Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Коми91.txt.12472
Коми

РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 26.02.2003 № 3-18-2003
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 24 ЗАКОНА РК "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" ОТ 16 ИЮНЯ 1998 ГОДА № 25-РЗ В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РК ОТ 16 ИЮЛЯ 2002 ГОДА № 75-РЗ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 18.04.2003 № 3-ГО3-5 данное решение оставлено без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26.10.2005 № 6пв05 данное решение и Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2003 № 3-ГО3-5 отменены и вынесено новое решение, которым удовлетворено заявление о признании статьи 24 Закона РК от 16.06.1998 № 25-РЗ противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения Постановления.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2003 г. № 3-18-2003

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 февраля 2003 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года № 75-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года № 75-РЗ. В обоснование заявления указал, что в приведенной норме Закона Республики Коми незаконно урегулированы вопросы трудовых отношений, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Ладанов В.М. считал, что заявление прокурора Республики Коми не основано на законе и подлежит отклонению. Полагал, что ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" принята в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и сама по себе не затрагивает исключительную компетенцию Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений.
Глава Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заслушав представителя Государственного Совета Республики Коми, прокурора и исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 26 ГПК РФ и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит отклонению.
Так, согласно п. "к" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять в указанных областях собственное правовое регулирование, но при условии безусловного соблюдения ими положений ст. 76 Конституции Российской Федерации о полном соответствии принимаемых нормативных правовых актов действующим федеральным законам.
Анализ содержания ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года № 75-РЗ применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует о непротиворечии данной нормы как трудовому законодательству, так и законодательству о местном самоуправлении в Российской Федерации.
В частности, ст. 24 Закона Республики Коми предусмотрено, что депутат представительного органа местного самоуправления в Республике Коми в период исполнения своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе администрации, за исключением случаев ликвидации организации, и ему не могут быть существенно изменены условия труда без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления.
Указанные гарантии в целом согласуются с принципами осуществления совместного нормотворчества Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, позволяющими субъектам Российской Федерации принимать по предметам совместного ведения собственные нормативные правовые акты по вопросам, в том числе и не урегулированным в соответствующих федеральных законах, и положениями ст. 5, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. 6, 11, 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими создание депутатам представительных органов местного самоуправления необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий путем установления для них Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации особого статуса, включающего в себя и дополнительные трудовые гарантии, обеспечивающие защиту депутатов от незаконного увольнения с работы и необоснованного изменения им существенных условий труда.
Поскольку федеральный закон о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации отсутствует, то с учетом изложенных выше обстоятельств Республика Коми обоснованно приняла собственный нормативный правовой акт, содержащий нормы о статусе депутатов советов муниципальных образований Республики Коми, которые предусматривают более высокий по сравнению с действующим трудовым законодательством уровень защиты трудовых прав этих депутатов. При этом установленные в ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" меры защиты трудовых прав депутатов представительных органов местного самоуправления сами по себе не противоречат основным началам трудового законодательства, т.к. не исключают право работодателя на применение положений ст. 73, 77, 81 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления и с точки зрения права граждан на осуществление местного самоуправления через свои выборные органы являются соразмерными и оправданными.
Таким образом, законных оснований для признания ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению не имеется.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года № 75-РЗ прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru