Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 13.09.2004 № А29-2897/04А
<ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАЧЕТОВ ИЛИ ВОЗВРАТОВ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ЛЕЖИТ НЕ НА ОРГАНАХ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ, А НА НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 13 сентября 2004 года Дело № А29-2897/04А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Республике Коми на решение арбитражного суда от 9 июля 2004 года, принятое судом в составе судьи Борлаковой Р.А.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 9 июля 2004 года по делу № А29-2897/04А требования предпринимателя о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 1 800 руб. 00 коп. были удовлетворены, и Межрайонная инспекция МНС РФ № 3 по Республике Коми обязана возвратить спорную сумму заявителю.
Инспекция не согласна с принятым решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, указав на нарушения норм материального права.
Управление ПФР представило отзыв на жалобу, в котором против удовлетворения жалобы возражает, считая решение суда первой инстанции правильным.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для удовлетворения поданной жалобы.
При этом суд исходит из следующего.
30 июня 2003 года предпринимателем были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (по страховой и накопительной части) по кодам бюджетной классификации 1010610 и 1010620 в общей сумме всего 1 800 руб. 00 коп., тогда как данные страховые взносы следовало уплатить на коды бюджетной классификации 1010611 и 1010621.
При обнаружении ошибки истица обращалась к ответчикам с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 800 руб. 00 коп.
По данным лицевого счета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 24 мая 2004 года у предпринимателя числится переплата.
Следовательно, сумма переплаты в данном случае составила 1800 руб. 00 коп.
Данный факт представителями ответчиков не опровергается.
Обращаясь с апелляционной жалобой, Межрайонная инспекция МНС РФ № 3 по РК указывает на то, что в силу положений Федерального закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, а также исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 5 февраля 2004 года № 28-О и от 4 марта 2004 года № 49-О, возвраты излишне уплаченных сумм страховых взносов должны производить органы Пенсионного Фонда.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными доводами Инспекции.
Согласно пункту 1 статья 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В силу пункта 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 13 статьи 78 НК РФ предусмотрено иное, а именно: правила, предусмотренные статьей 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.
Таким образом, из смысла пункта 13 статьи 78 НК РФ следует, что второй ответчик - Управление ПФР по городу Ухте обязано было бы произвести возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, если бы на него был возложен контроль за уплатой страховых взносов.
Между тем, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" предусмотрено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
Статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ также установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Исходя из перечисленных выше норм, можно сделать вывод о том, что законодательными актами Российской Федерации функции контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на органы Пенсионного Фонда РФ не были возложены, в связи с чем обязанность по проведению зачетов или возвратов излишне уплаченных сумм страховых взносов лежит на налоговом органе.
Не могут быть признаны также обоснованными в рассматриваемом случае ссылки Инспекции на Определения Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 года № 28-О и от 4 марта 2004 года № 49-О, поскольку в указанных Определениях вопросы возврата или зачета излишне уплаченных страховых взносов не рассматривались и позиция Конституционного Суда РФ по этим вопросам не была изложена.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 112, 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 9 июля 2004 года по делу № А29-2897/04А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Настоящее Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2004 года.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
Т.И.ГАЛАЕВА
Э.В.ШИПИЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru