Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 12.08.2005 № А29-2017/05-3э
<УБЫТКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ВОЗЛОЖЕНЫ НА МИНФИН РК, ТАК КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ЛЬГОТ ДОЛЖНО ПРОИЗВОДИТЬСЯ ИЗ БЮДЖЕТА РК, А ЛИШЬ ЗАТЕМ УКАЗАННЫЕ РАСХОДЫ КОМПЕНСИРУЮТСЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 12 августа 2005 года Дело № А29-2017/05-3э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 04.08.2005, 08.08.2005 апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2005 по делу № А29-2017/05-3э, принятое судьей Каменевым А.Л.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2005 с Министерства финансов Республики Коми в пользу истца взыскано 788 417,95 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением за период с декабря 2003 года по декабрь 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медработникам, проживающим в сельской местности.
Не согласно с решением суда, Министерство финансов Республики Коми в апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о возложении ответственности на бюджет субъекта является ошибочным, заявитель указывает со ссылкой на Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, что источником финансирования данных льгот является федеральный бюджет.
В то же время заявитель полагает, что первоочередные расходы на возмещение льгот работникам сельской местности производятся муниципальным образованием.
По мнению заявителя, Российская Федерация, предоставив льготу отдельным категориям граждан в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, обязана обеспечить материальную базу для реализации указанных льгот, что не было сделано.
Кроме того, Министерство финансов Республики Коми не согласно с тем, что судом первой инстанции в сумму убытков, взысканных с него, включена сумма расходов по оплате за жилищные услуги, в связи с тем, что законодательством не предусмотрена льгота по их оплате.
МУП "Райжилкомхоз", МУ "Жешартская районная больница", Управление федерального казначейства по Республике Коми, Финансовое управление Министерства финансов РК в Усть-Вымском районе в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыва на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Коми настаивает на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, представители истца и МУ "Жешартская районная больница" возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение оставить без изменения.
Дело рассматривается в отсутствие представителей иных сторон, третьего лица, извещенных о дате и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей Министерства финансов Республики Коми, МУП "Райжилкомхоз", МУ "Жешартская районная больница", изучив материалы дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Из материалов дела усматривается, что с декабря 2003 года по декабрь 2004 года муниципальное унитарное предприятие "Райжилкомхоз" во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых им работникам здравоохранения, в результате чего у истца возникли убытки.
Позднее истцом сокращен период (с марта (частично) по декабрь 2004 года), за который он просит взыскать сумму убытков в связи с частичной их оплатой. По мнению истца, сумма убытков, понесенных им, составила 928 551,16 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22.07.1993 (в редакции, действующей до 29.12.2004) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии действующим законодательством.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В статье 6 этого Закона указано, что положения статьи 2 применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектов Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
Законодательного акта, который бы урегулировал порядок возмещения спорных льгот на уровне Республики Коми, не принято.
В продолжение норм вышеназванного Закона вынесено Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377, которым утверждены "Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности". В силу данных правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.
Субсидии учитываются в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации по коду 3020415 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" классификации доходов бюджетов Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Таким образом, указанными нормативными актами определено, что первоначальное возмещение льгот должно быть произведено из бюджета субъекта Российской Федерации, возникшие в связи с этим расходы затем должны быть компенсированы из бюджета Российской Федерации.
Министерством финансов Республики Коми не представлено доказательств того, что возникшие у истца убытки по предоставлению рассматриваемых льгот были им возмещены.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
В связи с вышеизложенным, вывод суда первой инстанции о возложении ответственности в рассматриваемой ситуации на бюджет субъекта РФ является обоснованным.
Доводы Министерства финансов Республики Коми о необоснованности включения истцом в сумму убытков суммы оплаты за жилищные услуги, а также принятие данного расчета судом являются правильными.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163, в жилищные услуги входит содержание и текущий ремонт, а также капитальный ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях.
Пунктом 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья определено, что бесплатно предоставляются услуги по отоплению и освещению, термин "бесплатное предоставление квартир" идентичен освобождению от оплаты за пользование помещением.
Под оплатой занимаемой общей площади жилых помещений понимается плата за владение и пользование жилым помещением, то есть найм. Объектом договора найма жилого помещения в силу пункта 1 ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Таким образом, сумма жилищных услуг подлежит исключению из заявленной истцом суммы.
Общая стоимость льгот по оплате услуг, предоставленных медработникам, проживающим в Усть-Вымском районе, подтверждается представленными истцом документами: выставленными к оплате счет-фактурами, списками льготников.
Судом апелляционной инстанции произведен расчет на основе представленных истцом документов, согласно которым сумма, подлежащая взысканию с ответчика с марта по декабрь 2004 года без учета налога на добавленную стоимость и жилищных услуг составляет 553 040,89 руб., однако с учетом произведенной оплаты в сумме 97 609,98 руб. с Министерства финансов Республики Коми следует взыскать 455 430,91 руб.
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера государственной пошлины, суд апелляционной инстанции согласен с данной позицией суда.
Сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с МУП "Райжилкомхоз", за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, составляет 422,35 руб.
В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Коми от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2005 по делу № А29-2017/05-3э изменить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 455 430,91 руб. убытков. Выдать исполнительный лист.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с МУП "Райжилкомхоз" в доход федерального бюджета 422,35 руб. государственной пошлины.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
Л.Ю.ЮРКИНА
С.Д.ТОКАРЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru