Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 16.11.2004 № А29-7765/03-1э
<РАСХОДЫ НА КОМПЕНСАЦИЮ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗМЕЩЕНИЕМ ЛЬГОТ, ЯВЛЯЮТСЯ ОСОБОЙ ФОРМОЙ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ, И ОТСУТСТВИЕ В БЮДЖЕТЕ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ СРЕДСТВ НЕ МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА ВОВЛЕКАЕМЫЕ В МЕХАНИЗМ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЛЬГОТ ИНЫЕ ЛИЦА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 16 ноября 2004 года Дело № А29-7765/03-1э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 12 ноября 2004 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23 сентября 2004 года по делу № А29-7765/03-1э, принятое судьей Ершовой Т.Н.,

установил:

Жилищно-строительный кооператив обратился с исковым заявлением о взыскании с МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" 197 223 руб. 28 коп. убытков, возникших в связи с разницей в тарифах и связанных с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам по состоянию на 01.10.2003.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 15 января 2004 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация МО "Город Сыктывкар".
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 10 февраля 2004 года в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству ответчика и с согласия истца, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Республики Коми.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 1 марта 2004 года в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: администрация МО "Город Сыктывкар" и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми; также в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми по г. Сыктывкару.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявлением от 10.09.2004 уменьшил размер исковых требований и просит взыскать с ответчиков задолженность по возмещению разницы по льготам, предусмотренным Законом Российской Федерации "О ветеранах", Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми", Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста", Законом Республики Коми "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан", за период с 2001 года по октябрь 2003 года в сумме 56 926 руб. 76 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23 сентября 2004 года исковые требования о взыскании убытков в размере 56 926 руб. 76 коп. удовлетворены за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и взысканы с Министерства финансов Республики Коми в пользу истца, во взыскании убытков с остальных ответчиков отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Республики Коми обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части взыскания убытков, возникших в связи с разницей в тарифах и связанных с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам с Министерства финансов Республики Коми отменить, убытки взыскать с муниципального образования "Город Сыктывкар".
Данное утверждение заявитель основывает на том, что Постановлением Правительства Республики Коми от 28.04.2003 № 72 "О мерах по реализации Закона РК "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год" утвержден Порядок предоставления и расходования в 2003 году средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Коми в форме субвенции на реализацию Закона РК "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан".
В соответствии с данным Порядком Министерство труда и социального развития Республики Коми представляет в Министерство финансов Республики Коми реестр на финансирование расходов по оплате льгот в соответствии с фактически произведенными затратами муниципальных образований по видам расходов и получателям средств республиканского бюджета Республики Коми.
При этом ответственность за достоверность и своевременность представления указанных в пункте 3 настоящего Порядка данных и реестров возлагается на Министерство труда и социального развития Республики Коми и местные органы по социальным вопросам.
Следовательно, апеллянт полагает, что ответственность по указанному Закону должна быть возложена на муниципальное образование.
В связи с чем апеллянт считает, что, взыскав убытки с Министерства финансов Республики Коми, суд первой инстанции нарушил нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения и является основанием для его отмены по правилам статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 12 ноября 2004 года представитель Министерства финансов Республики Коми доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.
Истец с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, о чем указал его представитель в судебном заседании, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Согласно отзыву от 2 ноября 2004 года Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми по г. Сыктывкару с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно, считает, что обязанность по удовлетворению требований истца должна быть возложена на Министерство финансов Республики Коми и удовлетворена за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Таким образом, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми по г. Сыктывкару просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с 2001 года по октябрь 2003 года во исполнение Законов Республики Коми и Российской Федерации "О ветеранах", Закона РК "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан" истец предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 № 4218-1 (ред. от 06.05.2003 № 52-ФЗ) установлено, что финансовая помощь, выделяемая из федерального бюджета в форме:
- субсидий на возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
- дотаций на частное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
предоставляется бюджетам субъектов Российской Федерации и направляется организациям жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно оказывающим жилищно-коммунальные услуги.
Постановлением главы администрации МО "Город Сыктывкар" от 12.09.2000 № 9/2893 на муниципальное унитарное предприятие "Управление ЖКХ (Служба заказчика)" возложены обязанности:
- по принятию, проверке расчетов и финансированию льгот за жилищно-коммунальные услуги населению г. Сыктывкара, проживающему в ТСЖ и ЖСК;
- по возмещению разницы в ценах на жилищно-коммунальные услуги по ЖСК и ТСЖ согласно заключенным ими договорам с поставщиками услуг.
Статьей 19 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от 15.06.1996 № 72-ФЗ (в ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ) домовладельцам, нанимателям и арендаторам жилых помещений гарантировано право на компенсацию затрат на предоставленные льготы, субсидии.
Основанием для обращения с исковым заявлением в суд послужили затраты, произведенные истцом во исполнение Закона РК "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" от 27.11.1993, Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" от 15.11.2001, Закона РФ "О ветеранах" от 12.01.1995, Закона РК "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан" от 10.05.2001 по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, которые не были ему возмещены.
Актом сверки, подписанным МУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)" и истцом по состоянию на 10.09.2004, подтверждается задолженность в спорный период 2001 - 2003 гг. по льготам, предоставленным в рамках вышеназванных Законов, в размере 88 394 руб. 02 коп.
Согласно уточнению исковых требований судом первой инстанции взысканы убытки в период с 2001 года по октябрь 2003 года в размере 56 926 руб. 76 коп.
Решение суда представляется суду апелляционной инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом источником возмещения таких убытков является соответственно казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования.
В силу статьи 24 Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" возмещение затрат производится за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Поскольку республиканским законом не предусмотрен конкретный порядок и источник возмещения затрат истца, следовательно обязанность по удовлетворению требований истца должна быть возложена на бюджет Республики Коми.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" финансирование мер социальной защиты, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Статья 10 Закона Российской Федерации "О ветеранах" предусматривает, что расходы на реализацию льгот на оплату жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет субъектов Российской Федерации, в данном случае за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
В силу статьи 3 Закона Республики Коми "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан" возмещение затрат производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании убытков, возникших в связи с разницей в тарифах и связанных с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам, подлежат взысканию в данном случае с Министерства финансов Республики Коми, как финансового органа, выступающего от имени казны Республики Коми.
Таким образом, расходы на компенсацию затрат, связанных с предусмотренными нормативными актами льготами, являются особой формой бюджетных расходов, и отсутствие в бюджете денежных средств, необходимых для возмещения названных расходов, не может повлечь переложения соответствующих финансовых затрат на вовлекаемые в механизм возмещения льгот иные лица.
Учитывая данное обстоятельство, довод апеллянта о том, что ответственность по указанному Закону должна быть возложена на муниципальное образование, не обоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Довод Министерства финансов Республики Коми о том, что истцом не доказано наличие фактически понесенных им расходов также не соответствует обстоятельствам дела.
Материалами дела, в частности: справками-расчетами по истцу, содержащими перечень лиц, которым предоставлялись льготы по оказанию жилищно-коммунальных услуг, а также актом сверки задолженности бюджетов по льготам и субсидиям, предоставленным в рамках вышеперечисленных Законов, по состоянию на 10.09.2004 подтверждается фактическое предоставление гражданам льгот и субсидий.
Доказательств опровержения данного факта Министерство финансов Республики Коми не представило.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Министерство финансов Республики Коми, но взысканию не подлежат на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.09.2004 по делу № А29-7765/03-1э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ

Судьи
С.В.ТУГАРЕВ
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru