Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 05.05.2004 № А29-8668/03А
<О ПОСТАНОВКЕ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОТВЕТЧИКА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 5 мая 2004 года Дело № А29-8668/03А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства (в лице филиала) на решение арбитражного суда от 8 января 2004 года, принятое судом в составе судьи Протащука В.Г.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 8 января 2004 года по делу № А29-8668/03А требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару о взыскании с Некоммерческого партнерства (в лице филиала) штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп. за нарушение срока постановки на налоговый учет обособленного подразделения ответчика были удовлетворены в полном размере.
Ответчик не согласен с принятым решением суда и обратился с апелляционной жалобой, указав на нарушения судом норм материального права.
Инспекция представила отзыв на жалобу, в котором просит суд оставить без изменения решение суда от 8 января 2004 года.
Изучив материалы дела, заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для удовлетворения поданной жалобы.
При этом суд исходит из следующего.
Решением Совета Некоммерческого партнерства от 22 апреля 2003 года было утверждено Положение о филиале Партнерства в Республике Коми.
Именно с этой даты (22 апреля 2003 года) налоговый орган ведет отсчет месячного срока подачи заявления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения ответчика.
Заявления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения ответчиком было фактически подано 23 июня 2003 года.
В ходе камеральной проверки Инспекцией был составлен акт от 27 июня 2003 года № 448, в котором отражен факт нарушения Партнерством требований пункта 4 статьи 83 НК РФ.
Решением от 11 июля 2003 года № 448 руководитель Инспекции МНС РФ по городу Сыктывкару привлек Некоммерческое партнерство к ответственности в виде 5 000 руб. 00 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку предложение о добровольной уплате штрафа не было исполнено, Инспекция обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогового органа, исходил из того, что факт допущенного ответчиком правонарушения подтвержден материалами дела.
Из апелляционной жалобы и пояснений представителя ответчика следует, что, по мнению налогоплательщика, в данном случае отсутствовал состав правонарушения, поскольку обязанность по подаче спорного заявления о постановке на учет в налоговом органе наступала с 1 июля 2003 года, когда был заключен договор аренды нежилых помещений, то есть когда ответчиком было оборудовано рабочее место.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы ответчика обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Пунктом 4 этой же статьи установлено, что при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение, заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Таким образом, отправной точкой для исчисления срока, установленного пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, является момент создания обособленного подразделения.
В силу пункта 2 статьи 11 НК РФ обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные места, а место нахождения обособленного подразделения - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
При этом согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
За неисполнение обязанности по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения статьей 116 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа.
Отсчет Инспекцией МНС РФ по городу Сыктывкару срока создания обособленного подразделения ответчика с 22 апреля 2003 года является неправомерным, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие момент создания обособленного подразделения Партнерства в Республике Коми именно с этой даты.
На основании имеющихся в деле документов следует признать, что стационарные рабочие места филиала в Республике Коми были созданы гораздо позднее принятия Советом Партнерства решения о создании филиала, то есть позднее 22 апреля 2003 года.
Так, 1 июля 2003 года ответчиком был заключен договор аренды нежилого помещения для использования в качестве офиса (пункт 1.7 договора аренды).
Следовательно, с 1 июля 2003 года ответчиком могли быть оборудованы стационарные рабочие места его филиала в Республике Коми.
Поскольку нормами налогового законодательства не определено, что следует считать датой создания обособленного подразделения организации, арбитражный суд, руководствуясь положениями пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения актов законодательства, должны толковаться в пользу налогоплательщика, приходит к выводу, что Некоммерческое партнерство не могло быть привлечено в данном случае к ответственности по пункту 1 статьи 116 НК РФ.
При этом суд учитывает и то обстоятельство, что в зависимости от места размещения (нахождения) филиала ответчика зависело исполнение им обязанности по постановке на налоговый учет в том или ином налоговом органе.
Согласно пункту 1.7 Положения о филиале место нахождения этого филиала - город Сыктывкар.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 783, указанное Министерство и его территориальные органы - управления Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются - налоговые органы) образуют единую централизованную систему налоговых органов.
В городе Сыктывкаре действуют три Инспекции: Инспекция МНС РФ по городу Сыктывкару, Инспекция МНС РФ по Эжвинскому району города Сыктывкара и Межрайонная ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам в РК.
В связи с тем ответчиком были арендованы помещения в городе Сыктывкаре по адресу: улица Орджоникидзе (а не в Эжвинском районе города), он подлежал постановке на налоговый учет в ИМНС РФ по городу Сыктывкару.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 8 января 2004 года подлежит отмене, а жалоба Партнерства - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статей 110 и 112 АПК РФ возлагаются на Инспекцию, но с учетом положений пункта 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" она не может быть взыскана с истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Коми от 8 января 2004 года по делу № А29-8668/03А отменить.
2. В удовлетворении заявления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару отказать.
3. Настоящее Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
4. Постановление в полном объеме изготовлено 6 мая 2004 года.

Председательствующий
Т.И.ГАЛАЕВА

Судьи
Р.А.БОРЛАКОВА
И.Б.ЛЕУШИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru