Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Коми91.txt.12418
Коми

[СТАТЬЯ (Отдел по работе со СМИ и связям с общественностью УМНС России по РК, "Все для Вас", № 10, 2003 г.)]
"СОЦИАЛЕН ЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫЧЕТ?"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 12.03.2003, № 10






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

СОЦИАЛЕН ЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫЧЕТ?

С введением в действие с 1 января 2001 года главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса РФ в России существенно изменилась система подоходного налогообложения физических лиц.
Главой 23 НК РФ установлен достаточно большой перечень налоговых льгот, позволяющих плательщикам налога на доходы физических лиц уменьшить их налоговые обязательства по этому налогу.
Следует разобраться, каким же образом данные изменения в налоговом законодательстве отразились на взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов?

Начало года для россиян - традиционная пора для "оформления" своих отношений с налоговыми органами.
Каждый год с 1 января по 30 апреля россияне обязаны были подавать налоговую декларацию. С введением с 1 января 2001 года единой тринадцатипроцентной ставки налога на доходы физических лиц (за исключением отдельных видов доходов, налогообложение которых производится отдельно по ставкам 30 и 35 процентов), "выход из тени" стал обязательным лишь для тех, кто в течение года потратился на жилье, обучение, лечение и хочет воспользоваться своим законным правом на получение социальных или имущественных налоговых вычетов.
Напомним, что социальные налоговые вычеты - это право налогоплательщика уменьшить налогооблагаемый доход на суммы, потраченные на обучение и лечение себя и членов своей семьи. Имущественные налоговые вычеты - это вычеты из налогооблагаемого дохода средств, полученных от продажи имущества, которое принадлежало налогоплательщику на праве собственности, а также средств, израсходованных на покупку или строительство жилья.
Итак, новый принцип уплаты предусматривает отмену "обязаловки" подачи деклараций в инспекции - налог удерживается в местах получения гражданами доходов самими налоговыми агентами, то есть предприятиями, организациями и т.д. Такой порядок предполагает снижение нагрузки на налоговые органы, отсутствие очередей в инспекциях.
В то же время срабатывает материальная заинтересованность у тех, кто хочет воспользоваться налоговыми вычетами. Ведь из всех льгот работодатель имеет право предоставить лишь стандартные налоговые вычеты, остальные же можно получить только при подаче декларации. И вновь инспекции становятся похожими на "залы ожидания". Так, подводя итоги декларационной кампании 2002 года, можно сказать, что количество налогоплательщиков, заявивших социальные и имущественные налоговые вычеты, в целом по республике, составило порядка 13 тысяч человек, а сумма налоговых вычетов - 1075 млн. рублей. Наибольшее количество налогоплательщиков заявило имущественный налоговый вычет по приобретению жилья, затем следуют социальный вычет на образование и имущественный вычет при продаже жилья. Это колоссальный труд инспекторов, огромные финансовые затраты!
Существует ряд проблем, которых можно было бы избежать, в случае если бы вычеты предоставлялись налоговыми агентами. Например: налогоплательщик, который проживает в Эжве, а работает на городском предприятии, сдает декларацию для получения имущественного вычета в ИМНС России по Эжвинскому району. Налог на доходы, который предприятие удерживает с данного физического лица, перечисляется в бюджет по месту нахождения предприятия, соответственно налог поступает в городской бюджет. До настоящего времени возврат подоходного налога производился по месту жительства физического лица, то есть в Эжве. Таким образом, получается, что поступление налога производилось в один бюджет, а возврат - из другого. Этот вопрос недавно отрегулирован и теперь, в соответствии с новыми разъяснениями, инспектор должен составить заключение на возврат подоходного налога и направить его в инспекцию по месту нахождения предприятия, в нашем примере, это - в ИМНС России по г. Сыктывкару. Такой порядок усложняет работу инспекторского состава, требует определенных затрат времени, увеличивает документооборот.
Вернемся к вопросу "времени". Следует отметить, что прием деклараций ведется в рабочее время. В это время налогоплательщик, как правило, находится на рабочем месте, а значит ему необходимо "отпроситься" с работы, взять отгул. Во избежание очередей и, как следствие, конфликтных ситуаций, инспектора весь рабочий день заняты приемом деклараций, а ведь кроме этого у каждого из них есть свой участок работы, ответственность за который с них никто не снимал. Это работа с предпринимателями, которые сдают декларации по единому социальному налогу, декларации по налогу на доходы, декларации по НДС, по налогу с продаж. Что касается предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, то им необходимо ежемесячно сдавать расчеты, продлевать свидетельства и, если его работники не зарегистрированы как предприниматели, то сдавать расчеты по единому социальному налогу на наемных работников. Кроме того, к инспекторам постоянно обращаются за консультацией по вопросам уплаты того или иного налога. А проведение камеральных, выездных налоговых проверок, рейдов, работа с недоимкой! Это огромный фронт инспекторской работы, который требует массу времени и сил.
Так, только на прием одной правильно заполненной декларации по налогу на доходы физического лица, необходимой для получения социального или имущественного вычета, уходит не менее 10 минут. Это только визуальный контроль, проверка документов, необходимых для получения вычета. Кроме того, обработка декларации и ее камеральная проверка - еще 20-30 минут.
Большая проблема состоит в том, что основная масса налогоплательщиков, желающих получить вычеты, не может самостоятельно разобраться в налоговом законодательстве. И несмотря на то, что в инспекции оборудован консультационный пункт, на стендах размещены образцы бланков заполненных деклараций, чаще всего налогоплательщики заходят в кабинет инспектора с еще незаполненными бланками и тогда им необходимо объяснить порядок заполнения каждого листа декларации. В этих случаях работники инспекции пытаются оказать посетителям максимальную помощь. Таким образом, процесс заполнения декларации растягивается на неопределенное время, требуя от инспектора огромной эмоциональной нагрузки и выдержки.
Учитывая экономическую ситуацию в стране, необходимо отметить, что действующая практика предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов складывается не в пользу налогоплательщика. Например, приобретая квартиру в марте 2002 года, воспользоваться своим правом на получение имущественного вычета плательщик сможет только с 1 января 2003 года. А инфляция? Этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. В случае предоставления вычетов налоговыми агентами подобной ситуации можно было бы избежать.
Следует отметить, что основным положительным моментом в вопросе предоставления социальных и имущественных вычетов налоговыми органами, а не налоговыми агентами является более тщательный контроль за правомерностью предоставления вычетов. Но в то же время, при проведении проверок предприятий теми же налоговыми органами, особое внимание уделяется контролю за правильностью предоставления стандартных налоговых вычетов. Таким же образом налоговые органы смогут контролировать и правомерность предоставления социальных и имущественных вычетов. Этот вопрос в любом случае не выйдет из под контроля налоговых органов.
Необходимо создать баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, то есть дать возможность источникам выплаты дохода предоставлять социальные и имущественные налоговые вычеты в течение налогового периода. Напомним, что до вступления в силу Налогового кодекса вычеты предоставлялись именно таким способом.
Конечно, схема предоставления вычетов, действующая в настоящее время, способствует концентрации учета льгот, но с другой стороны, она значительно усложняет процедуру получения вычетов для налогоплательщиков, увеличивает нагрузку на налоговые органы, требует дополнительных финансовых и трудовых затрат.

Отдел
по работе со СМИ
и связям с общественностью
Управления
МНС России
по Республике Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru