Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ УФНС РФ по РК от 14.06.2005
"РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

До 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами, установленная статьей 39 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон № 2395-1), включала сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), акцизы.
Платежи за пользование недрами взимались за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях (например, строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, геологическое изучение недр).
С вступлением в силу главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации структура платежей за пользование недрами, предусмотренная статьей 39 Закона № 2395-1, претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на ВМСБ и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Таким образом, с 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами включает:
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
- регулярные платежи за пользование недрами;
- плату за геологическую информацию о недрах;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе);
- сбор за выдачу лицензий.
Вышеуказанные платежи не относятся к налогам и сборам, поскольку введены не НК РФ и принятыми в соответствии с ним законами, а законодательством о недропользовании.
Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" на налоговые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевременностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обязательных платежей, к которым относятся платежи при пользовании недрами. При этом налоговые органы администрируют не все платежи, а только те из них, информация по которым имеется в распоряжении налоговых органов: разовые платежи за пользование недрами и регулярные платежи за пользование недрами.
Регулярные платежи за пользование недрами взимались до 1 января 2002 г. в форме платежей за пользование недрами для проведения поисково-оценочных работ, разведочных работ, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за геологическое изучение недр.
Исчисление платежей за проведение поисково-оценочных работ и разведки полезных ископаемых производилось исходя из сметной стоимости работ по адвалорной ставке либо исходя из площади лицензионного участка, облагаемой по специфическим ставкам. Форма расчета платежей за проведение геологоразведочных работ являлась составной частью расчета платежей за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.
С 1 января 2002 г. ренталс вносятся за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Несмотря на то, что геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, как объект платежей указаны в ст. 43 Закона № 2395-1, за данный вид пользования недрами платежи не уплачиваются по причине отсутствия установленных ставок регулярных платежей по данному виду работ.
Регулярные платежи за пользование недрами также не взимаются:
- за пользование недрами для регионального геологического изучения;
- за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
- за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых; разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.
База для исчисления платежей определяется видом пользования недрами.
Если участок недр предоставлен в пользование для осуществления работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, платежи исчисляются применительно к площади, из которой исключаются территории открытых месторождений.
При проведении работ по разведке месторождений платежи исчисляются за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых.
При предоставлении участка недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, базой налогообложения является вместимость хранилищ. При этом исчисление и уплата платежей производятся только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.
Статьей 43 Закона № 2395-1 установлены максимальные и минимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами:
- по поисково-оценочным и разведочным работам - за единицу площади лицензионного участка (в квадратных километрах) в зависимости от вида полезного ископаемого и вида работ;
- при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - за единицу вместимости хранилищ в зависимости от вида сырья, подлежащего хранению (за одну тонну или за одну тысячу кубических метров).
Конкретный размер ставки платежа устанавливается отдельно по каждому участку недр исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр.
Если решение об установлении ставки по конкретному участку недр принято после начала работ на соответствующем участке недр, ставка регулярных платежей применяется за весь период действия лицензии.
Исчисление регулярных платежей производится за весь период действия лицензии на соответствующий вид пользования недрами независимо от времени фактического проведения работ, связанных с соответствующим видом пользования недрами. Основанием для прекращения уплаты регулярных платежей является справка территориального фонда геологической информации о принятии на хранение окончательного отчета о проведении поисково-оценочных или разведочных работ, указанных в лицензии.
Уплата исчисленных сумм регулярных платежей осуществляется по месту нахождения участка недр, кроме регулярных платежей по участкам недр, находящимся на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, которые уплачиваются по месту государственной регистрации пользователя недр (организации или индивидуального предпринимателя).
Предельный срок уплаты суммы регулярных платежей - последнее число месяца, следующего за истекшим кварталом. Уплата регулярных платежей за пользование недрами допускается только в денежной форме.
Зачисление платежей производится в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации в соотношении 40 и 60%. По работам, проводимым на территории континентального шельфа Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, платежи зачисляются только в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 43 Закона № 2395-1 пользователи недр должны представлять расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым МНС России по согласованию с МПР России.
Приказом МНС России от 11.02.2004 № БГ-3-21/98@, согласованным с МПР России 27.01.2004 и зарегистрированным Минюстом России 03.03.2004, регистр. № 5606, утверждены форма Расчета регулярных платежей за пользование недрами и Порядок его заполнения, которые действуют начиная с расчетов за I квартал 2004 г.
Расчет регулярных платежей представляется пользователями недр в территориальные органы МНС России по субъектам Российской Федерации по месту нахождения участка недр, а именно - в инспекции ФНС России по административно-территориальным образованиям, в межрайонные инспекции МНС России либо в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Если участок недр находится на территории, подведомственной нескольким налоговым органам, находящимся в пределах одного субъекта Российской Федерации, расчет представляется в налоговый орган, определяемый УМНС России по субъекту Российской Федерации.
Расчеты регулярных платежей представляются не только в налоговые органы, но и в территориальные органы МПР России, которым подведомственна территория места нахождения участков недр.
Предельный срок представления расчета совпадает с предельным сроком уплаты регулярных платежей - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Одновременно с принятием Приказа МНС России от 11.02.2004 № БГ-3-21/98@ отменен Приказ МНС России от 19.08.2002 № БГ-3-21/448 "Об утверждении формы Расчета регулярных платежей за пользование недрами и Порядка его заполнения", действовавший в течение 2002 - 2003 гг.
При заполнении Расчета следует обратить внимание на следующее. Физические показатели Расчета регулярных платежей, а именно площадь лицензионных участков и количество полезного ископаемого, подлежащего хранению, указываются с точностью до второго знака после запятой.
При проведении работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых облагаемая платежами площадь лицензионного участка определяется как разница между общей площадью лицензионного участка, площадью территорий открытых месторождений и площадью возвращенной части лицензионного участка.
Площадь лицензионного участка определяется на основании лицензии на право пользования недрами.
Факт открытия месторождения полезных ископаемых устанавливается со дня выдачи МПР России или в соответствующих случаях его территориальными органами свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых в порядке, установленном Приказом МПР России от 10.04.2000 № 93 "Об утверждении Инструкции о порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых".
Площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений к лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа МПР России, принятых по заявлению пользователя недр.
Площадь участка недр для исчисления регулярных платежей за разведку полезных ископаемых определяется как площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.
При этом следует учитывать, что в соответствии с Положением о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденным Приказом МПР России от 09.07.1997 № 122, постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменение и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых.
Основанием для постановки на баланс вышеуказанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы федерального или территориальных фондов геологической информации, сделанные по результатам обобщения и проверки отчетов недропользователей о состоянии, движении и использовании запасов (формы № 5-гр, 6-гр, 70-тп, 71-тп, 2-тп, 11-шрп и 31-тп) и балансов запасов полезных ископаемых, сведений об актах на списание запасов, не подтвердившихся и утративших промышленное значение, или переводе последних в группу забалансовых.
В случае изменения статуса лицензионного участка недр или его части (горный или геологический отвод) регулярные платежи за пользование недрами исчисляются и уплачиваются в соответствии с новым статусом начиная с квартала, в котором произошли вышеуказанные изменения.
При изменении площади лицензионного участка недр в течение квартала новые параметры используются для расчета регулярных платежей за пользование недрами начиная со следующего квартала.
Стоимостный показатель Расчета регулярных платежей (собственно сумма платежей) исчисляется в полных рублях с учетом правил округления.
При этом форма Расчета предусматривает отражение как годовой суммы регулярного платежа, исчисленного исходя из ставки и соответствующей базы обложения, так и суммы квартального платежа, определяемой делением суммы годового платежа на четыре.
При выявлении неправильного указания данных в Расчете регулярных платежей за пользование недрами контролирующий орган вправе запросить у недропользователя уточненный расчет за соответствующий отчетный период.
Если же недропользователь самостоятельно обнаружит, что в поданном расчете им ошибочно не отражены или отражены не полностью сведения об отдельных показателях, а также при обнаружении им иных ошибок, приводящих к занижению подлежащих уплате сумм регулярных платежей, он вправе представить уточненный расчет регулярных платежей.

Отдел
ресурсных, имущественных
и прочих налогов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru