Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 09.06.2005 № А29-277/05А
<В ХОДЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПИТАНИЕМ, ОБЩЕСТВО НЕ ОКАЗЫВАЛО УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, А ОСУЩЕСТВЛЯЛО РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДТОВАРОВ, ЧТО ОБЛАГАЕТСЯ НДС ПО СТАВКЕ 10%; СУДОМ ТАКЖЕ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ОБЩЕСТВО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ОТСУТСТВУЕТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 9 июня 2005 года Дело № А29-277/05А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11 апреля 2005 года по делу № А29-277/05А, принятое судьей Борлаковой Р.А.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11 апреля 2005 года по делу № А29-277/05А заявленные требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по Республике Коми от 31.12.2004 признано недействительным в части:
- подпункт 1.1 пункта 1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 1 944 руб.;
- пункт 1.2 о привлечении общества с ограниченной ответственностью к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в полном объеме (440 186 руб.);
- подпункт а) пункта 2.1 по уплате налоговой санкции в сумме 442 130 руб.;
- подпункт б) пункта 2.1 по уплате НДС в сумме 14 416 руб.;
- подпункт в) пункта 2.1 по уплате пени по НДС в сумме 6 094 руб. 10 коп.
В остальной части заявленных требований отказано.
Встречное заявление Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Республике Коми удовлетворено частично, с заявителя взыскано 5 895 руб. налоговой санкции (за неуплату налога на добавленную стоимость), в удовлетворении остальной части встречного требования отказано.
Ответчик не согласен с решением суда, просит его отменить, встречные требования удовлетворить в полном объеме, указав, что в ходе обеспечения работников питанием Общество осуществляло возмездное оказание услуг общественного питания работникам предприятия, ставка НДС определена в размере 10% неосновательно, с лесопользователей взимается земельный налог и арендная плата, они обязаны представлять налоговую декларацию по налогу.
Заявитель не согласен с доводами жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения, указав, что при организации работы котлопунктов имеет место не оказание услуг общественного питания, а реализация продовольственных товаров, налогообложение которых производится по ставке 10%, Общество не является плательщиком земельного налога, обязанность по представлению налоговых деклараций по земельному налогу отсутствует.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Актом выездной налоговой проверки от 16.12.2004, проведенной Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам (МРИ МНС РФ) № 1 по Республике Коми, установлено, что обществом с ограниченной ответственностью в период с 01.10.2001 по 31.12.2002 допущены факты нарушения законодательства о налогах и сборах: неуплата (неполная уплата) налога на добавленную стоимость в сумме 235 735 руб., а также непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год. По мнению налогового органа, налогоплательщик неосновательно при реализации услуг общественного питания собственного производства в котлопунктах (столовых, осуществляющих питание работников Общества непосредственно в местах лесозаготовок) применял ставку НДС 10%, согласно статье 164 Налогового кодекса РФ налогообложение услуг общественного питания должно производиться по налоговой ставке 20%.
По результатам проверки инспекцией МРИ МНС РФ № 1 по Республике Коми вынесено решение от 31.12.2004, которым общество с ограниченной ответственностью в соответствии с пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ привлечено к налоговой ответственности:
- за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 440 186 руб.;
- за неуплату налога на добавленную стоимость (НДС) в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 7 839 руб. согласно расчетам ответчика.
Названным решением также предложено налогоплательщику уплатить сумму доначисленного НДС и начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пени за просрочку уплаты НДС в размере 18 232 руб. 20 коп. по состоянию на 31.12.2004.
Досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьями 69, 70 и 104 Налогового кодекса РФ, налоговым органом соблюден.
Общество с ограниченной ответственностью, не согласившись с указанным решением в части привлечения к ответственности за неуплату НДС в сумме 1 944 руб. и за непредставление налоговой декларации по земельному налогу - 440 186 руб., а также начисления пени за просрочку уплаты НДС в сумме 9 673 руб. 30 коп., обжаловало решение в этой части в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно удовлетворил заявленные требования частично, признав, что в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации продовольственных товаров собственного производства через котлопункты применяется налоговая ставка 10%, заявитель не является плательщиком земельного налога в том смысле, как это определено Законом "О плате за землю", и у него отсутствует обязанность предоставлять в налоговый орган декларацию по данному налогу.
1. Как усматривается из материалов дела, налогоплательщик осуществлял организацию питания своих работников непосредственно в местах лесозаготовок (котлопункты), сумма НДС исчислялась исходя из удержанных у работников сумм за питание с применением налоговой ставки 10%, установленной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Данная ставка применяется при реализации перечисленных в подпункте 1 пункта 2 названной статьи продовольственных товаров, в том числе молока, яиц, муки, овощей (включая картофель), которые, в частности, являются или могут являться компонентами производимой и реализуемой Обществом продукции.
В соответствии с Государственным стандартом РФ "Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 № 35, услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.
Согласно Государственному стандарту РФ "Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-95", утвержденному Постановлением РФ от 05.04.1995 № 200, услуги питания представляют собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия, в частности, услуга питания столовой представляет собой услуги по изготовлению кулинарной продукции, разнообразной по дням недели, или специальных рационов питания для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.), а также по созданию условий для реализации и организации их потребления на предприятии.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что услуга общественного питания - это вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в питании неопределенного круга лиц, организация питания своих работников непосредственно в местах лесозаготовок (котлопункты) не является услугой общественного питания.
Общество с ограниченной ответственностью является лесозаготовительным предприятием. В связи со значительным удалением лесозаготовительных участков от места нахождения предприятия применяется вахтовый метод организации работ, что подтверждается Положением "О вахтовом методе организации работ в обществе с ограниченной ответственностью".
В целях обеспечения нормальных условий труда вахтовый поселок укомплектовывается обогревательными домиками, комплексом санитарных и хозяйственных построек и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников, в том числе котлопунктами, необходимыми для обеспечения работников горячим питанием. Данные котлопункты не относятся к основным средствам и представляют собой временные сооружения в виде вагончиков, оборудованных для приготовления и приема пищи.
Для общества с ограниченной ответственностью организация питания своих работников на вахтовых участках не является основным видом деятельности, плата с работников за данную организацию не взимается.
В силу требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом, органом местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган либо должностное лицо.
Налоговым органом не представлялись суду и в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, свидетельствующие об удержании Обществом у своих работников сумм оплаты за услуги общественного питания, предоставляемые посредством котлопунктов. Материалами проверки данное обстоятельство также не установлено.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что организация горячего питания работников на участках осуществляется бесплатно, у работников удерживается сумма, составляющая стоимость продуктов питания, т.е. фактически производилась оплата реализованных продуктов питания, представляется обоснованным.
Кроме того, на предприятиях лесопромышленного комплекса, в соответствии с Отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, данные затраты включают в себя затраты, связанные с содержанием котлопунктов для обеспечения горячим питанием работников, находящихся на лесосеках, включая оплату труда поваров, входящих в штат лесозаготовительных участков.
Таким образом, налоговым органом неосновательно реализация продуктов питания через котлопункты отнесена к услугам общественного питания и в связи с изменением ставки налога доначислен НДС в сумме 14 416 руб., пеня в сумме 6 094 руб. 10 коп. и налоговая санкция - 1 944 руб.
2. Материалами проверки (пункт 2.9.1 акта проверки) установлено, что общество с ограниченной ответственностью, являясь землепользователем земель лесного фонда по договору аренды лесного фонда от 17.11.99, в нарушение статьи 16 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" не представило декларацию по земельному налогу за 2002 год по сроку 01.07.2002.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Как усматривается из материалов дела, по результатам лесного конкурса общество с ограниченной ответственностью (Арендатор) заключило договор аренды участков лесного фонда с лесхозом (Арендодатель) от 17.11.99, в соответствии с которым получило на праве аренды в долгосрочное пользование участки лесного фонда для осуществления рубок главного и промежуточного пользования.
Согласно статье 22 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды. К правам пользования участками лесного фонда применяются положения гражданского, а также земельного законодательства, если иное не установлено Лесным кодексом РФ (статья 31 Кодекса).
Таким образом, правоотношения, возникшие между Обществом и лесхозами, являются гражданско-правовыми и не имеют публично-правового характера, поэтому на них не распространяются нормы налогового законодательства.
Согласно статье 103 Кодекса платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.
Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей, которые устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В статье 105 Кодекса предусмотрено, что размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
В пункте 23 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 № 345, установлено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды.
Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования (пункт 24 названного Положения).
Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды (пункт 25 Положения).
При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню (пункт 26 Положения).
Арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду (пункт 27 Положения).
В пункте 2 Общих положений к "Минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127, определено, что минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Из содержания приведенных норм следует, что налог на земли лесного фонда является составной частью платежей за пользование лесным фондом. Обязанность по самостоятельному исчислению данного налога и уплате его отдельно от платы за пользование лесами непосредственно в бюджет действующим законодательством не предусмотрена.
Судом на основании имеющихся материалов дела установлено и налоговым органом не оспаривается, что общество с ограниченной ответственностью за пользование участками лесного фонда уплачивает арендную плату. Расчет арендной платы за пользование участками лесного фонда и уплачиваемого в ее составе земельного налога представляется в налоговый орган Арендодателем (лесхоз).
При таких обстоятельствах заявитель не является ни собственником, ни землевладельцем, ни землепользователем спорных участков и, соответственно, плательщиком земельного налога, поэтому у него отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган деклараций по этому налогу, в связи с чем привлечение к ответственности за непредставление декларации по земельному налогу не основано на законе.
По перечисленным выше обстоятельствам суд первой инстанции также правомерно удовлетворил частично встречные требования МРИ ФНС № 1 по Республике Коми о взыскании с общества с ограниченной ответственностью налоговых санкций.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловалось и в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ не проверяется судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 11 апреля 2005 года по делу № А29-277/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
А.А.КНЯЗЕВА
В.Г.ПРОТАЩУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru