Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 23.06.2004 № 3-23/04
<ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 15.12.2003 № 270 "О РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 2004 ГОД">

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 02.11.2004, № 202


Определением Верховного Суда РФ от 15.09.2004 № 3-ГО4-9 данное решение оставлено без изменения.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2004 г. № 3-23/04

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.
при секретаре Старцевой Е.В.
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 23 июня 2004 года, дело по заявлению Кузнецовой Веры Антоновны о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года № 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции Постановления Правительства РК от 24 февраля 2004 года № 28) в части утверждения регионального стандарта уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов их стоимости, регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов и в части рекомендации органам местного самоуправления исходить при установлении цен на жилищно-коммунальные услуги из 100% возмещения их стоимости,

установил:

Кузнецова В.А. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года № 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции Постановления Правительства РК от 24 февраля 2004 года № 28) в части утверждения на 2004 год регионального стандарта уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов их стоимости и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов, а также в части рекомендации органам местного самоуправления исходить при установлении цен на жилищно-коммунальные услуги в 2004 году из 100 процентов возмещения их стоимости гражданами и в обоснование требований указала, что на 2004 год федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 90%, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 22%. Установленные субъектом федерации, Республикой Коми, региональные стандарты нарушают права и законные интересы граждан, поскольку значительно выше федеральных стандартов.
Определением суда прекращено производство по делу в части заявленных Кузнецовой В.А. требований о признании противоречащим, недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года № 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции Постановления Правительства РК от 24.02.2004 № 28) по тем основаниям, что данные требования не подлежат рассмотрению в суде.
В судебном заседании Кузнецова В.А. на заявлении настаивала и дала соответствующие пояснения.
Представители Правительства Республики Коми Логинова М.А., Туркина В.И. и Сорокина Н.М. с заявлением не согласны.
Заслушав Кузнецову В.А. и представителей Правительства Республики Коми Логинову М.А., Туркину В.И. и Сорокину Н.М., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26, ст. 251, 252 ГПК РФ находит заявление процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление Кузнецовой В.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 1 и 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года № 270 (в редакции от 24.02.2004 № 28) "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" утверждены следующие региональные стандарты на 2004 год:
региональный стандарт стоимости представляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по республике - в размере 38,6 рубля, по муниципальным образованиям - в размерах согласно приложению № 1 (п. 1 Постановления);
региональный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по республике - в размере 2,4 рубля, по муниципальным образованиям - в размерах согласно приложению № 2 (п. 1 Постановления);
региональный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов (п. 2 Постановления);
региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов (п. 2 Постановления).
Региональные стандарты соответственно 100 и 15 процентов, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РК от 15.12.2003 № 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции Постановления Правительства РК от 24.02.2004 № 28), применяются исключительно для целей расчета объема финансовой помощи, передаваемой из республиканского бюджета Республики Коми местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.
Региональные стандарты, установленные пунктом 1 указанного Постановления Правительства РК, полностью соответствуют Постановлению Правительства РФ от 25 августа 2003 года № 522.
Оспариваемый заявителем Кузнецовой В.А. пункт 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года № 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции Постановления Правительства РК от 24.02.2004 № 28) рекомендует органам местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан, в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 522 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг".
Анализ правовых норм федерального законодательства применительно к оспариваемому пункту 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года № 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции Постановления Правительства РК от 24.02.2004 № 28) позволяет суду сделать вывод, что поскольку данная норма носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления и не устанавливает какие-либо права и обязанности для органов местного самоуправления и граждан, а также полностью соответствует нормам федерального законодательства, напрямую не затрагивает права и интересы заявителя Кузнецовой В.А., поэтому оснований для удовлетворения требований нет.
Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425, определены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотрено создание системы, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления сохранено право устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Согласно названной Концепции переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг необходимо было завершить в 2003 году. В 2003 году доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг должна была составить 100%, а максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг - 25% (в процентах от совокупного семейного дохода).
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 25 августа 2003 г. № 522 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органы местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях должны исходить из необходимости обеспечения 100% возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан.
Согласно ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ) органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № 89.
В связи с этим при установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения органы местного самоуправления должны руководствоваться Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлениями Правительства РФ, а также Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425, что и содержится в рекомендации пункта 3 оспариваемого Постановления Правительства Республики Коми.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Коми

решил:

Заявление Кузнецовой Веры Антоновны о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года № 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции Постановления Правительства РК от 24 февраля 2004 года № 28) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий
Н.Е.БЕЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru