Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 02.11.2004 № А29-4480/04-4э
<УБЫТКИ, ПОНЕСЕННЫЕ ОБЩЕСТВОМ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВЕТЕРАНАХ", ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВОЗМЕЩЕНЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ КАЗНЫ РФ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 2 ноября 2004 года Дело № А29-4480/04-4э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 28 октября 2004 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года по делу № А29-4480/04-4э, принятое судьей Юдиной О.П.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО "С" Республики Коми взыскано 32 264,90 руб. убытков, возникших вследствие предоставления льгот по оплате услуг связи, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Не согласно с принятым судебным актом Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми в апелляционной жалобе указывает, что судом дана ошибочная оценка обстоятельств дела и неправильно применены нормы материального права.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение ОАО "С" убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Закону Российской Федерации "О ветеранах", поскольку с его стороны не допущено виновных действий или бездействий.
По мнению апеллянта, лицом, ответственным за причиненные убытки, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, как главный распорядитель бюджетных средств.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ОАО "С" Республики Коми считает, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для отмены решения не имеется.
Дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных в установленном законом порядке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ОАО "С" в течение 2002 года оказывало услуги связи гражданам, проживающим на территории муниципального образования "Усть-Цилемский район" с учетом льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О ветеранах".
По сведениям истца убытки в виде неполученных доходов вследствие предоставления льгот по оплате установки телефона и абонентской плате в 2002 году частично не были ему возмещены и составляют 32 264,90 руб.
ОАО "С" полагая, что нарушены его права, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании данной денежной суммы с управления по социальным вопросам администрации муниципального образования "Усть-Цилемский район" и Министерства финансов Российской Федерации.
В силу ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 № 15-ФЗ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Законом на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. В подпункте "а" пункта 1 указано, что Правила устанавливают порядок возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи, в том числе ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Законом РФ "О ветеранах".
В соответствии с п. 2 данных правил финансирование расходов, указанных в пункте 1 Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам. В силу данных Правил Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Действие данных Правил продлено на 2002 год.
Согласно Ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2002 год на статью "Расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование" было предусмотрено выделение из федерального бюджета 1 620 700 тыс. руб. Главным распорядителем указанных средств являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Согласно данным Министерства труда и социального развития РФ по распределению объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2002 год было перечислено Республике Коми 38 409,3 тыс. руб., из них Министерством Республики Коми по социальным вопросам направлено в Усть-Цилемский район 526 тыс. руб.
Управлением по социальным вопросам АМО "Усть-Цилемский район" денежные средства в указанном размере были получены и направлены оператору связи - Усть-Цилемскому отделению Ухтинского филиала ОАО "С" в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями, а также отчетом об исполнении законов РФ и Республики Коми по отрасли "Социальная политика". Доказательств нецелевого использования управлением бюджетных средств ответчиком не представлено.
Таким образом, выделенных из федерального бюджета денежных средств оказалось явно недостаточно для покрытия всех понесенных истцом расходов, в связи с предоставлением льгот согласно Федеральному закону "О ветеранах" в связи с чем ОАО "С" понесло убытки в размере 32 264, 90 руб., что подтверждается актом сверки за 2002 год между Усть-Цилемский отделением Ухтинского филиала ОАО "С" Коми и Управлением по социальным вопросам администрации МО "Усть-Цилемский район", которые представляют собой неполученные доходы вследствие исполнения им прямых указаний норм Федерального закона.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суд полагает, что ответственность за причиненные ОАО "С" убытки должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств казны.
Возложение обязанности по возмещению убытков на главного распорядителя бюджетных средств в рассматриваемом споре не основано на нормах права.
Пунктом 5 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ на главного распорядителя бюджетных средств возложены обязанности по составлению бюджетной росписи, распределению лимитов бюджетных обязательств и исполнению соответствующей части бюджета.
Бюджетное обязательство представляет собой признанную органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникшая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.
В силу ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.
Следовательно, исходя из положений Кодекса главный распорядитель бюджетных средств обязан распределить выделенные ему денежные средства между получателями в течение соответствующего года.
То есть по окончании календарного года у него не должно остаться нераспределенных денежных средств.
При отсутствии у главного распорядителя бюджетных средств, подлежащих целевому распределению между получателями, не представляется возможным привлечение его к ответственности в виде возмещения убытков, причиненных ОАО "С", в том числе и в случае нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований ОАО "С" за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации являются правильными.
ОАО "С" Республики Коми обратилось с ходатайством о замене истца в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО "С" на ОАО "Т", в связи с прекращением деятельности юридического лица ОАО "С" путем реорганизации общества в форме присоединения к ОАО "Т".
В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В связи с этим суд считает необходимым удовлетворить данное ходатайство.
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" Министерство финансов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 48, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Произвести замену истца с ОАО "С" Республики Коми на ОАО "Т", считать истцом по данному делу ОАО "Т".
2. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2004 по делу № А29-4480/04-4э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
3. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
С.В.ТУГАРЕВ
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru