Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Отдел ресурсных платежей УМНС РФ по РК, "Все для Вас", № 94, 2004 г.)]
"ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЖДУТ ПЕРЕМЕНЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 08.12.2004, № 94






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЖДУТ ПЕРЕМЕНЫ

В ближайшем будущем водопользователей ждут перемены. С 1 января 2005 года вступит в силу новая глава 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, одновременно прекратит свое существование Закон от 06.05.98 № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", и вместо платы за пользование водными объектами водопользователи будут вносить в бюджет водный налог.

Плательщики

Плательщики водного налога перечислены в статье 333.8 Налогового кодекса. В круг плательщиков включены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. На первый взгляд кажется, что список плательщиков водного налога изменился. К ним добавились рядовые граждане. Но на самом деле круг плательщиков остался прежним. Дело в том, что вносить в бюджет водный налог должны лишь те граждане, которые используют воду для специальных (особых) целей и имеют на это лицензию. Граждане же получают лицензию только тогда, когда они используют воду для предпринимательской деятельности. Такой порядок установлен в статье 27 Водного кодекса. Таким образом, перечислять водный налог, как и плату за водные объекты, должны организации и предприниматели.
К специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых из водных объектов, торфа и сапропеля со дна водных объектов и для иных государственных и общественных надобностей, строительства зданий, причалов, портовых и других сооружений (кроме сооружений для защиты от вредного воздействия вод и улучшения качества вод), а также для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением сооружений, технических средств и устройств.
Такие определения даны в Правилах предоставления в пользование водных объектов, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.04.97 № 383, и в Перечне видов специального водопользования, которые утверждены Приказом Минприроды России от 23.10.98 № 232.

За какую воду платить, а за какую - не надо

Объекты налогообложения почти не изменились. Исключение составляют сточные воды, которые плательщики сбрасывают в реки, озера и т.д. С них водный налог платить не нужно.
Таким образом, водный налог следует начислять, если организации и предприниматели:
- забирают воду из водоемов;
- сплавляют по воде лес в плотах и кошелях;
- используют водное пространство в других целях, помимо сплава леса в плотах и кошелях (например, добыча полезных ископаемых, проведение буровых и строительных работ и т.д.);
- используют водоемы для производства электроэнергии.
Не нужно исчислять и вносить водный налог за:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

Практически по всем видам водопользования налоговой базой являются те же показатели, что и раньше. Исключение составляет вода, которую плательщики используют для сплава леса в плотах и кошелях. По таким объектам ее нужно определять иначе. Раньше налоговой базой считался объем древесины, которую сплавляли в плотах и кошелях. Теперь под налоговой базой понимается произведение объема этой древесины и расстояния сплава (в км), деленное на 100. Обращаем ваше внимание, что это изменение носит методологический характер и на порядке исчисления налога никак не отразится. Раньше, чтобы рассчитать плату, надо было перемножать три показателя (объем древесины, расстояние сплава и ставку). А теперь нужно два (налоговую базу и ставку).
Налоговой базой будет:
- при заборе воды - объем воды, забранной за налоговый период (в тыс. куб.м);
- при использовании акватории водных объектов для сплава леса в плотах и кошелях - объем сплавляемой древесины (тыс. куб.м), умноженный на расстояние сплава (в км)/100;
- при использовании акватории водных объектов в других целях - площадь предоставленного водного пространства;
- при использовании водных объектов без забора воды для производства электроэнергии - количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период.

Ставки увеличены

Водный налог нужно считать по ставкам, которые установлены в статье 333.12 Налогового кодекса. Это существенное отличие от того порядка, который действовал раньше. В Законе о плате за пользование водными объектами были указаны минимальные и максимальные ставки по видам использования воды. Их интервалы по конкретным водоемам и районам были установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 № 826. Конкретные же ставки, по которым нужно было исчислять плату за водные объекты, должны были устанавливать регионы.
Теперь их точная величина указана непосредственно в Налоговом кодексе. Как и прежде, ставки зависят от того, из каких рек, озер и морей берется вода, а также от экономических районов. Кроме того, они дифференцированы в зависимости от целей забора воды и от того, откуда она берется: из поверхностных водных объектов или подземных.
Например, Налоговым кодексом за 1 тыс. кубометров поверхностной воды, забранной из водных объектов бассейна реки Печора на территории Республики Коми (Северный экономический район), ставка установлена в размере 246 рублей, до 1 января 2005 года плата взимается исходя из ставки 136 рублей.
Организации, осуществляющие пользование водными объектами без лицензии, могут быть привлечены к административной ответственности. При этом организацию оштрафуют на сумму от 50 до 100 МРОТ, руководителя или предпринимателя - на сумму от 5 до 10 МРОТ (ст. 7.6 КоАП РФ).
Ставки налога за использование водного пространства (кроме сплава леса в плотах и кошелях) установлены в расчете на год. По остальным объектам налогообложения - на квартал. Кроме того, ставки, которые действуют для забора воды, применяются только к тому объему воды, который не превышает установленные плательщику лимиты. Лимиты водопользования должны быть указаны в лицензиях на водопользование. Такой же порядок действовал и при взимании платы за пользование водными объектами. Но если раньше при расчете платы нужно было учитывать месячные и годовые лимиты, то теперь - квартальные и годовые. Это связано с тем, что налоговым периодом по водному налогу считается квартал. Если для вас не утвердили квартальных лимитов, их нужно определять самостоятельно расчетным путем. Для этого годовой лимит следует поделить на 4. При уплате налога за сверхлимитную воду ставки, как и прежде, нужно повышать в 5 раз.
Для воды, которую плательщик отпускает населению, применяется индивидуальная ставка в размере 70 руб. за 1000 куб.м воды, забранной из водоема.

Порядок исчисления и уплаты налога

Водный налог все пользователи должны платить ежеквартально. Плату за пользование водными объектами большинство (кроме предпринимателей, малых предприятий и организаций, которые использовали акваторию водного объекта) вносили ежемесячно.
Чтобы рассчитать водный налог, нужно налоговую базу умножить на ставку. Такой порядок указан в пункте 2 статьи 333.13 Налогового кодекса. Налог, исчисленный за квартал, нужно платить не позднее 20-го числа месяца, следующего за ним. В этот же срок нужно подать и налоговую декларацию. Обратите внимание - по местонахождению объекта налогообложения (по месту нахождения водного объекта). И лишь иностранные предприятия должны отправить ее еще в ту налоговую инспекцию, которая курирует учреждение, выдавшее "водную" лицензию. До 2005 г. декларацию по плате за пользование водными объектами нужно было подавать в две налоговых инспекции - по месту своей регистрации, а также по месту пользования водным объектом.

Отдел
ресурсных платежей


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru