ЗАКОН Республики Коми от 03.03.2003 № 10-РЗ
(ред. от 06.10.2005)
"О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ" (2003 - 2005 ГОДЫ)"
(принят ГС РК 11.02.2003)
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ")
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Республика", 18.03.2003, № 54;
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 25.09.2003, № 9, ст. 2660.
Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Закона РК от 26.12.2005 № 148-РЗ.
О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ" (2003 - 2005 ГОДЫ)
Принят
Государственным Советом Республики Коми
11 февраля 2003 года
(в ред. Законов РК от 14.05.2005 № 37-РЗ;
от 06.10.2005 № 83-РЗ)
Статья 1. Утвердить целевую республиканскую программу "Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми" (2003 - 2005 годы) согласно приложению.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ
г. Сыктывкар
3 марта 2003 года
№ 10-РЗ
Приложение
к Закону
Республики Коми
"О целевой республиканской программе
"Развитие агропромышленного комплекса
Республики Коми"
(2003 - 2005 годы)"
ЦЕЛЕВАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ" (2003 - 2005 ГОДЫ)"
(в ред. Законов РК от 14.05.2005 № 37-РЗ;
от 06.10.2005 № 83-РЗ)
ВВЕДЕНИЕ
Целевая республиканская программа "Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми" (2003 - 2005 годы)" разработана на основании Закона Республики Коми "О государственном регулировании и поддержке агропромышленного производства" и в соответствии с прогнозом развития агропромышленного комплекса Республики Коми на краткосрочную перспективу.
Программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на эффективное развитие агропромышленного комплекса, и является краткосрочной перспективой деятельности органов государственного управления агропромышленным комплексом, предприятий и организаций агропромышленного комплекса. Установлены приоритетные направления аграрной политики.
I. ПРОБЛЕМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ИХ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В последние годы происходили большие структурные изменения в агропромышленном комплексе республики. В результате проводимой реформы, реорганизации колхозов и совхозов среди категорий хозяйств значительно увеличился удельный вес личных подсобных хозяйств населения. К сожалению, это увеличение не компенсировало общих потерь в сельском хозяйстве. Резко сократился объем производства сельскохозяйственной продукции: молока - на 47 процентов, мяса - на 54 процента, яиц - на 48 процентов. В отраслевой структуре валовой продукции сельского хозяйства увеличился удельный вес продукции растениеводства.
Аграрная и земельная реформы были направлены по пути институциональных преобразований, изменения отношений собственности, реорганизации колхозов и совхозов в предприятия новых организационно-правовых форм, изменения состава землевладельцев, собственников земли.
Одним из главных итогов аграрной реформы стало то, что государство не является единственным собственником земли в республике. По состоянию на 1 января 2002 года в собственности граждан имелось 49,8 тыс. гектаров земли, или 12 процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий, в том числе 49,3 тыс. гектаров - в собственности граждан, получивших эти земли в виде земельных долей в процессе реорганизации колхозов и совхозов.
Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют 9,5 тыс. гектаров земель, из которых только 0,1 тыс. гектара (1 процент) в собственности. Подавляющая часть - 8 тыс. гектаров находятся в пожизненно наследуемом владении, постоянном и срочном пользовании и 1,4 тыс. гектара - в аренде.
В сложившихся экономических условиях проведенные преобразования не способствовали повышению продуктивности сельскохозяйственных угодий, что являлось первоочередной задачей земельной реформы.
Основной организационно-правовой формой хозяйствования на переходном этапе стала производственная кооперация, чему способствовал сформировавшийся у сельских тружеников в течение многих десятилетий менталитет коллективизма. Сельскохозяйственные производственные кооперативы составляют большую часть численности сельскохозяйственных предприятий. Доля фермерского сектора в валовой продукции сельского хозяйства не превышает 1 процента.
Одновременно с изменением организационно-правовых форм произошли изменения и формы собственности, в отрасли сложилась многоукладная экономика, что является главным итогом аграрной реформы.
За четыре последних года в сельском хозяйстве наметилась некоторая стабилизация производства. Прирост наблюдался по всем основным видам сельскохозяйственной продукции. Объем валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в 1998 году увеличился по сравнению с уровнем предыдущего года на 15 процентов, в 2000 году - на 10,9 процента, в 2001 году - на 2,9 процента.
Несмотря на отдельные положительные тенденции последних лет, в животноводстве не удалось восстановить объемы производства мяса и молока, которые сократились во всех категориях хозяйств за годы реформ более чем в 2 раза.
Вследствие значительного сокращения производства продукции скотоводства мясо птицы стало занимать почти половину производимого в сельскохозяйственных организациях объема мяса.
Наряду с такими причинами, как сезонное, немонопольное по своему характеру сельскохозяйственное производство, неблагоприятные погодно-климатические условия, кризисные явления в отрасли сохраняются по причине диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, в результате чего часть доходов, создаваемых в аграрном секторе экономики, перераспределяется и реализуется в других отраслях.
С появлением различных форм собственности не в лучшую сторону изменились экономические отношения между производителями и переработчиками сырья. Сельскохозяйственные предприятия вынуждены самостоятельно реализовывать свою продукцию, создавать собственные перерабатывающие цеха. В то же время перерабатывающие предприятия в связи с потерей сырьевых зон не имеют возможности полностью загружать свои производственные мощности, что приводит к удорожанию переработки сырья и к ослаблению конкурентоспособности на рынке продовольствия. Сохранившаяся ярко выраженная сезонность в производстве молока не позволяет заводам равномерно получать прибыль, что увеличивает разбалансированность воспроизводственных процессов.
Сложное экономико-географическое положение, отсутствие дорог, удаленность от центров реализации мешают многим предприятиям, особенно северных районов республики, конкурировать с другими производителями аналогичной продукции.
Анализ состояния предприятий пищевой промышленности свидетельствует о том, что технический уровень производства не соответствует современным требованиям. Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной замены, превышает 25 процентов. Значительно отстает от потребностей материально-техническая база предприятий хлебопекарной промышленности, расположенных в сельских районах республики.
Сокращение ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе происходит в значительной степени за счет сокращения государственной финансовой поддержки сельскохозяйственной отрасли. Капитальные вложения в социальную сферу села практически прекратились, что ведет к ее разрушению, росту безработицы, усилению социально опасных проявлений в деревне.
Количественные изменения спада в агропромышленном комплексе стали переходить в качественные, что приводит к таким последствиям, как переход от прогрессивных к простейшим технологиям производства, от интенсивного к экстенсивному типу ведения хозяйства.
Реформы в аграрном секторе и ликвидация централизованной системы распределения продовольственных ресурсов способствовали ослаблению роли государства в регулировании продовольственного рынка, возникновению многочисленных посреднических коммерческих структур на продовольственном рынке и формированию нецивилизованных продовольственных рынков, что привело к удорожанию продукции местных товаропроизводителей и снижению ее конкурентоспособности.
Обеспеченность населения республики продовольственными товарами собственного производства значительно снизилась и в 2001 году составила по картофелю - 100 процентов, овощам - 33 процента, молоку и молокопродуктам - 43 процента, мясу и мясопродуктам - 26 процентов, яйцу - 49 процентов.
В сельскохозяйственных организациях существенно ухудшились организация труда, производственная дисциплина, техническая оснащенность рабочих мест, использование земли. Это негативно отразилось на состоянии рынка аграрного труда и социальной сферы села.
Упали престиж сельскохозяйственного труда и его привлекательность для молодежи, снизилась конкурентоспособность села как места проживания, приложения труда и капитала. Село и сельское хозяйство покидают наиболее квалифицированные кадры. На 1 января 2002 года на долю руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций с высшим образованием приходилось 24,5 процента их численности, со средним специальным образованием - 59 процентов.
В селе, по сравнению с городом, опережающими темпами растет безработица. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди женщин и молодежи.
Состояние условий и охраны труда в агропромышленном комплексе Республики Коми по-прежнему остается одной из важнейших социально-экономических проблем. На рабочих местах с вредными производственными факторами трудится более 25 процентов работающих, в том числе около 25 процентов работающих женщин. Работа в неудовлетворительных условиях, отсутствие мест для отдыха, санитарно-бытовых помещений приводят к травматизму и профессиональным заболеваниям.
Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что разрешить весь комплекс проблем, накопившихся в аграрном секторе экономики в последние годы, отдельными, недостаточно обоснованными мерами не представляется возможным.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является обеспечение эффективного развития агропромышленного комплекса республики путем определения основных направлений аграрной политики в Республике Коми и эффективной государственной финансовой поддержки развития отраслей агропромышленного производства по приоритетным направлениям:
1) повышение плодородия почв;
2) развитие растениеводства;
3) развитие животноводства и племенного дела;
4) техническое и технологическое перевооружение пищевой промышленности;
5) развитие рынка продовольствия;
6) развитие аграрной политики, реформирование организаций;
7) кадровое обеспечение;
8) развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан;
9) мероприятия по охране труда;
10) научное обеспечение Программы.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
1) продолжение аграрной и земельной реформ с целью формирования эффективных хозяйственных структур;
2) наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и в пищевой промышленности, в первую очередь за счет сохранения и повышения плодородия почв, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, создания и разведения сортов, адаптированных к неблагоприятным почвенным и климатическим условиям хозяйств, племенной работы в животноводстве, создания собственной прочной кормовой базы, использования новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности, широкого использования научных достижений и подготовки кадров;
3) структурная перестройка отраслей аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;
4) создание благоприятных экономических условий для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе, формирование эффективного механизма государственной поддержки товаропроизводителей в агропромышленном комплексе;
5) развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни сельского населения.
Программа разработана на 2003 - 2005 годы и будет осуществляться в один этап, в котором предусматривается:
1) в целях создания стабильной кормовой базы провести мероприятия по восстановлению производственной мелиоративной базы и техническому оснащению семеноводства многолетних трав;
2) путем технического переоснащения и реконструкции рассадных и зимних теплиц создать основу для стабильного производства овощей как открытого, так и закрытого грунта;
3) стабилизировать поголовье крупного рогатого скота и оленей;
4) провести техническое и технологическое переоснащение молочных и хлебозаводов (включая малое хлебопечение) в отдаленных районных центрах и труднодоступных населенных пунктах;
5) восстановить заготовительную сеть по заготовке сельскохозяйственной продукции и дикоросов от населения;
6) развернуть научно-исследовательские работы по приоритетным направлениям Программы.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
1. Повышение плодородия почв
Система мероприятий, предусматриваемых в разделе, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное и правовое обеспечение.
1.1. Системы земледелия и землеустройства
Мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв будут осуществляться в первую очередь за счет разработки и внедрения в каждом хозяйстве научно-обоснованных энергосберегающих систем земледелия, адаптивных к почвенно-климатическим условиям региона, освоения в хозяйствах двух типов севооборотов (полевого и лугового).
Через схемы и проекты землеустройства будет обеспечиваться внедрение на уровне районов, землепользователей, землевладельцев сбалансированных систем земледелия, гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических и иных мероприятий, направленных на повышение и сохранение плодородия почв. Схемы и проекты землеустройства учитывают конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы на основе дифференцированного подхода по каждому хозяйству и представляют комплекс взаимоувязанных, сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель с наиболее экономным и адаптированным к ландшафту расходованием ресурсов. Весьма важным элементом проектов землеустройства на ландшафтной основе будут являться агротехнологии, соблюдение которых обеспечит оптимальную окупаемость затрат.
Программой предусматривается ввод почвозащитных севооборотов и технологий возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрение ее безотвальной обработки с учетом почвенно-климатических условий региона, освоение технологических приемов снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечение применения всего комплекса агрохимических приемов.
Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, кормовых угодий, залежи) предусматривается проводить систематическое крупномасштабное агрохимическое и почвенное обследование земель сельскохозяйственного назначения с использованием комплекса методов и подходов (агрохимических, агрофизических, биологических, микроморфологических) для ранней диагностики возможных негативных явлений, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
1.2. Агрохимические мероприятия
1.2.1. Применение органических удобрений
С целью рационального использования ресурсов органических удобрений предусматривается:
1) ввод новых торфоучастков на площади 50 гектаров и доведение использования торфа и других органических удобрений (кора, опилки) в компостах до 700 тыс. тонн в год;
2) использование органических удобрений только в виде компостов с целью повышения их качества и снижения засоренности полей;
3) разработка и внедрение экологически чистых технологий производства органических удобрений на основе навоза и помета;
4) увеличение использования стоков животноводческих комплексов и ферм в качестве удобрения;
5) использование органо-минеральных компостов на основе гидролизного лигнина в качестве альтернативы торфу на вновь осваиваемых землях;
6) соблюдение технических условий на навоз, помет и компост при реализации животноводческими комплексами и птицефабриками указанной продукции;
7) расширение в севооборотах площади многолетних трав, особенно бобовых, с применением ризоторфина для повышения запасов биологического азота;
8) увеличение использования сидератов на удобрение в районах, имеющих дефицит в органических удобрениях.
1.2.2. Применение минеральных удобрений
Потребность в минеральных удобрениях в 2003 - 2005 годах рассчитана из условия восполнения питательных элементов, выносимых урожаем сельскохозяйственных культур.
В связи с недостатком материальных и финансовых средств и необходимостью экологического ведения земледелия принято направление на эффективное использование минеральных удобрений. Для чего намечается:
1) внесение минеральных удобрений только на основе расчетного метода, по выносу с урожаем. Внесение элементов питания в почву за счет минеральных и органических удобрений должно быть на 15 - 20 процентов больше их выноса с урожаем, а под картофель, столовые и кормовые корнеплоды - на 30 - 40 процентов;
2) определение соотношения элементов питания, вносимых под отдельные культуры, с учетом их наличия в почве и потребления растениями на формирование урожая. При этом необходимо учитывать температурный режим почвы;
3) широкое использование методов локального и рядкового внесения удобрений;
4) осеннее внесение удобрений на естественных сенокосах, пастбищах и на посевах многолетних трав;
5) использование метода подкормки растений в период вегетации с тем, чтобы обеспечить их элементами питания в период наибольшей потребности. Это особенно важно при применении легкорастворимых удобрений;
6) обеспечение надлежащего хранения минеральных удобрений.
1.2.3. Известкование кислых почв
Программой предусматривается первоочередное известкование пахотных земель, поскольку именно здесь этот прием дает наиболее высокую отдачу. Основные объемы известкования планируется выполнить в Прилузском, Усть-Куломском, Сыктывдинском районах и г. Ухте. Всего с 2003 по 2005 годы необходимо произвестковать 27 тыс. гектаров. Нормы известкования предусмотрены с учетом величины кислотности почвы и вида сельскохозяйственных угодий. Общий расход извести за 3 года составит 162 тыс. тонн.
В Программе принято направление на увеличение объемов использования известковых удобрений из местных сырьевых ресурсов и освоение новых месторождений под добычу их внутри республики.
1.2.4. Фосфоритование почв
В целях повышения плодородия почв, которые характеризуются низким и средним содержанием фосфора и имеют кислую реакцию почвенного раствора, намечено провести фосфоритование на площади 12 тыс. гектаров. При средней норме фосфоритования 1,5 тонны на гектар общая потребность в фосфоритной муке составит 18 тыс. тонн.
1.3. Защита растений
Фитосанитарное состояние сельскохозяйственных культур и угодий поддерживается карантинными, химическими и биологическими методами. Мероприятия по охране окружающей среды от негативного воздействия и по обеспечению экологической безопасности выполняются в соответствии с целевой комплексной программой "Экология-2005".
Защитные мероприятия проводятся сельхозтоваропроизводителями под контролем федеральных служб защиты растений.
1.4. Осушительная мелиорация и содержание мелиоративной сети. Культуртехнические мероприятия
Осушенные сельскохозяйственные угодья способствуют стабильности сельскохозяйственного производства, а также обеспечивают покрытие потребности в торфоудобрениях. Оптимальный водно-воздушный и тепловой режим почв осушенных земель позволяет эффективно использовать органические и минеральные удобрения, известкование, фосфоритование, улучшает условия проведения сельскохозяйственных работ.
Поэтому первоочередными мероприятиями в Программе предусматриваются реконструкция и восстановление осушительных систем, ремонт и эксплуатация осушительной сети и сооружений на них. Проведение культуртехнических работ при относительно небольших затратах позволит поддерживать агротехническое состояние сельскохозяйственных угодий и предотвратить выбытие их из оборота.
2. Развитие растениеводства
2.1. Структура посевных площадей
В настоящей Программе намечается частичное восстановление посевных площадей и доведение их в сельскохозяйственных организациях до 78,4 тыс. гектара (+15,6 процента к уровню 2001 года). При этом посадки картофеля увеличатся на 25 процентов, на 7,8 тыс. гектара (+15 процентов) намечается увеличить площадь под многолетними травами.
Намеченная структура посевных площадей, их прирост должны обеспечить не только увеличение производства продовольственных культур и кормов, но и способствовать сохранению и повышению плодородия почвы.
2.2. Зерновые культуры
Развитие зернового хозяйства в республике является важным резервом пополнения высокоэнергетических кормов для животноводства.
К 2005 году посевные площади зерновых культур намечено довести до 2100 гектаров. В республике в основном выращиваются озимая рожь, ячмень, овес на зерно и на корм.
Для получения стабильных урожаев зерна намечается вносить под зерновые культуры в севообороте органических удобрений по 30 тонн на гектар, минеральных - № 30 Р30 К30.
Расширение зернового хозяйства будет продолжено в хозяйствах южной и центральной зон республики.
2.3. Производство картофеля
В настоящее время картофель в республике занимает 14 - 15 тыс. гектаров, в том числе в сельскохозяйственных организациях около 2 тыс. гектаров, а его производство достигло в 2001 году 279 тыс. тонн. Это полностью обеспечивает потребность республики в продовольственном (около 110 тыс. тонн) и семенном картофеле (50 - 60 тыс. тонн). Поэтому в Программе предусмотрено увеличение производства картофеля только в сельскохозяйственных организациях с 23,4 тыс. тонн в 2001 году до 30 тыс. тонн в 2005 году.
По всем категориям хозяйств производство картофеля планируется на уровне 250 - 260 тыс. тонн. Урожайность в 2003 - 2005 годах должна составить 114 - 120 центнеров с гектара.
В условиях дефицита материальных и финансовых средств урожайность в 120 центнеров с гектара может быть достигнута лишь на основе биологизации земледелия и правильного размещения посадок картофеля.
Основная масса посадок товарного картофеля в сельскохозяйственных организациях будет сосредоточена в центральной и южной зонах. В северной зоне картофель будет выращиваться в небольших объемах для внутреннего потребления.
Во всех зонах под картофель будут отводиться наиболее плодородные земли с низким уровнем грунтовых вод и по возможности на юго-восточных, южных и юго-западных склонах.
2.4. Овощеводство
С целью повышения рентабельности производства овощей в открытом грунте настоящей Программой предусматривается газификация пленочных теплиц и использование кассетной технологии для выращивания рассады в отдельных хозяйствах, расположенных в Сыктывдинском районе и г. Сыктывкаре. Рассадой капусты, выращенной по данной технологии, будут обеспечиваться остальные сельскохозяйственные организации и хозяйства населения. Одним из решающих факторов стабилизации отрасли овощеводства является углубление специализации и концентрация производства товарных овощей в Сыктывдинском, Корткеросском районах и в г. Сыктывкаре. В остальных районах дальнейшее развитие получит производство овощей в личных хозяйствах населения, в сельскохозяйственных организациях этих районов овощи будут выращиваться в основном для внутрирайонного потребления.
Намечается провести реконструкцию теплиц в специализированных предприятиях и за счет этого увеличить площадь на 1 гектар, внедрить новые технологии, что позволит повысить урожайность овощей в тепличных хозяйствах республики.
2.5. Кормопроизводство
Система кормопроизводства будет основана на гарантированном круглогодичном обеспечении потребности отрасли животноводства в кормах собственного производства, которые должны содержать достаточное количество обменной энергии, быть сбалансированными по белку, другим питательным элементам, содержать достаточное количество витаминов. Эта проблема в 2003 - 2005 годах будет решаться путем расширения и обновления посевов многолетних трав, создания долголетних культурных пастбищ, эффективного использования естественных кормовых угодий и совершенствования технологии заготовки кормов. Производство всех видов кормов к 2005 году должно быть доведено до 149,1 тыс. тонн кормовых единиц.
Программа предусматривает к 2005 году увеличение производства сенажа на 14,5 процента, силоса - в 2,1 раза, сена - на 39,5 процента. Общий сбор кормовых единиц к 2005 году будет увеличен в 1,8 раза по сравнению с 2001 годом. При этом площадь под однолетними культурами составит 16 тыс. гектаров. Площадь многолетних трав планируется расширить к 2005 году до 58,9 тыс. гектаров.
С целью увеличения производства кормов и повышения их качества намечается расширение посевных площадей нетрадиционных кормовых культур: рапса ярового, редьки масличной и других культур, которые отличаются стабильной продуктивностью, коротким вегетационным периодом, высокой адаптивностью к условиям Севера. Их успешно можно будет использовать в качестве поукосных культур, в зеленом конвейере, а также в однолетних травосмесях.
Программой предусматривается довести уборочную площадь естественных сенокосов и пастбищ до 90 тыс. гектаров и не допустить ее уменьшения. Кроме того, планируется повышение их продуктивности на 20 - 25 процентов.
В структуре кормов доля лугопастбищных должна составить 35 - 45 процентов. Они, как наиболее дешевые и качественные корма, сбалансированные по содержанию белка, будут использоваться в первую очередь для новотельных и высокопродуктивных коров и для выращивания ремонтного молодняка.
Корма долголетних культурных пастбищ являются самыми дешевыми: себестоимость их кормовой единицы при системной пастьбе в 3 - 3,5 раза дешевле, чем себестоимость силоса и сенажа, и в 1,5 раза меньше по сравнению с себестоимостью сена с естественных лугов. Поэтому в Программе уделяется внимание созданию и эффективному использованию долголетних культурных пастбищ.
Дополнительно планируется организация порционной пастьбы на естественных кормовых угодьях путем их разгораживания жердями или применения электроизгородей.
С целью повышения качества заготовляемых кормов Программой намечается широкое использование новой технологии заготовки кормов на основе применения кормозаготовительных комплексов (КЗК). Это позволит к 2005 году довести заготовку высококачественного корма до 120 - 130 тыс. тонн, что составит 40 - 42 процента намеченных объемов заготовки силоса и сенажа. Качество остальных кормов будет повышено за счет создания новых травостоев, их максимального насыщения бобовыми культурами, ранних сроков уборки, применения доступных средств консервирования, строгого соблюдения технологии заготовки, увеличения доли сенажа и зерносенажа.
2.6. Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур
В растениеводстве одним из главных факторов повышения урожайности является использование районированных сортов не ниже пятой репродукции. Только за счет хорошо организованного семеноводства урожайность сельскохозяйственных культур может быть повышена на 20 - 30 процентов. Поэтому в настоящей Программе уделяется внимание развитию семеноводства многолетних трав и картофеля и изучению вопросов семеноводства ряда овощных культур и кормовых корнеплодов.
Одним из главных и дешевых средств повышения урожайности в предстоящий период будет использование отечественных сортовых районированных семян. Использование импортных сортов целесообразно только в тех хозяйствах, где имеется достаточное количество удобрений и химических средств защиты растений от вредителей и болезней.
3. Развитие животноводства и племенного дела
3.1. Молочное и мясное скотоводство
Развитие молочного и мясного скотоводства до 2005 года предусматривает последовательную интенсификацию отрасли. Приоритетным направлением в наращивании объемов производства будет повышение продуктивности животных и снижение затрат на производство молока и говядины за счет следующих мероприятий:
1) совершенствование селекционно-племенной работы, повышение генетического потенциала крупного рогатого скота в хозяйствах республики;
2) создание устойчивой кормовой базы с учетом природно-экономических особенностей хозяйств и использование новых технологий в кормопроизводстве;
3) оптимизация отраслевой структуры животноводства с целью повышения эффективности использования производственных ресурсов: концентрация производства молока в районах, характеризующихся высокой плотностью населения; специализация мясного скотоводства в районах с обширными площадями естественных кормовых угодий;
4) внедрение в относительно сжатые сроки новых информационных технологий ведения зоотехнического и племенного учета, включающих идентификацию животных;
5) внедрение бесстрессовых механизированных и автоматизированных технологий производства продукции животноводства и соответствующих им новых систем многофункциональных технических средств, отвечающих адаптивным и физиологическим требованиям животных;
6) повышение доли концентрированных кормов в рационах животных до 30 процентов и введение необходимых минеральных и витаминно-белковых добавок для снижения затрат кормов на единицу продукции;
7) интенсификация выращивания и расширения масштабов заключительного откорма как молодых, так и взрослых животных, повышение средней живой массы молодняка, снимаемого с откорма, до 300 - 350 килограмм и более, выбракованных взрослых животных - до 450 - 500 килограмм и более;
8) применение в хозяйствах, использующих искусственное осеменение, скрещивания 15 процентов случного контингента с быками мясных пород с целью использования помесных телок для формирования мясных стад, а бычков - для откорма на мясо;
9) специализация отдельных сельскохозяйственных организаций на доращивании и откорме сверхремонтного и племенного молодняка;
10) разработка и реализация механизмов совершенствования организационно-хозяйственных связей в интеграционном процессе функционирования мясомолочного комплекса, обеспечивающих рост производства и повышение качества продукции;
11) информационно-консультационное обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции по важнейшим проблемам развития отрасли молочного и мясного скотоводства.
3.2. Птицеводство
Учитывая значимость продукции птицеводства для стабилизации продовольственного рынка, Программой предусматривается дальнейшее развитие отрасли. Основными направлениями развития птицеводства будут повышение продуктивности птицы и сокращение затрат на яйцо и мясо птицы, которые будут обеспечены за счет реализации следующих мероприятий:
1) совершенствования селекционной работы, применения высокопродуктивных породных линий и кроссов;
2) создания прочной кормовой базы с использованием сбалансированных по своему содержанию высокобелковых кормов, белково-витаминных добавок и премиксов;
3) технической и технологической реконструкции промышленных цехов птицефабрик с использованием современных ресурсосберегающих технологий;
4) технологического перевооружения цехов по переработке продукции птицеводства с применением безотходного производства.
3.3. Свиноводство
Высокое многоплодие, способность в течение одного года давать по два и более опороса позволит при интенсивном ведении отрасли свиноводства получать от одной свиноматки в год до двух тонн свинины, затрачивая на производство 100 килограмм продукции 450 - 500 кормовых единиц.
С целью увеличения производства свинины в республике на 2003 - 2005 годы предусматривается:
1) развитие племенных и специализированных репродукторных ферм для полного удовлетворения потребностей свиноводческих предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств населения в племенном и товарном молодняке;
2) совершенствование методов селекции и использование высокопродуктивных пород, породных групп и линий, наиболее полно проявляющих генетические признаки и адаптационную способность животных к определенным условиям содержания;
3) модернизация предприятий промышленного типа с максимальным использованием существующих зданий и сооружений, технических средств и оснащение их перспективным оборудованием;
4) увеличение поголовья свиней в Сыктывдинском районе в объеме репродукторной фермы с последующей модернизацией технологии промышленного производства свинины.
3.4. Оленеводство
Главной целью в оленеводстве является сохранение и развитие его как основы традиционного уклада жизни и культуры северных народов республики.
Приоритетными направлениями в оленеводстве являются техническое и технологическое переоснащение перерабатывающей базы с использованием безотходного производства, развитие традиционных народных промыслов и улучшение социального положения семей оленеводов.
В отрасли планируется реализация следующих мероприятий:
1) реорганизации оленеводческих хозяйств;
2) проведения специальных мероприятий, направленных на защиту оленеводов и оленей от особо опасных болезней и хищных зверей, улучшение воспроизводства стада;
3) реконструкции перерабатывающих цехов по переработке продукции оленеводства, внедрения новых технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции.
В Воркуте намечено построить цех по переработке эндокринного сырья и сыворотки крови оленей. В трех районах, имеющих мастерские по производству национальной обуви и сувениров, будут развиваться традиционные народные промыслы.
В 2003 - 2005 годах планируется привести поголовье оленей в соответствие с оленеемкостью пастбищ, продолжить работу по повышению сохранности оленей, росту производства продукции оленеводства.
3.5. Коневодство
Основными задачами в коневодстве являются увеличение поголовья лошадей в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах и использование их как тягловой силы, сохранение генофонда печорской лошади и развитие в республике конного спорта и туризма. Осуществлению задач будет способствовать реализация следующих мероприятий:
1) обследование поголовья лошадей в северных районах республики с целью дальнейшего сохранения генофонда породы печорской лошади;
2) проведение испытаний лошадей на силовую и тягловую выносливость в различных условиях;
3) таврение лошадей согласно классификатору;
4) государственная поддержка содержания племенного маточного поголовья печорской лошади в генофондных хозяйствах;
5) завершение строительства племенной фермы по разведению лошадей при республиканской специализированной детско-юношеской конноспортивной школе;
6) разработка и утверждение конно-туристических маршрутов на базе конноспортивных клубов.
3.6. Племенное дело
Для увеличения производства животноводческой продукции наряду с дальнейшим укреплением кормовой базы и широким использованием интенсивных технологий производства на передний план выступает качественное совершенствование скота. Искусственное осеменение является одним из основных методов, позволяющих максимально использовать быков-улучшателей, оно служит способом борьбы с бесплодием и яловостью маточного поголовья и предупреждения распространения заболеваний.
Настоящая Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий по племенному животноводству:
1) оценку производителей по качеству потомства и максимальное использование быков-лидеров;
2) ведение работ по совершенствованию племенных и продуктивных качеств холмогорского скота печорского типа "печорский ПХ-1";
3) использование в селекции иммуногенетических и информационных технологий;
4) осуществление мер по улучшению воспроизводства сельскохозяйственных животных и увеличению охвата поголовья скота во всех категориях хозяйств искусственным осеменением;
5) комплектование племенных предприятий хозяйств во всех отраслях животноводства высокоценными племенными производителями адаптированных условиям Севера пород.
4. Техническое и технологическое перевооружение пищевой промышленности
4.1. Мясная и молочная промышленность
Интеграция производителей сельскохозяйственной продукции с перерабатывающими предприятиями стала главной задачей отрасли.
Основными направлениями развития мясной и молочной промышленности в 2003 - 2005 годах являются:
1) техническое и технологическое перевооружение действующих предприятий переработки;
2) строительство новых цехов преимущественно в зонах, где в настоящее время практически отсутствует переработка, где есть сырьевые ресурсы, но сложная транспортная схема, с увеличением сыродельного производства, в том числе плавленых сыров;
3) обеспечение выпуска более рентабельных продуктов в мелкой расфасовке в современных тароупаковочных материалах;
4) организация пунктов приемки и первичной переработки молока, закупленного от крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.
Основными объектами развития в молочной промышленности станут молочные заводы с объемами переработки молока 5 - 10 тонн в смену. В то же время в отдаленных населенных пунктах сохранится производство в молочных цехах малой мощности без глубокой переработки сырья (от 1 до 3 тонн в смену).
Первоочередное технологическое и техническое перевооружение молочных заводов определено в Сыктывдинском, Ижемском и Усть-Цилемском районах.
В связи с убыточностью и отсутствием возможности производить комплексную переработку скота в мясной отрасли развитие цехов малой мощности не планируется.
В с. Усть-Цильме предусмотрено строительство убойного пункта. В связи с намеченным увеличением поголовья свиней в Сыктывдинском районе предусмотрена реконструкция цеха по переработке свинины.
Продолжится реконструкция и техническое перевооружение существующих предприятий по переработке мяса.
4.2. Пищевкусовая промышленность
Главным направлением развития предприятий пищевкусовой промышленности в 2003 - 2005 годах является создание высокоэффективных производств, базирующихся на современных технологиях, способных обеспечить выпуск разнообразной и конкурентоспособной продукции.
Программой предусматривается:
1) обновление на предприятиях пищевкусовой промышленности физически и морально изношенного оборудования с приоритетным внедрением оборудования, обеспечивающего производство качественной, экологически чистой продукции, повышение уровня механизации и автоматизации производства, применение современных упаковочных материалов;
2) проведение технического перевооружения предприятий хлебопечения, расположенных в сельской местности, с установкой оборудования, позволяющего выпускать широкий ассортимент пищевой продукции;
3) производство специальной продукции с витаминными и другими добавками для укрепления здоровья населения Крайнего Севера;
4) расширение сети фирменной торговли.
Реализация этих мероприятий позволит увеличить производство пищевой продукции в объемах, необходимых для обеспечения населения качественным, экологически безопасным продовольствием.
5. Развитие рынка продовольствия
В силу климатических условий Республика Коми не может покрыть потребность в необходимом объеме продовольствия за счет собственного производства. Программой предусмотрен ряд мероприятий, обеспечивающих поставку требуемого количества сельскохозяйственной продукции и продовольствия из-за пределов республики на основе прогноза баланса продовольственных ресурсов на 2003 - 2005 годы.
Задачей республики является повышение уровня обеспечения населения республики основными видами продовольственных товаров собственного производства, осуществлению которой будет способствовать реализация следующих мероприятий:
1) увеличение объемов производства собственной продукции, продвижение ее на рынок республики, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;
2) создание рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
3) организация закупочной деятельности, направленной на закупку сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, молоко, мясо) и дикоросов от личных подсобных хозяйств населения;
4) проведение открытых конкурсов на размещение республиканского заказа на поставку сельскохозяйственной продукции для нужд учреждений социальной сферы, в том числе картофеля и овощей, на условиях авансирования в размере 50 процентов до начала весенне-полевых работ;
5) организация закупок продукции оленеводства от коллективных оленеводческих хозяйств и личных хозяйств оленеводов (мяса, кожи и эндокринного сырья), поддержание традиционных видов деятельности северных народов.
В целях гарантированного снабжения сельскохозяйственной продукцией жителей Республики Коми продолжится формирование республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и завоз основных продовольственных товаров в районы с ограниченным сроком завоза грузов.
Для развития инфраструктуры товарных рынков планируется в северных промышленных городах и крупных районных центрах открытие оптовых складов местными товаропроизводителями для осеннего завоза, хранения и оптовой реализации картофеля и овощей.
Использование имеющихся мощностей по хранению картофеля и овощей под закладку их на зимнюю и весеннюю реализацию в г. Сыктывкаре, а также в Сыктывдинском, Сысольском, Усть-Куломском, Прилузском, Корткеросском и других районах позволит стабилизировать оптовые и розничные цены на картофель и овощи в течение всего периода реализации.
Для увеличения производства важнейших продуктов питания необходимо привлечение финансовых и кредитных ресурсов, производственного потенциала личных подсобных хозяйств населения республики, для чего необходимо создать условия для развития предприятий малого и среднего бизнеса в сфере заготовки, переработки и дальнейшей реализации сельскохозяйственной продукции.
Реализация мероприятий, намеченных настоящей Программой, позволит увеличить объем продовольственных ресурсов собственного производства. В результате в 2005 году республика сможет обеспечить себя продовольствием собственного производства: картофелем - на 100 процентов, овощами - на 45 процентов, молоком и молокопродуктами - на 47 процентов, мясом и мясопродуктами - на 32 процента, яйцом - на 55 процентов, хлебом и хлебобулочными изделиями - на 100 процентов.
6. Развитие аграрной политики. Реформирование организаций
6.1. Направления развития аграрной политики
Наиболее целесообразным направлением развития аграрных отношений является ориентация на крупное и среднее производство любых организационно-правовых форм в сочетании с мелким частным хозяйством.
Аграрная реформа в 2003 - 2005 годах будет продолжена с целью формирования эффективных хозяйственных структур. Эффективность производства зависит не столько от форм собственности, сколько от размеров и организации производства, системы государственного регулирования экономических отношений, уровня квалификации кадров.
Каждая из форм собственности и хозяйствования должна занять то место, где она окажется эффективной.
Поэтому дальнейшая реализация аграрной реформы будет направлена на развитие многоукладной экономики на основе многообразия и равенства всех форм собственности. Внимание переносится с реорганизации предприятий, которая часто рассматривалась как самоцель, на восстановление и развитие производства.
Формирование земельных, производственных отношений и организованного рынка будет происходить путем объединения интересов личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций разных организационно-правовых форм.
В аграрном секторе будут складываться эффективные пропорции малого, среднего и крупного сельскохозяйственного производства, их экономическое взаимодействие и организационная структуризация.
Наряду с государственным регулированием агропромышленного производства особое место будет занимать мобилизация внутренних ресурсов и возможностей аграрного сектора на основе реформирования производственных отношений в сельскохозяйственных организациях.
6.2. Реформирование организаций
Подход к реформированию предприятий должен быть не теоретической моделью, это должна быть практически применимая идеология реформирования бизнеса предприятий агропромышленного комплекса в современных условиях, основанная на предыдущем опыте проб и ошибок.
В связи с большим различием экономических особенностей не может быть единой модели реформирования предприятий агропромышленного комплекса, единого подхода к созданию агрофирм, кооперативов, к реструктуризации предприятий. Вместе с тем в реформируемых предприятиях структура управления, которая присутствует в большинстве организаций, должна быть изменена, необходимо организовать обучение управленческой команды по эффективному механизму управления. Вся деятельность трудовых коллективов предприятий должна быть нацелена на конечный результат - возврат денег за реализованную продукцию.
В современных экономических условиях предприятию агропромышленного комплекса привлечь инвестиционные ресурсы для реализации пусть даже реалистичного и рентабельного проекта практически невозможно. Поэтому одним из способов решения проблемы привлечения инвестиционных ресурсов для реформируемых предприятий является объединение их производственного, технологического и интеллектуального потенциалов для реализации целевой программы или интегрированного инвестиционного проекта, в рамках которого легче реализовать адресный инвестиционный проект для конкретного предприятия. Целевая программа или интегрированный инвестиционный проект не должны быть крупномасштабными. Предполагается, что их реализация будет ограничиваться уровнем нескольких районов с общей перерабатывающей и сбытовой инфраструктурой.
Новый подход к реформированию предприятий позволит создать благоприятные условия для достижения финансовой стабильности и ликвидации убыточности предприятий агропромышленного комплекса на основе комплекса мер государственного регулирования и поддержки процесса реформирования на республиканском уровне.
Реформирование предприятий агропромышленного комплекса будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
1) создание интегрированных объединений предприятий агропромышленного комплекса;
2) кооперация с промышленными предприятиями;
3) реорганизация хозяйств (предприятий) в целях их финансового оздоровления, создание новых юридических лиц взамен ликвидированных;
4) использование процедуры банкротства как инструмента финансового оздоровления организаций;
5) создание крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций по оказанию услуг населению;
6) организация сбора продукции у населения;
7) создание кредитных кооперативов;
8) развитие информационно-консультационной службы как инструмента реформирования;
9) государственная финансовая поддержка организаций агропромышленного комплекса Республики Коми, осуществляющих реформирование, реорганизацию, межхозяйственную кооперацию и интеграцию.
7. Кадровое обеспечение
Задачи по кадровому обеспечению села призвана решить система профессионального образования кадров, предполагающая формирование единого образовательного комплекса, цель которого - развитие непрерывного образования в течение трудовой деятельности по схеме: общеобразовательное образование - начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование - послевузовское профессиональное образование.
Продолжится работа по целевой учебе с последующей аттестацией руководящих работников с присвоением соответствующих квалификационных категорий, по профессиональной подготовке специалистов, имеющих среднее профессиональное профильное образование, по ускоренной программе высшей школы по специальностям "экономика и управление аграрным производством", "бухучет и аудит".
Продолжит функционирование информационно-консультационная служба, основными задачами которой являются интеграция знаний и информации из различных источников, предоставление сельским товаропроизводителям объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам функционирования агропромышленного комплекса, а также координация деятельности сети информационно-консультационных служб районов, которая с укреплением материально-технической базы будет расширяться.
С 2003-го по 2005 год особое внимание будет уделено работе с кадровым резервом, формируемым также и из числа выпускников высших учебных заведений.
Программой предусматривается проведение систематического мониторинга кадровой ситуации в агропромышленном комплексе, контроль над реализацией кадровых программ и заданий. На основе полученных данных будет формироваться кадровый резерв и заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей.
8. Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан
Для повышения эффективности крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан Программой предусматривается создание экономических условий и механизмов для повышения заинтересованности фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств в расширении товарного производства.
На крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются все меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые за счет средств республиканского бюджета. Выделяемые средства направляются на субсидирование товарной сельскохозяйственной продукции, улучшение плодородия почвы, покупку племенного скота, компенсацию выплат районных и северных надбавок, стимулирование производства сельскохозяйственной продукции.
Финансовые средства по государственной поддержке развития фермерства будут ежегодно предусматриваться отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Коми и предоставляться в соответствии с Положением о порядке их использования. Эти целевые средства предназначаются для оказания безвозмездной финансовой помощи на компенсацию строительства животноводческих помещений и цехов по переработке сельскохозяйственной продукции; оказание материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий и пожаров; выплату единовременного пособия семьям, переселившимся в сельскую местность для организации фермерских хозяйств; приобретение транспорта, оборудования для организации закупок, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, полученной в фермерских и личных подсобных хозяйствах граждан.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство фермерских и личных подсобных хозяйств граждан будет осуществляться в рамках федеральных и республиканских программ социально-экономического развития села, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.
Приоритет будет отдаваться хозяйствам, обеспечивающим товарное производство, целевое и эффективное использование выделенных средств.
При существующей проблеме ограниченного доступа к финансовым ресурсам мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей формирование системы сельской кредитной кооперации позволит обеспечить крестьянские (фермерские) хозяйства и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, кредитными ресурсами и создаст условия для их последующего развития.
В сфере развития личных подсобных хозяйств граждан предусматривается расширение услуг по племенному, ветеринарному обслуживанию, осуществлению поставок молодняка скота и птицы, сортовых семян овощных культур, картофеля, посадочного материала плодовых и ягодных культур, органических удобрений.
С целью содействия занятости граждан, проживающих в сельской местности, укрепления социально-экономического положения сельской семьи, привлечения внимания органов местного самоуправления к развитию личных подсобных хозяйств граждан планируется проведение смотров-конкурсов на лучшие сельские, поселковые администрации муниципальных образований в Республике Коми по содействию развитию личных подсобных хозяйств граждан.
9. Мероприятия по охране труда
Основные направления в работе по охране труда будут осуществляться в соответствии с отраслевой Программой улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы, которая предусматривает комплексный подход к осуществлению всех мероприятий, обеспечивающих улучшение условий и охраны труда, сокращение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, повышение защищенности работников.
Финансирование Программы осуществляется за счет внебюджетных источников финансирования. Объем финансирования Программы составляет 104,8 млн. рублей, в среднем - 20 млн. рублей в год.
10. Научное обеспечение Программы
Основная задача сельскохозяйственной науки состоит в выявлении главных факторов, определяющих развитие агропромышленного комплекса Республики Коми, направленных на решение проблем устойчивого роста аграрного производства, его ресурсо-энергоэкономичности и рентабельности. К приоритетным направлениям научного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Коми относятся:
1) в земледелии:
а) разработка адаптивно-ландшафтных систем земледелия, низкозатратных, высокоэффективных и природоохранных технологий и систем техногенной и биологической мелиорации земель;
2) в области растениеводства и кормопроизводства:
а) адаптивное размещение важнейших сельскохозяйственных культур;
б) введение в культуру перспективных видов однолетних и многолетних растений;
в) создание адаптивных сортов и гибридов, отличающихся скороспелостью, сочетающих высокую потенциальную продуктивность с устойчивостью к низкотемпературным стрессам, кислым почвам и почвенным патогенам;
г) организация первичного семеноводства картофеля, многолетних трав, овощных и ягодных культур;
д) экологически безопасное использование пойменных земель (естественных сенокосов, пастбищ, пашен);
3) в области животноводства и ветеринарии:
а) совершенствование селекции, породных и продуктивных качеств в животноводстве;
б) разработка эффективных технологий ведения животноводства в хозяйствах с разной формой собственности;
в) разработка системы эпизоотологического мониторинга, совершенствование диагностики и профилактики зооантропонозов;
4) в области экономики и организации сельскохозяйственного производства:
а) разработка научных основ региональной аграрной политики, экономического механизма функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в условиях многоукладной экономики и рыночных отношений.
Научные исследования по вопросам земледелия (севообороты, нормативы удобрений и извести, способы их внесения, системы обработки почвы) позволят повысить продуктивность пашни на 25 - 60 процентов, естественных сенокосов - в 2 - 2,5 раза и снизить затраты на сохранение плодородия почвы на 30 - 40 процентов.
Семеноводство сельскохозяйственных культур и племенная работа в животноводстве обеспечат ежегодную прибавку урожайности на 15 - 20 процентов и продуктивности - на 10 - 15 процентов.
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1. Организационное обеспечение Программы
В целях совершенствования деятельности органов государственного управления агропромышленным комплексом республики предусматривается:
1) повысить деловые качества и профессиональное мастерство работников аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и районных (городских) управлений сельского хозяйства и продовольствия, продолжить подготовку, переподготовку, повышение квалификации, организацию и проведение семинаров, совещаний руководителей и специалистов, содействовать самообразованию, стимулированию творческого потенциала и проведению аттестаций;
2) проводить балансовые комиссии и делать анализ финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий Республики Коми, а также целевого использования государственных средств предприятиями-бюджетополучателями различных организационно-правовых форм;
3)совершенствовать структуру аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми;
4) усилить контроль за реализацией соглашений с органами местного самоуправления по социально-экономическому развитию агропромышленного комплекса территорий;
5) повысить эффективность деятельности аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и районных (городских) управлений сельского хозяйства и продовольствия путем внедрения современных компьютерных технологий, модернизации персональных электронно-вычислительных машин.
1.2. Правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение настоящей Программы основывается на действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Коми в области развития отраслей агропромышленного комплекса.
В целях правового обеспечения настоящей Программы будут ежегодно готовиться нормативно-правовые акты, регулирующие экономические условия функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми.
V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(в ред. Законов РК от 14.05.2005 № 37-РЗ;
от 06.10.2005 № 83-РЗ)
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. На весь период реализации Программы предусмотрено выделить из республиканского бюджета Республики Коми 1268,2 млн. рублей, из них на реализацию:
мероприятий раздела "Повышение плодородия почв" - 125,7 млн. рублей.
Дополнительно к средствам республиканского бюджета Республики Коми как источники финансирования мероприятий Программы предусматриваются средства федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, собственные и заемные средства организаций агропромышленного комплекса в соответствии с их ежегодными производственно-финансовыми планами.
VI. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация направлений и мероприятий Программы при эффективной государственной поддержке позволит стабилизировать агропромышленное производство, повысить его эффективность.
Повысится уровень продовольственной безопасности Республики Коми, при этом увеличится доля продуктов местного производства.
Развитие инфраструктуры рынка позволит улучшить продвижение продукции от производителя до потребителя, упорядочить систему ценообразования, более эффективно осуществлять государственное регулирование рынков продовольствия.
Реализация мероприятий, предусмотренных в Программе, обеспечит:
1) частичное восстановление плодородия земель, включение в строй 15 процентов выбывших из оборота осушенных земель;
2) восстановление семеноводства многолетних трав;
3) улучшение кормовой базы животноводства;
4) повышение продуктивности пашни, естественных сенокосов, снижение затрат на сохранение плодородия почв на основе научно-исследовательских разработок;
5) сохранение генетического потенциала печорского типа холмогорской породы молочного стада, печорской лошади, созданных долголетним трудом ученых и крестьян республики;
6) среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства и товарной продукции промышленности составит 2 - 3 процента;
7) прирост производительности труда составит 4 процента к уровню 2001 года;
8) удельный вес рентабельных сельскохозяйственных предприятий достигнет 50 процентов;
9) повышение потребления основных видов продовольствия на душу населения, в том числе за счет увеличения на 4 - 6 процентов удельного веса продукции собственного производства;
10) расширение ассортимента продукции перерабатывающей и пищевой промышленности, способной выдержать конкуренцию с продукцией, завозимой на территорию из других регионов.
После реализации Программы продолжится наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, завершится структурная перестройка отраслей аграрной экономики.
Социальный эффект реализации Программы проявится в росте доходности сельскохозяйственного труда, его престижности, возможности развития сельской местности как благоприятного в социальном отношении для проживания людей, в переходе к расширенному воспроизводству сельского населения, увеличении средней продолжительности жизни сельских жителей.
VII. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за реализацией Программы осуществляет Государственный Совет Республики Коми.
Правительство Республики Коми представляет в Государственный Совет Республики Коми информацию о ходе реализации Программы.
Порядок осуществления контроля за реализацией Программы органами исполнительной власти Республики Коми устанавливает Правительство Республики Коми.
Таблица 1
Перечень
программных мероприятий
(в ред. Законов РК от 14.05.2005 № 37-РЗ;
от 06.10.2005 № 83-РЗ)
-----T-------------------------T------T--------------------------¬
¦ N№ ¦ Мероприятия ¦2003 -¦ В том числе по годам ¦
¦п/п ¦ ¦2005 +--------T--------T--------+
¦ ¦ ¦годы ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦ 1. Учреждения начального профессионального образования ¦
¦ (профессиональные училища № 2, 20, 21, 27, ¦
¦ профессиональный лицей № 13) ¦
+----T-------------------------T------T--------T--------T--------+
¦1.1.¦Подготовка рабочих кадров¦ 1839 ¦ 625 ¦ 573 ¦ 641 ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦1.2.¦Переподготовка рабочих¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кадров ¦ 1995 ¦ 665 ¦ 665 ¦ 665 ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦ 2. Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум ¦
+----T-------------------------T------T--------T--------T--------+
¦ ¦Подготовка специалистов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего звена: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦2.1.¦По очной форме обучения ¦ 612 ¦ 202 ¦ 205 ¦ 205 ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦2.2.¦По заочной форме обучения¦ 139 ¦ 45 ¦ 47 ¦ 47 ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦ 3. Сыктывкарский лесной институт ¦
+----T-------------------------T------T--------T--------T--------+
¦3.1.¦Прием студентов по очной¦ 108 ¦ 36 ¦ 36 ¦ 36 ¦
¦ ¦форме обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦ 4. Коми филиал Вятской государственной ¦
¦ сельскохозяйственной академии ¦
+----T-------------------------T------T--------T--------T--------+
¦4.1.¦Прием студентов по очной¦ 90 ¦ 30 ¦ 30 ¦ 30 ¦
¦ ¦форме обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦4.2.¦Прием студентов по¦ 180 ¦ 60 ¦ 60 ¦ 60 ¦
¦ ¦заочной форме обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦ 5. Институт переподготовки и повышения квалификации ¦
¦ работников АПК Республики Коми ¦
+----T-------------------------T------T--------T--------T--------+
¦5.1.¦Переподготовка руководя-¦ 420 ¦ 130 ¦ 140 ¦ 150 ¦
¦ ¦щих работников и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------+------+--------+--------+--------+
¦5.2.¦Повышение квалификации ¦ 2224 ¦ 720 ¦ 741 ¦ 763 ¦
L----+-------------------------+------+--------+--------+---------
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
(2003 - 2005 ГОДЫ)
(в ред. Законов РК от 14.05.2005 № 37-РЗ;
от 06.10.2005 № 83-РЗ)
---------------T-------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Целевая республиканская программа "Развитие ¦
¦ Программы ¦ агропромышленного комплекса Республики Коми" ¦
¦ ¦ (2003 - 2005 годы) ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Закон Республики Коми "О государственном¦
¦разработки ¦регулировании и поддержке агропромышленного¦
¦Программы ¦производства" ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Правительство Республики Коми ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия¦
¦Программы ¦Республики Коми ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Цель Программы¦Обеспечение эффективного развития¦
¦ ¦агропромышленного комплекса и продовольственной¦
¦ ¦безопасности Республики Коми ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи ¦ наращивание ресурсного потенциала в сельском¦
¦Программы ¦хозяйстве и перерабатывающих отраслях; ¦
¦ ¦ продолжение аграрной и земельной реформы в¦
¦ ¦целях формирования эффективного собственника; ¦
¦ ¦ структурная перестройка отраслей аграрной¦
¦ ¦экономики; ¦
¦ ¦ создание благоприятных экономических условий¦
¦ ¦функционирования агропромышленного комплекса; ¦
¦ ¦ развитие социальной инфраструктуры на селе ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2003 - 2005 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Перечень ¦Реализация основных направлений аграрной политики¦
¦программных ¦в Республике Коми. ¦
¦мероприятий ¦Развитие отраслей агропромышленного комплекса по¦
¦ ¦приоритетным направлениям: ¦
¦ ¦ 1) повышение плодородия почв; ¦
¦ ¦ 2) развитие растениеводства; ¦
¦ ¦ 3) развитие животноводства и племенного дела; ¦
¦ ¦ 4) техническое и технологическое¦
¦ ¦перевооружение пищевой промышленности; ¦
¦ ¦ 5) развитие рынка продовольствия; ¦
¦ ¦ 6) развитие аграрной политики, реформирование¦
¦ ¦организаций; ¦
¦ ¦ 7) кадровое обеспечение; ¦
¦ ¦ 8) поддержка крестьянских (фермерских) и¦
¦ ¦личных подсобных хозяйств граждан; ¦
¦ ¦ 9) мероприятия по охране труда; ¦
¦ ¦ 10) научное обеспечение Программы ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия¦
¦Программы ¦Республики Коми и его территориальные органы ¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и¦На реализацию Программы потребуется средств из¦
¦источники ¦республиканского бюджета Республики Коми¦
¦финансирования¦1268,2 млн. руб., ¦
¦ ¦ из них на реализацию мероприятий по разделу¦
¦ ¦"Повышение плодородия почв" - 125,7 млн. руб. ¦
¦(в ред. Законов РК от 14.05.2005 № 37-РЗ; от 06.10.2005 № 83-РЗ)¦
+--------------T-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Реализация мероприятий Программы позволит¦
¦конечные ¦повысить эффективность сельскохозяйственного¦
¦результаты ¦производства (удельный вес прибыльных¦
¦реализации ¦сельскохозяйственных организаций к 2005 году¦
¦Программы ¦вырастет до 50%), обеспечить к 2005 году прирост¦
¦ ¦валовой продукции сельского хозяйства на 7,5¦
¦ ¦процента к уровню 2001 года, увеличить¦
¦ ¦потребление основных продуктов питания населением¦
+--------------+-------------------------------------------------+
¦Система ¦Контроль за реализацией Программы осуществляет¦
¦организации ¦Государственный Совет Республики Коми.¦
¦контроля за¦Правительство Республики Коми представляет в¦
¦реализацией ¦Государственный Совет Республики Коми информацию¦
¦Программы ¦о ходе реализации Программы. Порядок¦
¦ ¦осуществления контроля за реализацией Программы¦
¦ ¦органами исполнительной власти Республики Коми¦
¦ ¦устанавливает Правительство Республики Коми ¦
L--------------+--------------------------------------------------
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА
НА АССИГНОВАНИЯ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ" (2003 - 2005 ГОДЫ)