Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 24.12.2004 № А29-7040/04-4э
<СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫВОД О ВЗЫСКАНИИ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ, С МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ КАК ОРГАНА, ВЫСТУПАЮЩЕГО ОТ ИМЕНИ КАЗНЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 24 декабря 2004 года Дело № А29-7040/04-4э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 24 декабря 2004 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11 ноября 2004 года по делу № А29-7040/04-4э, принятое судьей Юдиной О.П.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11 ноября 2004 года по делу № А29-7040/04-4э удовлетворены исковые требования государственного учреждения о взыскании с Министерства финансов Республики Коми 482 406,80 руб. убытков, представляющих собой расходы по выплате работникам дополнительного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и единовременной доплаты к дополнительному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Министерство финансов Республики Коми (ответчик) не согласно с принятым решением и обжалует его в апелляционном порядке.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что не является обязанным лицом по настоящему делу, поскольку в 2001 году получателем бюджетных средств Республики Коми по Закону РК от 20.10.1992 "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" являлся Фонд социального страхования Республики Коми, в 2002 году - Министерство Республики Коми по социальным вопросам, с 2003 года - Министерство труда и социального развития Республики Коми. Кроме того, Министерство финансов Республики Коми не состоит в договорных отношениях с истцом.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу государственное учреждение и Министерство труда и социального развития Республики Коми указывают, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Государственное учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков на общую сумму 482 406,80 руб., возникших за период с сентября 2001 года по 31 июля 2004 года в связи с выплатами работницам учреждения доплат к ежемесячному пособию на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 470 286,80 руб. и единовременной доплаты к единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 12 120 руб. в соответствии с реализацией Закона Республики Коми от 20.10.1992 "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства".
Законом Республики Коми от 20.10.1992 "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства" для женщин, работающих в Республике Коми, с 01.01.1993 увеличен отпуск по беременности и родам по сравнению с законодательством Российской Федерации до 126 календарных дней до родов и до 238 календарных дней после родов. Постановлением Совета Министров Республики Коми от 12.04.1993 утверждено на 1993 год Положение о порядке возмещения расходов по выплате пособий по беременности и родам в соответствии с Законом Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства". Указанным Положением предусмотрено возмещение расходов, связанных с увеличением продолжительности отпусков по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования, а при недостаточности средств Фонда социального страхования - за счет средств республиканского бюджета Республики Коми через Фонд социального страхования. Возмещение расходов производится Министерством финансов Республики Коми ежемесячно на основании расчетов, представляемых Фондом социального страхования Республики Коми.
Законом Республики Коми от 12.05.1998 № 15-РЗ в вышеуказанный Закон Республики Коми внесены изменения и дополнения, согласно которым отменена норма об увеличении женщинам отпуска по беременности и родам сверх предусмотренного законодательством Российской Федерации и установлены доплаты к ежемесячному пособию в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также единовременная доплата в размере одного минимального размера оплаты труда к единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности.
В соответствии с пунктом 8 данного Закона в редакции от 12.05.1998 финансирование расходов, связанных с осуществлением выплат, предусмотренных этим Законом, производится за счет средств республиканского бюджета, выделяемых Фонду социального страхования Республики Коми и органам по социальным вопросам на выплату доплат, установленных статьей 1 Закона.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (с последующими изменениями и дополнениями) Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства Фонда направляются исключительно на цели, предусмотренные в пункте 8 данного Положения, связанные с реализацией государственных задач.
В качестве исполнительных органов в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные отделения, осуществляющие оперативное управление средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации.
Положением об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.01.1995 № 1 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что денежные средства, находящиеся в оперативном управлении отделения Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
По представленным Фондом социального страхования сведениям, в 2001 году работодателями представлены к возмещению расходы по выплате доплат в сумме 17 968,3 тыс. руб., в 2002 году - 15 872 тыс. руб., в 2003 году - 10 222,7 тыс. руб. Из республиканского бюджета Фонду выделено в 2001 году - 8 000 тыс. руб., в 2002 году - 1 929 тыс. руб., в 2003 году средства не выделялись.
Все средства были распределены по филиалам Фонда, в том числе Филиалу № 7 (г. Сыктывкар) было направлено в 2001 году 2 150 тыс. руб., при потребности 5 740 тыс. руб., в 2002 году - 839 039 руб., при потребности 5 513 400 руб., в 2003 и 2004 годах финансирование не осуществлялось.
Недофинансирование республиканским бюджетом Республики Коми расходов Фонда социального страхования за 2001 - 2003 гг. составляет 33 654 тыс. руб.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статьям 16, 1069 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Противоправность поведения в рассматриваемом споре усматривается из уклонения (бездействия) Республики Коми от исполнения своих обязанностей по компенсации Фонду социального страхования и, соответственно, государственному учреждению, убытков в виде расходов, понесенных последним в связи с реализацией Закона Республики Коми, устанавливающего дополнительные пособия и компенсации отдельным категориям граждан.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о взыскании ущерба, причиненного государственному учреждению, с Министерства финансов Республики Коми как органа, выступающего от имени казны Республики Коми в силу статьи 1071 Гражданского кодекса.
На основании изложенного оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 11 ноября 2004 года по делу № А29-7040/04-4э оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Разъяснить, что Постановление вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Председательствующий
Л.Ю.ЮРКИНА

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
С.В.ТУГАРЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru