Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РК от 14.09.2005 № 247
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 27.09.2005, № 177






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2005 г. № 247

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ

В соответствии со статьей 50 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" Правительство Республики Коми постановляет:
1. Одобрить Основные направления бюджетной политики Республики Коми на 2006 - 2008 годы согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми, Министерству экономического развития Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики Республики Коми на 2006 - 2008 годы при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2006 год и разработке перспективного финансового плана Республики Коми.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики Республики Коми на 2006 - 2008 годы при формировании проектов местных бюджетов на 2006 год и на среднесрочную перспективу.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Гайзера В.М.

Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ





Утверждены
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 14 сентября 2005 г. № 247
(приложение)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ

Выработка Основных направлений бюджетной политики осуществляется в целях обеспечения динамичного развития экономики и инвестиционной активности, обеспечения социальной стабильности, решения комплекса задач по повышению качества жизни населения Республики Коми.
Бюджетная политика, осуществляемая Правительством Республики Коми, основана на решении и развитии задач, определяемых стратегией экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года с учетом мероприятий, реализуемых Правительством Российской Федерации в рамках бюджетной и налоговой реформ, реформы федеративных отношений и местного самоуправления, а также на основе прогноза социально-экономического развития Республики Коми на 2006 год и на период до 2008 года.

Итоги реализации основных задач бюджетной политики
в 2004 - 2005 годах

Итогом реализации бюджетной политики в 2004 - 2005 годах явилось улучшение экономической ситуации и сохранение социальной стабильности в Республике Коми. Обеспечена сбалансированность бюджетной системы Республики Коми, созданы условия для экономического роста, повышения уровня жизни и доходов населения, роста инвестиционной активности, выполнения обязательств государства перед населением.
В условиях снижения налогового бремени, обусловленного проводимой налоговой реформой, формирование доходной базы Республики Коми в значительной степени определяется развитием экономики и инвестиционной деятельности, ростом доходов граждан.
В 2004 - 2005 годах продолжалась работа по созданию условий для привлечения инвестиций, улучшения финансового положения организаций реального сектора экономики, стабилизации поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
Правительством Республики Коми сохранен курс на минимизацию предоставления налоговых льгот. Налоговые льготы предоставлялись в основном организациям, оказывающим социально значимые услуги, и организациям, представляющим интересы социально не защищенных слоев населения.
В связи с пересмотром федерального законодательства произведено перераспределение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Республики Коми. В рамках закрепленных расходных обязательств разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты Республики Коми, регламентирующие объемы и порядок финансирования отдельных видов расходов, в том числе связанных с социальной поддержкой населения.
В 2005 году проведена реформа системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, значительная часть натуральных льгот переведена в денежную форму. Увеличены объемы бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения.
Осуществлена плановая индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы, обеспечено своевременное финансирование выплаты заработной платы и оплаты отпусков работникам бюджетной сферы, стипендий, других социальных и компенсационных выплат населению, что положительно отразилось на уровне жизни населения.
В 2004 - 2005 годах обеспечено своевременное погашение и обслуживание государственного долга Республики Коми, созданы все необходимые резервы и условия для стабильного исполнения обязательств в среднесрочной перспективе.
В результате проведения продуманной долговой политики и стабилизации ситуации в бюджетной системе в 2005 году Республика Коми впервые признана регионом с инвестиционным кредитным рейтингом.
С 2005 года в Республике Коми реализуется целевая республиканская программа "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми", направленная на улучшение системы управления региональными финансами за счет составления проекта республиканского бюджета (далее - республиканский бюджет) на основе перспективного финансового плана Республики Коми, применения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот, проведения мониторинга просроченной кредиторской и дебиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, и оценки эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Коми.
В то же время, наряду с позитивными изменениями, в бюджетной системе сохраняются такие серьезные проблемы, как:
сохранение тенденции сокращения налогооблагаемой базы консолидированного бюджета Республики Коми в связи с проводимой на федеральном уровне налоговой реформой и централизацией основных бюджетообразующих налогов на федеральном уровне;
отсутствие мониторинга и анализа объема и качества предоставляемых бюджетных услуг населению;
неэффективная система финансирования бюджетной сферы, состоящая в том, что действующий механизм сметного финансирования не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения, и главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не в полной мере заинтересованы в эффективном расходовании средств, полученных ими из бюджета, и в достижении конечных общественно значимых результатов.

Цели и основные задачи бюджетной политики
на 2006 - 2008 годы

Обеспечение экономической устойчивости остается важнейшей задачей бюджетной политики в 2006 году и в среднесрочной перспективе. В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Коми, безусловного выполнения принятых расходных обязательств, повышения эффективности бюджетных расходов органам исполнительной власти Республики Коми надлежит предпринять действия по следующим направлениям.

Совершенствование межбюджетных отношений

Среди основных реформ, которые были начаты в предыдущие годы, - реформа, связанная с разграничением бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Часть этих полномочий связана с монетизацией льгот. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2006 год и среднесрочную перспективу во многом предопределены изменениями федерального законодательства, регламентирующего доходные источники и расходные обязательства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Обеспечение стабильности закрепленных за республиканским бюджетом и местными бюджетами доходных источников и расходных обязательств должно стать важнейшим принципом бюджетной политики органов исполнительной власти Республики Коми.
Особое внимание необходимо уделить созданию финансовой основы и соответствующей нормативно-правовой базы для реализации на практике проводимой реформы федеративных отношений и местного самоуправления.
Необходимо обеспечить уточнение действующей в Республике Коми схемы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Республики Коми в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год необходимо учесть решение проблемы сбалансированности местных бюджетов.
В 2005 году приняты изменения и дополнения в Закон Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", которые определили формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета, а также условия их предоставления.
Основу раздела "Межбюджетные трансферты", как и в предыдущие годы, составит Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми и Республиканский фонд компенсаций. Кроме того, начиная с 2006 года, местным бюджетам будут оказываться новые виды финансовой помощи за счет средств Фонда финансовой поддержки поселений в Республике Коми, Фонда муниципального развития Республики Коми и Республиканского фонда софинансирования социальных расходов. Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми и Фонд финансовой поддержки поселений в Республике Коми образуются в составе республиканского бюджета с целью выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Из Фонда муниципального развития Республики Коми местным бюджетам будут предоставляться субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения, из Республиканского фонда софинансирования социальных расходов - субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов.
Отличительная особенность Республиканского фонда компенсаций - предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам исключительно в виде субвенций в целях финансового обеспечения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Коми.
Процесс создания вновь образованных поселений включает образование финансово-экономических органов, способных самостоятельно формировать и исполнять бюджеты поселения. В связи с этим дальнейшее развитие должны получить мероприятия по обеспечению финансовой системы квалифицированными кадрами. Необходимо продолжить проведение на республиканском уровне обучающих семинаров для соответствующих категорий муниципальных служащих.

Основные задачи по формированию доходов
республиканского бюджета

Продолжающиеся в рамках налоговой реформы изменения и дополнения Налогового кодекса Российской Федерации, принятие новых редакций Лесного и Водного кодексов Российской Федерации окажут влияние на изменение доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
В связи с изменениями, связанными с источниками формирования доходов бюджетов и полномочиями субъектов Российской Федерации по их формированию, одной из основных задач бюджетно-налоговой политики остается мобилизация собственных доходов Республики Коми за счет экономического роста и развития налогового потенциала с одновременным принятием всех возможных мер по повышению собираемости налогов и обязательному вовлечению недоимки в обороты бюджетов.
Актуальным остается вопрос увеличения доходов на основе эффективного управления государственной и муниципальной собственностью. Обеспечение поступления дополнительных доходов должно быть достигнуто за счет создания новых источников платежей и более рационального использования имеющегося имущества.
Одним из механизмов для более эффективного формирования доходной базы является применение новой системы классификации доходов, которая включает в себя коды администраторов поступлений в бюджеты разных уровней. Основные источники доходов, поступающие в республиканский бюджет и местные бюджеты, должны быть закреплены за органами исполнительной власти Республики Коми и органами местного самоуправления, осуществляющими контроль за поступлением платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная система классификации доходов усилит контрольные функции и повысит ответственность главных распорядителей - администраторов соответствующих платежей республиканского бюджета и местных бюджетов, что позволит обеспечить своевременное поступление средств в республиканский бюджет и местные бюджеты.
В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации потребуются разработка и принятие нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми, определяющих порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также земельного налога.
Изменен порядок предоставления налоговых льгот. Льготы по налогам и сборам в республиканский бюджет предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30 июня 2005 г. № 181 "Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот".

Основные приоритеты в области расходов
республиканского бюджета и повышение результативности
бюджетных расходов

Продолжится реформирование бюджетного процесса, целью которого является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с основными направлениями стратегии экономического и социального развития Республики Коми.
Основой организации бюджетного процесса должен стать принцип "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Бюджетные ресурсы должны распределяться между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Разработка и утверждение перспективного финансового плана Республики Коми на 2006 - 2008 годы позволит создать стимулы оптимизации бюджетных расходов, повысить качество подготовки республиканского бюджета и предсказуемость бюджетной политики в целом.
Новые расходные обязательства должны включаться в республиканский бюджет лишь в целях обеспечения приоритетов государственной социально-экономической политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности. Особое внимание следует уделить повышению результативности бюджетных расходов, главным образом, обеспечению доступности и качества услуг здравоохранения и образования, непосредственно влияющих на уровень жизни населения. Необходимо создать условия для привлечения в здравоохранение и образование квалифицированных кадров, а также условия для технического перевооружения и развития этих отраслей.
Система оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и повышение уровня оплаты труда должны обеспечить соответствующие качество труда и закрепление квалифицированных кадров в бюджетном секторе.
Необходимо повысить эффективность программно-целевого метода бюджетного планирования и превратить целевые программы из инструмента дополнительного финансирования текущей деятельности органов государственной власти Республики Коми в инструмент консолидации ресурсов на приоритетных направлениях развития для обеспечения комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики. Для решения этой задачи необходимо исключить из программ мероприятия, включенные в сметное финансирование, и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на реализации инвестиционных проектов и мероприятий, направленных на решение ключевых проблем, стоящих перед Республикой Коми.
Важным элементом эффективной реализации программ должна стать возможность их оценки на любом этапе реализации, в связи с чем программы должны иметь четкие цели, конкретные задачи, измеримые результаты, систему оценки, количественные индикаторы их достижения. Необходимые объемы финансирования и конкретные результаты выполнения мероприятий разрабатываемых целевых республиканских программ необходимо планировать на 3 года вперед (с возможностью их корректировки), а по программам, срок действия которых менее 3 лет, - до окончания срока реализации.
В целях реализации стратегии экономического и социального развития Республики Коми предстоит разработать и реализовать целевые республиканские программы на среднесрочную перспективу. В 2006 - 2008 годах в рамках реализации таких программ планируется разработка подпрограмм по таким направлениям, как развитие лесопромышленного комплекса, транспортной системы и дорожного хозяйства, развитие и поддержка малого предпринимательства и потребительской кооперации, реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса, развитие жилищного строительства, развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса, развитие образования и системы здравоохранения.
На совершенствование бюджетного процесса направлена целевая республиканская программа "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми". Реализация данной программы позволит обеспечить:
своевременное принятие и исполнение сбалансированных республиканского бюджета и местных бюджетов, минимизацию количества вносимых в них изменений;
повышение прозрачности системы региональных и местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;
обеспечение реалистичности республиканского бюджета и местных бюджетов, безусловного выполнения обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;
реструктуризацию по сети бюджетного сектора и бюджетных учреждений с целью повышения эффективности их функционирования, оптимизации состава государственного имущества;
четкое и стабильное законодательное разграничение расходных обязательств и доходных источников между республиканским бюджетом и местными бюджетами, формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи местным бюджетам;
реализацию административной реформы, оптимизацию структуры и задач органов исполнительной власти Республики Коми;
внедрение системы стандартизации предоставляемых бюджетных услуг, среднесрочного финансового планирования, совершенствование системы управления государственным долгом Республики Коми, планирования и осуществления закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд.
Реализация мер по реформированию бюджетного процесса и повышению результативности расходов на уровне республиканского бюджета и местных бюджетов позволит повысить эффективность и результативность работы органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления, создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в Республике Коми. В свою очередь, достижение поставленных целей создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики Республики Коми.
Основные приоритеты бюджетных расходов на 2006 - 2008 годы будут соответствовать решению задач социальной направленности. Особое внимание необходимо уделить не только обеспечению текущих расходов на образование, здравоохранение, реализацию социальной политики, культуру, физическую культуру и спорт, но и увеличению объемов финансирования капитальных расходов.
Для повышения эффективности государственных расходов Республики Коми в области капитального строительства бюджетные ресурсы должны направляться в первоочередном порядке на финансирование:
объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу;
объектов, включенных в целевые республиканские программы;
пусковых объектов и объектов с высокой степенью строительной готовности.
В целях форсирования процесса расширения налогового потенциала Республики Коми необходимо более масштабно подходить к государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности, реализующих на территории Республики Коми инвестиционные проекты создания новых и модернизации собственных производств. При этом объемы средств, направляемых на данные цели, должны возрасти, а временной горизонт государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности должен быть увеличен и увязан со сроками внедрения инвестиционного проекта и перспективным финансовым планом Республики Коми. В то же время важным условием предоставления государственной поддержки на инвестиционные цели должно стать наличие социального эффекта от реализации инвестиционного проекта.
Вместе с тем для достижения максимального мультипликативного эффекта и наиболее результативного использования бюджетных средств на государственную поддержку инвестиционной деятельности необходимо усилить как предварительный, так и последующий контроль за расходованием бюджетных средств, направленных на эти цели: проводить тщательную экспертизу в соответствии с законодательством и оценку эффективности инвестиционных проектов не только на этапе принятия решения об оказании государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, но и на этапе мониторинга реализации инвестиционных проектов.
Следует повысить эффективность государственных инвестиций, направленных на создание и модернизацию объектов государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности. В связи с этим формирование республиканской программы капитального строительства должно осуществляться путем включения наиболее эффективных и социально значимых проектов, отобранных на конкурсной основе.
Дальнейшее развитие в Республике Коми жилищного строительства и обеспечение доступности кредитных ресурсов позволят решить жилищную проблему семьям с различным уровнем доходов, включая семьи работников бюджетной сферы.
Через систему льготного жилищного кредитования необходимо решать задачи закрепления молодых кадров в социальных отраслях.
Продолжение развития в Республике Коми системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования позволит активизировать процесс привлечения внебюджетных средств в строительство и приобретение жилья в Республике Коми, а также предоставить более широкому кругу населения альтернативный источник кредитных ресурсов.
Продолжение практики предоставления гражданам субсидий на строительство или приобретение жилья будет способствовать обеспечению населения Республики Коми доступным жильем.
В целях стабилизации экономического положения в северных городах и районах Республики Коми будет продолжена работа по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с использованием как федеральных, так и средств республиканского бюджета, включая компенсации транспортных расходов переселяющимся гражданам.
При планировании и исполнении республиканского бюджета следует не допускать образования бюджетной задолженности перед хозяйствующими субъектами и населением.
Обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств поможет система финансового контроля, включающая в себя предварительный и текущий финансовый контроль за счет исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов по казначейским принципам, а также проводимая уполномоченными органами исполнительной власти Республики Коми контрольная работа по соблюдению участниками бюджетного процесса норм и правил бюджетного законодательства.
В целом реализация бюджетной политики в 2006 - 2008 годах должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, эффективности управления государственными (муниципальными) финансами, переориентации деятельности главных распорядителей бюджетных средств на достижение конечных и измеримых результатов, что является основой проводимой в стране реформы бюджетного процесса.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru