Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 13.10.2005 № А29-4886/05-4307/02-3Б
<АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ РЕЕСТРА ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ЧАСТИ СУММЫ КАПИТАЛИЗИРУЕМЫХ ПЛАТЕЖЕЙ УДОВЛЕТВОРЕНА ЧАСТИЧНО, ПОСКОЛЬКУ ХОТЯ ФОРМАЛЬНО ЗАКОН ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЧТО СУММА КАПИТАЛИЗАЦИИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА МОМЕНТ ПРИНЯТИЯ СУДОМ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ, ОДНАКО, В РАССМАТРИВАЕМОЙ СИТУАЦИИ ФСС ФАКТИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВЛЯЯ ГРАЖДАНИНУ ВЫПЛАТЫ В УМЕНЬШЕННОМ РАЗМЕРЕ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЕТ ПРАВОМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 13 октября 2005 года Дело № А29-4886/05-4307/02-3Б

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 10 октября 2005 года, 11 октября 2005 года апелляционную жалобу конкурсного управляющего МУП "Управление ЖКХ" на определение Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2005 по делу № А29-4886/05-4307/02-3Б, принятое судом в составе судей: Токарева С.Д., Авфероновой О.В., Егоровой Т.В.,

установил:

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18 августа 2005 года конкурсному управляющему МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" отказано в удовлетворении заявления о разногласиях, возникших между ним и кредитором - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
Не согласен с принятым судебным актом конкурсный управляющий МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства", в апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции ошибочно не принял во внимание доводы управляющего, обосновывающие необходимость исключения из реестра требований кредиторов части суммы капитализируемых платежей.
В частности, заявитель обращает внимание суда на то обстоятельство, что в настоящее время значительно уменьшена степень утраты трудоспособности лица, являющегося получателем страховых выплат, в связи с этим выплаты потерпевшему будут осуществляться фондом исходя из уменьшенной степени утраты трудоспособности при том, что размер суммы капитализации кредитором не изменялся. По мнению заявителя, в данном случае имеет место злоупотребление правом со стороны кредитора.
Кроме того, конкурсный управляющий полагает, что фондом при расчете капитализируемых платежей не должна была применяться Методика расчета, утвержденная Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001. В данном случае, по мнению заявителя, расчет должен был производиться исходя из положений статьи 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998.
Фонд социального страхования отзыва на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал доводы апелляционной жалобы, просит определение суда отменить, представитель Фонда социального страхования считает, что судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверка законности принятого определения осуществлена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив правовую позицию конкурсного управляющего, изложенную в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей конкурсного управляющего и кредитора, данные в судебном процессе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции подлежит изменению.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.12.2002 МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" признано несостоятельным (банкротом), в отношении данного предприятия открыто конкурсное производство в соответствии с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998.
МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" является лицом, которое несет гражданско-правовую ответственность по возмещению вреда, причиненного здоровью К., 08.07.1955 г.р.
В силу ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 ст. 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 № 6-ФЗ в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Расчет размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) на пострадавшего К. был произведен в соответствии с Методикой расчета капитализированных платежей. Сумма капитализации составила 1 737 030,94 руб., данная сумма и была включена конкурсным управляющим в первую очередь реестра требований кредиторов.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерности применения при расчете суммы капитализированных платежей вышеназванной методики в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.
Будучи специальным законом, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" вместе с тем не определяет порядок расчета капитализированных платежей лицам, имеющим право на их получение.
Рассчитывая размер своих требований, Фонд правомерно руководствовался действующими на момент признания должника банкротом и капитализации платежей законодательством и правовыми актами.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, определен Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" № 125-ФЗ, вступившим в действие позднее Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со статьей 2 названного Закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основано на Конституции Российской Федерации и состоит из самого указанного Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона № 125-ФЗ при ликвидации юридического лица - страхователя оно обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Этот порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 № 863, в соответствии с пунктом 4 которого конкурсный управляющий обязан рассчитать размер капитализированных платежей в соответствии с Методикой расчета капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 № 72 по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Данная Методика соответствует положениям, содержащимся в статье 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что в объем возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, включаются как утраченный потерпевшим заработок, так и дополнительные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, и учитывает те обстоятельства, что капитализация средств направлена на резервирование сумм в возмещение вреда на будущее.
Позиция ВАС РФ, изложенная в Постановлении Президиума от 14.12.2004 по делу 6287/04, сводится к тому, что при расчетах суммы капитализированных платежей, подлежащей взысканию в пользу Фонда социального страхования, следует руководствоваться положениями Методики, в том числе и при определении размера капитализируемых платежей на оплату дополнительных расходов.
При правильности определения нормативного акта, на основании которого должен быть произведен расчет капитализации, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о невозможности уменьшения либо увеличения размера капитализированных платежей в связи с изменением степени утраты трудоспособности, сославшись на пункт 1 статьи 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому размер капитализации соответствующих повременных платежей устанавливается на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
Из материалов дела усматривается, что на момент принятия решения о признании МУП "УЖКХ" банкротом (09.12.2002) степень утраты трудоспособности К. составляла 80%. По заключению МСЭ от 04.03.2004 пострадавшему установлено 60% утраты профессиональной трудоспособности.
За период до изменения степени утраты трудоспособности К. было фактически выплачено 85 462,34 руб., а дальнейшие выплаты, начиная с 01.04.2004, осуществляются фондом исходя из уменьшенной степени утраты трудоспособности, при этом сумма капитализации, включенная в реестр требований кредиторов, не изменялась.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что хотя формально пункт 1 статьи 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определяет, что сумма капитализации устанавливается на момент принятия судом решения о признании должника банкротом, однако в рассматриваемой ситуации имеет место злоупотребление правом со стороны Фонда социального страхования.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отказать лицу в защите принадлежащих ему прав при установлении факта злоупотребления правом.
В данном случае Фонд, фактически осуществляя выплаты К. в уменьшенном размере, претендует на получение остальной суммы капитализации.
Согласно вышеназванной Методике расчета капитализируемых платежей при расчете суммы капитализации учитываются фактический возраст, пол, размер среднего заработка пострадавшего, степень утраты трудоспособности и др.
Эти данные неразрывно связаны с конкретным гражданином - пострадавшим, носят личный характер и не могут быть распространены на неопределенный круг пострадавших лиц, также претендующих на получение повременных страховых платежей и компенсацию дополнительных расходов. В связи с этим капитализированные платежи являются не обезличенными, а адресными, то есть предназначенными для выплаты конкретному пострадавшему лицу, в конкретной сумме, за конкретный период.
Анализ норм права, регулирующих возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, содержащихся в параграфе 2 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их совокупности позволяет сделать вывод, что размер ответственности за причиненный вред жизни и здоровью может быть как увеличен, так и уменьшен.
В связи с этим судом апелляционной инстанции произведен перерасчет суммы капитализации, подлежащей включению в реестр требований кредиторов, исходя из которого за период с 09.12.2002 по 31.12.2003 фактически выплачено 72 363,62 руб. (5 679,17 x 12 мес. + 4 213,58 руб.), исходя из ежемесячной страховой выплаты, установленной Приказом Фонда социального страхования № 792-и от 23.05.2002.
За период с 01.01.2004 по 03.03.2004 потерпевшему выплачено с учетом индексации, произведенной в соответствии с Приказом фонда № 583 от 17.02.2004. - 13 098,72 руб. (604,56 руб. + 6 247,08 руб. x 2). Итого фактически было выплачено потерпевшему 85 462,34 руб.
Начиная с 04.03.2004, судом произведен расчет капитализируемых платежей исходя из ежемесячной страховой выплаты с учетом индексации - 4 685,3 руб., 60-процентной утраты трудоспособности и коэффициента капитализации, установленного Методикой расчета, исходя из того, что на данный момент получателю денежных средств исполнилось 49 лет. В результате чего сумма составила 1 349 322,43 руб. (4685,31 x 287,99).
Таким образом, сумма, подлежащая исключению из первой очереди реестра требований кредиторов, составляет 302 246,17 руб. (1 737 030,94 руб. - 1 349 322,43 руб. - 85 462,34 руб.).
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Апелляционную жалобу МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" удовлетворить частично. Определение Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2005 по делу А29-4886/05-4307/02-3Б изменить.
Заявление МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" удовлетворить частично.
Исключить из первой очереди реестра требований МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" требования ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в сумме 302 246,17 руб.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru