Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 05.10.2005 № А29-1397/05А
<ПРИВЛЕЧЕНИЕ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПОЛНУЮ УПЛАТУ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОБОСНОВАННО, ПОСКОЛЬКУ ПРИ ПОДАЧЕ УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ОБЩЕСТВО ДОПУСТИЛО УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ДОБЫТЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 5 октября 2005 года Дело № А29-1397/05А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 7 июля 2005 года, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 7 июля 2005 года по делу № А29-1397/05А заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми о взыскании с открытого акционерного общества "Шахта" налоговых санкций в сумме 155 050 руб. 00 коп., наложенных за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых, было оставлено без удовлетворения.
Указанное выше решение суда Инспекция просит отменить, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Общество возражает против поданной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В период с 18 мая 2004 года по 18 августа 2004 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее сокращенно - Межрайонная инспекция) была проведена камеральная налоговая проверка открытого акционерного общества "Шахта" (далее - Общество) в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года.
Указанная декларация была представлена налоговому органу 18 мая 2004 года.
В ходе проведенной проверки установлено, что при подаче уточненной декларации Обществом было допущено неправомерное уменьшение количества добытых в январе 2004 года полезных ископаемых на 21 300 тонн. В результате этого нарушения произошла неуплата налога на добычу полезных ископаемых в сумме 387 626 руб. 00 коп. по сроку уплаты - 25 февраля 2004 года, то есть за январь 2004 года.
По мнению налогового органа, налогоплательщик, указав в уточненной декларации за январь 2004 года объем добытых полезных ископаемых в количестве, соответствующем количеству полезных ископаемых по графе 18 "Добыча по чистым угольным пачкам" акта корректировки добычи по участкам за январь 2004 года, нарушил требования пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее сокращенно - НК РФ), пункта 3.2 Приказа "Об учетной политике ОАО "Шахта" на 2004 год" и других нормативных актов.
По результатам проверки Инспекцией было принято решение от 18 августа 2004 года, согласно которому Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога в размере всего 155 050 руб. 00 коп. (с учетом положений пункта 4 статьи 114 НК РФ).
Поскольку требование об уплате налоговой санкции от 27 августа 2004 года № 46/14238 не было исполнено ответчиком, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании наложенного штрафа.
Суд первой инстанции отказал во взыскании штрафа, признав при этом, что для данного Общества полезным ископаемым признается уголь каменный, а не весь объем добытой горной массы, поэтому применение налогоплательщиком объема добытого угля по угольным пачкам при исчислении налога на добычу полезных ископаемых правомерно.
Кроме того, суд первой инстанции признал, что налоговым органом был нарушен порядок привлечения к налоговой ответственности, установленный статьей 101 НК РФ.
Изучив представленные суду материалы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 7 июля 2005 года подлежит отмене, исходя из нижеследующего.
Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых".
Согласно статье 334 НК РФ Общество является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых как организация, признаваемая пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 337 НК РФ, в целях главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" указанные в пункте 1 статьи 336 Налогового кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая Государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Пунктами 1 и 2 статьи 339 НК РФ установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2 статьи 339 НК РФ).
Пунктом 3.2 Приказа Общества от 31 декабря 2003 года "Об учетной политике ОАО "Шахта" на 2004 год" закреплено, что полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества, как продукция, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.
По сообщению заявителя, согласно Техническому проекту разработки пласта "Мощный" части месторождения "В" показателями продуктов рассортировки горной массы при ручной выборке породы является уголь марки 2ГЖОПК и 2ГЖООМСШ.
В соответствии с общими техническими требованиями Государственного стандарта Российской Федерации "Угли бурые, каменные, антрацит" ГОСТ Р 51591-2000, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 21 апреля 2000 года № 116-С, угольная продукция подразделяется на обогащенный уголь; рассортированный и нерассортированный уголь; необогащенный рассортированный уголь; рядовой уголь, промежуточный продукт (промпродукт); отсев и шлам.
Таким образом, для ответчика добытым полезным ископаемым, первым по своему качеству соответствующим Государственному стандарту качества Российской Федерации, будет являться совокупность угольной продукции (уголь) марок 2ГЖОПК и 2ГЖООМСШ, определенная как результат разработки пласта "Мощный" части месторождения "В".
При этом судом принимаются во внимание характеристики угля по сортам, представленные в Таблице 2.23 Технического проекта разработки месторождения.
Доводы налогоплательщика, изложенные в отзыве на жалобу, не могут быть признаны убедительными, поскольку ответчиком не представлено надлежащих доказательств того, что "уголь в пачках", количество которого было отражено в графе 18 "Добыча по чистым угольным пачкам" акта корректировки добычи по участкам за январь 2004 года, является добытым полезным ископаемым, первым по своему качеству соответствующим Государственному стандарту качества Российской Федерации.
На запрос суда Печорское межрегиональное Управление по технологическому и экологическому надзору письмом от 30 сентября 2005 года сообщило о том, что информацией о соответствии "угля в пачках" какому-либо ГОСТу, ОСТу или ТУ оно не располагает.
Ссылки Общества и суда на нарушение порядка привлечения к налоговой ответственности (статья 101 НК РФ) неосновательны, так как:
- Межрайонной инспекцией в данном случае проводилась камеральная проверка представленной Обществом уточненной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых;
- в силу статьи 88 НК РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и иных документов, обязательное присутствие налогоплательщика при камеральной проверке не предусмотрено;
- Общество не использовало свое право на обжалование решения заявителя о привлечении к налоговой ответственности в судебном порядке;
- ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций не сообщало о наличии смягчающих вину обстоятельств и не заявляло ходатайств о снижении размера штрафа.
При таких обстоятельствах привлечение Общества к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года следует признать обоснованным.
На основании вышеизложенного решение суда от 7 июля 2005 года подлежит отмене, а жалоба Межрайонной инспекции - удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой и в суде апелляционной инстанций относятся на Общество по правилам статей 110, 112 АПК РФ в сумме 5 601 руб. 00 коп. (4 601 руб. 00 коп. + 1 000 руб. 00 коп.).
Указанную сумму государственной пошлины ответчику надлежит уплатить в федеральный бюджет в добровольном порядке в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, предоставив суду подлинные доказательства такой уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 112, 258, 267 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 7 июля 2005 года по делу № А29-1397/05А отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
2. Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Шахта" в пользу бюджета 155 050 руб. 00 коп. штрафа за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года и в пользу федерального бюджета РФ 5 601 руб. 00 коп. государственной пошлины.
3. Выдать заявителю исполнительный лист на взыскание штрафа.
Исполнительный лист на взыскание с ответчика государственной пошлины выдать по истечении 10 дней с момента вступления Постановления в законную силу (в случае непредставления ответчиком подлинных доказательств ее уплаты в федеральный бюджет).
4. Настоящее Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
Т.И.ГАЛАЕВА

Судьи
Р.А.БОРЛАКОВА
В.Н.ПОЛИЦИНСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru