РЕШЕНИЕ Совета МО "Город Сыктывкар" от 07.09.2004 № 13/09-172
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЫКТЫВКАР" НА 2005 - 2007 ГГ."
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ")
Официальная публикация в СМИ:
"Панорама столицы", 07.10.2004, № 41 (опубликовано до Бюджетной заявки)
Утратил силу с 30 декабря 2004 года в связи с изданием решения Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.12.2004 № 17/12-223.
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЫКТЫВКАР"
РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2004 г. № 13/09-172
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЫКТЫВКАР"
НА 2005 - 2007 ГГ.
В целях определения основных приоритетов развития здравоохранения администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", создания правовых и организационных механизмов рационального использования ресурсов здравоохранения для выполнения Программы муниципальных гарантий обеспечения горожан бесплатной медицинской помощью, повышения качества лечебно-диагностической помощи Совет муниципального образования "Город Сыктывкар" решил:
1. Принять Концепцию развития здравоохранения администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" на 2005 - 2007 гг. (приложение).
2. Поручить администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" производить финансирование расходов по реализации Концепции развития здравоохранения администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" на 2005 - 2007 гг. в пределах сметы расходов бюджета отрасли "Здравоохранение" на соответствующий год.
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" и заместителя главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" Афанасьеву Л.Л.
Председатель Совета
В.Т.ПЫСТИН
Приложение
к решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 7 сентября 2004 г. № 13/09-172
КОНЦЕПЦИЯ
"РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА
НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
ПАСПОРТ КОНЦЕПЦИИ
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Наименование: ¦Концепция "Развитие здравоохранения¦
¦ ¦города Сыктывкара на 2005 - 2007 годы" ¦
¦Основание для ¦Постановление главы администрации МО¦
¦разработки Концепции: ¦"Город Сыктывкар" от 05.02.2001 № 2/367¦
¦ ¦"Утверждение плана Управления¦
¦ ¦здравоохранения по реализации Концепции¦
¦ ¦развития здравоохранения РК на 2000 -¦
¦ ¦2005 гг." ¦
¦Заказчики Концепции: ¦Администрация МО "Город Сыктывкар", Совет¦
¦ ¦МО "Город Сыктывкар" ¦
¦Основные разработчики¦Управление здравоохранения администрации¦
¦Концепции: ¦муниципального образования "Город¦
¦ ¦Сыктывкар" ¦
¦Координатор Концепции:¦Заместитель главы администрации МО "Город¦
¦ ¦Сыктывкар" Л.Л.Афанасьева ¦
L----------------------+------------------------------------------
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Цель: ¦ Создание правовых и организационных¦
¦ ¦механизмов рационального использования¦
¦ ¦ресурсов здравоохранения для выполнения¦
¦ ¦Программы муниципальных гарантий¦
¦ ¦обеспечения горожан бесплатной¦
¦ ¦медицинской помощью, повышения качества¦
¦ ¦лечебно-диагностической помощи ¦
¦Задачи: ¦ 1. Совершенствование нормативной¦
¦ ¦правовой базы в области здравоохранения ¦
¦ ¦ 2. Обеспечение перехода от затратной¦
¦ ¦основы здравоохранения к эффективному¦
¦ ¦распределению и использованию финансовых¦
¦ ¦и кадровых ресурсов ¦
¦ ¦ 3. Совершенствование системы контроля за¦
¦ ¦движением финансовых средств,¦
¦ ¦предназначенных для здравоохранения ¦
¦ ¦ 4. Продолжение поэтапного проведения¦
¦ ¦реструктуризации в основных звеньях¦
¦ ¦здравоохранения города - амбулаторно -¦
¦ ¦поликлинической и стационарной¦
¦ ¦медицинской помощи: развитие¦
¦ ¦общеврачебной практики,¦
¦ ¦стационарозамещающих технологий,¦
¦ ¦высокоспециализированной консультативно -¦
¦ ¦диагностической службы ¦
¦ ¦ 5. Совершенствование дифференцированной¦
¦ ¦(мотивационной) системы оплаты труда¦
¦ ¦медицинских работников с целью улучшения¦
¦ ¦качества медицинской помощи и дальнейшего¦
¦ ¦развития экономических механизмов¦
¦ ¦управления отраслью, направленных не на¦
¦ ¦увеличение лечебно-диагностических¦
¦ ¦объемов, а на достижение максимально¦
¦ ¦высоких клинических результатов лечения ¦
¦ ¦ 6. Совершенствование системы управления¦
¦ ¦качеством медицинской помощи ¦
¦ ¦ 7. Совершенствование системы бесплатного¦
¦ ¦лекарственного обеспечения населения в¦
¦ ¦рамках лекарственного страхования ¦
¦ ¦ 8. Укрепление материально-технической¦
¦ ¦базы организаций здравоохранения ¦
¦ ¦ 9. Совершенствование оказания первичной¦
¦ ¦медико-санитарной помощи населению ¦
¦ ¦ 10. Совершенствование службы оказания¦
¦ ¦лечебно-профилактической помощи матерям,¦
¦ ¦детям, подросткам ¦
¦ ¦ 11. Профилактика социально значимых¦
¦ ¦заболеваний, пропаганда здорового образа¦
¦ ¦жизни, повышение заинтересованности¦
¦ ¦граждан в сохранении и укреплении своего¦
¦ ¦здоровья ¦
¦ ¦ 12. Развитие единого подхода к¦
¦ ¦информатизации здравоохранения,¦
¦ ¦использованию ресурсов и контроля за¦
¦ ¦финансовыми взаимоотношениями в отрасли ¦
¦ ¦ 13. Содействие развитию профессиональных¦
¦ ¦медицинских ассоциаций ¦
¦ ¦ 14. Развитие системы оказания платных¦
¦ ¦медицинских услуг в государственных и¦
¦ ¦муниципальных медицинских учреждениях по¦
¦ ¦видам медицинской деятельности, не¦
¦ ¦входящих в Программу государственных¦
¦ ¦гарантий, а также развитие системы¦
¦ ¦оказания медицинских услуг в учреждениях¦
¦ ¦различных форм собственности ¦
¦ ¦ 15. Совершенствование системы повышения¦
¦ ¦квалификации медицинских работников, в¦
¦ ¦том числе руководителей организаций¦
¦ ¦здравоохранения путем совершенствования¦
¦ ¦системы подготовки, переподготовки¦
¦ ¦кадров, сертификации, аттестации,¦
¦ ¦осуществление вышеуказанных мероприятий¦
¦ ¦менее затратным способом, путем¦
¦ ¦приглашения ведущих специалистов¦
¦ ¦институтов последипломной подготовки¦
¦ ¦непосредственно в город для проведения¦
¦ ¦сертификационных циклов подготовки ¦
¦ ¦ 16. Повышение социальной защищенности¦
¦ ¦медицинских работников ¦
¦Исполнители Концепции:¦ - Управление здравоохранения¦
¦ ¦администрации муниципального образования¦
¦ ¦"Город Сыктывкар" ¦
¦ ¦ - Лечебно-профилактические учреждения¦
¦ ¦г. Сыктывкара ¦
¦Сроки реализации ¦2005 - 2007 гг. с ежегодной разработкой¦
¦Концепции: ¦конкретных мероприятий с учетом объемов¦
¦ ¦финансирования исходя из реальной¦
¦ ¦экономической ситуации ¦
¦Источники ¦ Бюджет МО "Город Сыктывкар" ¦
¦финансирования: ¦ Средства ТФОМС ¦
¦ ¦ Фонд социального страхования ¦
¦ ¦ Дополнительное целевое финансирование,¦
¦ ¦обеспечивающее выполнение мероприятий¦
¦ ¦программы ¦
¦ ¦ Внебюджетные источники финансирования ¦
¦Механизм реализации: ¦ Концепция реализуется через целевые¦
¦ ¦программы, ежегодный план мероприятий с¦
¦ ¦прописанными источниками и объемами¦
¦ ¦финансирования ¦
¦Система организации ¦ Результаты поэтапного выполнения¦
¦и контроля за ¦мероприятий программы рассматриваются на¦
¦исполнением Концепции:¦коллегиях администрации города¦
¦ ¦Сыктывкара, заседаниях Совета МО "Город¦
¦ ¦Сыктывкар" и его комиссий ¦
L----------------------+------------------------------------------
Раздел I
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА
В основе системы охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению г. Сыктывкара администрация муниципального образования "Город Сыктывкар" и Управление здравоохранения руководствуются следующими нормативными актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 21.03.02 № 31-ФЗ);
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденные ВС РФ от 22.07.93 № 5487-1 (в редакции от 27.02.03 № 29-ФЗ);
- Закон РФ от 28.06.91 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" (в редакции от 29.05.02 № 57-ФЗ);
- Закон РФ от 02.07.92 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в редакции от 10.01.03 № 15-ФЗ);
- Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в редакции от 10.01.03 № 15-ФЗ, с изменениями от 22.11.01);
- Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции от 30.12.01 № 196-ФЗ);
- Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции от 10.01.03 № 15-ФЗ);
- ФЗ от 08.08.01 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 11.03.03 № 32-ФЗ);
- ФЗ от 30.03.95 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" (в редакции от 07.08.00 № 122-ФЗ);
- ФЗ от 18.06.01 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";
- ФЗ от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 10.01.03 № 15-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ от 05.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ";
- Постановление Правительства РФ от 11.09.98 № 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 26.10.99 № 1194, от 29.11.2000 № 907, от 24.07.01 № 550);
- Постановление Правительства РФ от 13.11.01 № 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)";
- Постановление Правительства РФ от 04.07.02 № 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.02 № 731);
- Постановление Правительства РФ от 05.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ";
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.00 № 1202-р "Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года";
- Указ Главы Республики Коми от 20.07.00 № 296 "О Концепции развития здравоохранения Республики Коми на 2000 - 2005 годы";
- Приказ Министерства здравоохранения РФ № 377 от 15.10.1999 "Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения";
- Постановление главы АМО "Город Сыктывкар" № 9/2816 от 25.09.2002 "Об утверждении мероприятий по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) на 2002 - 2003 годы "АнтиВИЧ/СПИД";
- Приказ МЗ РК № 4/90 от 03.04.00 "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста";
- Приказ по УЗ АМО "Город Сыктывкар" № 31-р от 21.08.00 "О подготовительной работе для обеспечения передачи подростков в педиатрическую сеть с 01.01.2001";
- Приказ по УЗ АМО "Город Сыктывкар" № 124-а от 31.05.2000;
- Постановление главы АМО "Город Сыктывкар" № 12/3754 от 30.12.98 "О вакцинопрофилактике";
- Постановление главы АМО "Город Сыктывкар" № 1/251 от 29.01.99 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в г. Сыктывкаре";
- Указ Главы Республики Коми № 355 от 08.10.98 "По охране территории Республики Коми от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений";
- Постановление главы АМО "Город Сыктывкар" № 9/2925 от 14.09.2000 СП 3.5.675097 "Гигиенические требования организациям, учреждениям, предприятиям и лицам, занимающимся дезинфекционной деятельностью";
- ФЗ № 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний";
- ФЗ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Постановление главы АМО "Город Сыктывкар" № 7/185 от 03.07.00 "О создании отделений (кабинетов) профилактики в амбулаторно-поликлинических учреждениях РК";
- Устав муниципального образования "Город Сыктывкар".
Раздел II
ВВЕДЕНИЕ
Модель здравоохранения в СССР, сформированная в середине XX века, обеспечивала выполнение важнейших задач по охране здоровья населения, снижению заболеваемости и смертности, профилактике инвалидности. Вся деятельность учреждений здравоохранения велась в условиях хотя и скромного, но стабильного финансирования. Принцип бесплатности и доступности оказания помощи казался вечным. Система первичной медико-санитарной помощи была признана наиболее оптимальной в мире и рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) для внедрения во всех странах.
Сначала 90-х годов XX века социально-экономические реформы в стране поставили здравоохранение в совершенно новые, незнакомые ранее условия хозяйствования.
В настоящее время развитие системы здравоохранения носит экстенсивный характер. Из года в год затраты бюджетов всех уровней растут, крайне медленными темпами внедряются ресурсосберегающие стационарозамещающие технологии не менее эффективные, чем стационарные, слабо внедряется система общеврачебных практик. До сих пор общеврачебные практики не определены фондодержателями. Медленными темпами в здравоохранении внедряются страховые принципы и, как результат, не развивается адресность в оказании медицинской помощи.
В связи с вышеуказанным назрела необходимость в развитии реформ в отрасли здравоохранения.
Раздел III
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. СЫКТЫВКАРА
Глава 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ Г. СЫКТЫВКАРА
Демографическая ситуация:
Численность населения города на начало 2003 г. составила 240595 тысяч человек. За последние 5 лет численность уменьшилась на 2,8%. Основным показателем движения населения является "естественная убыль", определяемая соотношением рождаемости и смертности. Депопуляционный процесс, проявившийся в 1999 г., связан с повышением уровня смертности населения города. Так за 5 лет коэффициент естественной убыли населения увеличился на 29,4% и составил (-1,7).
Показатель рождаемости в 2003 г. вырос на 8% (до 12,6 на 1000 населения), однако общая смертность населения увеличилась на 31,2% (до 14,3% промилле).
Рост смертности произошел главным образом за счет потерь в трудоспособном возрасте. Так, если за 5 лет общая смертность возросла на 43,0% (с 5,3 до 9,3 на 100 000) - в 1,8 раза. Смертность в трудоспособном возрасте составляет 43,4% от общего числа умерших.
Крайне важным для принятия управленческих решений развития здравоохранения является структура смертности населения города. В структуре общей смертности преобладают болезни системы кровообращения (50,4%), травмы и отравления (18,9%), новообразования (11,5%).
В структуре смертности среди трудоспособного населения преобладают травмы, отравления, несчастные случаи (35,8%), болезни системы кровообращения (30,0%).
Исходя из этого, Концепция развития здравоохранения должна предусмотреть в первую очередь энергичные меры профилактики заболеваемости сердечно-сосудистой патологии, а также вопросы профилактики травматизма, которые следует решать на межведомственном уровне. За последние 5 лет в городе достигнуты успехи в снижении показателя младенческой смертности, который снизился в 2,4 раза (с 16,1 до 6,6% промилле). Последний является отражением правильной политики Управления здравоохранения и администрации города по совершенствованию и развитию системы охраны здоровья матери и ребенка.
Состояние здоровья населения
В городе ежегодно регистрируется около 500000 случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями, из которых более 56% случаев - с впервые установленным диагнозом.
Уровень заболеваемости, по данным обращаемости населения в муниципальные учреждения здравоохранения города, в течение последних 5 лет имеет стойкую тенденцию к росту (с 1886,3% промилле в 1999 г. до 2046,9% промилле в 2003 г. на 1000 населения). Общая заболеваемость увеличилась за 5 лет среди взрослого населения на 14,4% (с 1949,7% промилле до 2231,4% промилле), среди детского населения на 8,9% (с 3037,7% промилле до 3307,8% промилле).
Стабильно растет за последние годы заболеваемость подростков, с 1999 г. этот показатель вырос на 22,2%. В структуре заболеваемости за последние 3 года выросла доля болезней эндокринной системы на 10,8%, болезней костно-мышечной и соединительной ткани на 6,5%, травмы и отравления на 10,0%, врожденные аномалии в 7 раз, болезни органов дыхания в 2 раза (9,1%).
Динамика уровня первичной инвалидности в трудоспособном возрасте имеет тенденцию к снижению на 20,2%.
В структуре причин первичной инвалидности взрослого населения первое место по распространенности занимают болезни системы кровообращения (53,5%), второе - болезни костно-мышечной системы (11,3%), третье - травмы и отравления (10,1%).
Глава 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА
Муниципальная система здравоохранения города представлена 7 поликлиниками с плановой мощностью на 2910 посещений в смену, что обеспечивает 6,8 посещения на 1 жителя в год (Республика Коми - 7,2), стационаром с коечной мощностью 40 коек в Сыктывкарской городской больнице, 26 здравпунктами, 3 медпунктами, 2 учреждениями сестринского ухода на 50 коек, 4 дневными стационарами на 104 места, домом ребенка на 80 койко-мест, 8 амбулаториями врача общей практики.
Развитие в городе негоспитальных форм организации медицинской помощи осуществляется преимущественно за счет развертывания дневных стационаров при поликлиниках; функционирует 5 профилей: терапевтический, неврологический, отоларингологический, хирургический, патологии беременных. Количество койко-мест с 1998 г. увеличилось на 34 (с 70 в 1998 г. до 104 в 2003 г.), число пролеченных больных увеличилось за 5 лет на 87,8%.
Глава 3. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Главным ресурсом, определяющим доступность и качество оказания медицинской помощи, является обеспеченность системы здравоохранения высококвалифицированными медицинскими кадрами. В 2003 г. обеспеченность врачебными кадрами на 10 тысяч населения составила 17,7 (РК 2003 г. - 33,4). Укомплектованность врачами составила 51,3%. Укомплектованность участковыми терапевтами 50,0%, но в ряде учреждений этот показатель ниже (городская поликлиника № 2 - 40,0%, городская поликлиника № 3 - 42,1%). Укомплектованность участковыми педиатрами составляет 44,7%, в ряде учреждений еще ниже - детская поликлиника № 1 - 44,4%, детская поликлиника № 2 - 44,4%, Сыктывкарская городская больница - 51,6%.
Структура врачебного возрастного состава представлена следующим образом:
- 15,6% - врачей в возрасте до 30 лет;
- 61,9% - до 50 лет;
- 38,1% - старше 50 лет.
По-прежнему низок приток молодых специалистов в амбулаторно-поликлинические учреждения.
Основными причинами оттока, неукомплектованности врачебными кадрами являются:
1. Низкая заработная плата, не соответствующая тяжелым и опасным условиям труда.
2. Социальная незащищенность медицинских работников.
3. Высокая нагрузка, напряженность труда.
4. Недостаточность материально-технической, диагностической оснащенности учреждений.
5. Недостаточная обеспеченность санитарным автотранспортом.
6. Высокий процент врачей пенсионного возраста.
Все перечисленное не дает в полной мере возможность обеспечить доступность обследования и оказания медицинской помощи населению.
Раздел IV
ВЫВОДЫ
Работа Управления здравоохранения АМО "Город Сыктывкар" строилась на основе принципов программно-целевого планирования и четких организационных мероприятий, что позволило иметь позитивные тенденции в состоянии демографической ситуации, здоровья населения и деятельности служб.
Таким образом, основными тенденциями, важными для службы здравоохранения города, являются:
1. Высокий уровень смертности, особенно в трудоспособном возрасте.
2. Высокий уровень заболеваемости всех групп населения.
3. Недостаточная укомплектованность медицинскими кадрами.
4. Высокий износ материально-технической базы.
5. Низкая обеспеченность диагностическим оборудованием.
6. Снижение профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения.
7. Несоответствие финансирования здравоохранения уровню затрат.
8. Низкая "медицинская" активность граждан - низкая заинтересованность населения в сохранении и укреплении своего здоровья.
Сложившаяся ситуация в здравоохранении города отражает общие закономерности социально-экономического положения в стране. Для преодоления этих негативных тенденций необходимо принятие мер на межведомственном уровне с участием законодательной власти, т.к. охрана здоровья является задачей не только здравоохранения, но и в целом государства. На основании обобщенных данных различных исследований по вопросу влияния службы здравоохранения на показатели здоровья населения установлено, что доля медицинской составляющей не превышает 10%, значительно большую долю привносят факторы социально-экономического состояния и санитарной грамотности населения.
На основании Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 и Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, а также в связи со сложившейся в городе ситуацией со здоровьем населения, состоянием системы и ресурсов отрасли здравоохранения, Управление здравоохранения АМО "Город Сыктывкар" представляет Концепцию "Развитие здравоохранения города Сыктывкара на 2005 - 2007 годы".
Раздел V
ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В МО "ГОРОД СЫКТЫВКАР"
Цель:
Обеспечение доступной и качественной медицинской помощи в рамках государственных гарантий в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Сыктывкара; улучшение показателей здоровья жителей г. Сыктывкара, снижение смертности и инвалидности населения.
Принципы реализации Концепции:
1. Социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению независимо от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства.
2. Экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений.
3. Единство медицинской науки и практики.
4. Усиление межведомственного взаимодействия.
5. Активное участие средств массовой информации в освещении решения вопросов муниципального здравоохранения.
Задачи:
1. Развитие приоритетных направлений: онкология, кардиология, охрана здоровья матери и ребенка, здоровье трудоспособного населения, социально значимые заболевания.
2. Развитие профилактического направления за счет улучшения качества первичной медико-санитарной помощи.
3. Повышение структурной эффективности муниципального здравоохранения за счет развития и внедрения новых медицинских технологий и реструктуризации сети здравоохранения.
4. Оптимизация финансирования службы здравоохранения и дальнейшее развитие стратегического нормативного планирования.
5. Сохранение и развитие кадровых ресурсов для муниципального здравоохранения.
6. Управление качеством оказания медицинской помощи за счет внедрения стандартов.
7. Повышение медицинской грамотности населения.
8. Разработка и внедрение механизмов привлечения личных средств граждан, эффективное использование средств добровольного медицинского страхования.
Раздел VI
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Глава 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Основные направления:
1. Обеспечение приоритетного развития первичной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
2. Перенос объемов стационарной медицинской помощи на стационарозамещающие технологии.
3. Создание рациональной и эффективной муниципальной стационарной службы.
4. Развитие профилактической медицины.
5. Оптимизация этапного оказания лечебно-диагностической помощи населению города - осуществление максимальной преемственности медицинских учреждений всех уровней на территории города.
6. Обеспечение оказания экстренной медицинской помощи на всех этапах.
7. Развитие службы материнства и детства.
8. Совершенствование медицинской помощи при кардиологических, онкологических заболеваниях, травмах, как основных причинах, влияющих на уровень смертности населения. Развитие реабилитационного направления в деятельности муниципальных учреждений здравоохранения.
9. Создание городских консультативно-диагностических отделений для детского и взрослого населения.
10. Систематический контроль качества оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения со стороны Управления здравоохранения АМО "Город Сыктывкар".
11. Рациональное использование лекарственных средств в муниципальных учреждениях здравоохранения, решение вопроса о децентрализации финансирования лекарственного обеспечения населения города.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
----T--------------------------------------------T---------------¬
¦ ¦ Мероприятия ¦ Сроки ¦
¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 1 ¦Создание городских консультативно-диагности-¦2005 - 2007 гг.¦
¦ ¦ческих отделений для взрослого и детского¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 2 ¦Расширение сети амбулаторий врача общей¦2005 - 2007 гг.¦
¦ ¦практики на территориях обслуживания МУЗ¦ ¦
¦ ¦"Центральная поликлиника г. Сыктывкара" и¦ ¦
¦ ¦МУЗ "Сыктывкарская городская поликлиника¦ ¦
¦ ¦№ 3" ¦ ¦
¦ ¦Создание пилотного проекта определения¦ 2006 г. ¦
¦ ¦юридического лица АВОП с частичным¦ ¦
¦ ¦фондосодержанием в системе ОМС ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 3 ¦Расширение коечной сети дневных стационаров¦2005 - 2007 гг.¦
¦ ¦на базе всех муниципальных учреждений¦ ¦
¦ ¦здравоохранения ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 4 ¦Открытие геронтологического отделения на 60¦ 2005 г. ¦
¦ ¦коек на базе МУЗ "Сыктывкарская городская¦ ¦
¦ ¦больница" и создание единого эффективного¦ ¦
¦ ¦структурного подразделения для лечения лиц¦ ¦
¦ ¦пожилого возраста ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 5 ¦Организация оплаты медицинских услуг за¦ 2005 г. ¦
¦ ¦законченный случай лечения по тарифу,¦ ¦
¦ ¦предусматривающему включение всех статей¦ ¦
¦ ¦расходов медицинских учреждений ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 6 ¦Совершенствование работы кабинетов¦2005 - 2006 гг.¦
¦ ¦доврачебного приема ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 7 ¦Стимулирование притока кадров: сохранение¦2005 - 2007 гг.¦
¦ ¦муниципальной надбавки персоналу, работаю-¦ ¦
¦ ¦щему в системе участковой службы, предостав-¦ ¦
¦ ¦ление ведомственного жилья, материальное и¦ ¦
¦ ¦моральное поощрение ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 8 ¦Совершенствовать организацию труда¦ ¦
¦ ¦работников муниципальных учреждений здраво-¦ ¦
¦ ¦охранения: ¦ ¦
¦ ¦- компьютеризация всех структурных подразде-¦2005 - 2007 гг.¦
¦ ¦лений; ¦ ¦
¦ ¦- рациональная расстановка кадров; ¦ ¦
¦ ¦- приведение к современным требованиям¦2005 - 2007 гг.¦
¦ ¦качественных и количественных характеристик¦ ¦
¦ ¦кадрового аппарата МУЗ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+---------------+
¦ 9 ¦Повышение престижа профессии: ¦ ¦
¦ ¦- развитие общественных связей через¦2005 - 2007 гг.¦
¦ ¦освещение проблем и достижений городских¦ ¦
¦ ¦медиков в средствах массовой информации; ¦ ¦
¦ ¦- проведение конкурсов профессионального¦ ¦
¦ ¦мастерства, празднование Дня медицинского¦ ¦
¦ ¦работника; ¦ ¦
¦ ¦- разработка и поддержка городского¦ ¦
¦ ¦медицинского сайта ¦ ¦
L---+--------------------------------------------+----------------
Раздел VII
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация данной Концепции позволит:
1. Для населения города - обеспечить доступность современной медицинской помощи, снизить управляемые показатели смертности, инвалидности, заболеваемости.
