Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 11.08.2005 № А29-2937/05А
<ВЫСТУПАЯ АКЦИОНЕРОМ ОБЩЕСТВА, СУБЪЕКТ РФ НАРАВНЕ С ДРУГИМИ НЕСЕТ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С СУММЫ ПОЛУЧЕННЫХ ДИВИДЕНДОВ, ОДНАКО В ДАННОМ СПОРЕ ОРГАН ВЛАСТИ СУБЪЕКТА НЕОБОСНОВАННО ПРИВЛЕЧЕН К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕУПЛАТУ СПОРНОГО НАЛОГА, ПОСКОЛЬКУ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ НЕ ДОКАЗАНО, ЧТО СУММЫ НАЛОГА НЕ ПЕРЕЧИСЛЯЛИСЬ В БЮДЖЕТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 11 августа 2005 года Дело № А29-2937/05А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару на решение арбитражного суда от 6 июня 2005 года, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 6 июня 2005 года по делу № А29-2937/05А было удовлетворено заявление Агентства Республики Коми по управлению имуществом о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару от 5 апреля 2005 года.
Инспекция не согласна с указанным выше решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушения норм материального права.
Заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
С 12 ноября 2004 года по 11 января 2005 года Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее сокращенно - Инспекция ФНС по городу Сыктывкару, Инспекция) провела выездную налоговую проверку Министерства имущественных отношений Республики Коми (ныне - Агентство Республики Коми по управлению имуществом) по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет налога с доходов в виде дивидендов за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2003 года.
В ходе проверки Инспекция установила, что по итогам 2002 года Министерством имущества Республики Коми было допущено неперечисление в бюджет налога с доходов в виде дивидендов за 2002 и 2003 годы в сумме всего 247 516 руб. 00 коп.
По результатам проверки руководителем Инспекции вынесено решение от 21 марта 2005 года, которым на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказано в привлечении к налоговой ответственности Агентства Республики Коми по управлению имуществом (далее сокращенно - Агентство), но предложено уплатить сумму налога с доходов в виде дивидендов (247 516 руб. 00 коп.) и пени за несвоевременную уплату этого налога (209 504 руб. 70 коп.).
Поскольку предложения о добровольной уплате доначисленных сумм налога и пени не были исполнены, Инспекция вынесла решение от 5 апреля 2005 года о взыскании сумм налога и пени за счет денежных средств налогового агента.
Не согласившись с действиями налогового органа по вынесению решения от 5 апреля 2005 года, Агентство обжаловало данный ненормативный акт в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты не могут выступать плательщиками налога на прибыль, в том числе с доходов от дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим государству.
Такой вывод суда нельзя признать правильным.
Из материалов дела следует, что Республика Коми (в лице Минимущества РК) является акционером - владельцем акций ряда Обществ, в том числе открытых акционерных обществ: "С", "К", "У".
При перечислении в республиканский бюджет доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Коми, названными выше акционерными обществами не были удержаны суммы налога и не перечислено в федеральный бюджет всего 247 516 руб. 00 коп. за 2001 - 2002 годы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 9 мая 2001 года № 50-ФЗ) предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги с доходов в виде дивидендов, полученных организацией - акционером (участником) от организации по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе по привилегированным акциям), а также в виде процентного дохода, полученного владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.
В силу пункта 3 статьи 9 названного Закона налоги с доходов, указанных в подпункте "а" пункта 1 этой же статьи (в части, касающейся выплаты дивидендов по акциям и доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых не предусмотрено признание у продавца получения процентного дохода, а также в части, касающейся выплаты дивидендов и процентов, полученных нерезидентами Российской Федерации), удерживаются у источника выплаты указанных доходов. Ответственность за удержание и перечисление данных налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход.
Расчеты по налогам с доходов в виде дивидендов представляют в налоговые органы по месту своего нахождения предприятия, выплачивающие доходы, в пятидневный срок, считая со дня начисления доходов акционерам, учредителям или иным получателям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов. Уплата налога с доходов в бюджет производится в пятидневный срок, считая со дня, установленного для представления указанного расчета.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются налогом на прибыль по ставке 6 процентов.
В силу статьи 24 НК РФ и пункта 2 статьи 275 НК РФ, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то указанная организация признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в федеральный бюджет сумм налога.
Поэтому открытые акционерные общества "С", "У" и "К", руководствуясь указанными выше нормами законов, должны были перечислять в республиканский бюджет Республики Коми причитающиеся республике дивиденды за вычетом сумм налога с доходов в виде дивидендов.
Доводы Агентства о том, что Республика Коми не может выступать плательщиком налога с доходов в виде дивидендов, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание.
Согласно определению, которое дается в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Из указанного следует, что субъект Российской Федерации - Республика Коми, являясь акционером названных выше Обществ, выступает в отношениях, регулируемых Федеральным законом "Об акционерных обществах", на равных началах с гражданами и юридическими лицами и, следовательно, несет равные с ними обязанности.
Поскольку пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, то субъект Российской Федерации - Республика Коми, выступая акционером Общества, так же как и другие его акционеры, должна нести обязанность по уплате налога на прибыль с суммы полученных дивидендов.
Обязанность субъекта Российской Федерации уплачивать налог на прибыль с полученных дивидендов подтверждена и пунктом 1 статьи 42 БК РФ (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
При этом апелляционная инстанция отмечает, что осуществление прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Коми, от имени Республики Коми поручено осуществлять именно Агентству, ранее - Минимуществу РК (а не Минфину РК).
Данные полномочия отражены в пункте 30 Положения об Агентстве..., в пункте 38 Положения о Министерстве имущественных отношений РК.
Вместе с тем, решение Инспекции № 898 могло быть признано недействительным по иным основаниям.
В соответствии с решением от 5 апреля 2005 года сумма налога с доходов в виде дивидендов и сумма пеней должны быть взысканы с расчетного счета заявителя (Агентства).
Между тем, как следует из материалов дела, суммы налога с доходов в виде дивидендов акционерными обществами перечислялись в республиканский бюджет без удержания спорного налога. В связи с этим сумма налога в размере 6%, причитающаяся перечислению в федеральный бюджет, находится в бюджете Республики Коми. Доказательств того, что спорная сумма налога находится на счетах заявителя, суду не было представлено.
Инспекцией не представлены также доказательства того, что налоговым органом совместно с компетентными органами Республики Коми (в том числе с Минфином РК) до принятия решения от 5 апреля 2005 года был рассмотрен вопрос о возможности возврата налога в сумме 247 516 руб. 00 коп. из бюджета РК и перечисления его в федеральный бюджет.
При изложенных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции от 6 июня 2005 года по данному делу подлежит оставлению без изменения, а жалоба - отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 6 июня 2005 года по делу № А29-2937/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Настоящее Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
Т.И.ГАЛАЕВА

Судьи
Р.А.БОРЛАКОВА
В.Н.ПОЛИЦИНСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru