РЕШЕНИЕ Совета МО "Усть-Цилемский район" от 28.12.2004 № 172/13
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ СОВЕТА МО "УСТЬ-ЦИЛЕМСКИЙ РАЙОН" ОТ 4 АВГУСТА 2004 Г. № 148/11 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА УСЛУГИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ЖИЛЬЯ, ЗА НАЕМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТАРИФОВ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"
(вместе с "ПОРЯДКОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) И ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ, РЕМОНТ ЖИЛЬЯ, ОКАЗАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ")
Официальная публикация в СМИ:
"Красная Печора", 20.01.2005, № 6-7
Вступил в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года (пункт 2 данного документа).
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"УСТЬ-ЦИЛЕМСКИЙ РАЙОН"
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2004 г. № 172/13
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ СОВЕТА
МО "УСТЬ-ЦИЛЕМСКИЙ РАЙОН" ОТ 4 АВГУСТА 2004 Г. № 148/11
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА УСЛУГИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ЖИЛЬЯ, ЗА НАЕМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
И ТАРИФОВ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"
Совет муниципального образования "Усть-Цилемский район" решил:
1. Внести дополнения и изменения в решение Совета МО "Усть-Цилемский район" от 4 августа 2004 г. № 148/11 "Об утверждении порядка проведения независимой экспертизы для установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги":
1.1. После слов "Утвердить порядок..." дополнить "регулирования цен и тарифов и...", далее по тексту.
1.2. Приложение к решению Совета МО "Усть-Цилемский район" от 4 августа 2004 г. № 148/11 изложить в редакции согласно приложению.
2. Решение вступает в силу со дня опубликования в газете "Красная Печора" и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя главы администрации МО "Усть-Цилемский район" Поздеева А.Н.
Председатель Совета
П.Я.КИСЛЯКОВ
Приложение
Утвержден
решением
Совета МО "Усть-Цилемский район"
от 28 декабря 2004 г. № 172/13
ПОРЯДОК
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) И ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ,
РЕМОНТ ЖИЛЬЯ, ОКАЗАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет порядок регулирования цен и тарифов и проведения экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья, оказание коммунальных услуг, устанавливает систему требований к проведению проверки специального назначения хозяйствующих субъектов в соответствии с методологическими, организационными и правовыми особенностями ценообразования и тарифной политики в регулируемой деятельности. Порядок и требования, установленные настоящим Порядком, распространяются на все экспертизы, проводимые в целях реализации настоящего Порядка.
1.2. Для настоящего Порядка применяются следующие определения основных понятий:
- Регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства товаров, работ и услуг жилищно-коммунального назначения, цены (тарифы) на которые регулируются Советом МО "Усть-Цилемский район", а именно: деятельность по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, горячему водоснабжению, содержанию, ремонту жилищного фонда, вывозу твердых бытовых отходов, регулируемая в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения".
- Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, содержание, ремонт жилищного фонда, содержание и ремонт лифтов.
- Период регулирования - временной интервал действия вновь введенных тарифов, определяемый решением Совета МО "Усть-Цилемский район" при очередном принятии решений об их пересмотре.
- Хозяйствующие субъекты - муниципальные учреждения и предприятия, осуществляющие регулируемую деятельность.
- Экспертиза - независимая вневедомственная финансовая и технологическая экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.
- Экспертное заключение - документ, являющийся результатом проведенной независимой экспертной организацией экспертизы и являющийся одним из оснований для рассмотрения Советом МО "Усть-Цилемский район" предложений о пересмотре тарифов. Экспертная организация - аудиторская организация, имеющая аккредитацию при Госстрое России в соответствии с Постановлением Госстроя России от 15.04.99 № 24. Экспертная организация, осуществляя экспертизу в пределах стоимости договора на проведение экспертизы, вправе привлекать по отдельным вопросам на договорной основе научные, технические и иные организации. Заключения указанных организаций входят в состав экспертного заключения аудиторской организации и являются его неотъемлемой частью. В ходе проведения экспертизы экспертная организация производит сбор аудиторских доказательств.
2. Цели регулирования цен (тарифов) и проведения
независимой экспертизы фактических затрат на содержание,
ремонт жилья, коммунальных услуг, оказываемых населению
2.1. Подлежат регулированию тарифы, применяемые муниципальными предприятиями в соответствии с действующим законодательством в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
2.2. Предприятия имеют право обратиться с заявлением по вопросу пересмотра цен и тарифов при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- изменение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг более чем на 5%, вызванное ростом цен на топливо, энергию, оборудование, другие материальные ресурсы, переоценкой основных фондов, изменением норм амортизационных отчислений, услуг сторонних организаций или изменением порядка формирования фонда оплаты труда, в соответствии с действующим законодательством;
- изменение перечня и размера установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей, относимых на себестоимость жилищно-коммунальных услуг;
- изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам более чем на 10%;
- наступление событий, появление которых не ожидалось, которые оказывают существенное воздействие на состояние предприятий (форс-мажорные обстоятельства).
2.3. Предприятия за месяц до необходимого срока пересмотра тарифов направляют в отдел экономического анализа и прогнозирования администрации МО "Усть-Цилемский район" следующие документы:
- заявление на пересмотр тарифов;
- пояснительную записку с обоснованием необходимости пересмотра тарифа;
- заключение по экспертизе фактических затрат;
- расчет планируемых затрат для пересмотра тарифов и, при необходимости, обоснование этих затрат;
- бухгалтерские балансы (форма № 1) и отчеты о финансовых результатах (форма № 2), заверенные налоговым органом, за последний отчетный год и законченный отчетный период текущего года;
- отчетную калькуляцию фактической себестоимости жилищно-коммунальных услуг за последний отчетный год и законченный отчетный период текущего года по форме, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.1999 № 9.
2.4. В случае необходимости отдел экономического анализа и прогнозирования администрации МО "Усть-Цилемский район" вправе затребовать дополнительные материалы по обоснованию пересмотра тарифов.
2.5. Рассмотренные отделом экономического анализа и прогнозирования администрации МО "Усть-Цилемский район" материалы направляются главе МО "Усть-Цилемский район" или уполномоченному им лицу на согласование, которое должно быть дано не позднее пяти рабочих дней.
2.6. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, утверждаются решением Совета МО "Усть-Цилемский район", а на коммунальные услуги, оказываемые предприятиям, учреждениям и организациям, - решением Службы Республики Коми по тарифам в соответствии с установленным порядком и действующим законодательством.
2.7. Регулирование цен и тарифов, предусмотренное настоящим Порядком, осуществляется в целях:
- введения единого механизма формирования цен, тарифов на хозяйствующих субъектах, осуществляющих регулируемую деятельность;
- защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения цен и тарифов;
- формирования конкурентной среды в сфере регулируемой деятельности для повышения эффективности ее функционирования и минимизации тарифов;
- экономии бюджетных средств и средств потребителей;
- создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.
2.8. Система требований к проведению экспертизы, установленных настоящим Порядком, распространяется на экспертизы, осуществляемые в целях:
- установления достоверности представляемой хозяйствующими субъектами в регулирующие органы финансово-экономической и производственно-технологической информации;
- защиты экономических интересов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, по регулируемым тарифам;
- выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчет тарифов;
- определения путей снижения производственной себестоимости по регулируемой деятельности;
- выявления внутренних резервов в целях повышения эффективности производства, обеспечения ресурсосбережения;
- усиления контроля за ценами (тарифами) организаций, занимающих монопольное положение в осуществлении регулируемой деятельности;
- защиты экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.
3. Порядок рассмотрения заявлений организаций,
осуществляющих регулируемую деятельность
по установлению цен, тарифов
3.1. Рассмотрение вопроса об установлении (изменении) тарифов (цен) на товары, работы, услуги, производимые и оказываемые муниципальными учреждениями и предприятиями, производится по заявлениям хозяйствующих субъектов или по инициативе администрации района.
3.2. Предоставление хозяйствующими субъектами заявлений о пересмотре (установлении) тарифов (цен) по регулируемой деятельности производится администрацией МО "Усть-Цилемский район". Сроки предоставления указанных заявлений устанавливаются администрацией МО "Усть-Цилемский район".
3.3. Инициирование вопроса о пересмотре цен (тарифов) в сроки, отличные от указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка (в течение периода регулирования), возможно в следующих случаях:
- по заявлению хозяйствующего субъекта в администрацию МО "Усть-Цилемский район" при изменении основных экономических статей себестоимости не менее чем на 10% за полугодие;
- по инициативе администрации МО "Усть-Цилемский район".
3.4. Самостоятельное инициирование администрацией МО "Усть-Цилемский район" вопроса о пересмотре цен (тарифов) по регулируемой деятельности хозяйствующих субъектов возможно в следующих случаях:
- в случае установления Службой Республики Коми по тарифам экономически обоснованных тарифов хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулируемую деятельность, без разбивки по категориям потребителей;
- учреждения, ликвидации, реорганизации хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность;
- непредоставления хозяйствующим субъектом соответствующего заявления, но при наличии фактов, позволяющих сделать вывод о необходимости проведения независимой экспертизы.
3.5. Перечень документов, отчетных данных, иных информационных материалов, а также требования к заявлению с экономическим обоснованием необходимости пересмотра цен (тарифов) устанавливаются администрацией МО.
3.6. Администрация МО в течение 10-и рабочих дней обобщает заявления хозяйствующих субъектов о пересмотре цен (тарифов), осуществляет их предварительный анализ и при достаточности оснований для выражения уверенности в необходимости пересмотра тарифов обращается в Совет МО "Усть-Цилемский район" с предложениями об утверждении тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги в разрезе каждого хозяйствующего субъекта.
3.7. В случае установления Службой Республики Коми по тарифам экономически обоснованных тарифов хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулируемую деятельность, без разбивки по категориям потребителей администрация МО "Усть-Цилемский район" подготавливает предложения о пересмотре тарифов в соответствии со статьей 5 настоящего Порядка.
4. Порядок проведения независимой экспертизы
фактических затрат
4.1. Независимая экспертиза фактических затрат и экономически обоснованного тарифа производится в экспертных организациях по заявке заказчика с приложением всех необходимых материалов, обосновывающих формирование затрат на услуги.
4.2. Экспертиза, проводимая в соответствии с настоящим Порядком, осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Заказчиком экспертизы могут быть хозяйствующие субъекты, администрация МО "Усть-Цилемский район". Финансирование затрат на проведение экспертизы в необходимом объеме оплачивает заказчик экспертизы.
4.3. Действие статьи 4 настоящего Порядка не распространяется на услуги отопления и горячего водоснабжения.
4.4. Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертными организациями самостоятельно, при этом экспертные организации должны гарантировать качество и достоверность представленной в заключении информации.
4.5. Экспертиза может быть финансовой и технологической или только финансовой и в обязательном порядке содержать анализ факторов, влияющих на формирование тарифов.
4.6. Экспертиза фактических затрат проводится:
- при подготовке хозяйствующими субъектами соответствующих расчетов и обоснований по изменению тарифов на регулируемый период, установленный действующими нормативными актами;
- при инициативном обращении хозяйствующих субъектов в регулирующие органы с просьбой пересмотра тарифов в течение регулируемого периода;
- в случае несогласия хозяйствующего субъекта с утвержденной регулирующим органом величиной тарифа;
- в иных случаях по соглашению между хозяйствующим субъектом и органом, осуществляющим регулирование тарифов.
4.7. Критериями для экспертизы являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, общие нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по регулируемой деятельности, а также указания, инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами.
4.8. Заключение экспертной организации в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:
по финансовой экспертизе:
- анализ структуры управления (в том числе оценка ее эффективности) хозяйствующего субъекта, уставных, учредительных, юридических, распорядительных и организационных документов, требований учетной политики;
- описание методов экспертизы и оснований для их выбора;
- оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) информации, используемой при обосновании расчетной величины тарифов;
- обоснованность определения видов и объемов продукции (работ, услуг);
- обоснованность общей величины, структуры и размера, составляющие потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период утверждения тарифов;
- анализ движения денежных потоков организации, предложения по их оптимизации;
- анализ динамики тарифов за последние 3 года, включая постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности каждого вида основной деятельности. Анализ действующей на предприятии системы оплаты труда, штатного расписания (в том числе на соответствие действующим отраслевым рекомендациям по нормированию труда), предложения по его оптимизации;
- сведения о динамике цен на приобретаемые товарно-материальные ценности с их сопоставлением с действующими на товарном рынке ценами;
- анализ применяемых норм и нормативов в сравнении со среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих показателей;
- сведения о соблюдении предприятиями установленных норм и нормативов;
- анализ системы внутреннего контроля на предприятии, в том числе его соразмерность масштабам (деятельности) предприятия;
- данные о суммах и удельном весе в себестоимости (товаров, работ, услуг) производственных потерь, их причинах;
- сведения о доле в себестоимости (товаров, работ, услуг) затрат на энергоресурсы, динамика тарифов на них за проверяемый период;
- анализ цен, объемов и динамики расходов на оплату услуг сторонних организаций;
- результаты выборочной проверки выполненных работ и услуг сторонними организациями, основания для выборки, анализ обоснованности расходов;
- выборочную оценку влияния переоценки основных средств на суммы амортизации;
- данные о степени изношенности основных средств;
- результаты проверки целевого использования амортизационных отчислений;
- результаты проверки использования прибыли предприятия;
- результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному ремонту и другим капитальным вложениям;
- результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;
- объемы планово-предупредительных работ, процент исполнения, соответствие нормам;
- расшифровку прочих расходов по текущему ремонту, оценку их обоснованности;
- анализ обоснованности складских запасов;
- долю аварийно-восстановительных работ в себестоимости (товаров, работ, услуг), причины аварий;
- расшифровку цеховых и общепроизводственных расходов;
- анализ избранной методики учета и калькулирования себестоимости;
- анализ применяемых норм и нормативов потребления, особенностей этих норм;
- анализ предложений предприятия о размере экономически обоснованных тарифов с учетом плана капитальных вложений в части обоснованности планируемых расходов в разрезе технологических переделов и экономических статей калькуляции;
- анализ обоснованности состава каждой значительной статьи экономической классификации расходов, варианты предложений экспертной организации о размере экономически обоснованного тарифа с учетом сроков реализации необходимого плана капитальных вложений (инвестиций) предприятия. Производится расчет необходимого объема ресурсов, источников для его осуществления, в том числе с учетом предложений по модернизации и реконструкции, изменению технологии производства (переработки), снижению себестоимости.
По технологической экспертизе:
- описание методов проведения технологической экспертизы и обоснований их выбора;
- состав и состояние основного и вспомогательного технологического оборудования, степень использования его мощности, предложения по его модернизации и реконструкции, изменениям технологии производства (переработки), изменения схем транспортировки и т.п. с расчетами годового экономического эффекта;
- совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в технологических процессах, включая оценку эффективности их использования в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по повышению эффективности использования первичных ресурсов;
- совокупные и удельные показатели фактически производимых в технологическом процессе ресурсов и услуг;
- состав и состояние транспортных коммуникаций доставки ресурсов, включая оценку совокупных и удельных потерь в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по снижению потерь при транспортировке ресурсов;
- наличие приборного учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степень использования данных приборного учета в управлении технологическими процессами и расчетах с потребителями, предложения о достаточной степени совершенствования системы приборного учета, контроля, а также автоматики на предприятии;
- наличие неисполненных предписаний контрольных органов по мероприятиям технического плана (Гостехэнергонадзора, Инспекции по труду в части мероприятий по охране труда, Госпожнадзора, Гостехнадзора, СЭС и др.). Наиболее значительные виды нарушений, выявленные контрольными органами;
- наличие паспорта энергохозяйства, соответствие фактических качественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых потребителю, заявленных в договорах и используемых при расчетах за услуги и ресурсы.
4.9. Результатом проведения экспертизы должно быть заключение экспертной организации, которое в обязательном порядке содержит заключения всех привлекаемых экспертов.
4.10. Заключение экспертной организации является одним из оснований для рассмотрения Советом МО "Усть-Цилемский район" предложений о пересмотре тарифов.
4.11. В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов нарушений или допущенных ошибок, существенно влияющих на величину формируемых тарифов, хозяйствующими субъектами вносятся необходимые изменения на основании соответствующих рекомендаций.
4.12. В случае, если хозяйствующим субъектом в ходе проведения экспертиз не были устранены выявленные существенные нарушения или ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в заключении с оценочным анализом последствий для установления величины тарифов и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.
4.13. Заключение экспертной организации не позднее 3-х рабочих дней со дня получения направляется Заказчиком в адрес администрации МО "Усть-Цилемский район".
5. Порядок установления тарифов (цен)
5.1. Администрацией МО "Усть-Цилемский район" не позднее 30-ти рабочих дней со дня получения заключения независимой экспертизы фактических затрат и экономически обоснованного тарифа об установлении экономически обоснованного тарифа без разбивки по категориям потребителей или одновременно с проектом бюджета района на очередной финансовый год предоставляются в Совет МО "Усть-Цилемский район" предложения об установлении (изменении) тарифов (цен).
5.2. Предложения об установлении (изменении) тарифов (цен) должны быть представлены в виде проектов решений Совета МО "Усть-Цилемский район", основанных на документах, указанных в пункте 5.1 настоящего Порядка, составленных в отношении каждого из хозяйствующих субъектов, с обязательным указанием периода регулирования.
5.3. Одновременно с проектами решений, указанными в пункте 5.2 настоящего Порядка, администрацией МО "Усть-Цилемский район" в Совет МО "Усть-Цилемский район" предоставляются следующие документы:
- проект решения об утверждении бюджета района на очередной финансовый год или о внесении изменений и (или) дополнений в бюджет текущего года, в полном объеме учитывающие предложения об установлении (изменении) цен (тарифов);
- сведения о фактической способности населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги и мероприятиях по социальной защите малообеспеченных граждан в связи с предлагаемыми изменениями цен (тарифов);
- подробная пояснительная записка с постатейной разбивкой соответствующих расходов бюджета города (при одновременном внесении с проектом бюджета на очередной финансовый год) или постатейный анализ изменения соответствующих расходов бюджета текущего года.
5.4. Предложения об изменении цен (тарифов), поступившие одновременно с проектом бюджета района на очередной финансовый год, рассматриваются и утверждаются Советом МО "Усть-Цилемский район" одновременно с бюджетом района.
5.5. Предложения об изменении цен (тарифов), поступившие вместе с проектом о внесении изменений и дополнений в бюджет текущего финансового года, рассматриваются и утверждаются Советом МО "Усть-Цилемский район" одновременно, но не позднее 30-и дней со дня их внесения.
5.6. Совет МО "Усть-Цилемский район" вправе отклонить поступившие предложения о пересмотре тарифов в случае их несоответствия требованиям пунктов 5.2 и 5.3 настоящего Порядка, но не позднее 15-и рабочих дней со дня их внесения. При этом у администрации МО "Усть-Цилемский район" остается право на повторное обращение в Совет МО "Усть-Цилемский район" при условии исполнения пунктов 5.2 и 5.3 настоящего Порядка.