Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Отдел единого социального налога УМНС РФ по РК, "Все для Вас", № 72, 2004 г.)]
"ПОРЯДОК И РАЗМЕРЫ УПЛАТЫ ЕСН ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ИНОСТРАННУЮ РАБОЧУЮ СИЛУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 22.09.2004, № 72






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПОРЯДОК И РАЗМЕРЫ УПЛАТЫ ЕСН ПРЕДПРИЯТИЯМИ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ИНОСТРАННУЮ РАБОЧУЮ СИЛУ

Вопрос: Порядок и размер уплаты ЕСН у иностранных граждан вызывает вопросы в связи с тем, что они имеют (обязательную для въезда в РФ) медицинскую страховку, которая включает оплату лечения и обеспечение медикаментами в полном объеме за счет страховой фирмы, и не получают пенсию в РФ, так как находятся в России временно.
Ответ: В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.12.01 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 г. утратили силу положения п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 239 Кодекса до указанной даты освобождались от уплаты ЕСН налогоплательщики с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладали правом.
Так как с 1 января 2003 г. особых норм, определяющих порядок обложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится, обложение ЕСН выплат и вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, должно производиться в общеустановленном порядке аналогично налогообложению выплат, начисляемых в пользу российских граждан.
Согласно положениям ст. ст. 3 и 9 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 17.12.01 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 3 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом ст. 10 вышеназванного Закона указано, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы (деятельности), которая выполнялась на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, получившие вид на жительство.
Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус постоянно проживающих на территории Российской Федерации и, соответственно, начисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 167-ФЗ.
На выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу временно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, не имеющих вида на жительство, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, так как эта категория иностранных граждан не имеет права на трудовую пенсию по стажу работы на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 243 Кодекса сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, определяется как разность между суммой налога, начисленной в федеральный бюджет, с учетом ставок, установленных ст. 241 Кодекса, и суммой начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ.
Таким образом, с 1 января 2003 года единый социальный налог с выплат и вознаграждений в пользу иностранных граждан, работающих в российских организациях, но не имеющих статуса постоянного проживания на территории России, должен начисляться по полным ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 Кодекса (в федеральный бюджет без применения налогового вычета по ставке 28 процентов с учетом условий применения регрессивной шкалы).

Отдел
единого социального налога


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru