Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РК от 28.07.2004 № 127
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2005 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 10.08.2004, № 147
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 22.12.2004, № 12, ст. 3646






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2004 г. № 127

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2005 ГОД

В целях определения приоритетов при формировании и исполнении республиканского бюджета Республики Коми на 2005 год и в соответствии с Законом Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" Правительство Республики Коми постановляет:
1. Одобрить Основные направления бюджетной политики Республики Коми на 2005 год согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми, Министерству экономического развития Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики Республики Коми на 2005 год при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми и прогноза консолидированного бюджета Республики Коми на 2005 год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики Республики Коми на 2005 год при формировании проектов местных бюджетов на 2005 год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Гайзера В.М.

Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ





Одобрены
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 28 июля 2004 г. № 127
(приложение)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2005 ГОД

Бюджетная политика, осуществляемая Правительством Республики Коми, основана на решении и развитии задач, реализуемых Правительством Российской Федерации в рамках бюджетной и налоговой реформ и выполнении Программы социально-экономического развития Республики Коми. Бюджетной политикой также учитываются мероприятия, направленные на проведение реформы органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления, определенной федеральными законами "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Проводимая в 2003 - 2004 годах органами государственной власти Республики Коми бюджетная политика обеспечила улучшение экономической ситуации и сохранение социальной стабильности в республике. Основным результатом проведенных мероприятий стало обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Коми, а, следовательно, поддержание экономической и финансовой стабильности, создание условий для экономического роста, повышения уровня жизни и доходов населения, роста инвестиционной активности, выполнения обязательств государства перед населением.
Проводимая в стране налоговая реформа обеспечила сокращение налоговой нагрузки на экономику, упрощение системы налогообложения, повышение налоговой дисциплины, развитие предпринимательской активности. Органы исполнительной власти Республики Коми реализовали свои права по использованию налога на имущество организаций в качестве инструмента для проведения экономической политики путем установления налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков и дифференцированных налоговых ставок по отдельным категориям основных средств.
Наряду с положительными моментами налоговой реформы имеют место и негативные, связанные с сокращением доли налоговых платежей, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Коми (далее именуется - республиканский бюджет) и местные бюджеты. Усилия Правительства Республики Коми были направлены на преодоление негативных последствий налоговой реформы для Республики Коми.
В рамках увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Республики Коми Правительством Республики Коми проводилась работа с крупнейшими налогоплательщиками. В 2003 году были заключены соответствующие соглашения с нефтедобывающими компаниями, осуществляющими свою деятельность на территории республики.
Проводилась работа по определению порядка установления и взимания платежей за пользование лесным фондом, целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых для воспроизводства и охраны лесов, по разграничению государственной собственности на землю, инвентаризации земельных участков и их оценке.
Была повышена финансовая дисциплина как в формировании доходов республиканского бюджета, так и в осуществлении расходов. В 2004 году будет завершен переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми. Регулирование финансовых потоков через единый казначейский счет позволит повысить эффективность управления бюджетными средствами и контроль за их целевым расходованием.
Значительные усилия в эти годы были направлены на стабилизацию финансового состояния учреждений социально-культурной сферы, повышение эффективности расходов республиканского бюджета и местных бюджетов. Обеспечение финансированием приоритетных статей расходов республиканского бюджета, таких как выплата заработной платы, стипендий, социальных и компенсационных выплат населению, позволило избежать возникновения просроченной кредиторской задолженности по указанным статьям расходов республиканского бюджета.
Постановлением Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 г. № 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" уровень оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг доведен до 100 процентов и вместе с тем максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи снижена с 22 до 15 процентов.
В целях более эффективного использования программных методов для решения стоящих перед республикой социально-экономических задач, реализуемых в форме целевых республиканских программ Республики Коми, и концентрации усилий органов государственной власти Республики Коми на решении наиболее значимых проблем развития экономики республики, было сокращено количество программ с 28 до 20 с одновременным их укрупнением и объединением по отраслевому принципу.
Активизировалась работа по решению проблемы переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей граждан, проживающих в Республике Коми, в том числе избыточного населения городов Воркуты и Инты. С этой целью в республиканском бюджете на 2004 год предусмотрены расходы на строительство жилья для жителей городов Воркуты и Инты, выезжающих в южные районы Республики Коми.
В целях содействия улучшению жилищных условий населения принимались меры государственной поддержки жителей республики в виде возмещения (субсидирования) части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ими в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья.
Изменилась система межбюджетных отношений в Республике Коми. Внедрены новые инструменты межбюджетного регулирования, финансовой поддержки муниципальных образований. Образуемый в составе республиканского бюджета Республики Коми Фонд финансовой поддержки муниципальных образований в Республике Коми (далее именуется - ФФПМО) распределяется по единой методике и предназначен для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Кроме того, создан резерв дотации на компенсацию потерь местных бюджетов, у которых наиболее значительно сокращается по сравнению с 2003 годом объем доходов в связи с применением новой Методики межбюджетного регулирования и распределения средств ФФПМО.
В 2004 году внесены существенные изменения в распределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Республики Коми в основном за счет снижения расходной нагрузки на местные бюджеты по финансированию общеобразовательных учреждений, платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения, топливной составляющей в расходах на теплоэнергию, потребляемую бюджетными организациями. Принятые на республиканском уровне решения, налагающие на местные бюджеты расходные обязательства, обеспечены соответствующими субвенциями из республиканского бюджета.
В 2003 - 2004 годах обеспечено своевременное погашение и обслуживание государственного долга Республики Коми. Правительством Республики Коми не только благополучно решалась проблема осуществления пиковых долговых платежей, но и были созданы все необходимые резервы и предпосылки для стабильного исполнения обязательств в среднесрочной перспективе.
Основным итогом бюджетной политики в области государственных заимствований стало восстановление доверия инвесторов к рынку долговых обязательств региона, сохранение международных рейтингов кредитоспособности Республики Коми на уровне стабильного прогноза.
Целью бюджетной политики Республики Коми на 2005 год является обеспечение устойчивых темпов роста экономики в республике, укрепление социальной стабильности и повышение уровня жизни населения.
Для реализации этой цели в 2005 году предстоит решить следующие основные задачи.
В сфере формирования доходов республиканского бюджета на 2005 год необходима реализация мер по дальнейшему расширению и развитию налогового потенциала республики, формирование на этой основе доходных источников, позволяющих обеспечить устойчивое текущее финансирование расходов бюджетов Республики Коми, погашение накопленной кредиторской задолженности бюджетных организаций.
Следует продолжить работу по заключению соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с крупнейшими хозяйствующими субъектами основных отраслей промышленности республики в целях увеличения объемов производства продукции и продвижения ее на внутренний и внешний рынки, а также в целях реализации указанными организациями комплекса мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате и обеспечения ее своевременной выплаты в дальнейшем.
В условиях реализации курса на обеспечение устойчивых темпов роста экономики важным вопросом является перераспределение налоговых источников между уровнями бюджетной системы в рамках межбюджетных отношений. У каждого уровня должны быть стимулы для расширения собственного налогового потенциала.
Дополнительным резервом пополнения доходной части республиканского бюджета является мобилизация неналоговых доходов и, прежде всего, за счет повышения эффективности управления государственным имуществом Республики Коми. Следует добиваться повышения отдачи от использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, необходимо продолжить проведение работ по его инвентаризации. По отношению к государственному имуществу Республики Коми, не приносящему доходы или приносящему незначительные доходы, должны быть приняты решения либо о его продаже, либо о передаче его в доверительное управление профессиональным управляющим, либо о внесении его в уставный капитал прибыльных организаций.
Серьезным инструментом увеличения доходной части республиканского бюджета должна стать инвестиционная политика, основной целью которой будет привлечение инвестиций в наиболее значимые для экономики и социальной сферы республики инвестиционные проекты, реализация которых приведет к достижению мультипликативного эффекта и будет способствовать дальнейшей диверсификации экономики. Непосредственную финансовую инвестиционную поддержку необходимо оказать депрессивным отраслям экономики республики, малому бизнесу, а также направить инвестиции на реализацию программ индивидуального жилищного строительства.
Значительным резервом наполнения доходной части республиканского бюджета за счет доходов от использования земель сельскохозяйственного назначения, а также земель городов и поселков будут являться поступления в республиканский бюджет от продажи земель за счет введения механизмов купли-продажи земельных участков. Для этого необходимо проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю с целью определения государственной собственности Республики Коми, необходимо дальнейшее проведение работы по инвентаризации земельных участков, их оценке, уточнению реестров пользователей земельных участков на праве аренды и безвозмездного пользования, установлению экономически обоснованных ставок арендной платы как за пользование земельными ресурсами, так и за переданное в аренду недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Республики Коми. Еще одной мерой в этом направлении является усиление претензионно-исковой работы по взиманию в республиканский бюджет задолженности по арендной плате за землю.
В 2005 году налоговой базой для уплаты налога на имущество физических лиц должна стать стоимость недвижимого имущества, определяемая по специальной методике оценки имущества, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Урегулирование данного вопроса должно привести к увеличению доходов от поступлений этого налога, в том числе в отношении имущества, принадлежащего обеспеченным слоям населения на праве собственности.
Необходимо придерживаться курса на минимизацию количества предоставляемых налоговых льгот. Приоритетной должна стать инвестиционная направленность предоставляемых налоговых льгот. В то же время важно сохранить предоставление налоговых льгот организациям, оказывающим социально значимые услуги, и организациям, представляющим интересы социально не защищенных слоев населения, а также сохранить предоставление налоговых льгот непосредственно самим социально не защищенным категориям населения.
При планировании расходов республиканского бюджета необходимо ориентироваться на возможности доходной базы и руководствоваться следующими основными принципами и подходами для решения задачи оптимизации бюджетных расходов и сокращения неэффективных государственных обязательств и расходов.
В 2005 году необходимо обеспечить приоритетное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, социальных льгот, пособий и компенсаций населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В рамках решения социальных задач, реализации экономически значимых программ и мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения Республики Коми, предстоит обеспечить при поддержке федерального бюджета гарантированное финансирование расходов на предоставление предусмотренных федеральным законодательством форм социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Будет продолжена реализация мероприятий, установленных законодательством Республики Коми в части обеспечения уровня доходов малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже размера гарантированного душевого денежного дохода, посредством назначения и выплаты за счет средств республиканского бюджета социального пособия. В части предоставления социальных льгот необходимо осуществить их частичную реализацию в денежной форме с соблюдением принципа адресности.
Необходимо реализовать намерения о проведении детального анализа законодательства Республики Коми с целью определения социальной и экономической эффективности действующей системы социальных льгот, пособий и компенсаций отдельным категориям населения, принципов и порядка их предоставления, источников и механизмов финансирования соответствующих расходов.
Необходимо обеспечить эффективное использование средств республиканского бюджета и реформирование наиболее затратных для бюджета отраслей. Капитальные расходы бюджета должны быть направлены на решение системных задач, обеспечивающих реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, капитальный ремонт жилищного фонда, реализацию инвестиционных проектов, жилищное и социальное строительство.
В жилищно-коммунальном хозяйстве будут продолжены процесс реформирования в рамках целевой республиканской программы "Реформирование жилищно-коммунального комплекса Республики Коми на 2004 - 2006 годы", а также реализация энергосберегающих мероприятий и внедрение энергосберегающих технологий на объектах бюджетной сферы, что должно способствовать сокращению бюджетных расходов. В связи с доведением уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг до 100 процентов на передний план выдвигается задача обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения через предоставление адресных жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Для стабилизации деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства необходимо добиваться своевременной и полной оплаты текущего потребления коммунальных услуг всеми потребителями. В целях решения проблемы неплатежей необходимо разработать и реализовать мероприятия по взысканию с организаций внебюджетной сферы и населения задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
Оптимизация расходов республиканского бюджета на оплату услуг жилищно-коммунального комплекса, услуг связи должна быть основана на установлении и соблюдении лимитов потребления по каждой отрасли и каждому бюджетному учреждению. Осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере.
В связи с реализацией федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предстоит перераспределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Республики Коми, а также предполагается максимально сократить избыточные функции органов государственной власти Республики Коми, оптимизировать сеть бюджетополучателей, в том числе путем преобразования бюджетных учреждений в организации иных организационно-правовых форм.
Должна быть проведена работа по инвентаризации организаций государственного сектора экономики, в том числе сети государственных унитарных предприятий Республики Коми. Они должны быть подвергнуты тщательному анализу с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам. Те из них, которые не удовлетворяют этим критериям, должны быть либо приватизированы, либо ликвидированы.
Основополагающими направлениями бюджетной политики в 2005 году должна стать модернизация отраслей здравоохранения и образования. Медицинская помощь и образование должны стать более доступными и качественными. Важно обеспечить достаточный уровень обязательного медицинского страхования.
В области государственных заимствований и управления государственным долгом одной из главных задач является обеспечение соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям республиканского бюджета по его обслуживанию и погашению.
Главной задачей в области бюджетных расходов на финансирование целевых республиканских программ Республики Коми (далее именуется - программ) является повышение их эффективности.
Основными критериями при разработке новых программ должны стать: соответствие проблемы, решаемой программно-целевым методом, стратегическим целям и приоритетам развития Республики Коми; наличие количественно определенного результата реализации программы; значительный мультипликативный эффект, который во многом определяется комплексностью решаемых программой проблем; преобладание в общем объеме расходов республиканского бюджета расходов капитального характера, включая приобретение оборудования и расходов на НИОКР в структуре финансирования программы. Соблюдение указанных выше критериев позволит придать программам четкую целевую направленность и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении только ключевых проблем, стоящих перед республикой, осуществлять строгий и объективный контроль за реализацией программ. Сумма бюджетных расходов на реализацию программ должна быть увязана с возможностями республиканского бюджета в течение всего срока реализации программы.
В целях стабилизации экономического положения в северных городах и районах республики, а также оптимизации местных бюджетов, будет продолжена работа по переселению граждан из районов Крайнего Севера, включая избыточное население городов Воркуты и Инты, с использованием федеральных финансовых ресурсов.
Капитальные вложения должны направляться в первоочередном порядке на софинансирование строительства объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, в целевые республиканские программы, что позволит увеличить объем привлекаемых в республику средств федерального бюджета. В приоритетном порядке следует включать в перечень объектов капитального строительства стройки и объекты социально-культурной сферы, имеющие иные дополнительные источники финансирования в объеме не менее 50 процентов.
В сфере жилищного строительства приоритетными направлениями должны стать строительство социального жилья для малообеспеченных категорий граждан, развитие индивидуального жилищного строительства в сельской местности, развитие и становление системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Государственная поддержка сельского хозяйства, направленная на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей и на повышение уровня жизни сельского населения, должна ориентироваться на эффективно работающие организации. Неэффективно функционирующие государственные унитарные предприятия Республики Коми следует реформировать путем их приватизации, а также санации нерентабельных производств.
При определении перечня научно-исследовательских работ для финансирования за счет средств республиканского бюджета необходимо исходить из значимости прогнозируемых конечных результатов исследований и разработок для научно-технического развития экономики Республики Коми, продолжить практику конкурсного отбора научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям и сопровождение отраслевых программ.
В сфере межбюджетных отношений необходимо направить усилия на дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений в рамках реформы местного самоуправления. В целях обеспечения стабильности бюджетной системы Республики Коми реформирование межбюджетных отношений будет осуществляться по трем основным направлениям:
1) четкое разграничение расходных полномочий органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в течение 2005 года, перераспределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами в соответствии с расходными полномочиями;
2) совершенствование методики формирования и распределения ФФПМО в 2005 году;
3) финансовое обеспечение всех государственных обязательств Республики Коми ("мандатов").
Кроме того, в целях полноценного функционирования новой системы межбюджетных отношений, вводимой с 2006 года в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", повышения бюджетной ответственности территорий требуется внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты Республики Коми, разработка новых нормативных актов, предусматривающих подготовку соответствующих методик формирования и распределения средств ФФПМО для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Методика формирования и использования ФФПМО в 2005 году должна обеспечить для всех муниципальных образований в Республике Коми одинаковые условия выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности. Главным принципом регулирования межбюджетных отношений должно стать создание стимулов к расширению налогового потенциала местных бюджетов, сокращению неэффективных бюджетных расходов и обеспечению бюджетной ответственности.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru