы и учебного плана образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает рабочую программу учебного предмета (курса).
Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной применительно к конкретному виду образовательного учреждения с учетом требований регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта.
Статья 32 Закона "Об образовании" относит к компетенции образовательного учреждения осуществление образовательного процесса, подбор и расстановку кадров, научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность, а также разработку и утверждение рабочих программ учебных предметов (курсов). Статья 32 также предусматривает ответственность образовательного учреждения за "невыполнение функций, отнесенных к его компетенции" и "реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса".
Согласно ст. 13 Закона РФ "Об образовании" деятельность любого типа и вида образовательного учреждения регламентирует Устав, который содержит "перечень видов локальных актов". Следовательно, образовательное учреждение разрабатывает локальный акт, устанавливающий порядок разработки, рассмотрения и утверждения рабочей учебной программы, ее структуры и требований к содержанию.
Рабочая учебная программа по учебному предмету (курсу) может быть единой для всех учителей (преподавателей) данного предмета, работающих в образовательном учреждении, и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.
В системе общего и начального профессионального образования нормативно утвержденных требований к структуре и содержанию рабочих учебных программ нет. Однако проведение аттестации образовательных учреждений в Республике Коми позволяет обобщить опыт и предложить ОУ настоящие рекомендации по разработке рабочих учебных программ по учебным предметам (курсам).
Практика показывает, что оптимальной является следующая структура рабочей учебной программы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- тематический план;
- содержание учебного материала, включающее федеральный, региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта и лабораторные практические работы, предусмотренные примерной программой;
- перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний;
- список литературы для обучающихся.
Примечание: примерная программа, на основе которой составлена данная рабочая учебная программа, прилагается.

Титульный лист включает:
1. Полное наименование учредителя и наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом.
2. Где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа.
3. Наименование учебного предмета (курса).
4. Указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования или профессии, специальности начального профессионального образования.
5. Срок реализации данной программы.
6. Указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа.
7. Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего данную рабочую учебную программу.
8. Название населенного пункта и год разработки программы <*>.
   --------------------------------

<*> Примечание: поскольку рабочая учебная программа является документом, отражающим процесс развития образовательного учреждения, она может изменяться, но обучающиеся, начавшие изучение учебного предмета по рабочей учебной программе конкретного года разработки, должны завершать обучение по данной рабочей учебной программе на соответствующей ступени образования.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

__________________________________________________________________
(наименование учредителя и образовательного учреждения)

Рекомендована Утверждаю
__________________________________ Руководитель ОУ
методическим объединением _______________ Ф.И.О.
учителей _________________________ "__" _________ 200_ г.
(цикловой предметной комиссией)
Протокол № от "___" ______ 200_ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

_____________________________________________________
(наименование учебного предмета /курса/)
_____________________________________________________
(код и наименование профессии, специальности, группы
специальностей для УНПО)
_____________________________________________________
(уровень, ступень образования)
_____________________________________________________
(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы
________________________ _________________
(наименование программы) (автор программы)
________________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую
учебную программу)

название населенного пункта
год разработки

Пояснительная записка.
В пояснительной записке, как правило, содержатся следующие сведения:
1. Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся.
2. Отражение расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения регионального (национально-регионального) компонента.
3. Указание:
- отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
- срока реализации рабочей учебной программы;
- ведущих форм и методов, технологий обучения;
- используемых форм, способов и средств проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе.
4. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Тематический план.
Отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием количества учебных часов, выделяемых на их освоение. При этом указываются практические виды занятий, включенные в содержание разделов и тем в соответствии с примерной программой.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

   -----T-----------------------------T-------------T---------------¬

¦ № ¦ Наименование разделов, тем ¦ Количество ¦ В т.ч. на ¦
¦п/п ¦ ¦ часов ¦лабораторные и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ практические ¦
¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦
+----+-----------------------------+-------------+---------------+
¦ ¦ Год обучения (класс, курс) ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+-------------+---------------+
¦ 1. ¦Введение. ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+-------------+---------------+
¦ 2. ¦Раздел I. ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+-------------+---------------+
¦2.1.¦Тема 1. ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------+-------------+---------------+
¦2.2.¦Тема 2. ¦ ¦ ¦
L----+-----------------------------+-------------+----------------


Содержание учебного материала:
- Номер и наименование раздела (темы) в соответствии с тематическим планом.
- Дидактические единицы, раскрывающие содержание данного раздела (темы), содержание регионального (национально-регионального) компонента Госстандарта по учебному предмету (курсу).
- Наименование лабораторных, практических и иных видов занятий, предусмотренных примерной программой при изучении данного раздела (темы).
В зависимости от оснащенности лабораторным оборудованием в рабочую учебную программу могут включаться отличные от предлагаемых в примерной программе демонстрации, фронтальные лабораторные работы и работы лабораторного практикума, замененные на равноценные.
При использовании примерной программы в качестве рабочей учебной программы по предмету без каких-либо изменений раздел рабочей учебной программы "Содержание учебного материала" не разрабатывается.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ.
Указывается перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ по годам обучения в течение всего срока реализации рабочей учебной программы.

Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам /курсам/ обучения).
Дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников. В рабочих учебных программах начального профессионального образования указываются основные знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся при изучении дисциплины.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение количественных и качественных задач, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа, комплексный анализ текста, выразительное чтение художественных произведений наизусть, творческая работа /реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися, проект и т.д./, зачет, экзамен).

Список литературы для обучающихся.
Указывается учебно-методический комплект, использующийся для реализации рабочей учебной программы, при этом срок эксплуатации учебников должен соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм.

Согласно ст. 14 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение в зависимости от типа и вида, особенностей реализации образовательной программы на ступени образования или по профессии, специальности может установить дополнительные требования к содержанию рабочих учебных программ и составлению учебно-программной документации. По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочим учебным программам может прикладываться:
- календарно-тематическое и поурочное планирование;
- образцы текстов контрольных и самостоятельных работ;
- описания экскурсий;
- вопросы к итоговому зачету;
- темы собеседований и рефератов;
- билеты для итоговой аттестации в устной форме;
- методические разработки проведения практических видов работ с указанием целей, задач, хода проведения, ожидаемых результатов и образцов их оформления и т.д.
Все это составляет комплексное учебно-методическое оснащение рабочей учебной программы.
Также к рабочим учебным программам может прикладываться перечень дидактического материала, технического оснащения разделов, тем программы, перечень имеющихся технических средств обучения, включая аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные. После каждого наименования средства обучения указывается выпускающая его организация и год выпуска. Данный перечень свидетельствует о методическом обеспечении рабочей учебной программы.
В отдельных образовательных учреждениях принято составление паспорта кабинета, включающего данные сведения, что во избежание дублирования исключает его из содержания рабочей учебной программы. В образовательных учреждениях, не составляющих паспорт кабинета, данный перечень составляется с учетом письма Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 № 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru