Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 30.06.2005 № А29-290/05А
<В ДЕЙСТВИЯХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, КОТОРЫЙ ПРИМЕНИЛ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ СУММЫ ЕСН НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ В СУММЕ НАЧИСЛЕННЫХ ЗА ТОТ ЖЕ ПЕРИОД СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ОТСУТСТВУЕТ СОБЫТИЕ И СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, КРОМЕ ТОГО, НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ НЕ ДОКАЗАНО НАЛИЧИЕ ВИНЫ В СОВЕРШЕНИИ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЧТО ИСКЛЮЧАЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 30 июня 2005 года Дело № А29-290/05А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.05.2005 по делу № А29-290/05А, принятое судьей Шипиловой Э.В.,

установил:

Межрайонная Инспекция ФНС № 1 по Республике Коми обратилась с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения 3 812,07 руб. штрафа за неуплату единого социального налога за 2003 год. Неуплата налога имела место в результате необоснованного невключения в налоговую базу сумм единовременной выплаты для обустройства, выданной молодому специалисту.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд посчитал, что компенсационные выплаты, выданные молодым специалистам на основании решений представительных органов местного самоуправления, не облагаются единым социальным налогом.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми просит отменить судебное решение. По мнению заявителя, Указ Главы Республики Коми, на основании которого произведены компенсационные выплаты, является подзаконным нормативно-правовым актом, а поэтому произведенные выплаты молодым специалистам по данному Указу не являются компенсационными и подлежат налогообложению в установленном порядке.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
По результатам выездной налоговой проверки решением налогового органа от 26.07.2004 ответчик привлечен к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации:
- за неполную уплату сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога - 356 руб. По мнению налогового органа, в нарушение ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления единого социального налога за 2001 год определена неправильно, поскольку в нее не включены суммы единовременной выплаты для обустройства молодого специалиста, выданные в соответствии с Указом Главы Республики Коми № 302 от 01.08.2000 в сумме 5 000 руб. В результате чего неуплачен налог в сумме 1 780 руб. В нарушение ч. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик необоснованно применил налоговые вычеты в размере начисленных, но фактически не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 989,75 руб.;
- за неуплату налога в результате бездействия в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога в сумме 3 456,07 руб., а также доначислен единый социальный налог в сумме 1 780 руб. и 17 280,37 руб. за 2003 год и пени за неуплату налога в сумме 4664,51 руб. При этом неуплата единого социального налога по данным лицевых карточек налогоплательщика имела место в результате бездействия налогоплательщика в проверяемом периоде и составила 17 208,37 руб.
Вместе с тем, указанные выводы налогового органа не основаны на нормах материального права.
Согласно статье 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Статьей 217 НК РФ установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению у физических лиц, в который включены и компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 238 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.01 № 198-ФЗ) не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Указом Главы Республики Коми № 302 от 01.08.2000 "О мерах по привлечению и закреплению специалистов, прибывших на работу в сельскую местность после окончания высших, средних специальных учебных заведений" установлено, что с 1 сентября 2000 года специалистам, прибывшим после окончания в 2000 году и последующих годах высших и средних специальных учебных заведений на работу в сельскую местность в организации здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты, иные государственные и муниципальные организации, а также организации торговли и бытового обслуживания населения, потребительской кооперации, сельского хозяйства, лесного комплекса, энергетики, строительства, легкой и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и заключившим трудовой договор (контракт) на срок не менее 5 лет, представляются следующие льготы и компенсации:
- единовременная выплата для обустройства в размере 5000 руб.
Финансирование расходов на компенсацию стоимости представляемых специалистам гарантий и компенсаций, установленных настоящим пунктом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Названные выплаты не входят в систему оплаты труда и не являются составной частью заработной платы специалиста. Выплаты носят целевой характер, предоставляются упомянутым лицам на безвозмездной основе, не носят характер возмещения за понесенные их получателями расходы, а поэтому не подлежат обложению единым социальным налогом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета по указанному налогу в размере начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а не фактически уплаченных.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Из указанных норм следует, что если по итогам месяца сумма налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов, то разница между ними признается недоимкой по единому социальному налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю (пункт 2 статьи 24 Федерального закона).
Материалы дела свидетельствуют, что на момент вынесения решения сумма примененного ответчиком за 2002 год налогового вычета превысила сумму фактически уплаченных организацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 14 989,75 руб.
При таких обстоятельствах поскольку у налогоплательщика произошло занижение суммы единого социального налога, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, Инспекция доначислила ему сумму недоимки и пени.
В силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со статьей 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Между тем, как следует из буквального содержания абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Кодекса, занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета (начисленных страховых взносов) над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.
Таким образом, в действиях налогоплательщика, который правомерно на основании пункта 2 статьи 243 Кодекса применил при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет в сумме начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует событие и состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса.
Кроме того, налоговым органом не доказано наличие вины ответчика в совершении налогового правонарушения.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения статья 109 Налогового кодекса РФ относит к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 6 мая 2005 года по делу № А29-290/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
А.А.КНЯЗЕВА
В.Г.ПРОТАЩУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru