Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Министерства РК по социальным вопросам от 15.01.1997 № 5
(ред. от 06.09.2004)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ ПСИХОЛОГА ЦЕНТРА ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ И ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В СИСТЕМЕ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.







МИНИСТЕРСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

ПРИКАЗ
от 15 января 1997 г. № 5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
ЦЕНТРА ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ И ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В СИСТЕМЕ
ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

(в ред. Приказа Минтруда РК от 06.09.2004 № 652)

В целях упорядочения организации работы психологов Центров помощи семье и детям и Центров психолого-педагогической помощи населению в системе по социальным вопросам Республики Коми, а также наведения порядка в отчетности приказываю:
Утвердить Положение о работе психолога Центра помощи семье и детям и Центра психолого-педагогической помощи населению в системе по социальным вопросам Республики Коми.

Министр
Л.ЖУКОВА





Утверждено
Приказом
министра РК
по социальным вопросам
от 15 января 1997 г. № 5

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ ПСИХОЛОГА ЦЕНТРА ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
И ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
В СИСТЕМЕ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общие положения

1. Психолог Центра помощи семье и детям (Центра психолого-педагогической помощи населению) призван проводить работу, направленную на психологическую поддержку семей, прогрессивное развитие детей и подростков, актуализацию их способностей и склонностей, профилактику возможных отклонений в воспитании и развитии.
2. Основная цель работы психолога - оказывать содействие гражданам, обратившимся в Центр помощи семье и детям (в Центр психолого-педагогической помощи населению), в разрешении психологических проблем семьи, связанных с воспитанием детей и подростков, в виде получения ими квалифицированной консультации и подборе индивидуальных методов психокоррекционной работы.
3. Основными задачами работы психолога являются:
- обеспечение индивидуального подхода к каждому взрослому и ребенку на основе психологического изучения их особенностей;
- содействие полноценному личностному развитию каждого члена семьи, формирование у детей и подростков способности к самовоспитанию и саморазвитию;
- профилактика и преодоление отклонений в функционировании семьи, личностном развитии детей и подростков.

2. Основные виды деятельности психолога

Основными видами деятельности психолога являются психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция, психологическая поддержка, психопрофилактика.
2.1. Психологическое консультирование. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам личностного развития, воспитания, ценностных и профессиональных ориентаций.
2.2. Психодиагностика. Задачей данного направления является углубленное изучение психологических проблем семьи, выявление индивидуальных особенностей ее членов, определение причин нарушений нормального функционирования семьи, развития детей и подростков.
2.3. Психокоррекция. Задачей данного направления является активное воздействие психолога на формирование здоровых отношений в семье, помощи в полноценном развитии личности ребенка.
2.4. Психологическая поддержка. Задачей данного направления является оказание психологической поддержки взрослым и детям, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию, осуществление мероприятий по психологической защите сотрудников Центров помощи семье и детям.
2.5. Психопрофилактика. Задача данного направления определяется необходимостью формировать психологические знания в социуме и желание использовать их в интересах собственного развития взрослых, а также создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности.
Психолог Центра помощи семье и детям (Центра психолого-педагогической помощи населению) оказывает обязательные бесплатные услуги многодетным, неполным, малообеспеченным и девиантным семьям.

3. Организация и методическое обеспечение
работы психолога

На должность психолога Центра помощи семье и детям (Центра психолого-педагогической помощи населению) назначаются лица с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области практической психологии в объеме не менее 1200 часов на факультетах и курсах переподготовки и имеющие соответствующий диплом государственного образца.
Вновь принятый на работу психолог проходит обязательную двухнедельную стажировку у более опытного психолога, работающего в Центре помощи семье и детям (Центре психолого-педагогической помощи населению) не менее двух лет.
Каждый психолог должен не реже одного раза в год заниматься в группе психокоррекции, проходить курсы повышения квалификации или участвовать в семинаре психологов с получением соответствующего удостоверения, свидетельства или справки, которые хранятся в личном деле.
Организационно-методическое обеспечение работы психолога, ориентированное на качественное осуществление им служебных функций и перспективное профессиональное развитие, осуществляет Управление по делам семьи, женщин и детей Министерства Республики Коми по социальным вопросам.
Психолог Центра помощи семье и детям (Центра психолого-педагогической помощи населению) имеет 36-часовую рабочую неделю и отпуск - 38 календарных дней.
Рабочее время психолога организуется с учетом ориентировочных норм практической психологической работы:
- консультирование из расчета 1 час. 40 мин. - 2 часа на клиента;
- психодиагностическая работа 1-1,5 часа на клиента;
- психокоррекционная работа из расчета 1-2 часа на клиента;
- оказание психологической поддержки из расчета 2,5-3 часа на клиента;
- психопрофилактическая работа из расчета 2-4 часа в неделю;
- 4 приемных дня в неделю и 1 день на подготовку к повторному консультированию, самообразование, проведение релаксационных мероприятий, участие в семинарах, конференциях.
Психолог проводит прием, как правило, по предварительной записи исходя из запроса клиента. Прием проводится в специально оборудованном кабинете.





Приложение 1

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА

Прием посетителей проводится психологом в отдельном кабинете. Кабинет психолога оборудуется в соответствии с эргономическими и психолого-педагогическими требованиями.
Площадь помещения - 12-20 кв.м.

   -------------------------------------------T---------------------¬

¦ Наименование оборудования ¦Количество предметов ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦1. Письменный стол ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦2. Журнальный столик ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦3. Стул ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦4. Кресло мягкое с высокой спинкой ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦5. Шкаф книжный ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦6. Шкаф платяной ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦7. Телефон ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦8. Компьютер ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦9. Принтер ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦10. Секундомер ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦11. Плечики ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦12. Сейф ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦13. Элементы внутреннего дизайна (эстампы,¦ В соответствии ¦
¦ декоративные растения, светильники,¦ с возможностями ¦
¦ напольные вазы и пр.) ¦ ¦
L------------------------------------------+----------------------






Приложение 2

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОЛОГА

Как правило, работа психолога осуществляется в форме непосредственного взаимодействия с клиентом, в процессе чего затрагиваются жизненно и личностно значимые проблемы. Это определяет важность соблюдения психологом этических норм, которые наряду с профессиональными предписаниями регулируют его профессиональное поведение.
Усвоение профессиональных этических норм является необходимой основой для формирования профессионального сознания, специальных навыков и умений психолога.
Этические нормы призваны обеспечить:
- эффективное решение профессиональных задач;
- защиту клиентов от непрофессионального и неэтического поведения психолога;
- сохранение доверия между психологом и клиентом, а также между психологом и коллегами;
- укрепление авторитета социальных служб среди населения.
Основными этическими принципами психолога, определяющими его деятельность, являются:
- компетентность;
- конфиденциальность;
- равноправное сотрудничество с клиентом, поддержка его активности;
- лояльность по отношению к клиенту;
- лояльность по отношению к коллегам.

Компетентность

Достижение высокого уровня профессиональной компетентности является одним из главных принципов деятельности психолога социальной службы.
1. Психолог должен постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с фундаментальными исследованиями в области психологии, изучать авторские работы в области практической психологии, психотерапии и психиатрии.
2. Психолог берет на себя решение только тех задач, в которых он профессионально компетентен. При решении задач, выходящих за рамки его компетентности, психолог вправе направить клиента к соответствующим специалистам.
3. Психолог выбирает методы работы, адекватные задачам и конкретной ситуации, использует средства психологической и профессиональной диагностики лишь в том случае, если без них решение профессиональных задач невозможно.
4. Психолог использует в своей деятельности только те методы психологической диагностики, которые ему хорошо известны. Методики должны быть стандартизированы и адаптированы к контингенту клиентов и применяться с учетом их возрастных особенностей. Результаты, полученные при использовании методик, должны быть надежными, то есть любой другой психолог при проведении исследования с тем же клиентом по тем же методикам должен получить аналогичные результаты.
5. При использовании компьютерных методов диагностики психолог должен убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки и интерпретации получаемых результатов.

Конфиденциальность

Принцип конфиденциальности в деятельности психолога означает, что информация, полученная в процессе работы с клиентом, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против клиента.
Достижению соблюдения этого принципа способствует выполнение следующих норм:
1. Психолог обязан проинформировать своего клиента о пределах конфиденциальности в отношении полученной от него информации.
2. Психолог обязан хранить тайну в отношении всей полученной о клиенте информации.
3. Психолог не должен стремиться к сбору всей информации о клиенте. Он собирает и использует лишь ту информацию, которая необходима для решения "запроса", с которым обратился клиент.
4. Психолог обсуждает информацию, полученную в ходе работы с клиентом, только в целях решения проблем клиента. При необходимости (только с согласия клиента) возможно обсуждение его проблем с теми людьми, которые могут содействовать их решению.
5. Психолог документирует свою работу. Документация содержит необходимую информацию, зарегистрированную в стандартной форме.
Вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. Отчеты о профессиональной деятельности должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента другими людьми.
6. Психолог может использовать полученную в ходе своей деятельности информацию в научных и методических целях сам или передавать ее третьим лицам только в статистической форме. Передача информации не должна нарушать требований конфиденциальности.
7. На присутствие третьих лиц во время работы с клиентом необходимо кроме согласия психолога и обязательное предварительное согласие клиента.

Равноправное сотрудничество с клиентом,
поддержка активности клиента

Позиция психолога по отношению к клиенту - это позиция равноправного сотрудничества в целях оптимального решения его проблем. Психолог не является лицом, принимающим решения за клиента, он лишь обеспечивает информационную основу принятия решения клиентом.
1. Психолог должен создавать условия и поощрять активность и самостоятельность клиента в решении его проблем.
2. В процессе работы психолог вправе высказывать свою точку зрения на возможности решения проблем клиента в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения.
3. При проведении работы с клиентом не должна ограничиваться свобода клиента как в отношении прекращения консультации, так и в отношении консультирования у другого психолога.
4. Психолог информирует клиента о целях и содержании консультации, применяемых методах и способах получения информации для того, чтобы клиент мог принять решение об участии в консультации, что предотвратит его от формирования необоснованных ожиданий.
5. Психолог обязан предупредить клиента об использовании методов, находящихся в стадии апробации. Клиент имеет право отказаться от участия в этом.
6. Психолог формулирует и излагает клиенту результаты диагностики в терминах, понятных клиенту. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
7. Заключение по результатам диагностики не должно носить категоричный характер, оно может быть предложено только в виде рекомендаций.
8. В ходе консультации психолог должен подчеркивать способности и возможности клиента. Недопустимо акцентирование внимания на его ограничениях и недостатках.

Лояльность по отношению к клиенту

1. Психолог уважает личность клиента, его достоинство, права и свободу.
2. В ходе консультации недопустима дискриминация по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию или любым другим отличиям.
3. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к клиенту, субъективное отношение психолога не должно влиять на результаты консультации.
4. Психолог, независимо от своего эмоционального и физического состояния, должен быть доброжелательным, тактичным, внимательным, вежливым по отношению к клиенту.

Лояльность по отношению к коллегам

Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим специалистам, методам их работы независимо от своих предпочтений.
1. Психолог воздерживается от публичных оценок о средствах и методах работы коллег, особенно в присутствии клиента.
2. Психолог должен строго придерживаться этических правил по отношению к работникам Центра помощи семье и детям.





Приложение 3

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Утратила силу. - Приказ Минтруда РК от 06.09.2004 № 652.





Приложение 4

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(ТРЕБОВАНИЯ) ПО ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
В СИСТЕМЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на психологическую помощь семьям в воспитании, развитии, социализации детей и подростков посредством психологического консультирования, психодиагностики, психокоррекционной работы, оказания психологической поддержки, проведения психопрофилактической работы. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Коми, Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы, регулирующие вопросы социальной защиты, охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости; основы общей, социальной, дифференциальной, возрастной психологии, психологии личности, психологии управления и труда, типологии и симптоматики пограничных нервно-психических состояний, психопатологии, сексологии, психофизиологии, психогигиены, психодиагностики, психопрофилактики, владеть методами психологического индивидуального и семейного консультирования, социально-психологического тренинга общения.
Должен уметь: вступать в контакт со взрослыми, с детьми и с семьями, располагать их к себе, вести беседу, выступать перед аудиторией и в средствах массовой информации; контролировать невербальные компоненты поведения клиентов в процессе консультирования; работать со справочными и информационными материалами, применять современные методы психодиагностики, в том числе с использованием специальной аппаратуры.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
"Психология" <1> без предъявления требований к
стажу работы;
9 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
"Психология" и стаж <2> работы в должности
педагога-психолога (психолога) от 2 до 5 лет;
10 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
"Психология" и стаж работы в должности
педагога-психолога (психолога) от 5 до 10 лет;
11 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
"Психология" и стаж работы в должности
педагога-психолога (психолога) свыше 10 лет;
12 разряд - II квалификационная категория <3>;
13 разряд - I квалификационная категория;
14 разряд - высшая квалификационная категория <4>.

   -------------------------------

Примечания:
<1> высшее педагогическое образование и переподготовка на курсах по специальности "психология" по программе не менее 1200 часов с получением диплома государственного образца, в котором указана квалификация "практический психолог".
<2> стаж работы педагога-психолога для определения разряда оплаты труда согласно ТКХ устанавливается в зависимости от стажа педагогической работы, который исчисляется в установленном порядке, и работы по специальности. В стаж работы по специальности засчитывается время работы по занимаемой должности, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также время военной службы по профилю деятельности в учреждении образования.
<3> разряды оплаты труда, соответствующие второй, первой или высшей квалификационным категориям, устанавливаются лицам, прошедшим аттестацию в установленном порядке.
<4> оплата труда может осуществляться на 1 разряд выше:
- работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю учреждения или педагогической деятельности;
- специалистам, имеющим почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный учитель", "Заслуженный преподаватель";
на 2 разряда выше:
- работникам, имеющим ученые степени доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru