РЕШЕНИЕ Совета МО "Город Сыктывкар" от 07.09.2004 № 13/09-173
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2004 - 2006 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Панорама столицы", 14.10.2004, № 42 (опубликовано без Основных мероприятий)
"Панорама столицы", 21.10.2004, № 43 (опубликованы Основные мероприятия)
Утратил силу с 30 декабря 2004 года в связи с изданием решения Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.12.2004 № 17/12-223.
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЫКТЫВКАР"
РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2004 г. № 13/09-173
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НА 2004 - 2006 ГОДЫ"
В целях приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота Совет муниципального образования "Город Сыктывкар" решил:
1. Утвердить программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 - 2006 годы" (приложение).
2. Поручить администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" при формировании местного бюджета предусматривать ежегодно средства на реализацию городской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 - 2006 годы".
Председатель Совета
В.Т.ПЫСТИН
Приложение
к решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 7 сентября 2004 г. № 13/09-173
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НА 2004 - 2006 ГОДЫ"
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Городская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 - 2006 годы" (далее именуется Программа) разработана согласно Постановлению Правительства РФ от 23 января 2002 г. № 44 (редакция от 15 июля 2003 г.) "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы".
Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются наркотики) в г. Сыктывкаре характеризуется неуклонным ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью горожан, экономике, правопорядку и безопасности в городе Сыктывкаре.
Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. По экспертным оценкам, количество потребителей наркотиков в г. Сыктывкаре составляет 4 тыс. чел., а уровень немедицинского потребления наркотиков возрос в 5 раз за последние годы.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти три четверти потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.
Число связанных с наркотиками преступлений за последние 5 лет увеличилось в 7,3 раза. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку, так как, по оценке городских экспертов, выявляется 53,5% таких преступлений. Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер, стали нормой жизни отдельных слоев населения, тесно связаны с наркотизацией горожан.
Поскольку для приобретения наркотиков лицам, их употребляющим, требуется много денег (одна доза героина стоит около 1000 рублей, в месяц одному героиновому наркоману требуется 30 тыс. руб.), то наркоман вынужден идти на совершение краж с целью добывания средств на приобретение наркотиков.
Наиболее опасной тенденцией является стремительный рост ввоза наркотиков на территорию города Сыктывкара.
Происходит интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, синтетические наркотики вытесняют традиционные солому мака и марихуану.
Стремительно развивается нелегальное производство наркотиков, причем в преступную деятельность втягиваются лица с высоким уровнем образования и специальных знаний. Не снижается уровень поступления наркотиков из законного оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил приобретения и хранения наркотиков.
По данным Управления внутренних дел г. Сыктывкара на начало 2003 года 210 жителей города состояло на специальном диспансерном учете как лица, потребляющие наркотики без назначения врача. Поскольку коммерческая стоимость 2-недельного курса лечения в России одного больного наркоманией составляет примерно 2 тыс. долларов США, большое значение приобретают профилактика и антинаркотическая пропаганда.
Необходимость разработки Программы связана также с рядом объективных и субъективных факторов, к которым относятся высокая латентность незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими, которая не позволяет определить масштабность и значимость решаемой проблемы, ее тесную связь с организованной и уголовной преступностью, проституцией, порнобизнесом, социальным паразитизмом, а также формализм, отсутствие должной заинтересованности и финансовой поддержки администрации МО "Город Сыктывкар" в решении проблемы борьбы с наркоманией.
Сложившееся положение явилось следствием:
отставания правовой базы от потребностей правоохранительной практики;
недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности;
оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения органов внутренних дел;
открытости города Сыктывкара для субъектов Российской Федерации;
разрушения системы профилактики преступлений.
Все эти факторы сохраняют свое воздействие, что дает основания для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.
В ближайшей перспективе возможны:
дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном уровне при одновременном разделе и переделе территории и отраслей преступного наркобизнеса на сферы влияния, в результате чего может быть установлен контроль криминальных структур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;
активизация попыток межрегиональных преступных сообществ использовать территорию г. Сыктывкара для расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов;
расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях знаний специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;
возрастание тяжести и масштабов социальных, в том числе экономических последствий противоправного употребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, угрозу распространения гемоконтактных гепатитов и ВИЧ-инфекции, особенно в молодежной среде.
Тем не менее, потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержания контроля за законным оборотом наркотиков в г. Сыктывкаре имеется.
Правоохранительная система накопила опыт функционирования в новых социально-экономических условиях. Завершается сбор и начата реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных формирований в сфере наркобизнеса, а также об их коррумпированных связях. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, сотрудничество в сфере борьбы с наркобизнесом.
Программа нацелена на проблемы, которые могут быть решены на городском уровне. К ним относятся разработка и повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, улучшение профилактической работы по проблеме употребления ПАВ и ряд других проблем.
Программа подготовлена с учетом городского, республиканского, отечественного и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом на основе предложений органов исполнительной власти Республики Коми. Мероприятия Программы увязаны с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и другими нормативными правовыми актами.
Выполнение мероприятий Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий государственной власти и органа местного самоуправления, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ,
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Главной целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. В последующем - поэтапное сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений.
Программа рассчитана на 2004 - 2006 годы и будет реализовываться в два этапа.
На первом этапе (2004 год) Программа предполагает решение следующих задач:
обновление нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
проведение комплексных профилактических операций "Мак" и "Допинг";
расширение межведомственного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков;
формирование негативного общественного отношения к незаконному потреблению наркотиков;
укрепления взаимодействия структурных подразделений, в том числе межведомственного взаимодействия, внедрения передового опыта;
совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними.
На втором этапе (2005 - 2006 годы) Программа предполагает: внедрение разработанных на федеральном уровне методологии и методики проведения антинаркотической профилактической работы;
обеспечение функционирования молодежных клубов антинаркотической направленности по месту жительства.
III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям и сфере незаконного оборота наркотиков:
организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
профилактика злоупотребления наркотиками.
1. Организационные и правовые меры по противодействию
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
Цель мероприятий данного подраздела Программы состоит в определении фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь.
Предполагается провести комплексные исследования и осуществить оценку:
масштабов потребления в г. Сыктывкаре наркотиков без назначения врача;
уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности.
2. Профилактика злоупотребления наркотиками
Цель мероприятий данного подраздела Программы состоит в предупреждении и сокращении незаконного спроса на наркотики.
В связи с этим планируется разработать и внедрить в практику: методологию и методику проведения антинаркотической профилактической работы среди молодежи и дошкольников (издать рекомендации);
учебные программы для проведения в образовательных учреждениях антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни, внедрить их в учебно-воспитательный процесс.
Предстоит продолжить работу по созданию в органах и учреждениях народного образования, специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних психолого-педагогической службы.
Предполагается сформировать у населения мнение о том, что наркоман - это не только человек, вредящий своему здоровью, но и человек, потенциально направленный на совершение корыстных преступлений.
3. Пресечение незаконного оборота наркотиков
Приоритетными направлениями данного раздела будут являться следующие:
1. Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных по борьбе с их распространением (с перспективой ее интеграции в международную систему).
2. В целях выявления источников и перекрытия каналов нелегального поступления наркотиков ежегодно планируется проводить комплексную операцию "Допинг" по проверке аптек, лечебно-профилактических учреждений, химфармпредприятий, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотики, а в целях уничтожения и пресечения нелегального поступления наркотиков растительного происхождения ежегодно проводить комплексные профилактические операции "Мак".
Для подготовки необходимых специалистов предполагается: провести обучение на базе Российского института повышения квалификации Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Госнаркоконтроля России по РК.
IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации первоочередных мероприятий Программы за счет местного бюджета необходимо 530 тыс. руб., в том числе в 2004 году - 110 тыс. руб., в 2005 году - 210 тыс. руб., в 2006 году - 210 тыс. руб.
В ходе реализации программы объемы финансирования программных мероприятий могут ежегодно корректироваться с учетом реальных возможностей бюджета муниципального образования "Город Сыктывкар".
V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация МО "Город Сыктывкар" - муниципальный заказчик, который ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей, запрашивает ведомства, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе исполнения Программы.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы муниципальные заказчики и исполнители по согласованию с муниципальным заказчиком-координатором вносят в администрацию МО "Город Сыктывкар" предложения об изменении сроков их реализации либо снятии с контроля.
По решению главы администрации МО "Город Сыктывкар" ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на административных советах с заслушиванием отчетов руководителей ведомств - муниципальных заказчиков и исполнителей Программы.
Реализация Программы будет широко освещаться в средствах массовой информации.
VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предполагается, что в результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты:
определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков;
приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота;
уменьшение негативного воздействия криминальных финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в городе;
повышение антинаркотической ориентации общества, что повлечет в перспективе моральное и физическое оздоровление нации;
сокращение незаконного спроса на наркотики;
переподготовка кадров в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
углубление сотрудничества правоохранительных органов города в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Кроме того, будет сформирована необходимая для эффективной борьбы с преступностью нормативная правовая база, закрепится тенденция общей стабилизации криминогенной ситуации, снизится доля тяжких преступлений, уменьшатся темпы прироста наркопреступности в целом;
будет реализована информация о лидерах и активных членах организованных преступных групп и сообществ в сфере наркобизнеса, улучшится обстановка на улицах города и в других общественных местах.
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НА 2004 - 2006 ГОДЫ"
1. Наименование - городская целевая программа
Программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2004 - 2006
годы"
2. Основание для - Постановление Правительства
разработки Российской Федерации от 23 января
Программы 2002 г. № 44 "О федеральной целевой
программе "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту
на 2002 - 2004 годы"
3. Муниципальные - администрация МО "Город Сыктывкар",
заказчики городская комиссия по противодействию
Программы злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту
(координатор Программы), управление
здравоохранения, управление
образования, управление по социальным
вопросам, управление культуры,
управление внутренних дел
4. Основные - администрация МО "Город Сыктывкар",
разработчики прокуратура г. Сыктывкара, управление
Программы здравоохранения, управление
образования, управление культуры,
управление внутренних дел
5. Основные - администрация МО "Город Сыктывкар",
исполнители Прокуратура г. Сыктывкара, управление
Программы здравоохранения, управление
образования, управление культуры,
управление по социальным вопросам,
управление внутренних дел
6. Цели и задачи, - обеспечение условий для сокращения
важнейшие целевые роста злоупотребления наркотиками и
показатели их незаконного оборота, поэтапное
Программы сокращение распространения наркомании
и связанных с ней правонарушений до
уровня минимальной опасности для
общества
Задачи Программы:
- обновление правовой базы по проблемам
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту;
- совершенствование системы
профилактики потребления наркотиков
различными категориями населения,
прежде всего молодежью и
несовершеннолетними;
- развитие межведомственного
сотрудничества в области
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту
7. Сроки и этапы - первый этап (2004 год) -
реализации расширение межведомственного
Программы сотрудничества в области
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту;
определение фактических масштабов
распространения наркомании,
- второй этап (2005 - 2006 годы) -
апробация методов и средств
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту
8. Объемы и - объем ассигнований для финансирования
источники Программы за счет средств местного
финансирования бюджета составляет: всего в 2004 -
Программы 2006 гг. - 530 т. руб.: 2004 год -
110 т. руб., 2005 год - 210 т. руб.,
2006 год - 210 т. руб.
9. Ожидаемые - определение фактических масштабов
конечные распространения наркомании,
результаты незаконного оборота наркотиков;
реализации - повышение антинаркотической
Программы ориентации общества, способствующей
моральному и физическому оздоровлению
нации;
- углубление межведомственного
сотрудничества правоохранительных
органов г. Сыктывкара и Республики
Коми в сфере борьбы с незаконным
оборотом наркотиков
10. Система - управление и контроль за исполнением
организации Программы осуществляются
контроля за администрацией МО "Город Сыктывкар" -
исполнением муниципальным заказчиком, которая
Программы ежегодно уточняет целевые показатели
и затраты по программным
мероприятиям, механизм реализации
Программы, состав исполнителей;
запрашивает Управления, ведомства и
организации, ответственные за
выполнение мероприятий, о ходе
исполнения Программы и использование
финансовых средств