2. Для отрасли здравоохранения - повысить эффективность использования ресурсов медицинских учреждений, обеспечить развитие наиболее эффективных направлений медицинской помощи.
3. Для медицинских кадров - повысить квалификацию, профессиональный уровень; дать возможность реализации творческого потенциала.
Бюджетная заявка на ассигнования из бюджетов:
Республиканского бюджета Республики Коми
по отрасли "Здравоохранение" местного бюджета
АМО "Город Сыктывкар" по отрасли "Здравоохранение"
для финансирования мероприятий программы
"Реформирование муниципальных учреждений здравоохранения
администрации МО "Город Сыктывкар" на 2005 - 2007 годы"
-----------------------------------------T---------T--------T-------T-------T-------¬
¦ Наименование направлений ¦ Единица ¦ Всего ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
¦ ¦измерения¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦Реформирование муниципальных учреждений¦тыс. руб.¦176806,0¦68456,0¦58403,0¦49947,0¦
¦здравоохранения администрации МО "Город¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сыктывкар" на 2004 - 2006 годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦1. Проведение структурных преобразований¦тыс. руб.¦163847,0¦62630,0¦54584,0¦46633,0¦
¦с целью рационального использования сети¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лечебно-профилактических учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦1.1. Реформирование первичной медико -¦тыс. руб.¦ 40658,0¦17098,0¦11924,0¦11636,0¦
¦санитарной помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦1.2. Развитие системы амбулаторий врача¦тыс. руб.¦ 51995,0¦18663,0¦18702,0¦14630,0¦
¦общей практики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦1.3. Проведение инвентаризации основных¦тыс. руб.¦ 71194,0¦26869,0¦23958,0¦20367,0¦
¦фондов медицинских учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦2. Развитие системы управления качеством¦тыс. руб.¦ 1284,0¦ 1134,0¦ 100,0¦ 50,0¦
¦медицинской помощи, переход к подушевому¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦принципу финансирования в здравоохране-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦2.1. Разработка и внедрение единой¦тыс. руб.¦ 1034,0¦ 1034,0¦ ¦ ¦
¦стратегии непрерывного улучшения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦качества услуг в муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждениях здравоохранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦2.2. Переход к подушевому принципу¦тыс. руб.¦ 250,0¦ 100,0¦ 100,0¦ 50,0¦
¦финансирования в здравоохранении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦3. Организация системы дифференцирован-¦тыс. руб.¦ 0,0¦ ¦ ¦ ¦
¦ного подхода к оказанию медицинской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦4. Комплексная информатизация системы¦тыс. руб.¦ 11675,0¦ 4692,0¦ 3719,0¦ 3264,0¦
¦муниципальных учреждений здравоохранения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦администрации МО "Город Сыктывкар" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦4.1. Оснащение отдела автоматизированной¦тыс. руб.¦ 1255,0¦ 829,0¦ 265,0¦ 161,0¦
¦системы управления здравоохранения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(ОАСУЗ) медицинского информационно -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аналитического отдела ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦4.2. Оснащение муниципальных учреждений¦тыс. руб.¦ 6555,0¦ 2099,0¦ 2238,0¦ 2218,0¦
¦здравоохранения администрации МО "Город¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сыктывкар" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+
¦4.3. Разработка и внедрение новых версий¦тыс. руб.¦ 3865,0¦ 1764,0¦ 1216,0¦ 885,0¦
¦программных продуктов в деятельность¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦муниципальных учреждений здравоохранения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦администрации МО "Город Сыктывкар" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+---------+--------+-------+-------+--------
Анализ экономической эффективности от проводимых
мероприятий по реформированию отрасли "Здравоохранение"