Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Отдел налогообложения прибыли (дохода) УФНС РФ по РК, "Все для Вас", № 63, 2005 г.)]
"О НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 17.08.2005, № 63






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

О НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ГЛАВЕ 25
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон № 58-ФЗ) внесены поправки в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса. Как следует из статьи 8 Закона № 58-ФЗ, существенная часть изменений вступила в силу через месяц со дня опубликования закона, то есть с 15 июля 2005 годов.
Поскольку охватить все изменения в данной статье не представляется возможным, мы остановимся лишь на некоторых поправках, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 и 2005 годов.
1. Вносимые поправки в гл. 25 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2002 года, установили:
1.1. Впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном п.п. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
1.2. Согласно п. 11 ст. 250 НК РФ внереализационные доходы, учитываемые для целей налогообложения, снижены на положительные курсовые разницы по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте.
1.3. Произошли изменения в определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Так, абз. 2 и 5 п. 2 ст. 280 НК РФ уточняется порядок определения доходов и расходов при реализации ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. Доходы от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе их погашения) определяются по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перехода права собственности на ценные бумаги либо на дату их погашения. Расходы на приобретение ценных бумаг определяются по курсу ЦБ РФ на дату принятия ценной бумаги к учету. Текущая переоценка ценных бумаг не производится.
Кроме того, в вышеуказанной статье уточняется порядок определения даты совершения сделки для целей налогообложения. Если сделка с ценной бумагой осуществляется через организатора торговли, датой ее совершения считается дата проведения торгов, на которых соответствующая сделка была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.
1.4. Также дано понятие "национального законодательства", которое применяется в п. 3 ст. 280 НК РФ при определении критериев признания ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке. Под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).
2. Вносимые поправки в гл. 25 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2005 года, установили:
2.1. Изменениями в ст. 250 НК РФ предусматривается исключение из состава внереализационных доходов, полученных от долевого участия в других организациях, дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (частников) организации.
2.2. Законом № 58-ФЗ изменен порядок определения доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, предусмотренный положениями ст. 251 НК РФ. В частности, при определении налоговой базы не учитываются суммы кредиторской задолженности налогоплательщика только по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанные и (или) уменьшенные иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ. Ранее не учитывалась вся кредиторская задолженность налогоплательщика перед бюджетами.
2.3. Кроме того, уточняется порядок налогообложения при реорганизации организации:
- в ст. 251 НК РФ введен п. 3, подтверждающий, что в составе доходов не учитывается стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты ее завершения;
- в ст. 252 НК РФ введен п. 2.1, в котором изложен перечень возникающих расходов, принимаемых для целей налогообложения, у вновь созданных и реорганизованных организаций;
- дополнительно в ст. 259 НК РФ введен п. 14 с указанием на то, что организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником;
- вновь введенные п.п. 4 - 6 ст. 277 НК РФ установили порядок определения стоимости полученных акционерами акций при реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования, выделения и разделения. Вводится требование об обязательной публикации информации о чистых активах реорганизуемых и создаваемых организаций. Эту информацию реорганизуемая организация должна опубликовать в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации.
2.4. Подпунктами 1 и 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, дополнительно отнесены суммы таможенных пошлин и сборов, а также расходов на приобретение услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ.
2.5. Дополнен двумя новыми подпунктами перечень внереализационных расходов, установленный в п. 1 ст. 265 НК РФ. С 1 января 2005 года к внереализационным расходам относятся проценты, уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам, а также учитываются целевые отчисления от лотерей.
2.6. Уточняется понятие "сомнительный долг". Напомним, что ранее сомнительная задолженность не была четко связана с реализацией товаров (работ, услуг). Теперь в п. 1 ст. 266 НК РФ дана новая формулировка: "сомнительным долгом признается любая задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором".
2.7. В п. 2 ст. 288 НК РФ внесена поправка, уточняющая алгоритм расчета доли прибыли обособленного подразделения. Так, среднесписочная численность работников и остаточная стоимость амортизируемого имущества определяются за весь отчетный (налоговый) период.
2.8. Пункт 1 ст. 318 НК РФ дополнен абзацем, позволяющим налогоплательщикам самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). То есть перечень прямых расходов открыт. Необходимо отметить, что к прямым расходам с 1 января 2005 года относятся взносы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на зарплату персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг). Из п. 2 этой же статьи исключены рекомендации по распределению сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства и на изготовленную продукцию (работы, услуги). Кроме того, уточняется, что не только косвенные, но и внереализационные расходы, осуществленные в текущем периоде, полностью включаются в расходы, учитываемые для целей налогообложения. Налогоплательщикам, оказывающим услуги, дано право относить прямые расходы данного периода на уменьшение доходов от производства и реализации данного периода без распределения на остатки незавершенного производства.
В отличие от ранее действующего порядка теперь налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), закрепив это в учетной политике для целей налогообложения (абз. 3 - 5 п. 1 ст. 319 НК РФ). Зафиксированный в учетной политике порядок распределения прямых расходов должен применяться не менее двух налоговых периодов.
Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. Ранее они относились на материальные расходы.
Помимо этого в ст. 320 НК РФ систематизирован порядок определения расходов по торговым операциям, при этом сам порядок не изменен. В частности, уточняется, что по среднему проценту определяются прямые расходы, относящиеся на остаток нереализованных товаров, именно в части транспортных расходов.

Отдел налогообложения
прибыли (дохода)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru