Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 28.01.2005 № А29-8438/04А
<ПРИ ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМОК ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ ЗА НЕРАБОТАЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ НОРМЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 28 января 2005 года Дело № А29-8438/04А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10 декабря 2004 года, принятое судьей Василевской Ж.А.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 10 декабря 2004 года по делу № А29-8438/04А требования Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми о взыскании из бюджета муниципального образования "Койгородский район" 13 439 063 руб. 60 коп., составляющих сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения (9 545 000 руб. 00 коп.) и пени за просрочку уплаты страховых взносов (3 894 063 руб. 60 коп.), были отклонены.
Фонд ОМС РК не согласен с принятым решением и обратился в суд с апелляционной жалобой, указав на то, что решение суда от 10 декабря 2004 года было принято с нарушением норм материального права.
От ответчика и третьего лица (финансовый отдел Минфина РК по Койгородскому району) получены отзывы на жалобу, в которых видно, что администрация района и финансовый отдел согласны с решением суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы Фонда.
Как следует из материалов дела, ответчик - администрация МО "Койгородский район" имел задолженность по страховым взносам за неработающее население за 2002 год в размере 9 545 000 руб. 00 коп.
Суд первой инстанции отказал во взыскании этой суммы недоимки, а также пеней, начисленных за просрочку уплаты этих страховых взносов, ссылаясь на нарушение шестимесячного срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Обжалуя судебный акт, Фонд ОМС РК ссылается на то, что нормы налогового законодательства при взыскании недоимок по страховым взносам за неработающее население не могут применяться.
Однако доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд считает неубедительными исходя из нижеследующего.
Согласно подпункту 7 статьи 9 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ) участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются органы государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1, введенной в действие Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ, в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом. В силу части второй статьи 34.1 НК РФ должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности должностных лиц налоговых органов, предусмотренные статьей 33 Налогового кодекса РФ, в частности, обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
Кроме того, обязанности Фонда обязательного медицинского страхования по контролю за взиманием взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, то есть по налоговому контролю, следуют из Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 857 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О медицинском страховании граждан в РФ", Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года № 4543-1 было утверждено Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, согласно пункту 11 которого контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. При этом согласно статье 27 Закона "Об медицинском страховании граждан в РФ" при взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.
Пунктом 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование к плательщикам страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования отнесены Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных образований, местная администрация (в Инструкции именуются органы исполнительной власти).
В силу пункта 13 названной выше Инструкции... органы исполнительной власти, являющиеся плательщиками, осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно, не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации.
В пункте 18 Инструкции... отражено, что контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Кроме того, пунктом 8 указанного Положения... предусмотрено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию и учреждения банков распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Поэтому выводы суда первой инстанции о том, что на спорные правоотношения должны распространяться нормы налогового законодательства, представляются обоснованными.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных в банке или наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пункт 3 статьи 48 НК РФ с учетом его толкования, которое дано в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 года № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", распространяется и на юридические лица.
Указанный выше шестимесячный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Согласно пункту 11 статьи 48 Налогового кодекса РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).
Согласно статье 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
Суд первой инстанции установил факт нарушения истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок по страховым взносам и пени.
Заявление о взыскании страховых взносов и пени за 2002 год было направлено в арбитражный суд лишь 28 сентября 2004 года, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока.
В связи с изложенным выше апелляционная жалоба не может быть удовлетворена, и решение суда первой инстанции от 10 декабря 2004 года следует оставить без изменения.
Вопросы распределения судебных расходов судом апелляционной инстанции судом не рассматриваются, так как истец освобожден от ее уплаты в бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110 - 112, 258, 266 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 10 декабря 2004 года по делу № А29-8438/04А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Настоящее Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
Т.И.ГАЛАЕВА
В.Г.ПРОТАЩУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru