РЕШЕНИЕ Совета МО "Сысольский район" от 21.03.2001 № 105
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МО "СЫСОЛЬСКИЙ РАЙОН" НА 2001-2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЫСОЛЬСКИЙ РАЙОН"
РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2001 г. № 105
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
МО "СЫСОЛЬСКИЙ РАЙОН" НА 2001-2005 ГОДЫ"
В соответствии с п. 4 ст. 27 Устава муниципального образования "Сысольский район", во исполнение Указа Главы РК № 399 от 22.09.2000 г. и обеспечения эффективного развития агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности Сысольского района Совет МО "Сысольский район" решил:
1. Утвердить Целевую муниципальную программу "Развитие агропромышленного комплекса МО "Сысольский район" на 2001-2005 годы".
2. Сысольскому управлению МСХП РК совместно с отделом экономики администрации МО "Сысольский район" разработать план организационно - технических мероприятий по реализации в 2001-2002 гг. Программы "Развитие агропромышленного комплекса МО "Сысольский район" на 2001-2005 годы" в срок до 1 апреля 2001 года.
3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, сельскому хозяйству и природопользованию (пред. Рыжков Н.И.).
Ход выполнения Программы рассматривать 1 раз в полугодие.
Председатель Совета
П.ПЛЕШЕВ
Утверждена
Решением
Совета МО "Сысольский район"
от 21 марта 2001 г. № 105
(приложение)
ЦЕЛЕВАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
МО "СЫСОЛЬСКИЙ РАЙОН"
НА 2001-2005 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование программы ¦- целевая муниципальная программа¦
¦ ¦"Развитие агропромышленного комплекса МО¦
¦ ¦"Сысольский район" на 2001-2005 годы" ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основание для ¦Закон Республики Коми "О государственном¦
¦разработки программы ¦регулировании агропромышленного ¦
¦ ¦производства", Указ Главы РК № 399 от¦
¦ ¦22.09.2000 г. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Заказчик программы ¦Глава МО "Сысольский район" ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Разработчики программы ¦Сысольское районное управление сельского¦
¦ ¦хозяйства и продовольствия РК ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Цель программы ¦Обеспечение эффективного развития¦
¦ ¦агропромышленного комплекса и¦
¦ ¦продовольственной безопасности¦
¦ ¦Сысольского района ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Задачи программы ¦- Увеличение производства¦
¦ ¦сельскохозяйственной продукции; ¦
¦ ¦- Наращивание ресурсного потенциала в¦
¦ ¦сельском хозяйстве и перерабатывающих¦
¦ ¦отраслях; ¦
¦ ¦- Продолжение аграрной и земельной¦
¦ ¦реформы в целях формирования¦
¦ ¦эффективного собственника; ¦
¦ ¦- Улучшение экономических условий¦
¦ ¦функционирования АПК; ¦
¦ ¦- Развитие социальной инфраструктуры на¦
¦ ¦селе ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2001-2005 годы ¦
¦программы ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Перечень основных ¦- Определение и реализация основных¦
¦мероприятий программы ¦направлений аграрной политики в¦
¦ ¦Сысольском районе; ¦
¦ ¦- Развитие отраслей АПК по приоритетным¦
¦ ¦направлениям; ¦
¦ ¦- Повышение плодородия почв; ¦
¦ ¦- Семеноводство многолетних трав; ¦
¦ ¦- Племенное дело; ¦
¦ ¦- Техническое и технологическое¦
¦ ¦перевооружение пищевой промышленности; ¦
¦ ¦- Повышение конкурентоспособности¦
¦ ¦сельскохозяйственной продукции; ¦
¦ ¦- Развитие кооперации и агропромышленной¦
¦ ¦интеграции, реформирование предприятий; ¦
¦ ¦- Социальное развитие села и кадровое¦
¦ ¦обеспечение АПК ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Исполнители программы ¦Сысольское районное управление сельского¦
¦ ¦хозяйства и продовольствия¦
¦ ¦Минсельхозпрода РК, администрация МО¦
¦ ¦"Сысольский район", Министерство¦
¦ ¦сельского хозяйства и продовольствия РК,¦
¦ ¦предприятий и организаций АПК района ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Затраты на реализацию программы¦
¦финансирования ¦составят - 76,69 млн. руб., в т.ч.: из¦
¦ ¦федерального бюджета - 5,4 млн. руб.,¦
¦ ¦республиканского бюджета -¦
¦ ¦69,59 млн. руб., районного бюджета -¦
¦ ¦1,7 млн. руб. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Реализация мероприятий Программы¦
¦результаты реализации ¦позволит остановить спад¦
¦программы ¦сельскохозяйственного производства,¦
¦ ¦обеспечить к 2005 году прирост валовой¦
¦ ¦продукции сельского хозяйства на 15¦
¦ ¦процентов ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Система контроля за ¦Сысольское районное управление сельского¦
¦реализацией программы ¦хозяйства и продовольствия РК ¦
¦ ¦ежеквартально до 15 числа, следующего за¦
¦ ¦отчетным периодом, представляет¦
¦ ¦информацию о ходе программы главе МО¦
¦ ¦"Сысольский район" ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
МО "СЫСОЛЬСКИЙ РАЙОН" НА 2001-2005 ГОДЫ"
1. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Целевая муниципальная программа "Развитие АПК МО "Сысольский район" на 2001-2005 годы" разработана в соответствии с Республиканской программой "Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 2001-2005 годы", а также с Законом РК "О государственном регулировании агропромышленного производства".
Программа разработана на основе анализа состояния АПК района, Республики Коми, социально - экономических результатов аграрной и земельной реформ.
Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что решить весь комплекс проблем, накопившихся в аграрном секторе экономики в последние годы в результате отсутствия разработанной политики государства в отношении аграрного производства на период реформ, отдельными, недостаточно обоснованными мерами не представляется возможным.
Аграрное производство - это сложный хозяйственный механизм, определяющий не только производство продуктов питания, но и создающий уклад жизни сельского населения.
Программа представляет собой среднесрочную стратегию деятельности Сысольского районного управления сельского хозяйства и продовольствия РК, предприятий и организаций агропромышленного комплекса, определяет цели и задачи, устанавливает приоритеты и главные направления аграрной политики.
2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
МО "СЫСОЛЬСКИЙ РАЙОН"
В последние годы происходили большие структурные изменения в АПК района. В результате проводимой реформы, реорганизации совхозов среди категорий хозяйств значительно увеличился вес подсобных сельских хозяйств граждан. К сожалению, это увеличение не компенсировало потерь в общественном секторе.
В неблагоприятных общеэкономических условиях кризисные явления в аграрном секторе экономики района сохранились. Объемы производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств, кроме личных, в 1999 году составили к уровню 1991 году по молоку - 20,5%, мясу в живом весе - 16,3%, численности КРС - 37,5%.
Реформы в аграрном секторе и ликвидация централизованной системы распределения продовольственных ресурсов способствовали ослаблению роли государства в регулировании продовольственного рынка, возникновению многочисленных посреднических коммерческих структур на продовольственном рынке, что привело к удорожанию продукции местных товаропроизводителей и снижению ее конкурентоспособности.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,
СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Основной целью Программы является обеспечение эффективного развития АПК, продовольственной безопасности Сысольского района и Республики Коми путем определения основных направлений аграрной политики и эффективной госфинподдержки развития отраслей агропромышленного производства по следующим приоритетным направлениям:
- Повышение плодородия почв
- Семеноводство многолетних трав
- Племенное дело
- Техническое и технологическое перевооружение пищевой промышленности
- Обеспечение социально - экономического развития района и кадровое обеспечение АПК и другие.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие вопросы:
- наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и в пищевой промышленности, в первую очередь, за счет сохранения и повышения плодородия почв, семеноводства сельскохозяйственных культур, разведения сортов, адаптированных к неблагоприятным почвенным и климатическим условиям хозяйств, племенной работы в животноводстве, создания собственной прочной кормовой базы, использования новых технологий в растениеводстве и животноводстве, подготовки кадров;
- структурная перестройка отраслей аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;
- содействие развитию производства и предпринимательства в аграрном секторе, формирование эффективного механизма государственной поддержки товаропроизводителей в агропромышленном комплексе.
4. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ АПК
РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2001-2005 ГОДЫ
1. Направления развития аграрной реформы
Наиболее целесообразным направлением развития аграрных отношений является ориентация на крупное и среднее производство, преимущественно кооперативного типа, в сочетании с мелким частным хозяйством.
Наряду с государственным регулированием агропромышленного производства особое место будет занимать мобилизация внутренних ресурсов и возможностей аграрного сектора на основе реформирования производственных отношений в сельскохозяйственных предприятиях.
Приоритетным направлением формирования новой институциональной структуры агропромышленного комплекса должно стать развитие кооперации как наиболее рациональной формы организационно - экономических отношений в сферах производства сельскохозяйственной продукции, переработки, производственного и финансово - кредитного обслуживания, реализации продукции.
В целях развития земельных отношений, создания механизма экономического стимулирования, рационального и эффективного использования земель будут приняты меры по завершению выдачи собственникам земельных долей свидетельств на право собственности, проведению поэтапного формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки, совершенствованию и развитию системы земельного кадастра, расширению института аренды земли и совершенствованию механизма ее правового регулирования, проведению дополнительных эмиссий акций путем внесения стоимости земельных участков в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Формирование земельных, производственных отношений и организованного рынка будет происходить путем объединения интересов личных подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозпредприятий различных организационно - правовых форм.
2. Поддержка личных подсобных хозяйств,
индивидуальных предпринимателей - глав
крестьянских (фермерских) хозяйств и развитие
кооперации и агропромышленной интеграции
Поддержка индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских (фермерских), личных подсобных, садоводческих и огородных хозяйств будет одним из приоритетных направлений аграрной политики. На эти категории сельскохозяйственных товаропроизводителей будут распространены все формы государственной поддержки, расширено агрономическое и ветеринарное обслуживание, организована поставка племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования, а также сеть машинно - технологических станций и пунктов проката техники для обработки земельных участков граждан и оказания услуг производственного характера, льготное кредитование их деятельности.
Кооперация в агропромышленном комплексе будет развиваться по следующим основным направлениям:
- сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на личном трудовом участии, объединении имущественных и земельных паев для производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, выполнении других видов деятельности;
- кооперация индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли, ведения животноводства и выполнения других работ;
- кооперация сельхозтоваропроизводителей и других предприятий агропромышленного комплекса для переработки сельскохозяйственной продукции, снабженческой, сбытовой и другой деятельности.
3. Земледелие и растениеводство
3.1. Земледелие
Одной из основных задач земледелия в АПК района является забота о сохранении и повышении плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В последние годы уровень почвенного плодородия начал снижаться. Обусловлено это, в первую очередь, сокращением объемов применения органических и минеральных удобрений, фосфотирования и известкования кислых почв. В то же время в районе имеются значительные резервы сохранения почвенного плодородия, и эти резервы должны быть использованы в 2001-2005 годах, иначе деградация земель и, как следствие, всего сельскохозяйственного производства станут необратимыми.
Указом Главы Республики Коми от 05.05.2000 г. № 204 утверждена республиканская целевая программа "Обеспечение воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Коми на 2001-2005 годы". В соответствии с этой программой сохранение и повышение плодородия почв в предстоящий период будет осуществляться в первую очередь за счет разработки и внедрения в каждом хозяйстве научно обоснованных энергосберегающих систем земледелия, адаптированных к почвенно - климатическим условиям региона, освоения в хозяйствах двух типов севооборотов (полевого и лугового), а также за счет увеличения объемов применения органических и минеральных удобрений, известкования и фосфотирования кислых почв (таблица 1 к программе). Плодородие мелиоративных земель будет поддерживаться также путем своевременного проведения работ по реконструкции и восстановлению осушительных систем, объем которых ежегодно будет увеличиваться.
3.2. Растениеводство
3.2.1. В период с 1991-1999 годы произошло сокращение площадей практически всех возделываемых сельскохозяйственных культур. В настоящей программе намечается частичное восстановление посевных площадей и доведение их в сельхозпредприятиях до 8830 га (таблица 2 программы).
Намеченная структура посевных площадей, их прирост должны обеспечить увеличение производства продовольственных культур и кормов, а также будут способствовать сохранению и повышению плодородия почв.
3.2.2. Зерновые культуры
Развитие зернового производства в районе является важным резервом пополнения высокоэнергетических кормов для животноводства. В 1999 году зерновые культуры занимали 135 га, в 2005 году посевные площади зерновых культур намечено довести до 300 га. В Сысольском районе в основном выращиваются озимая рожь, ячмень, овес на зерно и на корм.
3.2.3. Производство картофеля
В нашем районе производство картофеля является традиционным и основным видом растениеводства. В настоящее время в сельхозпредприятиях района картофель занимает около 300 га. В 2000 году его производство достигло 3400 т. В настоящей программе предусмотрено увеличение производства картофеля до 4200 т (в 2005 г). Данный прирост будет обеспечен за счет увеличения площадей под картофелем в сельхозпредприятиях и за счет повышения урожайности до 140 ц/га в 2005 году.
Одним из главных и дешевых средств повышения урожайности в предстоящий период будет использование сортовых районированных семян.
3.2.4. Овощеводство
В районе дальнейшее развитие получит производство овощей в личных хозяйствах населения. В сельхозпредприятиях овощи будут производиться, в основном, для внутрирайонного потребления. Одним из направлений в овощеводстве будет углубление специализации.
3.2.5. Семеноводство сельскохозяйственных культур
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми разработаны и утверждены отраслевые программы "Селекция и семеноводство многолетних трав" и "Селекция и семеноводство картофеля". В реализации данных программ будут участвовать Сысольская ГСИС, хозяйства района.
Только за счет хорошо организованного семеноводства урожайность сельскохозяйственных культур может быть повышена на 20-30%.
3.2.6. Кормопроизводство
Система кормопроизводства в хозяйствах района должна гарантировать круглогодичное обеспечение потребности отрасли животноводства в кормах собственного производства. Решение этой задачи в 2001-2005 годах будет основано на расширении и обновлении посевов многолетних трав, создании долголетних культурных пастбищ, эффективном использовании естественных кормовых угодий и совершенствовании технологии заготовки кормов. Производство всех видов кормов к 2005 году должно быть доведено до 6,6 тыс. тонн к.е. (таблица 4).
4. Животноводство и племенное дело
Продуктивный потенциал разводимых в районе пород КРС составляет 4000-5000 килограммов молока от коровы в год. Созданный потенциал продуктивности животных в хозяйствах используется на 20-30%.
Удой на одну корову в сельхозпредприятиях в 1999 году составил 1026 кг молока, когда как в целом по Республике Коми 1679 кг.
Для повышения продуктивности животноводства в 2001-2005 годах предполагаются:
- интенсификация производства продукции животноводства на основе внедрения новых организационных и технологических решений
- максимальное использование местных трудовых и сырьевых ресурсов для увеличения объемов производства продукции и улучшения ее качества: специализация хозяйств с учетом природных условий, возможности сбыта продукции
- увеличение производства продукции животноводства в подсобных хозяйствах населения с помощью экономического стимулирования их развития.
4.1. Молочное и мясное скотоводство
Развитие производства молока и говядины предусматривает следующие направления:
- совершенствование селекционно - племенной работы
- внедрение в скотоводство технологий, позволяющих снизить трудоемкость и энергоемкость производства
- создание устойчивой кормовой базы
- снижение затрат кормов на производство продукции за счет повышения полноценности рационов
- разработка и реализация механизмов совершенствования организационно - хозяйственных связей в интеграционном процессе функционирования мясомолочного комплекса.
4.2. Свиноводство
С целью увеличения производства свинины в районе и удовлетворения в спросе населения на поросят предусматривается увеличение поголовья свиноматок на существующих свинофермах, сохранение экономического стимулирования производства свинины.
5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Основными направлениями развития пищевой промышленности в 2001-2005 годах являются:
- сохранение и укрепление материально - технической базы молочного завода и предприятий малого хлебопечения
- обеспечение выпуска более рентабельных продуктов в мелкой расфасовке в современных тароупаковочных материалах
- организация закупа молока от индивидуальных хозяйств.
6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛА И
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В сельскохозяйственных предприятиях произошли существенные изменения в сторону ухудшения в организации труда, соблюдении производственной дисциплины, технической оснащенности рабочих мест, использовании земли, что отразилось на состоянии рынка аграрного труда и социальной сферы села.
За 1990-1999 годы среднегодовая численность занятых в агропромышленном комплексе сократилась с 2146 до 1284 тыс. человек, или в 1,7 раза, а в сельском хозяйстве - с 1896 человек до 1172, или в 1,6 раза. Высвобождение работников в сельском хозяйстве происходит, в основном, по экономическим причинам. Преобладающим фактором сокращения занятости является уменьшение количества средств труда в результате их износа и старения, свертывание производственной базы (уменьшение количества рабочих мест), сокращение поголовья скота, объемов производства продукции, отсутствие материально - вещественных, экономических и социальных условий производства.
На селе, по сравнению с городом, опережающими темпами растет безработица. На конец 2000 года 592 человека состояли на учете в службе занятости в качестве официально зарегистрированных безработных. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди женщин и молодежи.
6.1. Социальное развитие села
Финансирование социального обустройства села будет осуществляться за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов, а также за счет привлечения средств сельских товаропроизводителей, промышленных и строительных организаций, коммерческих структур на основе формирования фондов социального развития села.
6.2. Кадровое обеспечение предприятий и организаций агропромышленного комплекса
Задачи по кадровому обеспечению села призвана решить система профессионального образования кадров, предполагающая формирование единого образовательного комплекса, задачей которого является развитие непрерывного образования в течение трудовой деятельности по схеме: школа - профессиональное училище - техникум - высшее учебное заведение - институт переподготовки и повышения квалификации.
Профессиональные училища № 2, 20, 21 готовят кадры рабочих профессий. Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум осуществляет профессиональную подготовку специалистов средней квалификации, Сыктывкарский лесной институт и Коми филиал Вятской государственной сельскохозяйственной академии - профессиональную подготовку специалистов с высшим образованием, а послевузовскую подготовку обеспечивает Институт переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса Республики Коми. Потребность в специалистах сельского хозяйства высшей квалификации на 2003-2005 годы представлена в таблице 7.
Для поднятия престижа сельскохозяйственного труда и занятости школьников в период летних каникул предусматривается создание ЛТО по заготовке кормов в каждом сельскохозяйственном предприятии района.
6.3. Улучшение условий и охраны сельскохозяйственного труда
В целях улучшения условий и охраны сельскохозяйственного труда в 2001-2005 годах предусматривается:
- разработать республиканскую отраслевую программу улучшения условий и охраны труда на предприятиях агропромышленного комплекса Республики Коми с выделением приоритетного направления - улучшения условий труда и производственного быта женщин, с частичным финансированием из республиканского бюджета;
- обеспечить реализацию Закона Республики Коми "Об охране труда", в котором предусмотрено, что размер средств, ежегодно выделяемых предприятиями на финансирование охраны труда, не должен быть менее 1 процента от затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
- в соответствии с Законом Республики Коми "Об охране труда" в целях улучшения работы по охране труда и здоровья тружеников агропромышленного комплекса и членов их семей в трудовых коллективах с численностью 100 и более человек создавать службы охраны труда;
- провести ревизию и восстановить работу ранее закрытых, ликвидированных санаториев - профилакториев при фермах и ремонтно - механических мастерских, а также физкультурно - спортивных сооружений, подростковых клубов и клубов по видам спорта для взрослых;
- совместно с профсоюзными комитетами организовать регулярное проведение дней охраны труда, анализ производственного и бытового травматизма, создавая для этой цели совместные комиссии;
- на всех производственных объектах отрасли оборудовать гардеробные, умывальники и другие бытовые помещения в соответствии с типовыми нормами;
- ежегодно проводить смотры - конкурсы на лучшую организацию работы по охране труда и технике безопасности;
- ежегодно организовывать летний отдых детей и подростков в лагерях труда и отдыха, в стационарных оздоровительных лагерях как в республике, так и за ее пределами за счет средств предприятий и республиканского бюджета Республики Коми.
Таблица 1
ОБЪЕМЫ
РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
Ежегодный рост 15 проц. по валовому производству молока.
Таблица № 6
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
МО "СЫСОЛЬСКИЙ РАЙОН" НА 2001-2005 ГОДЫ"
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОСФИНПОДДЕРЖКИ