Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Коми91.txt.15323
Коми

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 27.06.2001
"ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ ТАТЬЯНЫ ЛЕОНИДОВНЫ ОРЛОВОЙ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УХТА" ОТ 13 АПРЕЛЯ 1999 ГОДА № 213, ОТ 24 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА № 323 С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ ОТ 19 ИЮНЯ 2000 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 26.09.2001, № 178
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 14.12.2001, № 12, ст. 1855






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 года

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ ТАТЬЯНЫ ЛЕОНИДОВНЫ ОРЛОВОЙ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД УХТА" ОТ 13 АПРЕЛЯ 1999 ГОДА № 213,
ОТ 24 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА № 323 С ИЗМЕНЕНИЯМИ
И ДОПОЛНЕНИЯМИ ОТ 19 ИЮНЯ 2000 ГОДА

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Т.А.Кырнышевой, С.Г.Толстова, заслушав в судебном заседании заключение судьи Т.А.Кырнышевой, проводившей на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение жалобы гражданки Т.Л.Орловой,

установил:

1. Гражданка Т.Л.Орлова обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 28 августа 1998 года № 310 "О порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска (лицензии) к маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и международном сообщениях" и ряда нормативных актов главы администрации муниципального образования "Город Ухта", регулирующих вопросы проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска к маршрутным перевозкам пассажиров в г. Ухте.
В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Коми заявительница утверждает, что в соответствии с постановлениями главы муниципального образования "Город Ухта" от 13 апреля 1999 года № 213, от 24 апреля 2000 года № 323 и внесенными в них изменениями и дополнениями постановлением главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 19 июня 2000 года № 486 конкурс проходит на условиях, отличных от условий конкурса, предусмотренных Указом Главы Республики Коми от 28 августа 1998 года № 310. При условиях конкурса, предусмотренных нормативными актами органа муниципального образования "Город Ухта", выиграть конкурс вновь заявившим участвовать в конкурсе невозможно, хотя есть случаи, что к перевозкам пассажиров в г. Ухте допускаются и те, кто не участвовали в конкурсе. Более того, гражданка Т.Л.Орлова считает, что проведение конкурса ущемляет ее право на свободу в осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому просит проверить на соответствие Конституции Республики Коми (статье 65, части 1) Указа Главы Республики Коми от 28 августа 1998 года № 310 и постановлений главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 13 апреля 2000 года № 213 "О порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска к маршрутным перевозкам пассажиров в г. Ухте", от 24 апреля 2000 года № 323 "О проведении конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска к маршрутным перевозкам пассажиров на территории МО "Город Ухта", от 19 июня 2000 года "О внесении изменений и дополнений в постановления главы администрации МО "Город Ухта", как нарушающих ее право на свободу предпринимательской деятельности и направленных на устранение конкурентов в сфере пассажирских перевозок в автомобильном сообщении.
2. Как следует из представленных документов гражданка Т.Л.Орлова, имеющая свидетельство на осуществление предпринимательской деятельности и лицензию на право осуществления перевозок пассажиров на коммерческой основе, и представлявшая в течение двух лет в администрацию муниципального образования "Город Ухта" документы на участие в конкурсе среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска к маршрутным перевозкам пассажиров, не получила право на осуществление пассажирских перевозок в г. Ухте в результате подведения итогов конкурса.
Результаты подведения итогов конкурса гражданкой Т.Л.Орловой оспаривались в Арбитражном суде Республики Коми, решением которого ей было отказано в удовлетворении требования о признании результатов конкурса недействительными.
3. Согласно статье 35 Конституции Республики Коми каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Указ Главы Республики Коми от 28 августа 1998 года, направленный на совершенствование правового регулирования в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Республики Коми, был предметом проверки конституционности Конституционным Судом Республики Коми. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 22 января 2001 года этот нормативный акт не предусматривает каких-либо запретительных или ограничительных мер по отношению к перевозчикам и также не ограничивает перевозчиков в их праве на осуществление предпринимательской деятельности. Он не содержит положений о том, что неучастие в конкурсе является препятствием для осуществления перевозок. Поэтому в части проверки конституционности данного Указа согласно пункту 3 части первой статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" должно быть отказано в принятии обращения гражданки Т.Л.Орловой, поскольку ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, и Суд не находит оснований для его пересмотра.
4. Формальное применение Указа Главы Республики Коми от 28 августа 1998 года № 310 при принятии постановлений главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 13 апреля 1999 года № 213, от 24 апреля 2000 года № 323 по сути привело к нарушению конституционного права граждан на свободное осуществление предпринимательской деятельности. Кроме того, постановлением главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 19 июня 2000 года № 486 внесено изменение в пункт 2 постановления главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 13 апреля 1999 года № 213, предусматривающее привлечение автотранспорта юридических и физических лиц к маршрутным перевозкам в городском, пригородном и междугородном сообщениях на конкурсной основе, то есть норма, принятая органом местного самоуправления, содержит обязательное предписание допуска к перевозкам лишь тех владельцев автотранспорта, которые участвовали в конкурсе и по результатам конкурса заключили договор на транспортное обслуживание пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории муниципального образования "Город Ухта" (Приложение № 5 - дополнение к постановлению главы администрации МО "Город Ухта" от 24 апреля 2000 года № 323).
5. Вопрос о конституционности положений, допускающих возможность осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом только на конкурсной основе, также уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми.
В Постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 22 января 2001 года по делу о проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 28 августа 1998 года № 310 "О порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска (лицензии) к маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях" и Постановления главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 7 декабря 1998 года № 12/3313 "Об упорядочении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Сыктывкаре" Конституционный Суд Республики Коми признал Постановление главы муниципального образования "Город Сыктывкар" от 7 декабря 1998 года № 12/3313 не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 18 (часть 3), 35 и 65 (часть 1).
Положения постановлений главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 13 апреля 1999 года № 213, от 24 апреля 2000 года № 323, от 19 июня 2000 года № 486 по своему содержанию аналогичны положениям Постановления главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 7 декабря 1998 года № 12/3313. Они нарушают конституционную гарантию каждому использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, провозглашенную в статье 35 (часть 1) Конституции Республики Коми. Поскольку оспариваемые постановления по существу являются такими же, как Постановление главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", ранее признанное Конституционным Судом Республики Коми не соответствующим Конституции Республики Коми, поэтому для разрешения поставленного заявительницей вопроса не требуется вынесения итогового решения в виде постановления Конституционного Суда Республики Коми.
6. Конституционный Суд Республики Коми своим Постановлением от 22 января 2001 года подтвердил, что введение оспариваемыми постановлениями дополнительных ограничений на право занятия предпринимательской деятельностью, в частности, в виде обязательного участия в конкурсе и заключения договора с администрацией нарушает конституционное право граждан на свободу осуществления предпринимательской деятельности. Лицензия является основным и исчерпывающим основанием к занятию пассажирскими перевозками, поскольку в процессе ее получения перевозчик проходит необходимый предварительный контроль для реализации права пассажирских перевозок.
Следовательно, в отношении оспариваемых постановлений главы администрации муниципального образования "Город Ухта" действуют требования части второй статьи 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", согласно которой признание Конституционным Судом Республики Коми нормативного акта или отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Коми является основанием отмены в установленном порядке положений, аналогичных тем, какие были предметом обращения; такие положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене.
В связи с тем, что конституционное право заявительницы Т.Л.Орловой на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности было нарушено в той мере, в которой проведение конкурса является препятствием для осуществления этой деятельности, то ее право должно быть восстановлено соответствующим органом.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 39, частями первой и второй статьи 73 и частью второй статьи 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

определил:

1. Постановления главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 13 апреля 1999 года № 213 "О порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска к маршрутным перевозкам пассажиров в г. Ухте", от 24 апреля 2000 года № 323 "О проведении конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска к маршрутным перевозкам пассажиров на территории МО "Город Ухта", от 19 июня 2000 года № 486 "О внесении изменений и дополнений в постановления главы администрации МО "Город Ухта" являются аналогичными Постановлению главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 17 декабря 1998 года № 12/3313 "Об упорядочении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Сыктывкаре", признанным ранее Конституционным Судом Республики Коми не соответствующим Конституции Республики Коми Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 22 января 2001 года, сохраняющим свою силу.
В соответствии с частью второй статьи 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" дело гражданки Т.Л.Орловой подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.
2. Признать жалобу гражданки Орловой Татьяны Леонидовны не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Республики Коми, поскольку для разрешения в ней поставленного вопроса не требуется вынесения итогового решения в виде постановления.
3. Определение Конституционного Суда Республики Коми по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и в газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru