РЕШЕНИЕ Совета МО "Город Сыктывкар" от 04.07.2003 № 2/07-34
(ред. от 28.12.2004)
"О ЦЕЛЕВОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА" (2003 - 2006 ГОДЫ)"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Панорама столицы", 24.07.2003, № 30 (опубликован без приложений).
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЫКТЫВКАР"
РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2003 г. № 2/07-34
О ЦЕЛЕВОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ
"ДЕТИ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА" (2003 - 2006 ГОДЫ)
(в ред. решения Совета МО "Город Сыктывкар"
от 28.12.2004 № 17/12-223)
Во исполнение Закона Республики Коми от 14 октября 2002 года № 100-РЗ "О долгосрочной целевой республиканской программе "Дети Республики Коми" (2003 - 2006 годы) Совет муниципального образования "Город Сыктывкар" решил:
1. Утвердить целевую городскую программу "Дети города Сыктывкара" (2003 - 2006 годы), включающую подпрограммы:
- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- "Круглогодичное оздоровление, отдых и труд детей и подростков Республики Коми";
- "Дети-сироты";
(подпрограмма "Дети-сироты" утратила силу. - Решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.12.2004 № 17/12-223)
- "Здоровый ребенок";
- "Одаренные дети";
- "Дети-инвалиды".
(подпрограмма "Дети-инвалиды" утратила силу. - Решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.12.2004 № 17/12-223)
2. Поручить администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" при формировании городского бюджета предусматривать ежегодно целевые средства на финансирование целевой городской программы "Дети города Сыктывкара" (2003 - 2006 годы) согласно расчетной потребности. Финансирование расходов на реализацию Программы производить в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города на очередной финансовый год.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам Совета муниципального образования "Город Сыктывкар".
Председатель Совета
В.ПЫСТИН
Приложение № 1
к решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 4 июля 2003 г. № 2/07-34
ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
ЦЕЛЕВОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА" (2003 - 2006 ГГ.)
-------------------T---------------------------------------------¬
¦Наименование ¦"Профилактика безнадзорности и правонарушений¦
¦подпрограммы ¦несовершеннолетних" целевой городской¦
¦ ¦программы "Дети города Сыктывкара (2003 -¦
¦ ¦2006 гг.)" ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация муниципального образования¦
¦подпрограммы ¦"Город Сыктывкар" ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Управление внутренних дел, Управление¦
¦подпрограммы ¦образования, Управление по социальным¦
¦ ¦вопросам, Управление культуры, Комиссия по¦
¦ ¦делам несовершеннолетних и защите их прав ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Задачи ¦- Совершенствование деятельности системы¦
¦подпрограммы ¦ профилактики безнадзорности и¦
¦ ¦ правонарушений несовершеннолетних; ¦
¦ ¦- Кадровое обеспечение системы¦
¦ ¦ профилактики безнадзорности и¦
¦ ¦ правонарушений несовершеннолетних; ¦
¦ ¦- Укрепление взаимодействия семьи,¦
¦ ¦ образовательных, реабилитационных и др.¦
¦ ¦ учреждений системы профилактики¦
¦ ¦ безнадзорности и правонарушений¦
¦ ¦ несовершеннолетних ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2003 - 2006 годы ¦
¦подпрограммы ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Администрация МО "Город Сыктывкар",¦
¦подпрограммы ¦структурные подразделения администрации,¦
¦ ¦учреждения и организации системы¦
¦ ¦профилактики безнадзорности и правонарушений¦
¦ ¦несовершеннолетних ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦- Снижение уровня преступления и¦
¦результаты ¦ правонарушений среди несовершеннолетних; ¦
¦ ¦- Создание необходимой организационной,¦
¦ ¦ методической и материально-технической¦
¦ ¦ базы деятельности учреждений системы¦
¦ ¦ профилактики ¦
¦ ¦- Создание действенной социально -¦
¦ ¦ педагогической и медико-психологической¦
¦ ¦ работы по профилактике негативных явлений¦
¦ ¦ среди несовершеннолетних ¦
L------------------+----------------------------------------------
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
--------------------------T-------T-------T-------T-------T------¬
¦ ¦ Всего ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Всего по подпрограмме 8688,0 1175,0 3655,0 2418,0 1440,0¦
¦Из них: за счет программы 1178,0 385,0 315,0 228,0 250,0¦
¦За счет средств отраслей 7510,0 790,0 3340,0 2190,0 1190,0¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ По распорядителям средств ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Управление культуры 160,0 40,0 40,0 40,0 40,0¦
¦в т.ч. за счет программы 160,0 40,0 40,0 40,0 40,0¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Управление образования 1250,0 362,0 321,0 279,0 288,0¦
¦в т.ч. за счет программы 328,0 72,0 81,0 82,0 93,0¦
¦за счет средств отрасли 910,0 290,0 240,0 190,0 190,0¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Управление по социальным 7270,0 768,0 3289,0 2101,0 1112,0¦
¦вопросам ¦
¦в т.ч. за счет программы 670,0 268,0 189,0 101,0 112,0¦
¦за счет средств отрасли 6600,0 500,0 3100,0 2000,0 1000,0¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Управление внутренних дел 20 5 5 5 5 ¦
¦в т.ч. за счет программы 20 5 5 5 5 ¦
L-----------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В городе Сыктывкаре создана система взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С целью профилактики безнадзорности детей и подростков, обеспечения социально-педагогической и медико-психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, занятости их во внеурочное время свою деятельность организуют:
а) в управлении образования:
- отдел охраны детства
- городская психологическая служба
- 23 учреждения дополнительного образования
- 3 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) в управлении по социальным вопросам:
- муниципальное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям", в структуре которого 5 территориальных и 6 специализированных центров социальной помощи семье и детям;
в) в Управлении внутренних дел:
- центр временной изоляции несовершеннолетних
- отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Программно-целевой подход позволяет обеспечить координацию и взаимодействие всех служб системы профилактики, на более высоком организационном уровне решать вопросы защиты прав детей, предупреждая межведомственные барьеры.
Преступность несовершеннолетних остается высокой.
--------------------------T---------T---------T---------T--------¬
¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦ 2001 г. ¦2002 г. ¦
+-------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦Совершено преступлений¦ 427 ¦ 459 ¦ 525 ¦ 400 ¦
¦несовершеннолетними ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦Привлечено к уголовной¦ 344 ¦ 425 ¦ 418 ¦ 307 ¦
¦ответственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦Состоит на учете¦ 335 ¦ 327 ¦ 295 ¦ 350 ¦
¦несовершеннолетних в ОППН¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦На учете в КпДН¦ - ¦ 15 ¦ 32 ¦ 68 ¦
¦беспризорных детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦На учете социально¦ 721 ¦ 678 ¦ 802 ¦ 945 ¦
¦неблагополучных семей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в т.ч. в них детей ¦ - ¦ - ¦ 1213 ¦ 1362 ¦
+-------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦Лишено родительских прав ¦ 54 ¦ 40 ¦ 56 ¦ 107 ¦
L-------------------------+---------+---------+---------+---------
Основные причины:
1. Рост неблагополучных, малообеспеченных семей;
2. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию и обучению детей;
3. Недостаточное финансирование учреждений системы профилактики;
4. Крайне слабая материальная база и низкий уровень материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования, центров, клубов для детей и подростков.
На современном этапе назрела необходимость комплексного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации с выделением финансовых средств на эти цели.
Система мероприятий по реализации подпрограммы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" долгосрочной
целевой городской программы
"Дети города Сыктывкара"
Приложение № 2
к решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 4 июля 2003 г. № 2/07-34
ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ "КРУГЛОГОДИЧНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ОТДЫХ
И ТРУД ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА"
ЦЕЛЕВОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Наименование Подпрограмма "Круглогодичное оздоровление,
подпрограммы отдых и труд детей и подростков города
Сыктывкара" целевой городской программы
"Дети города Сыктывкара" на 2003 - 2006 годы
Основание для Закон Республики Коми № 100-РЗ "О
разработки долгосрочной целевой республиканской
подпрограммы программе "Дети Республики Коми" (2003 -
2006 гг.)
Заказчик Администрация муниципального образования
подпрограммы "Город Сыктывкар"
Разработчики Управление образования администрации МО
подпрограммы "Город Сыктывкар";
Управление по социальным вопросам
администрации МО "Город Сыктывкар";
Управление культуры администрации МО "Город
Сыктывкар";
Управление здравоохранения администрации МО
"Город Сыктывкар"
Цели Дальнейшее развитие системы поддержки
подпрограммы оздоровления, отдыха и труда детей и
учащейся молодежи города Сыктывкара;
создание социальной инфраструктуры,
способствующей воспитанию, развитию и
оздоровлению детей и подростков
Задачи 1. Совершенствование организационного и
подпрограммы финансового обеспечения системы
оздоровления, отдыха и труда детей и
подростков города Сыктывкара.
2. Усиление социальной направленности,
обеспечение адресности, улучшение
качества, развитие профильной
направленности оздоровления, отдыха и
труда детей и подростков.
3. Развитие новых форм отдыха и труда детей
и подростков.
4. Достижение максимального охвата
организованными формами оздоровления,
отдыха и труда детей и подростков, в т.ч.
нуждающихся в особой заботе государства.
5. Научно-методическое сопровождение и
кадровое обеспечение системы
оздоровления, отдыха и труда детей и
подростков г. Сыктывкара.
6. Внедрение новых методик и технологий в
оздоровительную работу с детьми и
подростками.
7. Дальнейшее развитие и укрепление
материально-технической базы детских
оздоровительных лагерей на территории
г. Сыктывкара.
8. Повышение эффективности медицинского и
санитарно-эпидемиологического надзора за
организацией оздоровления, отдыха и труда
детей и подростков; спортивно -
оздоровительной и культурно-массовой
работы
Сроки 2003 - 2006 годы
реализации
подпрограммы
Перечень Укрепление и развитие материально -
основных технической базы организаций оздоровления,
мероприятий отдыха и труда детей и подростков,
подпрограммы находящихся на территории города Сыктывкара;
Организационные меры поддержки системы
оздоровления, отдыха и труда детей и
подростков;
Научно-методическое и кадровое обеспечение
деятельности организаций оздоровления,
отдыха и труда детей и подростков
Исполнители Управление образования
подпрограммы Управление по социальным вопросам
Управление здравоохранения
Управление культуры
Управление внутренних дел
Центр занятости населения
СМУП "Управление ЖКХ" (Служба заказчика)
Объемы и Местный бюджет - 5250 тыс. руб.
источники 2003 год - 1230 тыс. рублей
финансирования 2004 год - 1270 тыс. рублей
подпрограммы 2005 год - 1360 тыс. рублей
2006 год - 1390 тыс. рублей
Ожидаемые 1. Создание комплексной системы организации
результаты от оздоровления, отдыха и труда детей и
реализации подростков в городе.
подпрограммы 2. Увеличение числа детей и подростков,
охваченных организованными формами
оздоровления, труда и отдыха.
3. Улучшение качества оздоровления, труда и
отдыха детей и подростков.
4. Совершенствование организационно -
методической работы и подготовки кадров
для детских оздоровительных лагерей.
5. Повышение эффективности использования
средств, выделяемых из бюджетов всех
уровней и внебюджетных источников на
оздоровление, труд и отдых детей и
подростков.
I. Введение
Подпрограмма "Круглогодичное оздоровление, отдых и труд детей и подростков города Сыктывкара" целевой городской программы "Дети города Сыктывкара" (2003 - 2006 гг.) (далее - Подпрограмма) является организационной основой муниципальной политики администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" в области организации оздоровления, отдыха и труда детей и подростков.
Мероприятия Подпрограммы направлены на формирование эффективной городской политики в области организации оздоровления, отдыха и труда детей и подростков в современных социально-экономических условиях. Подпрограмма определяет стратегию развития социальной инфраструктуры, способствующей воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей и подростков.
II. Содержание проблемы
Политика в сфере оздоровления, отдыха и труда детей и подростков за последние 5 лет в городе Сыктывкаре строилась так, чтобы дети и подростки максимально были охвачены организованными формами труда и отдыха, а процесс отдыха обеспечивал преемственность обучения с воспитанием.
Совершенствовался механизм поддержки и координации деятельности всех ведомств в организации оздоровления, отдыха и труда детей и подростков.
В городе был создан Координационный Совет по организации оздоровления детей и подростков при главе администрации МО "Город Сыктывкар".
Скоординированы финансовые ресурсы, поступающие из различных источников (республиканский бюджет Республики Коми, бюджет МО "Город Сыктывкар", средства Фонда социального страхования Российской Федерации, средства родителей).
Приоритетным направлением стала в городе организация оздоровления, отдыха и труда детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети, имеющие проблемы со здоровьем, дети из семей, находящихся в социально опасном положении, дети-спортсмены, одаренные дети и другие). Об этом свидетельствует приводимая таблица.
Организованный отдых, труд детей и подростков позволяет:
- оказать действенную помощь семье, родителям;
- предупредить негативные явления среди детей и подростков (преступность, правонарушение, бродяжничество, наркоманию);
- обеспечить преемственность и непрерывность в воспитании и обучении детей.
Сложившуюся систему круглогодичного оздоровления, отдыха и труда детей и подростков необходимо сохранить и создать дополнительные организационные, методические и финансовые условия для их дальнейшего развития.
Однако при организации оздоровления, отдыха и труда детей в городе существуют следующие проблемы:
1. Создание в период каникул оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха, временных рабочих мест для детей в возрасте 14 - 18 лет;
2. Обеспечение временного трудоустройства несовершеннолетних;
3. Организация оздоровления и занятости детей, оказавшихся в социально опасном положении, беспризорных и безнадзорных детей на льготных условиях;
4. Развитие наиболее доступных форм организации отдыха и оздоровления детей, в том числе профильных и палаточных лагерей;
5. Обеспечение организаций отдыха и оздоровления детей необходимым спорт- и культинвентарем.
В связи с недостаточной наполняемостью городского бюджета, ростом количества семей, находящихся в социально опасном положении, а в них детей, для решения всех названных проблем необходима разработка целевой городской подпрограммы "Круглогодичное оздоровление, отдых и труд детей и подростков города Сыктывкара" на 2003 - 2006 годы.
В предстоящий период в первоочередном порядке будут организованы отдых, оздоровление и занятость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом (или) физическом развитии, детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства. Особое внимание будет уделено беспризорным и безнадзорным детям.
III. Цели, задачи и сроки реализации Подпрограммы
Основными целями Подпрограммы являются:
1. Дальнейшее развитие системы муниципальной поддержки оздоровления, отдыха и труда детей и учащейся молодежи города Сыктывкара.
2. Создание социальной инфраструктуры, способствующей воспитанию, развитию и оздоровлению детей и подростков.
Основными задачами Подпрограммы являются:
1. Совершенствование организационного и финансового обеспечения системы оздоровления, отдыха и труда детей и подростков города Сыктывкара.
2. Усиление социальной направленности, обеспечение адресности, улучшение качества, развитие профильной направленности оздоровления, отдыха и труда детей и подростков.
3. Развитие новых форм отдыха и труда детей и подростков.
4. Достижение максимального охвата организованными формами оздоровления, отдыха и труда детей и подростков, в т.ч. нуждающихся в особой заботе государства.
5. Научно-методическое сопровождение и кадровое обеспечение системы оздоровления, отдыха и труда детей и подростков г. Сыктывкара.
6. Внедрение новых методик и технологий в оздоровительную работу с детьми и подростками.
7. Дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы детских оздоровительных лагерей на территории г. Сыктывкара.
8. Повышение эффективности медицинского и санитарно-эпидемиологического надзора за организацией оздоровления, отдыха и труда детей и подростков; спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы.
Мероприятия, предусмотренные Подпрограммой, будут реализованы в 2003 - 2006 годах.
IV. Основные направления реализации подпрограммы
Основными направлениями реализации Подпрограммы являются:
1. Укрепление материально-технической базы организаций оздоровления, отдыха и труда детей и подростков.
2. Расширение и дальнейшее развитие сети учреждений оздоровления отдыха и труда детей и подростков на территории города Сыктывкара, оснащение их необходимым оборудованием и инвентарем.
3. Организационные меры поддержки и развития системы оздоровления, отдыха и труда детей и подростков, включающие:
1) обеспечение путевками детей-сирот, детей-инвалидов, детей, проживающих в многодетных, неполных, социально неблагополучных, нуждающихся семьях, детей с ослабленным здоровьем, детей безработных граждан, одаренных детей, детей-спортсменов, детей, состоящих на профилактическом учете и находящихся в социально опасном положении;
2) внедрение новых форм оздоровления, отдыха и труда детей и подростков;
3) организация приемки детских оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха, включая безопасность их функционирования, контроль за их деятельностью.
4. Экономические меры поддержки оздоровления, отдыха и труда детей и подростков, направленные на привлечение дополнительных внебюджетных источников для реализации Подпрограммы, в том числе средств государственных внебюджетных фондов, направляемых на реализацию Подпрограммы в установленном порядке.
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности и организации оздоровления, отдыха и труда детей и подростков, предусматривающее работу по подготовке и повышению квалификации кадров для работы в оздоровительных учреждениях, совершенствованию научно-методических основ деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления, планирование разработки новых моделей детских оздоровительно-образовательных учреждений различных видов.
VI. Ожидаемые результаты от реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы станет последовательным этапом в развитии системы оздоровления, отдыха и труда детей и подростков города Сыктывкара и позволит достичь следующих результатов:
1) создания комплексной системы мер по организации оздоровления, отдыха и труда детей и подростков;
2) увеличения количества детей и подростков, охваченных организованными формами оздоровления, отдыха и труда;
3) расширение сети учреждений оздоровления и отдыха на территории города Сыктывкара;
4) совершенствования организационно-методической работы и подготовки кадров для детских оздоровительных лагерей.
Система мероприятий
по реализации подпрограммы "Круглогодичное
оздоровление, отдых и труд детей и подростков"
долгосрочной целевой городской программы
"Дети города Сыктывкара"
на 2003 - 2006 годы
Приложение № 3
к решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 4 июля 2003 г. № 2/07-34
ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ "ДЕТИ-СИРОТЫ"
ЦЕЛЕВОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА"
(2003 - 2006 ГОДЫ)
Утратила силу с 30 декабря 2004 года. - Решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.12.2004 № 17/12-223.
Приложение № 4
к решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 4 июля 2003 г. № 2/07-34
ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК"
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ Г. СЫКТЫВКАРА" (2003 - 2006 ГОДЫ)
-------------------T---------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Подпрограмма "Здоровые дети" долгосрочной¦
¦подпрограммы ¦целевой городской программы "Дети¦
¦ ¦г. Сыктывкара" (2003 - 2006 годы), далее -¦
¦ ¦Подпрограмма ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Основание для ¦Закон Республики Коми № 100 от 14 октября¦
¦разработки ¦2002 г. "О долгосрочной целевой¦
¦Подпрограммы ¦республиканской программе "Дети Республики¦
¦ ¦Коми" (2003 - 2006 годы) ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация МО "Город Сыктывкар" ¦
¦Подпрограммы ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Управление здравоохранения администрации МО¦
¦Подпрограммы ¦"Город Сыктывкар", Управление образования¦
¦ ¦администрации МО "Город Сыктывкар",¦
¦ ¦Управление культуры администрации МО "Город¦
¦ ¦Сыктывкар", Городской центр государственного¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Цель Подпрограммы ¦Создание условий для сохранения и укрепления¦
¦ ¦здоровья детей и подростков ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Задачи ¦Поддержка материнства и детства, создание¦
¦Подпрограммы ¦условий для охраны здоровья матери и рождения¦
¦ ¦здоровых детей; ¦
¦ ¦Улучшение санитарно-гигиенических и¦
¦ ¦материально-технических условий в медицинских¦
¦ ¦и образовательных учреждениях; ¦
¦ ¦Формирование основ здорового образа жизни; ¦
¦ ¦Создание здоровьесберегающих условий в¦
¦ ¦образовательном процессе; ¦
¦ ¦Создание комплексного мониторинга состояния¦
¦ ¦здоровья детей и подростков в рамках¦
¦ ¦совершенствования управления качеством¦
¦ ¦образования; ¦
¦ ¦Развитие сети медико-социальных и¦
¦ ¦психолого-педагогических служб для детей и¦
¦ ¦подростков; ¦
¦ ¦Улучшение физкультурно-оздоровительной работы¦
¦ ¦в образовательных учреждениях; ¦
¦ ¦Развитие системы подготовки и переподготовки¦
¦ ¦специалистов образования и здравоохранения по¦
¦ ¦вопросам охраны здоровья и здорового развития¦
¦ ¦детей ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2003 - 2006 годы ¦
¦Подпрограммы ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Перечень основных¦Внедрение современных методов мониторинга¦
¦мероприятий ¦здоровья; ¦
¦ ¦Укрепление и развитие материально-технической¦
¦ ¦базы образовательных и лечебно -¦
¦ ¦профилактических учреждений в соответствии с¦
¦ ¦требованиями санитарных правил и норм; ¦
¦ ¦Совершенствование системы взаимодействия¦
¦ ¦образовательных и медицинских учреждений по¦
¦ ¦созданию условий, способствующих укреплению¦
¦ ¦здоровья детей; ¦
¦ ¦Совершенствование нормативно-правового и¦
¦ ¦информационно-аналитического обеспечения¦
¦ ¦учреждений образования и здравоохранения по¦
¦ ¦вопросам охраны и укрепления здоровья детей и¦
¦ ¦подростков ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Администрация МО "Город Сыктывкар",¦
¦Подпрограммы ¦образовательные учреждения города, учреждения¦
¦ ¦здравоохранения ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Объемы и ¦На реализацию Подпрограммы необходимо¦
¦источники ¦7030 тыс. рублей по годам соответственно: ¦
¦финансирования ¦2003 - 1805 тыс. руб. ¦
¦Подпрограммы ¦2004 - 2540 тыс. руб. ¦
¦ ¦2005 - 1495 тыс. руб. ¦
¦ ¦2006 - 1190 тыс. руб. ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Реализация Подпрограммы позволит: ¦
¦результаты от¦создать необходимые условия для сохранения и¦
¦реализации ¦укрепления здоровья детей и подростков; ¦
¦Подпрограммы ¦улучшить санитарно-гигиенические и¦
¦ ¦материально-технические условия в медицинских¦
¦ ¦и образовательных учреждениях; ¦
¦ ¦интегрировать содержание образования с¦
¦ ¦вопросами здорового образа жизни на уровне¦
¦ ¦отдельных предметов и образовательных¦
¦ ¦программ; ¦
¦ ¦совершенствовать систему управления¦
¦ ¦деятельностью образовательного учреждения на¦
¦ ¦основе оценки состояния здоровья; ¦
¦ ¦создать систему комплексного мониторинга¦
¦ ¦состояния здоровья детей и подростков; ¦
¦ ¦совершенствовать систему физкультурно -¦
¦ ¦оздоровительной работы в образовательных¦
¦ ¦учреждениях; ¦
¦ ¦сформировать систему подготовки,¦
¦ ¦переподготовки и повышения квалификации¦
¦ ¦педагогических и медицинских кадров в сфере¦
¦ ¦укрепления здоровья детей и формировании¦
¦ ¦здорового образа жизни ¦
L------------------+----------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Долгосрочная целевая городская Подпрограмма "Здоровые дети" в соответствии с Законом РК "Об образовании" (ст. 57 "Охрана здоровья обучающихся и воспитанников") и Законом РК № 100 от 14 октября 2002 г. "О долгосрочной целевой республиканской программе "Дети Республики Коми" (2003 - 2006 годы) является организационной основой государственной политики в области здорового развития детей и подростков.
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. СЫКТЫВКАРА
В условиях обострения экономической, социальной и экологической обстановки, возрастания темпа жизни, увеличения учебной нагрузки одной из самых актуальных проблем является проблема сохранения и развития физического здоровья детей и подростков.
По статистическим данным заболеваемость среди детей и подростков г. Сыктывкара ежегодно увеличивается, о чем свидетельствуют показатели первичной заболеваемости:
В образовательных учреждениях ежегодно растет число детей, имеющих различные хронические заболевания:
1998 г. - 36,9%
1999 г. - 39,1%
2000 г. - 45,8%
2001 г. - 48,1%
По данным Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году:
В ДОУ: В образовательных учреждениях:
здоровы - 36,5% здоровы - 25,6%
имеют хроническую имеют хроническую
патологию - 63,5% патологию - 74,4%
В 2002 году в структуре хронической заболеваемости:
В ДОУ: В образовательных учреждениях:
I место - заболевания глаза I место - заболевания
нервной системы
II место - заболевания II место - заболевания костно -
нервной системы мышечной системы
III место - заболевания костно - III место - заболевания глаза
мышечной системы
IV место - заболевания органов IV место - заболевания органов
пищеварения пищеварения
V место - заболевания органов V место - заболевания органов
дыхания дыхания
Комплексная оценка состояния здоровья детей свидетельствует об уменьшении числа здоровых детей I группы здоровья и увеличения числа детей, имеющих морфофункциональные отклонения в здоровье, - II группа здоровья.
Распределение детей по группам здоровья
Наблюдается дисгармония физического развития, появились следующие проблемы:
- Дефицит массы тела;
- Замедление ростовых процессов;
- Ювенальные остопении и остеопорозы (старческие кости - результат недостатка витаминов);
- Ранняя интеллектуальная недостаточность (дефицит йода);
- Задержка полового созревания.
Ухудшение здоровья детей приводит к таким негативным явлениям как потеря жизненной активности, нарушение сна, поведенческие отклонения, наркомания, токсикомания, алкоголизм, сексуальные аномалии.
В результате по состоянию здоровья 54% юношей имеют снижение годности к воинской службе. До 90% девушек имеют нарушения репродуктивного здоровья. 10% подростков страдают заболеваниями мочеполовой системы.
Среди причин, влияющих на ухудшение здоровья детей и подростков, являются факторы внутришкольной среды. Переуплотненность школ, высокие учебные нагрузки, несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, недостаточная освещенность, нарушение теплового режима, гиподинамия, неполноценное питание - актуальные проблемы, требующие незамедлительных мер по предупреждению и сокращению управляемых на здоровье детей и подростков в образовательных учреждениях.
В настоящее время требуется повышение уровня профессиональной компетентности и квалификации педагогических и медицинских работников. В условиях существующего правового поля необходимо дальнейшее совершенствование системы сотрудничества образовательных, здравоохранительных, социокультурных структур с пересмотром принципов взаимодействия.
В связи с вышеизложенным помощь в решении проблемы сохранения и развития здоровья детей возлагается на данную Подпрограмму.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Главной целью Подпрограммы является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Задачи Подпрограммы:
1) Поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;
2) Улучшение санитарно-гигиенических и материально-технических условий в медицинских и образовательных учреждениях;
3) Формирование основ здорового образа жизни;
4) Создание здоровьесберегающих условий в образовательном процессе;
5) Создание комплексного мониторинга состояния здоровья детей и подростков в рамках совершенствования управления качеством образования;
6) Развитие сети медико-социальных и психолого-педагогических служб для детей и подростков;
7) Улучшение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
8) Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов образования и здравоохранения по вопросам охраны здоровья и здорового развития детей.
Мероприятия, предусмотренные Подпрограммой, будут реализованы в 2003 - 2006 годах.
СИСТЕМА ПОДПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система подпрограммных мероприятий включает в себя:
1) Внедрение современных методов мониторинга здоровья;
2) Укрепление и развитие материально-технической базы образовательных и лечебно-профилактических учреждений в соответствии с требованиями санитарных правил и норм;
3) Совершенствование системы взаимодействия образовательных и медицинских учреждений по созданию условий, способствующих укреплению здоровья детей;
4) Совершенствование нормативно-правового и информационно-аналитического обеспечения учреждений образования и здравоохранения по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и подростков.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ
Общий объем финансирования Подпрограммы в 2003 - 2006 годах за счет средств местного бюджета города Сыктывкара составит 7030 тыс. рублей, в том числе:
Реализация Подпрограммы позволит:
1) Создать необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков;
2) Улучшить санитарно-гигиенические и материально-технические условия в медицинских и образовательных учреждениях;
3) Интегрировать содержание образования с вопросами здорового образа жизни на уровне отдельных предметов и образовательных программ;
4) Совершенствовать систему управления деятельностью образовательного учреждения на основе оценки состояния здоровья;
5) Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья детей и подростков;
6) Совершенствовать систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
7) Сформировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и медицинских кадров в сфере укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.
Система мероприятий
по реализации Подпрограммы "Здоровый ребенок"
долгосрочной целевой городской программы
"Дети г. Сыктывкара" (2003 - 2006 годы)
Приложение № 5
к решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 4 июля 2003 г. № 2/07-34
ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА" (2003 - 2006 ГОДЫ)
-------------------T---------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Подпрограмма "Одаренные дети" долгосрочной¦
¦подпрограммы ¦целевой городской программы "Дети города¦
¦ ¦Сыктывкара" (2003 - 2006), далее -¦
¦ ¦Подпрограмма ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Основание для ¦Закон Республики Коми "О долгосрочной целевой¦
¦разработки ¦программе "Дети Республики Коми" (2003 -¦
¦Подпрограммы ¦2006 гг.) ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация МО "Город Сыктывкар" ¦
¦Подпрограммы ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Управление культуры, Управление образования,¦
¦Подпрограммы ¦Управление по социальным вопросам ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Цель Подпрограммы ¦Создание условий для выявления, развития и¦
¦ ¦поддержки одаренных детей и обеспечения их¦
¦ ¦личностно-социальной самореализации и¦
¦ ¦профессионального самоопределения ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Задачи ¦Координация и совершенствование деятельности¦
¦Подпрограммы ¦всех институтов по созданию необходимых¦
¦ ¦условий для развития творческой личности на¦
¦ ¦всех возрастных этапах ее становления; ¦
¦ ¦повышение эффективности работы по выявлению и¦
¦ ¦развитию одаренных детей различных социальных¦
¦ ¦категорий; ¦
¦ ¦укрепление материально-технической базы¦
¦ ¦образовательных учреждений, центров для¦
¦ ¦работы с одаренными детьми ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2003 - 2006 гг. ¦
¦Подпрограммы ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Перечень основных¦Развитие и укрепление материально-технической¦
¦мероприятий ¦базы образовательных учреждений, работающих с¦
¦Подпрограммы ¦одаренными детьми; ¦
¦ ¦совершенствование работы с одаренными детьми;¦
¦ ¦разработка и издание методических пособий,¦
¦ ¦рекомендаций в помощь семье, педагогам и¦
¦ ¦специалистам, работающим с одаренными детьми;¦
¦ ¦организация и проведение городских¦
¦ ¦мероприятий с одаренными детьми; ¦
¦ ¦развитие системы переподготовки и повышения¦
¦ ¦квалификации педагогических кадров,¦
¦ ¦работающих с одаренными детьми ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Управление культуры ¦
¦Подпрограммы ¦Управление образования ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Объемы и источники¦На реализацию программы потребуется -¦
¦финансирования ¦11104,0 тыс. руб. ¦
¦Подпрограммы ¦За счет средств отраслей - 4483,0 тыс. рублей¦
¦ ¦За счет средств по Программе (местный¦
¦ ¦бюджет) - 1055,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦За счет средств общегородских мероприятий -¦
¦ ¦1060,0 тыс. рублей ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Создание условий для творческого и¦
¦результаты от¦интеллектуального развития одаренных детей; ¦
¦реализации ¦оснащение образовательных учреждений,¦
¦Подпрограммы ¦работающих с одаренными детьми, современным¦
¦ ¦оборудованием, инвентарем; ¦
¦ ¦усовершенствование системы поддержки¦
¦ ¦одаренных детей ¦
L------------------+----------------------------------------------
I. ВВЕДЕНИЕ
Раннее выявление развития талантливых детей является приоритетной задачей в современном образовании. От решения ее зависит в итоге интеллектуальный и экономический потенциал государства.
Программа "Одаренные дети" - это система мер государственной поддержки учреждений дополнительного образования, работающих с одаренными детьми. Она направлена на создание условий для творческого, интеллектуального развития одаренных детей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
Работа с одаренными детьми рассматривается как неотъемлемая часть единого процесса формирования будущего интеллектуального потенциала города, осуществляемого семьей, учреждениями дополнительного образования культуры и спорта. В городе накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.
На сегодняшний день в городе функционируют шесть гимназий, пять лицеев, восемь школ с углубленным изучением отдельных предметов с общим числом учащихся 21087 человек. Большую роль в выявлении и развитии одаренных детей и учащейся молодежи играют учреждения дополнительного образования. В городе осуществляется развитие дополнительного образования в соответствии с Законами "Об образовании" Российской Федерации и Республики Коми. Сегодня в городе успешно работают тридцать учреждений дополнительного образования с охватом 24525 человек: детские музыкальные школы г. Сыктывкара, п. Красный Затон, Максаковки, Седкыркещ, детская хоровая школа мальчиков, хореографическая и художественная школы, Дворец творчества детей и учащейся молодежи, который имеет девять филиалов во всех микрорайонах города, а также является организационным учебно-методическим центром для 15 ЦДО. Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва "Юность" и детско-юношеский клуб физической подготовки "Орбита" являются организационным и учебно-методическим центром для 3-х детско-юношеских клубов физической подготовки и для тех, где в ЦДО есть спортивное направление. Среди них такие типы учреждений дополнительного образования как медико-педагогическая школа, при которой открыт детский образовательно-оздоровительный центр профилактики психоактивных веществ среди несовершеннолетних и детский образовательно-оздоровительный лагерь "Межадорский". В 2001 году все учреждения обрели новый статус, они стали самостоятельными со своими уставами и программами.
Наличие такого спектра типов и видов учреждений дополнительного образования говорит о том, что мы создаем вариативную, личностно-ориентированную образовательную систему, обеспечиваем право на образование по выбору юным сыктывкарцам, создаем условия для социализации личности ребенка.
С учетом социально-культурной среды, исторических, национальных особенностей нашего города разработаны программы и реализуются совместно с Управлением культуры, Управлением по социальным вопросам, Отделом по труду и занятости населения.
Учреждены стипендии главы администрации МО "Город Сыктывкар" для 109 учащихся школ города, которые являются победителями олимпиад, конкурсов, фестивалей и за отличную учебу.
Вместе с тем, с системой мер и мероприятий из-за недостаточного финансирования слабо осуществляется диагностика творческого потенциала личности ребенка; слабо развиты экспериментальные площадки, приобретение методической и нотной литературы, репертуарных сборников. Серьезную тревогу вызывает материально-техническое обеспечение учреждений, работающих с одаренными детьми. Не хватает музыкальных инструментов, а имеющийся фонд требует постоянного ремонта и настройки, музыкальной аудио и видео аппаратуры; нет балетной и сценической обуви, костюмов для балетных спектаклей. Требует ремонта крыша здания детской хоровой школы мальчиков, кровля зданий школ поселков Максаковка, Красный Затон и Седкыркещ и ДМШ города Сыктывкара. Не хватает помещений детской художественной школе, которая является школой-новатором в современных условиях.
III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДПРОГРАММЫ
Главная цель Подпрограммы - создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностно-социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Предусматривается решение следующих задач:
1. координация деятельности всех государственных и общественных институтов по созданию необходимых условий для развития творческой личности на всех возрастных этапах ее становления;
2. создание системы работы по выявлению и развитию одаренных детей различных социальных категорий;
3. обеспечение научно-методического и психологического сопровождения Подпрограммы;
4. подготовка педагогических кадров, обеспечивающих работу с одаренными детьми;
5. создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.
Мероприятия, предусмотренные Подпрограммой, будут реализованы в 2003 - 2006 гг.
IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
2. Создание системы работы с одаренными детьми.
3. Создание стажерских и экспериментальных площадок, мастер-классов для педагогов, занимающихся с одаренными детьми.
4. Организация городских и участие в республиканских, региональных, российских мероприятиях с одаренными детьми.
5. Реализация инновационных образовательных проектов и программ для работы с одаренными детьми.
6. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
----------------------------T-------T------T------T------T-------¬
¦ ¦ ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦
+---------------------------+-------+------+------+------+-------+
¦Всего по Подпрограмме ¦11104,0¦3024,0¦2828,0¦2520,0¦ 2732,0¦
¦Из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦За счет Программы ¦ 5561,0¦1226,0¦1403,0¦1365,0¦ 1567,0¦
¦За счет средств отрасли ¦ 4483,0¦1548,0¦1165,0¦ 885,0¦ 885,0¦
¦За счет средств по¦ 1060,0¦ 250,0¦ 260,0¦ 270,0¦ 280,0¦
¦общегородским мероприятиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------+------+------+------+-------+
¦Управление культуры ¦ 6796,0¦2031,0¦1698,0¦1440,0¦ 1627,0¦
¦В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦За счет Программы ¦ 2946,0¦ 611,0¦ 698,0¦ 730,0¦ 907,0¦
¦За счет средств отрасли ¦ 2910,0¦1200 ¦ 770,0¦ 470,0¦ 470,0¦
¦За счет средств по¦ 940,0¦ 220,0¦ 230,0¦ 240,0¦ 250,0¦
¦общегородским мероприятиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------+------+------+------+-------+
¦Управление образования ¦ 4308,0¦ 993,0¦1130,0¦1080,0¦ 1105,0¦
¦В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦За счет Программы ¦ 2615,0¦ 615,0¦ 705,0¦ 635,0¦ 660,0¦
¦За счет средств отрасли ¦ 1573,0¦ 348,0¦ 395,0¦ 415,0¦ 415,0¦
¦За счет средств по¦ 120,0¦ 30,0¦ 30,0¦ 30,0¦ 30,0¦
¦общегородским мероприятиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+-------+------+------+------+--------
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Реализация Подпрограммы - последовательный этап в развитии системы образования в Республике Коми - позволит достичь следующих результатов:
- создать систему государственной, муниципальной поддержки одаренных детей;
- укрепить материально-техническую базу учреждений, работающих с одаренными детьми, современным оборудованием, инвентарем, музыкальными инструментами, современной музыкальной аппаратурой;
- создать условия для творческого и интеллектуального развития одаренных детей.
Система мероприятий
по реализации подпрограммы "Одаренные дети"
долгосрочной целевой городской программы
"Дети города Сыктывкара" (2003 - 2006 гг.)